Полная версия
Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА – организации, имеющие целью издание и распространение Библии. Первые Б.О. появились в европейских странах в начале XIX в., в России – в 1813. Принцип деятельности Б.О. – каждому человеку книги Св. Писания на родном языке, по доступной цене и без комментариев – был связан с желанием избежать в изданиях Библии спорных вопросов и сделать издание приемлемым для разных христианских →конфессий. В последнее время Библия издается с научными комментариями, которые должны соответствовать общепринятому в →библеистике мнению. Работая первоначально независимо друг от друга, Б.О. разных стран осознали необходимость координации усилий, и в 1946 в Великобритании была основана международная ассоциация «Объединенные Библейские общества» (англ. United Bible Societies), объединившая 13 национальных Б.О., сегодня их число возросло до 150.
Российское Библейское общество, первоначально – С.-Петербургское Б.О., учреждено по повелению императора Александра I в январе 1813, первым президентом был избран князь А.Н. Голицын. Деятельность Общества была широка и успешна: переведены и изданы книги Св. Писания на 14 языках, на которые Библия до этого не переводилась, напечатаны Библия и ее части на 26 языках и наречиях. В апреле 1826 император Николай I приостановил деятельность Российского Библейского общества. Она была возобновлена в январе 1990 в Москве по инициативе о. Александра Меня. В настоящее время Российское Библейское общество – крупнейший издатель Библии в России: ежегодно выпускается около 2 млн книг. Продолжается работа над переводом Библии на современный русский язык и на языки народов России. Выпускается много учебной и справочной литературы: различные словари и атласы, детские и молодежные Библии. По заказу Общества была разработана отечественная технология изготовления тонкой бумаги для печатания Библии, создан специальный библейский шрифт. Для работы в РБО объединились православные, протестанты и католики. С 1995 Российское Библейское общество стало членом ассоциации «Объединенные Библейские общества».
БИБЛЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ – три языка – еврейский, арамейский и греческий, – на которых написаны оригинальные тексты Священного Писания.
Канонические (→Канон Священного Писания) книги ВЗ написаны на древнееврейском языке; несколько разделов 1-й Книги Ездры и Книги пророка Даниила написаны на арамейском языке, который называют также халдейским, потому что на нем говорили халдеи в Месопотамии. В IX–VIII вв. до н. э., когда ассирийские завоеватели переселяли многие покоренные народы, арамейский язык стал общим, межнациональным, и документы на арамейском языке встречаются от Египта до Индии. Согласно пророку Исайе (Ис 36, 11), евреи около 700 до н. э. еще не понимали арамейского языка; он широко распространился со времени →Вавилонского пленения, настолько вытеснив древнееврейский язык, что когда Ездра по возвращении из плена читал народу Закон, ему потребовались переводчики (Неем 8, 8). Арамейский алфавит стал прототипом квадратного еврейского шрифта. Существует мнение, что в междузаветный период арамейский язык был господствующим в Палестине, хотя и еврейский язык оставался живым.
В настоящее время установлено, что древнееврейский язык происходит от общесемитского корня и родствен языкам финикийцев-ханаанеян, вавилонян, ассирийцев, арамеев, сирийцев и арабов. Он имеет образный характер, связан с конкретным опытом семитских народов.
Некоторые палестинские слова и фразы, сохраненные в Евангелиях, показывают, что Иисус Христос разговаривал по-арамейски (abá – отец, sataná – Сатана, pischá – Пасха (в отличие от евр. pesah)). Многие библеисты считают, что Евангелие Матфея первоначально было написано на арамейском языке.
Второканонические книги ВЗ сохранились в основном на греческом языке.
Язык Евангелий – греческое койне (наддиалектный вариант языка) эпохи эллинизма; исследователи относят этот евангельский язык ко второму или третьему поколению христиан; греческое койне было распространено и у евреев. Первые проповедники Евангелия были евреями, говорившими по-гречески (Деян 11, 19–20). Язык Евангелий имеет семитическую основу: часты удвоения глаголов, чуждые греческому, но характерные для еврейского и арамейского языков («встал и пошел», «пришед, поселился», «отвечая, сказал»); употребление слова «сын» для разных лиц («сыны чертога брачного», «сыны геенны», «сыны света», «Сын Человеческий»). В Евангелиях почти отсутствуют сложные периоды, фразы просты и лаконичны. Видимо, первоисточники канонических Евангелий восходят к палестинской традиции, к апостольской первообщине. Был ли ее первоначальным языком еврейский или арамейский – остается спорным вопросом.
В Посланиях св. →апостола Павла видно, что греческий язык способен более тонко разъяснить богословские тайны Иисуса Христа.
Изучение Б.Я. было начато еще Оригеном и св. Иеронимом, а продолжено библеистами →Возрождения (Рейхлином, Эразмом Роттердамским) и в последние века достигло большого расцвета: выпущены их многочисленные грамматики и словари.
БИБЛИЯ (греч. biblia – книги) – собрание книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов (христиане признают обе части Писания, тогда как иудеи только Ветхий Завет). Предположительно Б. как комплекс книг (т. н. канон) сложилась в период от 1300 до н. э. по I в. н. э. Согласно →вере Церкви, она была создана богодухновенными авторами и редакторами и передает →Откровение Божественное, необходимое для →спасения человека.
Церковь всегда считала Б. основным источником своего вероучения (DV 7), в течение веков углубляя ее понимание (DV 8 и сл.). С этой целью Б. переводится на все языки мира и является наиболее часто издаваемой в мире книгой, Святой Книгой христианства. Под опекой Церкви развиваются библейские исследования и вспомогательные библейские науки. В пастырской практике Церкви Б. читается ежедневно в Святой →Мессе, в →Литургии Часов и в отдельных →богослужениях. Развиваются разные формы углубления знаний о Б., а также личного и группового общения с ней (например, библейские кружки, деление евангелием, lectio Divina и др.).
См. также: БИБЛЕИСТИКА, БОГОДУХНОВЕННОСТЬ, КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, ЭКЗЕГЕЗИС
БИОЭТИКА (от греч. bios – жизнь и ethos – обычай, нрав) – одно из направлений этики, ориентированное на установление моральных норм, оценок, правил для таких сфер человеческой деятельности, которые связаны с угрозой жизни, либо с прерыванием ее естественного протекания (например, клиническая смерть), либо с нарушением ее естественных проявлений, либо с манипуляциями ее формами и естественными процессами (например, эксперименты с человеческими эмбрионами и клонированием). Б. оценивает нравственные последствия вторжения человека во все сферы жизни, связанные с использованием новых научно-технических технологий.
Б., выделяясь в отдельную философско-этическую дисциплину, с методологической точки зрения остается в тесной зависимости от принятых в этике правил философского исследования и является составной частью нормативной этики. Современная Б. во многом является полем конфронтации двух философско-этических ориентаций – христианской этики и этического релятивизма. Христианская Б. основана на христианской антропологии и исходит из концепции человека как духовной →личности и социального существа. Этический релятивизм в различных своих проявлениях выдвигает материалистическую (→материализм) и натуралистическую концепцию человека.
Термин «Б.» появился в США в середине 70-х XX в. Это было связано с новейшими достижениями в области биомедицины, исследованием начала человеческой жизни и созданием научно-исследовательских центров, привлекающих к исследованиям специалистов в области этики, богословия, права, социологии, биологии и медицины.
В рамках Международной организации католических университетов (FIUC), имеющей свои представительства в Вашингтоне, Брюсселе, Барселоне и Риме, созданы специальные исследовательские группы по проблемам Б.
Все проблемы, которых касается Б., характеризуются двумя признаками: ситуативная исключительность – жизнь человека на грани своего существования (смерть, увечье) и вторжение человека в процесс жизни, как собственной, так и в жизнь кого-либо другого. Биоэтические ситуации сопровождают человека на протяжении всей жизни, в которой выделяются три периода – зачатие и жизнь до рождения, жизнь от рождения до смерти и сама смерть. Этим периодам соответствуют три раздела Б., для которых еще нет установившейся терминологии. Обычно используются термины: «биогенезис», «биотерапия», «танатология».
Одним из главных импульсов возникновения и развития Б. является стремление защитить права человека в таких областях, как повседневная практика здравоохранения и биомедицинские исследования, этико-правовое регулирование биомедицинских экспериментов на человеке и животных, нравственные принципы и право в отношениях между врачом и пациентом, особенно в трудных ситуациях, связанных с генетическим вмешательством, трансплантологией, переливанием крови, использованием отдельных фракций крови и кровезаменителей, а также использованием искусственных органов. В круг проблем, рассматриваемых Б., входит также этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии, эпидемиологический и инфекционный контроль и морально-этические проблемы, связанные с заболеваниями, передаваемыми половым путем, и СПИДом; морально-этические проблемы искусственного прерывания беременности, а также →контрацепции и стерилизации.
В сферу рассмотрения Б. попадают также вопросы полового воспитания, направленного на ответственное репродуктивное поведение, воспитание →целомудрия; морально-этическая оценка новых репродуктивных технологий, включающих искусственное зачатие и дородовую диагностику, а также экспериментов на человеческих эмбрионах и использования тканей и органов плода. Предметом исследований становятся этические аспекты генной инженерии и евгеники.
Биоэтические исследования касаются моральной стороны пограничных проблем медицинской терапии, а также отношения человека к →страданию, где открывается проблема эвтаназии и этика умирания. Объектом моральной оценки становится специфическая форма отказа от жизни – самоубийство.
Католическая Церковь имеет устойчивую традицию обсуждения проблем Б., которая особенно проявилась во второй половине XX века. Позиция Католической Церкви по вопросам Б. выражена в ее официальных документах (пастырская конституция →Ватиканского II собора Gaudium et spes, энциклики Casti connubii Пия XI, Humanae Vitae Павла VI, Evangelium Vitae Иоанна Павла II, апостольское послание Familiaris consortio Иоанна Павла II).
Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований началось после окончания Второй мировой войны, в ходе Нюрнбергского процесса, где был разработан первый международный документ, содержащий перечень этико-правовых нормативов, названный Нюрнбергский кодекс. Особую значимость приобрела принятая в 1964 Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) и ее последующая редакция, принятая Генеральной ассамблеей ВМА в 1989. Важным достижением Б. является принятая в ноябре 1996 Парламентской ассамблеей Совета Европы конвенция О правах человека и биомедицине. В 1997, в связи с успешными экспериментами по клонированию млекопитающих и обсуждением перспектив применения этой технологии к человеку, Совет Европы принял Дополнительный протокол к конвенции, содержащий правовые нормы отношения к этим технологиям.
В России правовая база для создания этических комитетов появилась в 1993 с принятием закона РФ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
См. также: НРАВСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ
БИРЕТТА (итал. biretta) – повседневный головной убор католического →духовенства, ныне используемый нечасто: жесткая четырехугольная шапочка с помпоном посередине. →Священники носят Б. черного цвета, →прелаты – черного с фиолетовым или малиновым помпоном, →епископы – фиолетового или малинового, →кардиналы – алого.
БЛАГАЯ ВЕСТЬ – перевод на русский язык греческого слова Euangelion – Евангелие. Русское выражение употребляется для обозначения учения Иисуса Христа в его целостности. Б.В. – знание о том, что Бог совершил →спасение →мира через Иисуса Христа. Экзистенциальное принятие Б.В. →верой есть спасение. Благовествовать Иисуса Христа – распространять веру.
Весть о спасении иногда также нестрого переводят как «Радостная весть».
БЛАГОВЕЩЕНИЕ (греч. euangelion, лат. annuntiatio) – благое возвещение, радостная весть. Евангельское событие Б. включает в себя возвещение архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Спасителя; и ее согласие, за которым последовало зачатие Иисуса →Святым Духом. Сцена Б., описанная в Евангелии от Луки (1, 26–38), выражает развитое богословие →Воплощения, сложившееся в Церкви к концу I в. По мнению экзегетов (→экзегезис), выражение «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1, 35) отсылает к сошествию Бога на →Ковчег Завета в →скинии Ветхого Завета. В сцене Б. отражены все исходные положения современной →мариологии – исключительное место Девы Марии в →истории спасения, ее предызбранность и предуготовленность Божественной →благодатью, ее Богоматеринство, основанное на всецелом →послушании воле Бога при свободном согласии с Его промыслом.
Евангельский рассказ о Б. несколько раз на протяжении →года литургического звучит на Божественной →Литургии во время богородичных праздников.
Торжество Б. отмечается 25 марта, за 9 месяцев до торжества →Рождества Христова. Праздник появился в VI в. в Константинополе, в VII–VIII вв. распространился на Западе.
БЛАГОДАРНОСТЬ – чувство признательности за полученное благо. Благодарность есть естественная психологическая реакция, потребность души не остаться в долгу перед благодетелем. Она, как и другие нравственные качества, воспитывается с малых лет.
Главный источник Б. – сам Бог. Б. возникает в ответ на Божию →благодать, подаваемую щедро и бескорыстно, ведущую →личность к вечному счастью →Царства Божия. →Вера невозможна без Б., которая открывает глаза на изобилие добра в жизни. Поэтому Б. играет важнейшую роль в Библии как религиозный ответ творения Творцу.
Совершенная Б. открывается в отношении Иисуса Христа к Отцу, а Церковь входит в эту радость, доходящую до жертвенности, в таинстве →Евхаристии.
Множество Божиих даров передается через людей, прежде всего поддержка проявлением солидарности. Так чувство Б. оказывается обращенным на человека. Как Иисус оставался свободным, благодаря Отца, так и человеческая Б., воздаваемая с подлинным →смирением, не должна сопровождаться чувством унижения. Человек достоин даров Божиих, и за человека отдал жизнь Сын Божий.
Благодарности следует учиться, развивать это качество. В то же время сама Б. дается греховному и слабому человеку как дар Божий. Для того чтобы быть свободным в Б., нужно различать дары, приносящие подлинное благо.
Наука и искусство развивают способность видеть целесообразность и красоту творения, предназначенного для служения человеку. Но без практики нравственной жизни и →молитвы Б. не достигает необходимой глубины.
Выражение Б. оживляет отношения между людьми. Слово «спасибо» восходит к пожеланию ближнему Божьего спасения.
В человеческих отношениях блага не всегда предлагаются со смиренной деликатностью. Не следует смешивать Б. и обязательство справедливого возмещения за полученные блага. Справедливость требует осуществления независимо от возникающих чувств.
См. также: ДОБРОДЕТЕЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ
БЛАГОДАТЬ (греч. charis, лат. gratia – милость, снисхождение) – в широком смысле означает Божественное милосердие и снисходительность к человеку. Бог одаривает человека →любовью, правом называться чадом Божиим (освящающая Б.), включая его в жизнь →Троицы Святой, и оказывает на него воздействие, чтобы человек, отвечая своему →призванию, своими делами заслужил →спасение (воздействующая Б.). В Священном Писании говорится о Б. прежде всего в первом значении, как о милосердии Бога по отношению к человеку.
Человек, сотворенный Богом, обязан Ему всем, но особенно возможностью обрести спасение. Господь явил Себя человеку, дабы человек уверовал в Него, уповал на Него и, возлюбив Бога, как дитя, обрел бы в Нем своего Отца. Согрешив (→грех), человек разорвал сыновние узы, соединяющие его с Богом, что было равносильно вечному осуждению человека. И тогда Бог совершил дело спасения через Своего Сына Иисуса Христа.
Человек может получить спасение, веруя в Спасителя и Его Евангелие, которое возвещает о спасении. Но и сама →вера – Б. Божия. Св. →апостол Павел учит: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2, 8). От Бога и плоды любви, проистекающие из веры, – ибо человек во всем, что касается спасения, зависит от Бога. Об этом говорит →притча о виноградной лозе: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне… Без меня не можете делать ничего» (Ин 15, 4–5).
Человек благодаря вере в Иисуса Христа получает →оправдание и Божественное усыновление. Ученики Иисуса участвуют в том единении, которое существует между Иисусом и Богом Отцом. Об этом единении говорится в →молитве Иисуса о Своих учениках, переданной нам в Евангелии от Иоанна: «…как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17, 21). Это единение символизирует и образ Иисуса, пребывающего вместе с Отцом в душе верующего: «…кто любит меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). Такие глубокие сыновние отношения с Богом остаются тайной, столь же сокровенной, как узы, соединяющие Иисуса Христа и Бога Отца.
Божественное усыновление человека совершается, как подчеркнуто в Св. Писании, силою →Святого Духа. После →Воскресения из мертвых Иисус Христос ниспосылает Св. Духа на Своих учеников, дабы Он научил их всякой →истине, излил в их сердца любовь, животворил, открыл путь к Богу Отцу. Св. Дух, так же, как Отец и Сын, пребывает в человеке (Рим 8, 9–11).
Человек принимает дарованное ему спасение и поступает так, как подобает чаду Божию, благодаря Божественному влиянию, называемому воздействующей Б. В Св. Писании используются две метафоры, отражающие Божественное воздействие на человека: свет и сила. Они показывают зависимость человека от Бога во всяком благе. Особенно много таких сравнений в псалмах: «Господь свет мой» (Пс 27[26], 1); «Пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня» (Пс 43[42], 3); «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 119 [118], 105) и т. п.
В богословии «свет» связывается с Божественным воздействием на →разум человека, «сила» – с воздействием на его волю. Таким образом Бог дает человеку возможность понять, что есть добро, и совершать добрые дела. Как Творец Бог – податель всего, что составляет сущность каждого творения. Так же и действия каждого сотворенного существа, и в особенности разумные действия человека, зависят от созидательного воздействия Бога. И тем более человек зависим от Бога во всем, что он совершает на пути к спасению. Ибо →жизнь вечная, к которой каждый человек призван, – это общение с Самим Богом, и только Он может привести к такому единению с Самим Собою. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8, 29–30). Божественное воздействие на человека охватывает весь путь к спасению, начиная от акта веры, и даже от самого начального стремления уверовать, и вплоть до неустанного пребывания во благе до конца. «…Начавший в вас доброе дело, – пишет апостол Павел в Послании к Филиппийцам, – будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (1, 6).
Божественное влияние на человека (воздействующая Б.) не ограничивает ни в чем его →свободы, но и не уменьшает его ответственности. «Божественная инициатива в деле Б. предупреждает, подготавливает и побуждает свободный ответ человека. Б. отвечает глубоким чаяниям человеческой свободы; она призывает ее к сотворчеству и совершенствует ее» (ККЦ 2022).
Б. даров Духа включает в себя и сакраментальную Б. – дары →таинств Церкви, и особые Б. – →харизмы. «Б. состояния» позволяют исполнять различные ответственные функции в мире и Церкви (ККЦ 2003).
Радость, мир, безопасность, исполнение желаний – словом, все, что связано с ощущением свободы, человек находит в Доме Господнем. Его законы не связывают человека, а, наоборот, освобождают.
См. также: БОГ, ВЕРА, ИИСУС ХРИСТОС, ОБРАЩЕНИЕ, СВЯТОЙ ДУХ
БЛАГОРАЗУМИЕ – см. Добродетель
БЛАГОСЛОВЕНИЕ (лат. benedictio) – это акт Бога, который открывает творение к плодовитости, к жизни. Когда человек благословляет человека, он передает Б. Бога. Через слова, жесты или действия он выражает свою доброжелательность, свои пожелания другому человеку счастья и удачи, помощи Бога.
Если человек благословляет Бога – это акт благодарности и подчинения, тогда Б. означает признание Его величия и совершенства, радость от осознания этого, благодарность за полученные дары, готовность подчинения Ему; в таком смысле это форма →молитвы.
Противоположное Б. действие – →проклятие.
→Откровение Божественное свидетельствует, что благословляет прежде всего Господь Бог – человека и всякое творение и что только Его Б. всегда обладает действенной силой. Бог – источник всякого Б., т. е. от Него исходит всякое благополучие в земной жизни, всякое благо и счастье, удача и, наконец, вечное →спасение – наивысшее Б.
В обыденной жизни, согласно ВЗ, часто произносились Б., например отец семьи перед едой говорил: «Да будет благословен Господь, даровавший земле способность плодоносить…» Когда люди встречались, они приветствовали друг друга и обменивались взаимными пожеланиями Божия Б. И сегодня христиане обращаются друг к другу словами: «Бог в помощь!», «С Богом!», молятся перед едой и после нее, благословляют своих детей →крестным знамением и т. п.
Иисус Христос был послан Богом, дабы оделить людей во всей полноте «духовным благословением» (Еф 1, 3). Он благословлял детей и Своих учеников, благословил →хлеб во время чудесного умножения хлебов, учил благословлять врагов. Церкви своей Он даровал →Евхаристию как залог всех Б. Божиих.
Всеобъемлющие духовные Б., принесенные христианам Иисусом Христом, передали Церкви →апостолы, а в наше время передают Папа Римский, →епископы и →священники. Происходит это прежде всего во время св. →таинства Евхаристии, во время принятия других таинств, во время всех →богослужений, ядром которых и являются Б.
Среди →сакраменталий важное место занимают Б. как хвала и просьба Церкви помочь принять →благодать Бога.
См. также: БОГ, БОГОСЛУЖЕНИЕ, САК-РАМЕНТАЛИИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – добровольная и безвозмездная помощь нуждающимся, один из способов содействия осуществлению социальной справедливости в христианстве. В основе христианской Б. лежит библейское понимание →любви к Богу и ближнему (Втор 6, 5; Лев 19, 18; Мф 22, 37–40; Мк 12, 29–31; Лк 10, 27–28). Христианин призван видеть в нуждающемся Самого Христа (Мф 25, 34–40). Служение милосердия Церкви является продолжением и подражанием делам любви Самого Иисуса. Характерным для общественного служения Иисуса было то, что Он свидетельствовал не о Себе Самом, но о приближении →Царства Божия. Этими своими деяниями Он осуществил обетованную пророками новую реальность, в которой главным принципом общественной жизни являлась любовь. Социальная реальность, а вместе с нею и служение милосердия обретают на христианской почве высокое достоинство – они становятся местом осуществления Царствия Божия. Ибо там, где проявляется дающая помощь, поддержку и исцеление забота о бедных и слабых, там Царство Божие становится реальным.
После сошествия →Святого Духа →апостолы не только с новой силой провозглашали Евангелие любви, но также с новой энергией свидетельствовали о Христе делами любви – диаконией. При этом они использовали как свои скромные материальные возможности, так и полученные ими дары →благодати (Деян 3, 1–10). Ведущая роль в такого рода деятельности принадлежала →диаконам и →диаконисам (Деян 6, 2–6). Еще одной иллюстрацией заботы о бедных была общность имущества, в течение некоторого времени практиковавшаяся в иерусалимской общине (Деян 2, 44; 4, 32). В качестве ее материального гаранта выступали денежные средства, полученные при продаже домов и имущества, которые приносились на литургические собрания и складывались у ног апостолов (Деян 4, 34–35).