bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

«В те далекие времена, когда задолго до нашей эры создавались первые части священной книги зороастрийцев Авесты, предки туркмен так справляли древнейший праздник Новруз: уже с ночи на огромные деревянные блюда укладывали пророщенные молодые побеги пшеницы, а в большие домотканые скатерти-сачаки укрывали свежеиспеченные круги ароматного чурека. Все ждали восхода солнца, и первый луч светила падал на землю, женщины выносили эти молодые побеги в блюдах, выходя на середину общего собрания народа, а девушки обходили всех по кругу, предлагая отведать хлеб, сладости, фрукты. К людям выходили главные действующие лица – Хаджи Новруз и Солтан Новруз (Новрузбике). Облаченные в красные одежды, они возвещали о приходе Нового года. Люди воздевали руки навстречу всевозрастающим лучам солнечного света, и начинались песнопения в честь главного светила – источника жизни и тепла: «О, Великое Солнце, с твоим приходом отступают и злая тьма, и трескучие морозы, и злые духи…». Так начинали новый день нового года, новой жизни на земле. Так начинался Новруз…».


Историк

Овез Гундогдыев

Книга о Новрузе

Во всех странах, у каждого народа всегда существовала определенная система обрядности – необходимого элемента социального бытия и духовной культуры, где важную роль играют праздники.

Туркмены испокон веков имели свои самобытные обряды и обычаи. Они отмечали всевозможные земледельческие и животноводческие, календарные и культовые праздники. В зависимости от господствующей религии и социальной системы, эти праздники меняли свои названия и внешние формы, но оставались верны своей первоначальной основе – забыть на время о тяжелом труде, бремени домашних забот, долгах, будничной суете, подчинить себя всеобщему веселью, играм и танцам.

Из глубины веков к нам вернулся праздник Новруз, названный сегодня Национальным праздником весны. В наше время он уже не является чисто религиозным торжеством, как было много столетий назад. Сегодня это поистине народный праздник, впитавший в себя лучшие традиции существовавших прежде древних воззрений.

Весна всегда ассоциировалась с пробуждением жизни, являлась неизменным символом обновления, принося с собой оживление и радость. Поэтому праздник весны – один из главных и любимых праздников туркмен.

Новруз (дословно «Новый день», «Новый год») – новогодний праздник, известный с древнейших времен. В бессмертном памятнике наших предков – священной книге зороастрийцев Авесте отмечается, что начало нового года совпадает с наступлением дня весеннего равноденствия. Согласно зороастрийскому календарю, год делился на 12 месяцев с теофорными названиями и состоял из 365 дней (по 30 дней в месяце плюс 5 дней интеркаляции).

Античный историк Квинт Курций Руф писал, что в день весеннего равноденствия на восходе, когда первый луч солнца падал на царский трон, над шатром царя поднимали изображение солнца, и праздничное шествие начиналось.

В ночь перед Новрузом последний раз люди видели уходящие за горизонт созвездия Плеяд (созвездие Быка) и Кассиопеи (созвездие Оленя), а в зенит выходило созвездие Льва с царской звездой Регул. Это явление давно было замечено предками туркмен. Именно поэтому в изобразительном искусстве саков широко интерпретировалась сцена терзания львом копытного животного (быка или оленя).

В момент восхода солнца в день Новруза по знаку астролога царь возвещал: «Вот он, новый день нового года!» После этого начинался праздник, сопровождаемый всеобщим весельем. В древней поэме «Вис и Рамин», повествующей о парфянском царе и его супруге, события которой разворачиваются в Мерве, говорится: «Хотя празденство царя было великолепно, но и у других праздник проходил не хуже… Все вышли из домов и отправились за город… Изо всех садов, с полей и берегов рек неслись радующие слух различные напевы».

Люди совершали коллективные пиршества. Юноши собирали в поле тюльпаны и другие цветы, преподнося их девушкам, которые плели венки и, мечтая в новом году выйти замуж, произносили магические заклинания: «В тринадцатый день следующего года – дом мужа, младенец на руках». Замужние женщины купались в реке, напевая: «О, текучая вода! Пусть будет ласков со мной мой муж!».

Тем временем правитель, выезжая в поле, принимал представителей всех сословий (жрецов, воинов, общинников), позволяя им говорить с собой как с равным, ведь правитель являлся одним из главных героев торжества, олицетворяя собой легендарного героя-первопредка Джемшида (Йиму), который, по словам великого энциклопедиста Абу Рейхана ал-Бируни (XI в.), в этот день победил «… наславшего засуху и едва не погубившего мир» противника и «… взошел, как солнце, и разлился от него свет… и зазеленело вокруг все то, что высохло, и сказали люди: «Рузи Нау», что есть «Новый день», и все посадили ячмень в корыте или иной посуде, считая, что это принесет благо. С тех пор остался обычай сажать в этот день семь разновидностей злаков на семи подносах. По тому, что вырастало, судили о качестве злаков в этом году – сильные они или худые».

У туркмен и сейчас сохранился подобный обычай – проращивать к Новрузу зерна пшеницы и ячменя и по росткам определять обильность будущего урожая. Народная туркменская поговорка гласит: «Ýylyň nähili boljagy Nowruzdan görüner» («Каким будет год – покажет Новруз»).

Известный поэт и ученый Омар Хайям, который до 1074 г. работал в обсерватории Мерва, также ссылается на авестийскую традицию: «Говорят, что когда Всевышний и Святой Йазд (Бог) приказал Солнцу сдвинуться с места, чтобы его лучи и приносимая им польза были повсеместно, Солнце вышло из головы Овна, тьма отделилась от света, и появились день и ночь. Так началась история этого мира. Когда царствовал Джемшид, он добыл в рудниках золото, серебро, медь, олово, свинец и сделал корону, трон, браслеты, ожерелья и перстни. Он получил мускус, амбру, камфару, шафран, алоэ и другие благовония. Он устроил праздник в упомянутый нами день, назвал его «Новруз» и приказал праздновать каждый год появление нового фравардина и считать этот день началом нового года. В этом состоит истина Новруза».

В своем труде «Новруз-нама» О. Хайям пишет:

Когда на тюльпаны в Новруз облако слезы прольёт,

К чаше вина припади, пусть грусть поскорее пройдет;

Зелень, который сегодня любуешься ты,

Завтра сквозь прах твой, скрывая его, прорастет…


К теме Новруза обращались такие известные восточные поэты и ученые как Хафиз, Саади Ширази, Джами, Ходжа Али Термизи (поэма «Новрузнама), Фирдоуси и др.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу