bannerbanner
Страницы истории Земли Олонхо
Страницы истории Земли Олонхо

Полная версия

Страницы истории Земли Олонхо

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

В 1947 г. Шишкинские скалы подарили ученым рисунок того же стиля и той же глубокой древности. На одной из плоскостей вначале была обнаружена косая линия выветрившейся и выцветшей красной краски. При тщательной промывке скалы на конце этой полосы обнаружилась отчетливо прорисованная широкая кисточка. Затем проявились туловище, ноги и голова зверя. Из глубины скалы выступил еще один представитель исчезнувшего животного мира далеких эпох. На этот раз перед исследователями предстал дикий бык, изображенный в такой же стилистической манере и такими же техническими приемами, как и первые палеолитические фигуры лошадей. Древнему художнику удалось талантливо передать на только общий вид массивной фигуры животного (длиной 1,12 м, шириной 0,55 м), но и его характерную позу. Рисунок наполнен грозной и тяжеловесной первозданной мощью. Вытянутый хвост, опущенная вниз голова и крутой горб при переходе от шеи к спине усиливают это впечатление. Животное полно неудержимой внутренней энергии и стремления вперед. Этот рисунок также имеет много общих черт с известными изображениями быков в Испании. Бык из Шишкино такой же далекий северный собрат замечательных быков Альтамиры в Испании, как лошади из Шишкино – двойники лошадей пещерных росписей франко-кантабрийской области древнекаменного века. Интересно, что, несмотря на колоссальные пространства, разделяющие долину реки Лены и Пиренеи, может быть установлено не только самое общее соответствие между памятниками палеолитического искусства, но и некоторые более близкие совпадения.

Открытие рисунков ледникового периода на Лене совершенно по-новому осветило историю искусства Сибири. Во-первых, глубинные районы Сибири, оказывается, были заселены человеком в раннее время, а во-вторых, древним людям, расселявшимся в тайге и лесотундре, было свойственно чувство прекрасного, художественный вкус. Талантливые художники и скульпторы оставили после себя неповторимые шедевры первобытного искусства, внесли свою лепту в мировое искусство на заре человечества. Находки на Мальте, рисунки в Шишкино еще раз подтвердили важную мысль, что для человеческого общества характерны одни и те же законы развития мышления и сознания независимо от того, где расселялись коллективы: в степных и лесостепных ландшафтах Испании или Франции, необозримых просторах Центральной Азии или Сибири. Человек, оторвавшись от животного мира, медленно, постепенно, но уверенно делал свои первые шаги в искусстве, которые затем воплотились в бессмертные шедевры эллинского искусства, Возрождения и нашего сегодняшнего дня.

Удивительно богат внутренний мир древних художников. Своеобразно и оригинально их искусство. По берегам Лены и других рек обнаружены целые галереи наскальных росписей – писаниц, сделанных во времена неолита – 8–5 тыс. лет назад. Это изображения зверей – красавца тайги лося, основной добычи первобытных охотников, рыб, а также бытовых сцен. Писаницы выполнены на камне и, конечно, не одним человеком, а поколениями талантливых людей. Поражает мастерство первобытных художников: все делалось сразу в твердом материале – на века и тысячелетия. Красную краску получали, растирая в порошок гематит и окисленную железную руду.

Шишкинские писаницы на Верхней Лене были исследованы академиком А.П. Окладниковым, известным исследователем с мировым именем. Изображение лошади в момент его открытия в 1941 г. было единственным в своем роде среди древних рисунков не только на Лене, но и вообще в Сибири. При детальном изучении Шишкинских скал в 1947 г. удалось обнаружить еще два палеолитических изображения животных – бизона и лошади, выполненных в той же стилистической манере и окончательно доказывающих наличие палеолитических росписей на Лене. Оба этих изображения выполнены в той же технике, в том же своеобразном наивно-реалистическом духе, что и большой рисунок лошади, с тем лишь отличием, что благодаря их относительно небольшому размеру, древний художник мог более уверенно и точно передать пропорции и форму тела животных.

Основным объектом животного охотничьего эпоса и культа у лесных племен Сибири был лось, поэтому именно он и является на ленских скалах основным в магических действиях. Его изображение часто встречается в наскальных писаницах эпохи палеолита и неолита. Самые древние из них относятся к дюктайской археологической культуре. Следовательно, древний художник рисовал картину примерно 35–10 тыс. лет назад.

На самой монументальной, после изображения мархинской Суруктаах Хая, наскальной композиции в устье р. Синей, как и на многих, представлена сцена охоты человека, вооруженного луком, на лося. Исключительно интересны наряду с ними и другие писаницы Средней Лены, где отсутствует охотник, но зато наглядно демонстрируется акт убиения зверя или сам результат этого акта. На замечательном рисунке вблизи Тойон Арыы в одной композиции с двумя большими фигурами сохатых изображена еще и третья фигура лося меньших размеров. Она пересечена посередине вертикальной полосой, нанесенной той же красной краской, которой выполнены все писаницы, и несомненно означающей копье или стрелу, которой поражено животное насмерть.

Наскальные изображения животных, людей и мифических существ, естественно, тоже должны были быть «оживлены», подобно рисункам на бубнах и т. п., если не кровью, то ее эквивалентом – несмываемой красной краской охрой. Тем более важно отметить, что мотив этот и до сих пор звучит в приленском фольклоре в прямой связи с писаницами.

Относительно двух больших фигур лосей на скале Тойон Арыы существует предание, согласно которому одна великая шаманка боролась с духом оспы. Превратившись в двух огромных лосей, они бились до тех пор, пока дух не был повержен. В знак своего торжества над врагом-болезнью шаманка сделала роспись.

Рисунок этот раньше был хорошо виден, но сегодня сохранилась лишь левая сторона самки лося, а правая еле заметна. Все остальное уничтожено временем. Выполнены животные тщательно, умелой опытной рукой. По уверенности и точности линии изображение ничем не уступает более ранним неолитическим, если даже не превосходит их.

Академик А.П. Окладников предположил, что эти лоси – самец и самка, стоящие друг против друга. Но в тойон-арынских рисунках есть и существенные отличия от более древних изображений. Он отметил, что фигура лося поражает своей несообразностью: морда свисает вниз крючком, впереди торчат два кривых острия – бивни, сзади на голове возвышаются настоящие широкие лопасти лосиных рогов, но непропорционально маленькие по размеру.

Бивни у реальных лосей отсутствуют и поэтому являются чисто фантастической деталью, которая отчасти напоминает своеобразную манеру скифских, античных и древневосточных мастеров изображать фантастические существа путем произвольного сочетания частей, принадлежащих реальным, но совершенно разным животным. Таким наивным, но чрезвычайно выразительным приемом достигалась определенная цель: вместо изображений обыкновенных зверей появлялись образцы мистических чудовищ, обладающих, по мнению их творцов, сверхъестественными свойствами и исключительным могуществом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4