bannerbanner
«Молчат гробницы»? Археология античной Греции
«Молчат гробницы»? Археология античной Греции

Полная версия

«Молчат гробницы»? Археология античной Греции

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Наконец, уже на наше время пришлось «третье открытие» Трои. С 1988 г. на ее месте начала работу международная экспедиция под руководством Манфреда Корфмана. Новые раскопки дали новые важные результаты. В частности, если раньше исследовался исключительно троянский акрополь, центральная цитадель, то Корфман обнаружил у подножия холма нижний город, «посад», о наличии которого до того и не подозревали. А ведь именно там, очевидно, жила большая часть населения. Таким образом, изучение Трои оказалось поставлено в более широкий и более верный контекст. Несомненно, раскопки будущего принесут нам и другую ценную информацию.

А что же случилось с кладом Шлимана? Его судьба – отдельная и интересная история. После поражения Германии во Второй мировой войне этот клад, как считалось, исчез; на несколько десятилетий следы его затерялись. Впоследствии выяснилось, что он оказался в числе трофейных ценностей, вывезенных из Берлина в СССР, и тайно где-то хранился. В 1980-х гг., в эпоху «перестройки», советские власти признали, что троянские сокровища находятся в нашей стране. Многие из находок были выставлены для осмотра посетителями в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Эта экспозиция действует и по сей день, любой желающий может пойти и полюбоваться вещами из «клада Приама». Но юридический статус экспонатов остается неясным, поскольку Германия, естественно, сразу же начала требовать их возврата. Вопрос не решен и по сей день…

Лет 15–20 назад многие представители нашей интеллигенции выступали за удовлетворение немецких требований: дескать, «награбленное нужно вернуть». Ныне подобных настроений поубавилось. В любом случае необходимо заметить, что такого рода спорные ситуации с перемещенными памятниками искусства – не редкость в мировой практике. Так, Греция чуть ли не с момента восстановления своей независимости в XIX в. требует возвращения в Афины из Британского музея скульптурного убранства Парфенона, еще в годы турецкого владычества снятого и вывезенного послом Англии лордом Элгином. Вот это действительно был грабеж чистой воды, но вряд ли греки когда-нибудь добьются своего…

Несколько менее яркое и, так сказать, более «провинциальное» впечатление производит догреческая протоцивилизация юга Балканского полуострова, то есть самой будущей Эллады. Создателем этой культуры был, судя по всему, народ пеласгов (индоевропейского происхождения). Ее наиболее значительное и лучше всего изученное поселение – Лерна на северо-востоке Пелопоннеса. Интересно, что Лерна вошла в позднейшую греческую мифологию: с ней связано сказание об одном из двенадцати подвигов Геракла – поединке героя с ужасной Лернейской гидрой.

Раскопки показали, что Лерна была довольно крупным поселком (хотя все-таки еще не городом). В ее центральной части располагалось большое, монументальное здание (25 × 12 м в плане), условно названное в науке «Домом черепиц». Что это было – дворец правителя, святилище или постройка какого-нибудь иного назначения? На этот вопрос пока нет однозначного ответа. Вообще в истории древнейшей Эгеиды «белых пятен» еще едва ли не больше, чем достоверно известных фактов.

К концу III тысячелетия до н. э. и эта пеласгическая протоцивилизация тоже внезапно погибла. Но в данном случае причины гибели все-таки можно определить с известной степенью достоверности. Скорее всего, поселения пеласгов были разрушены греками, которые как раз тогда начали отдельными волнами переселений приходить на свою новую родину.

Крит: рождение цивилизации

Итак, почти все ранние культуры бассейна Эгейского моря одна за другой прекратили существование. Но было одно чрезвычайно значимое исключение. Речь идет о культуре, сложившейся на острове Крит. Она возникла тоже в III тысячелетии до н. э., но на первых порах отставала от своих быстрее развивавшихся соседей – протоцивилизаций, созданных кикладцами, троянцами, пеласгами.

Однако в дальнейшем ситуация изменилась. Критская культура оказалась долговечнее остальных (может быть, здесь сыграло свою роль отдаленное, изолированное положение острова, труднодоступного для внешних вторжений). Более того, в первой половине II тысячелетия до н. э. она достигла своего высшего расцвета, выдвинулась на ведущее место в Эгеиде и первой во всем этом регионе перешла на ступень настоящей, полноценной цивилизации. В науке эту древнейшую критскую цивилизацию обычно называют минойской – по имени Миноса, легендарного царя Крита.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См. о ней в целом: Блаватский В. Д. Античная полевая археология. М., 1967; Немировский А. И. Нить Ариадны (Из истории классической археологии). Воронеж, 1972; Кругликова И. Т. Античная археология. М., 1984; Shanks M. Classical Archaeology of Greece: Experiences of the Discipline. London; New York, 1997; Dyson S. L. In Pursuit of Ancient Pasts: A History of Classical Archaeology in the Nineteenth and Twentieth Centuries. New Haven; London, 2006; Mee C. Greek Archaeology: A Thematic Approach. Oxford, 2011; Classical Archaeology / Ed. by S. E. Alcock, R. Osborne. 2nd edition. Chichester, 2012.

2

См. в русском переводе сборник его наиболее известных трудов: Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М., 1996.

3

Snodgrass A. M. An Archaeology of Greece: The Present State and Future Scope of a Discipline. Berkeley, 1987; Snodgrass A. M. Archaeology and the Emergence of Greece. Edinburgh, 2006; Снодграсс A. M. История Греции в свете археологии // Вестник древней истории. 1992. № 2. С. 32–40.

4

Morris I. Burial and Ancient Society: The Rise of the Greek City-State. Cambridge, 1987.

5

Coldstream J. N. Geometric Greece 900–700 BC. 2 ed. London; New York, 2003.

6

Bintliff J. L. The complete archaeology of Greece: from hunter-gatherers to the 20th century AD. Chichester, 2012.

7

Camp J. M. The Athenian Agora: Excavations in the Heart of Classical Athens. London, 1986; Camp J. M. The Archaeology of Athens. New Haven; London, 2001.

8

Блаватский В. Д. Ук. соч.; Кругликова И. Т. Ук. соч.

9

Archaeology and Ancient History: Breaking down the Boundaries / Ed. by E. W. Sauer. London; New York, 2004; Shanks M. Classical Archaeology…

10

Немировский А. И. Ук. соч.

11

Клейн Л. С. История археологической мысли. В 2-х т. СПб., 2011.

12

Dyson S. L. Op. cit.

13

Bintliff J. L. Op. cit.

14

Shanks M. Op. cit.

15

Mee C. Op. cit.

16

В связи с тематикой данной главы см.: Андреев Ю. В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. М., 1989; Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002; Молчанов А. А. Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды). М., 1992; Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. (Проблемы источниковедения миноистики и микенологии). М., 2000.

17

Андреев Ю. В. Эгейский мир в преддверии цивилизации // Вестник древней истории. 1995. № 1. С. 107.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2