
Полная версия
Любит – не любит… Законы притяжения
Если вы сейчас думаете, что это преувеличение, и интерпретация этого сказочного момента притянута за уши, то знайте – это преуменьшение! Такая способность – оставить человека без помощи на погибель и даже причинить ему боль, при обязательном условии, что ответственность за страдание возложена на другого, свойственна более 60% людей. И это не зависит от типа личности. Такой поразительный результат дал эксперимент Стенли Милгрэма (Stanley Milgram) – психолога Йельского университета – впервые описанный им в 1963 году.
Милгрэм в ходе эксперимента искусственно снимал с испытуемых ответственность за принятие решений и наблюдал, как они будут себя вести в этих условиях. Для присоединяющейся личности искусственно снимать ответственность не приходится. Она сама предпочитает не брать ее на себя.
Ψ-справка
Эксперимент Стенли Милгрэма.
Свой эксперимент Милгрэм задумал, размышляя над причинами фашизма: каким образом целая нация оказалась способной подчиняться приказам по совершению насилия над другими ни в чем не повинными гражданами. Он собирался сначала провести эксперимент в США, а затем перенести его в Германию, думая, что немцы как-то особенно подвержены влиянию авторитетов. Результаты были настолько ошеломительными, что дополнительных экспериментов в Германии не потребовалось.
Суть эксперимента заключалась в следующем. Испытуемому сообщалось, что в эксперименте изучается влияние боли на память. Испытуемый не знал истинной цели эксперимента. На самом же деле в эксперименте проводилось изучение, насколько человек способен подчиняться авторитетам, когда ответственность за последствия на него не возлагается.
Испытуемый должен был играть роль учителя, «наказывая» другого испытуемого-ученика, если тот неправильно вспоминал заученные пары слов. Ученик был привязан к стулу с металлическими пластинами, через которые передавалось наказание – удар током от 15 до 450 В. Учитель не мог видеть ученика, но слышал его мольбы из-за стенки. На самом деле никаких разрядов тока не было, а ученик был подставной фигурой и лишь изображал страдания. Но учитель, разумеется, ни о чем не догадывался.
Ключевым моментом в ходе эксперимента было следующее. Если испытуемый-«учитель» проявлял колебания относительно продолжения наказаний, то ведущий уверенно принимал на себя всю ответственность за страдание и здоровье ученика. Тем самым он подталкивал учителя к продолжению насилия.
Результаты шокируют. Никто из 40 испытуемых в эксперименте не остановился, когда «ученик» взмолился о прекращении эксперимента при низком напряжении тока. Первый из сорока «учителей» отказался продолжать нажимать на кнопку наказания, когда напряжение уже дошло до 300В. Больше, чем в розетке! В интервале от 300 до 375В остановились еще 14. Остальные 25 «учителей» -испытуемых, подчинившись экспериментатору, освободившему их от ответственности, дошли до конца и наказывали «ученика» разрядами тока вплоть до 450В.
Посмотрим, что побуждает присоединяющуюся личность к жизненной активности? Что в ее мотивации паровоз, что морковка, и каков у этого типа личности главный защитный механизм?
Уступчивая личность решает главную для себя задачу – вручить ответственность за свою жизнь кому-нибудь, готовому обеспечить ей ее уровень согласия. Для этого она очень старается. Старается быть хорошей для своего покровителя: всячески подстраивается под него, относится с пониманием, принимает все его проблемы как свои собственные, уступает во всем. «Котёночные отношения» – это тот идеал, к которому она стремиться. Быть маленькой, сытой и защищенной кем-то. Это – «морковка» уступчивой личности.
Ее «паровоз» – страх остаться предоставленной самой себе с необходимостью принимать жизненно важные решения. Жизнь представляется уступчивой личности полной опасностей и непосильных трудностей. Этот «паровоз» столь страшен для уступчивой личности, что она даже не пытается от него убежать. Поэтому она абсолютно немотивированна, совершенно не готова проявлять никакой инициативы. По большому счету ее жизненная позиция – принципиально пассивна. И это относится не только к вялым Малышам из «Карлсона», но также к энергичным живчикам, вроде Пятачка. При всей своей бодрости Пятачок лишь следует за инициативами активного Пуха, а сам остается его шустрой тенью.
Пассивная жизненная позиция уступчивой личности напоминает следующую картину. Вместо того, чтобы бежать сломя голову от «паровоза» (помните, как это делала личность авторитарная?), она испуганно топчется на рельсах и машет каждой приближающейся дрезине. Надеется, что находчивый обладатель дрезины – добыл ведь ее где-то! – пожалеет бедолагу и возьмет к себе за компанию. Если такой находится, то «морковка» тут же материализуется и оказывается в руках уступчивой личности. Можно расслабиться и положиться на своего спасителя.
Чтобы не быть изгнанным со спасительного средства передвижения, присоединяющаяся личность старается как бы слиться со своим покровителем. Она внутренне идентифицируется с ним и усваивает его взгляд на жизнь, даже подчас говорит его словами и перенимает его манеры. Главный защитный механизм уступчивой личности – идентификация.
Через защитную идентификацию проходят все люди, когда в детстве приобретают навыки общения. В частности, этот механизм описывал Фрейд, когда говорил о преодолении ребенком Эдипова комплекса.
Ψ-справка
«Эдипов комплекс» Зигмунда Фрейда.
Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд, увидел в переживаниях маленьких мальчиков аналогию с древнегреческим мифом про царя Эдипа.
В мифе рассказывается история о том, как отцу Эдипа – Лаю – оракул предсказал страшное будущее. Его сын, по словам пророка, когда вырастет, убьет отца и женится на собственной матери. Напуганный таким предсказанием Лай велит отнести своего сына в горы и бросить там на погибель. Но ребенка находит пастух и пристраивает его в другую царскую семью. Там Эдип и вырос, считая своим отцом царя Полиба. Когда Эдип стал взрослым, настырный оракул вновь предсказал, уже ему – сыну, что он убьет своего отца и женится на матери. Оракулам было принято верить. Эдип, чтобы избежать предсказания, уходит от своих приемных родителей, поскольку считает их родными. Тут то и сбывается пророчество! В пути Эдип совершенно случайно сталкивается с повозкой Лая, которая наезжает ему на ногу. В перепалке Эдип убивает Лая, не зная, что это и есть его отец. В дальнейшем Эдип попадает в свой родной город и освобождает его от захватчиков. В награду за это жители избирают Эдипа своим царем, и он женится на вдове Лая, т.е. на своей матери.
Фрейд считал, что ребенок в возрасте около трех лет еще так сильно привязан к матери, что в фантазиях мечтает «убрать» своего главного соперника – отца – и сохранить себе в качестве самой близкой женщины свою мать. Каким же образом мальчик способен преодолеть этот «Эдипов комплекс»? Фрейд показывает, как в этом ему помогает защитный механизм идентификация. Ребенок эмоционально присоединяется к отцу, которого не только мечтает победить, но и любит одновременно. Он как бы мысленно сам становится отцом, идентифицируется с ним. Теперь ему не обидно уступить отцу самое дорогое – собственную мать. Становясь как отец, сын обретает намерение в будущем найти себе такую же близкую женщину, каковой его мать является для его отца.
В более взрослом возрасте мы порой используем механизм идентификации осознанно, когда хотим взять с кого-то пример.
Действие этого механизма было обнаружено, к всеобщему удивлению, у жертв террористических актов. Так называемый Стокгольмский синдром выражается в том, что заложники террористов начинают «понимать» правоту своих захватчиков, сочувствуют им, считают их действия оправданными, принимают их взгляды и идеи.
Ψ-справка
Стокгольмский синдром. История.
Считается, что автор термина «Стокгольмский синдром» – криминалист Нильс Биджерот (Nils Bejerot), который описал события лета 1973 г.
23 августа того года 32-летний Ян Эрик Улссон (Jan Erik Olsson) ворвался в банк в центре Стокгольма. В темных очках и в парике с африканской шевелюрой, он выстрелил вверх из автомата с криком «Вечеринка начинается!» Улссону удалось захватить в заложники четверых сотрудников банка: Бриджитт Ландблэд (Birgitta Lundblad), Кристин Энмарк (Kristin Enmark), Элизабет Олдгрен (Elisabet Oldgren) и Свена Сафстрома (Sven Safstrom).
В качестве выкупа он требовал три миллиона крон (около $2 миллионов), два «ствола», пуленепробиваемые жилеты, шлемы, автомобиль и освобождения Кларка Улафссона (Clark Olofsson), с которым сидел в тюрьме в одной камере.
Кларка из тюрьмы действительно освободили и привезли в банк. Но на этом выполнение требований преступника застопорилось.
Между тем в банке психологическое состояние заложников менялось, и вместе с ним менялось их поведение. Через пару дней пребывания в обществе террористов от заложников стали поступать упреки полиции в агрессивном поведении и требование прекратить готовить операцию по собственному освобождению.
Поскольку переговоры велись на уровне премьер-министра, одна из заложниц, Кристин Энмарк, сама позвонила Улафу Пальме и заявила, что хочет сбежать вместе с захватчиками и требует всех отпустить.
На шестой день событий включили газ, и через полчаса Улссон и Улафссон сдались. Заложники были спасены и никто не пострадал.
В дальнейшем в ходе расследования бывшие заложники утверждали, что боялись не преступников, а полицию. Что преступники им ничего плохого не сделали. По некоторым данным свою симпатию заложники проявили не только словом, но и делом. Четвёрка скинулась на круглую сумму, чтобы нанять адвокатов Улссону и Улафссону. Более того, Кристин Энмарк продолжила отношения с Улафссоном, которого освободили: они стали дружить семьями.
Аналогичным образом ведут себя и женщины – жертвы домашнего насилия. Между ними и насильниками устанавливается так называемая «травматическая связь». Жертвы «входят в положение» своего истязателя. Они начинают соглашаться с его точкой зрения, будто сами спровоцировали его на агрессию, неправильным образом повлияли на его чувства. В конечном счете, ЖЖДН принимают на себя вину за его агрессивное поведение.
В обоих этих случаях механизм защиты от насилия приобретает форму идентификации с агрессором. Он помогает жертве, неспособной противостоять насильнику, остудить горячую голову агрессора и таким образом выжить. Парадокс заключается в том, что жертвы делают это абсолютно искренне, без всякой хитрости и задней мысли!
С еще большей готовностью они включают идентификацию, когда покровитель – не насильник, а скорее стратегический партнер. Будучи неспособной самостоятельно проложить себе путь по жизни, уступчивая личность идентифицируется с «покровителем» и осуществляет этот путь под чутким руководством своего наставника. Идентификация становится главным защитным механизмом присоединяющейся личности в жизни и главным инструментом ее выживания в самом широком смысле этого слова.
Великолепную иллюстрацию работы защитного механизма идентификации показал режиссер Геннадий Казанцев в фильме 1966 г. «Снежная королева», снятому по версии Евгения Шварца. Когда Герда находит мальчика Кея3 в царстве Снежной Королевы, то он выглядит абсолютно под стать своей покровительнице. Он холодный, высокомерный, говорит назидательным тоном. Даже голубовато-белесые тона его одежды полностью соответствует ледяной обстановке ледяного царства его покровительницы. Кай повторяет слова и мысли Снежной Королевы: надо, мол, выложить из льдинок слово «Вечность» и за это он получит весь мир и пару коньков в придачу. Эта пара коньков напоминает нам, что в нем где-то глубоко еще живо желание по-детски порезвиться, но уже имея в глазах своих приятелей статус владыки мира.
Герде удается убедить Кея, что есть более простой и более приятный способ устроить свою жизнь, найти свое место в коллективе сверстников.
Герда. …Кей! Без тебя во дворе все идет худо. Ты помнишь сына слесаря, его звали Ганс? Того, что всегда хворает. Так вот, его побил соседский мальчишка, тот, которого мы прозвали Булкой.
Кей. Из чужого двора?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В других редакциях сказки Золушка спит на ящике с золой, за что ее так и прозвали Золушкой.
2
Е. Е. Левкиевская. Мифы русского народа. М., 2010 г. стр. 438—449
3
В пьесе Е. Шварца «Снежная Королева» Кай носит имя Кей.