bannerbanner
Шихабутдин Марджани. Сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г.
Шихабутдин Марджани. Сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г.

Полная версия

Шихабутдин Марджани. Сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г.

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 12

Потом на пароходе мы направились в Одессу, далее по железной дороге – в Нижний, а после на почтовых лошадях и санях приехали в Казань. О нашем выезде из Нижнего мы отправили в Казань телеграмму. В Свияге и Услоне нас встретили многочисленные шакирды и друзья. 30 мухаррама 1298 х. / 20 декабря 1880 г. перед предвечерним намазом мы вернулись в Казань. На пороге 1-й мечети встретились с друзьями, спутниками и учениками. В мечети совершили дополнительный и предвечерний намазы, потом я в здравии вернулся домой и встретился с родными».

Отношение к ахунам. Ахунство. Что он ждал от Духовного управления. Вопрос должности муфтия

До сегодняшнего дня между нашим Духовным управлением и муллами нет какого-либо посредника. Каждый мударрис, имам и муэдзин обращаются непосредственно в Управление. Если между муллами и муэдзинами возникает какое-либо разногласие, это дело рассматривает и выносит приговор по нему само Управление. Но так как его влияние распространяется на огромную территорию, а в составе его всего несколько кади, оно не может рассматривать возложенные на него дела должным образом. Решение разногласий, возникающих между приходами и муллами, затягивается на долгое время. Иногда истина бывает не очевидна, не понятна, поэтому приходится решать дело в судебном порядке. Таким образом, впустую проделывается много работы.

Для решения этих неудобств в государствах, где есть фиксированные законы, между высшим и низшим духовенствами существует средний слой. Он наблюдает за духовенством низшего разряда, в случае совершения ошибок делает замечания, а при возникновении разногласий рассматривает и решает эти вопросы. И лишь люди, не согласные с решением низшего и среднего духовенства, обращаются к высшим чинам. В таком случае сохраняется больший порядок, дела решаются легче и более справедливо. У нас же, несмотря на то, что ахуны считаются выше простых мулл, у них нет специального разрешения, и имамам необязательно подчиняться им. Ахунство является лишь почётным званием.

В 1284 х./1867 г. Марджани был утверждён ахуном и мухтасибом. Потом он решил сделать ахунов посредниками между Духовным управлением и муллами, чтобы при возникновении разногласий между муллами именно ахуны принимали решение. Обратившись с письмом к муфтию Салимгараю, предложил выбирать ахунов лишь из числа известных мударрисов, дать им некоторые полномочия, чтобы они могли надзирать за некоторыми делами мулл[61]. После утверждения его ахуном губернии, через становых приставов Марджани сделал перепись ахунов Казанской губернии и других уездов, записал количество, имена и фамилии мулл в уездах, места их назначения имамами (эти записи сохранились в библиотеке Марджани). По совету муфтия Салимгарая выпустил некоторые указы. Однажды по приказу губернатора Казани распространил среди ахунов и мулл, живущих в других районах, указ о том, что необходимо заниматься профилактикой холеры, уделять внимание личной гигиене, обращаться к врачам, а больным женщинам консультироваться у акушеров. Выше мы уже писали о том, что, будучи ахуном, Марджани по просьбе губернатора написал брошюру о необходимости защищать животных и быть милосердными к ним. Эта брошюра была издана за государственный счёт.

Одним из самых спорных вопросов среди мулл при Марджани был вопрос о начале поста и совершении праздничного намаза. Было время, когда в некоторых местах этот намаз совершали два-три дня, а в двух приходах одного города читали праздничные намазы в течение двух дней. До своего назначения ахуном Марджани не раз советовался с муллами Казани по этому поводу, но не смог выработать устраивающее всех решение. Почти ежегодно в Казани и её пригородах каждая сторона высказывала новое мнение относительно поста и праздничных намазов, приводила свои доказательства, хотя они и были слабыми. Таким образом, разногласие продолжалось из года в год. После назначения его ахуном Марджани посчитал правильным для решения этого конфликта полномочия по определению времени поста и праздничных намазов передать в руки ахунов. И по приказу муфтия он распространил указ об этом среди имамов Казани.

«Вниманию всех уважаемых имамов Казани: муфтий ислама приказывает напомнить всем имамам: пусть они придут к общему мнению по поводу месяца рамадан и совершении праздничных намазов. Несомненно, в 1290 х./1873 г. начало рамадана приходится на среду, пост следует начать именно в этот день.

Решение, в котором нет сомнений, и необходимое дело не требуется объяснять всем подробно. Поэтому во вторник вечером совершается намаз «таравих», а в среду мы станем теми, кому обязательно следует держать пост, даст Аллах. Заверьте подписью те, кто слышал это. Ва ас-салям, ахун Шихабутдин ибн Бахаутдин ал-Марджани. Понедельник, 29 шаабана 1290 х. / 22 октября 1873 г.».

Но то ли из-за того, что имамы Казани не до конца поняли цель Марджани, то ли из-за своей любви к склокам, то ли из-за недовольства тем, что Марджани стал их главой и начал отдавать приказы, они сочли этот приказ неподобающим. Возомнив, что слова Марджани противоречат шариату, они решили не следовать ему, и написали в Духовное управление рапорт следующего содержания.


«Уважаемому Собранию Уфы – Религиозному правлению, назначенному для надзора и должного исполнения шариата Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) от нижеперечисленных имамов Казани рапорт.

Мы, имамы Казани, во вторник 29 шаабана написали его [рапорт], будучи единодушны, и поставили подписи. Мы решили: если в этот день не будет видно луны либо будут сомнения в начале месяца рамадан, мы в этот день не будем совершать «таравих», а в среду не начнём пост. Поэтому вместе с примерно двумя сотнями людей внимательно вглядывались в небо, но не увидели луны, хотя погода была ясная. Поэтому мы посчитали, что коллективное чтение «таравиха» будет нововведением, мы не начали пост в назначенный день. Так как это не соответствовало шариату, мы думаем, что поступили правильно, не совершив «таравих». И мы, имамы, обиженные и униженные, просим у вас, чтобы названный выше ахун мулла Шихабутдин не издавал таких противоречащих шариату приказов, не заставлял нас подписывать их и не сбивал с пути шариата.

Учитель и имам мечети Новотатарской слободы Казани мулла Шагиахмад ибн Баязид (Шах Ахмад ибн Байазид) Иманкулов.

Учитель и имам 2-го прихода мулла Саляхутдин ибн дамелла Исхак (Салах ад-дин ибн Исхак).

Указной имам и учитель в 5-й мечети мулла Абдулладжан ибн дамелла Габдулгаффар (Мухаммад-Йусуф ибн ‘Абд ас-Саттар).

Указной имам и учитель в 5-й мечети мулла Мухаммад-Юсуф ибн мулла Габдуссаттар.

Указной имам Казани Мухаммад ибн Салих ал-Гумари.

Имам и учитель мечети Новотатарской слободы мулла Хусаин ибн мулла Амирхан.

Имам 4-й каменной голубой мечети Казани Мухаммад-Закир ибн мулла Хаммад.

Указной имам Казани мулла Габдулвали ибн Габдулгаффар.

Указной имам мечети Новотатарской слободы Казани Мухаммадшакир ибн мулла Хуснутдин (Мухаммад-Шакир ибн Хусн ад-дин).

Имам Новой каменной мечети Казани третьей степени мулла Мухаммад-Гали ибн Бикчура (Мухаммад-‘Али).

Имам мечети Новотатарской слободы Габдулгани ибн дамелла Шагиахмед Иманкулов.

Имам деревни Кшкар Исмагил Утямышев».


После этого муллы Казани попросили Духовное управление ограничить полномочия ахуна, принять какой-либо указ, объясняющий, что ахун не обладает никакими привилегиями перед муллами, а также привлечения Марджани к ответственности за распространение между муллами своего приказа.

По каким-то причинам рассмотрение этого дела Духовное управление доверило врагу Марджани – дамелле Исмагилу из Кшкара. Он же в качестве помощника взял муллу Габдуллу, написавшего свою книгу «Джаруда» как критический ответ на книгу Марджани «Назурат ал-хакк». Они приняли решение, что Марджани действовал против шариата, и сообщили об этом в Духовное управление. К этому присоединились и всяческие доносы и просьбы, таким образом, Марджани на шесть месяцев был отстранён от должности имама. Но позже стало известно, что данный приговор, одобренный Духовным управлением, не соответствует истине, и что в остальных исламских государствах поступили именно так, как сказал Марджани, начав поститься именно в тот день. Так ему был возвращён указ.

Увидев после этой ситуации всю сложность работы с народом и муллами, поняв, как трудно из-за низкого самосознания народа наладить контакт с муллами, Марджани решил действовать по-другому. Он надеялся, получив хоть какую-либо помощь от Духовного управления, религиозного управления татар, претворить некоторые идеи в жизнь. Он даже послал управлению несколько проектов. Ниже мы приводим три из них. Первый проект был посвящён экзаменам в Духовном управлении. Он был таким: «Вот что я думаю о тех, кто пришёл сдавать экзамен по шариату и исламу. Людям, ожидающим назначение на должность муэдзина, следует по памяти знать свидетельство о вере и понимать его значение, а по тюркскому языку пригодились бы знания книги «Устувани». Было бы хорошо, если бы по арабскому языку они знали «Та‘лим ас-салават» («Обучение намазам») и «Мунъйат» («Желание»), а может, и «Са‘лук» («Раб»).

Желающие стать имамами вдобавок к этому должны знать и правильно читать ещё и «Акиду» и «Кудури», знать «Карабаш». «Акиду» претенденту на звание имама следует хорошо понимать и знать наизусть. Было бы хорошо, если бы условием экзамена было хорошее чтение «ал-Кудури» и объяснение содержания всех поставленных в книге вопросов.

Для должности хатиба и мударриса вдобавок к написанному выше человек должен по исламскому праву быть знаком с книгами «Мухтасар викайа», «Шарх викайа» или «Хуласат ад-далаил», по этике – с одной из книг «‘Айн ал-илм» или «Тарика Мухаммадия», по синтаксису – с «Анмузадж» и «Шарх Мулла».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Далее – Г. Р.

2

Мустафад ал-ахбар. – Т. 2. – С. 140.

3

Они упоминаются в небольшом труде Марджани «Шаджарат ал-аждад ва ал-джаддат, ансаб ал-аба’и ва ал-уммахат» («Дерево дедушек и бабушек, родословная отцов и матерей»).

4

Амир Хайдар ибн Масум умер в 1242 х./1826 г. Из-за его искренней любви к знанию, учёных собраний, проводимых им в своём доме уроков, даваемых им самим и выказываемым одно время стараниям выучить Коран народ Бухары называл его Эмиром Сагидом.

5

Ташкичу находится в 70 км от Казани.

6

Могилы Бахаутдина и Биби-Хубайбы находятся рядом в Ташкичу. Позже Марджани устанавливает для них общий надгробный камень с надписями с четырёх сторон.

7

Хабибулла ибн Хусаин и Фатхулла ибн Хусаин были родными братьями. В своё время они были известны как алимы, были имамами в деревне Ор. Хабибулла умер в 1232 х./1817 г., а Фатхулла – в 1259 х./1843 г. Их биография описана в работах «Асар» и «Мустафад ал-ахбар».

8

Деревня Епанчино (Ябынчы) находится в 50 км от Казани, по соседству с Марджаном.

9

После смерти Биби-Хубайбы Бахаутдина женился на её сестре Хабибе. Так как первую жену звали Хубайбой, а вторую – Хабибой, последнюю в семье стали называть Хаббой.

10

Садрутдин-хазрат был с Марджани в Бухаре и хадже, в те годы (1332 х./1914 г.) ему было 90 лет. Приведённое здесь было записано под его диктовку его сыном Закариёй (редактор газеты «Кояш»).

11

Мулла Ахмад ибн Габдулджалил был имамом в деревне Тимерзянова (Тимерҗан) Симбирской губернии, умер в 1250 х./1834 г.

12

Мулла Ахмад ибн Зульхиджа был имамом и ахуном в деревне Симбирской губернии, умер в 1276 х./1859 г.

13

Мулла Курбан ибн Альмухаммед ибн Мансур был имамом в деревне Чимбелеево (Чүнбәли) Курмышского уезда Симбирской губернии, умер приблизительно в 1280 х./1863 г.

14

Мулла Таджетдин обладал красивым голосом и был довольно известным учителем рецитации Корана (кыраа). Сам обучался рецитации у Тагира ибн Субхана из деревни Адай. Был имамом в деревне Казыли (Казый Иле) в Казанской губернии. Умер в 1304 х./1887 г. В библиотеке Марджани хранится много писем от него. Они общались до последних дней его жизни. Мелла Таджутдин также сообщал Марджани некоторые сведения об известных личностях того времени. (Дата смерти этого учителя (мударрис) приводится на основании данных из собственного сборника Марджани.)

15

Эти слова передал Бахтияри Муртаза Ибрахим, глубоко уважающий Марджани.

16

Эти слова я слышал от своих учителей в медресе. В юности, когда мы жаловались, что нельзя понять книгу на арабском языке, учителя учили нас: «Используйте способ Марджани, тогда поймёте. Оказывается, он делал так». В это время ученики обучались арабскому языку не по специальным книгам или литературным произведениям, а по религиозным книгам.

17

Это я выписал из сборника муллы Кашшафа Тарджемани.

18

Родственник Марджани по материнской линии мелла Сибгатулла ибн Фазиль ал-Кимуви рассказал об этом: «Марджани написал эту брошюру для моей матери и для Айши – сестры матери самого Марджани. В детстве и мне довелось учиться по ней».

19

Я слышал, что Марджани не держал в доме книгу «Джами ар-румуз». Видимо, такие слухи распространились из-за того, что Марджани считал более важным мнение таких учёных, как Ибн ал-Хумам, и мало упоминал в своей речи «Джами ар-румуз», содержащую много недостоверных историй. Мы всё-таки видели в библиотеке Марджани несколько экземпляров «Джами‘ ар-румуз».

20

В «Мустафад ал-ахбар» он пишет, что в течение четырёх месяцев снимал квартиру в Троицке. – Т. 2. – С. 357.

21

Оказавшись в 1331 г. в Троицке и встретив там двух имамов лет 80, я поинтересовался у них об этом муэдзине. Они ответили мне: «Нам не известно, что в то время жил такой учёный муэдзин, возможно, это был путник, приехавший откуда-нибудь».

22

Эти слова я слышал в Троицке. Только вот имя этого человека не осталось в моей памяти.

23

Это медресе построил халифа Ниязкули ибн Шахнияз ибн Балта ат-Туркмени, известный среди шейхов как имам Туркмени. Этот ишан Туркмени был учителем и защитником Абу-н-Насира ал-Курсави. Также он был одним из самых почитаемых людей в Бухаре. После его смерти во время погребального (джаназа) намаза эмир Бухары Амир Хайдар сказал: «В Бухаре было два эмира. Теперь остался лишь один». Халифа Ниязкули умер в 1236 х./1821 г.

24

Некоторые из биографий учителей Марджани были записаны со слов старых учителей Бухары, большинство же – из книги Марджани «Вафиййат ал-аслаф».

25

Будучи в Бухаре, Курсави написал книги, в которых поведал о своём мнении в вопросах вероубеждения учёных калама и других наук прошлого. Народ Бухары же ополчился против него, его обвинили в неверии. Было запрещено использовать его книги. Соседи Курсави, называвшиеся учёными, подняли смуту, призвав народ убить Курсави. Когда этот вопрос принял глобальные масштабы, им заинтересовался и эмир. Курсави спасся лишь бегством. Эта история подробно изложена в книгах «Асар», «Мустафад ал-ахбар», «Вафиййат ал-аслаф». Курсави умер в 1227 х./1812 г.

26

То, что Марджани тогда написал про Бухару, вызвало большой резонанс в Казани и её окрестностях. Марджани был раскритикован многими людьми за то, что посмел высказаться отрицательно про Бухару, её учёных и преподавателей. Мы и сами видели несколько протестов, написанных против него. Среди них есть и послание (рисаля), написанное имамом Казани муллой Мухаммад-Шакир ибн Габдельджаббаром на арабском языке, который уважал Марджани и при этом любил Бухару. Поведав об авторитете Бухары, перечислив её медресе и учёных, получивших образование там, Шакир-хазрат старается преподнести в положительном свете тамошние порядки, перечисляет некоторые хорошие бухарские традиции. Но, стараясь расхвалить Бухару, приводит неуместные хадисы, чем сам же и роняет престиж своей книги. Данная брошюра называется «ал-Макала аз-захира фи ахвал ал-балда ал-фахира» («Прекрасная статья о делах великолепного города»).

27

В библиотеках Бухары хранились очень редкие и ценные книги, и Марджани немного пользовался ими. В то время, когда Марджани был там, из-за ошибочных мнений некоторых визирей и бездействия эмиров эти библиотеки подверглись бедствию. Об этом Марджани пишет пару слов в 1-м томе на стр. 192 книги «Мустафад аль-ахбар».

28

Медресе «Кугульдаш» было самым большим в Бухаре, его глава (мударрис) так же считался самым главным и назначался самим эмиром. Медресе «Кугульдаш» было построено одним узбеком по имени Суфи Кул Баба в 976 х./1568 г.

29

Доступ к библиотеке дамеллы Хусайна, советы от него по написанию «Вафиййат ал-аслаф», а также книгу «Джами‘ ал-усул фи ахадис ар-расул» из библиотеки эмира Марджани получил уже после своего путешествия в Самарканд.

30

«Ширдар» является одним из знаменитейших медресе Самарканда, оно было построено в 1028 х./1619 г. правителем города Ялангушем Бахадиром.

31

После этого Марджани переписал произведения Курсави. Мы видели их в библиотеке Марджани.

32

Так как Низам ад-дин был очень проницательным и у него на всё имелся готовый ответ, друзья прозвали его Илхами (Вдохновлённый). Будучи неудовлетворённым методами преподавания, заведёнными в Бухаре, вместе с ‘Арифом ибн ‘Абд ас-Саламом он уехал в Харамайн (два заповедных города: Мекка и Медина) и Индию. Умер в 1273 х./1856 г. После его смерти о нём не было известий. Его биография помещена в книгах «Асар», «Мустафад ал-ахбар» и «Вафиййат ал-аслаф».

33

Отрицая эти слова, Садретдин говорит: «Низам ад-дин был намного ниже Марджани по достоинствам, он был лишь его учеником. Очень уважал Марджани и хотел написать комментарии к его книге. Я не слышал, чтобы Марджани воспользовался его услугами. Поэтому у меня есть большие сомнения по поводу слов, сказанных Марджани о Низам ад-дине».

34

То есть призывают на помощь жившего в XIV в. Баха’ад-дина Накшбанди – суфийского учителя и святого, основателя тариката накшбандия. – Г. Р.

35

Кади Мухаммад-Амин ибн Мухсин был имамом и преподавал в деревне Норма близ Казани. Одно время был кади в Уфе. Умер в 1267 х./1851 г.

36

Биографии многих учёных, перечисленных здесь, приведены в книгах «Мустафад ал-ахбар» и «Асар».

37

Подробнее о темах, поднятых на этом собрании см.: Мустафад ал-ахбар. – Т. 2. – С. 44–46.

38

Имам деревни Тинчали услышал об этом от одного из первых учеников Марджани муллы Джамалутдин-хазрата Биккули и упомянул этот факт в своём личном письме.

39

22 сафара 1278 х. / 17 августа 1861 г. в пятницу Николай на предвечернем намазе был в мечети первого прихода, смотрел, как совершают коллективный намаз. Об этом Марджани пишет в личном сборнике. В это время Марджани был имамом в намазе. [После окончания намаза] он вслух совершил дуа за наследника престола.

40

Во 2-м томе «Мустафада ал-ахбар» на стр. 333–342 написана пара слов об этих судах и людях, работавших в них.

41

В книге «Мустафад ал-ахбар» (Т. 2. – С. 343) Марджани приводит биографию Шагиахмета, упоминает его деяния, которые можно ставить в пример многим мурзам. В своём послании (рисаля), в котором в первый раз приводится биография Марджани, мулла Джамалутдин ат-Тинчали приводит следующее высказывание Шагиахмета Алкина: «Во время моей службы полицмейстером ко мне приходило много казанских баев и мулл, дурно отзывающихся о Марджани. После их многократных просьб снять его с должности имама, я, наконец, согласился им помочь. Но позже, хорошо подумав над этим вопросом, я понял, что эти люди делают всё из зависти к Марджани. Тогда я сказал себе: «Какой же из меня мусульманин, где же мои старания во имя справедливости, если я соглашусь вынести обвинительный приговор против такого великого учёного, как Марджани?» Поэтому я закончил это дело без вреда для него, взяв обратно своё обещание, данное людям. Хвала Аллаху, я выбрал истину в этом деле».

42

Это я записал со слов муллы Киямутдина ат-Тарджемани (Киям ад-дин ат-Тарджемани).

43

Такие праздничные намазы, соответствующие сунне и взаимоотношениям мусульман времён сахабов, были забыты по большей части из-за междоусобиц. Этот обычай должен быть возрождён в первую очередь. Его легко выполнить в маленьких городах и деревнях. Раньше праздничные и пятничные намазы совершались при участии всего городского и деревенского населения в одном месте. Имамы некоторых деревень близ Казани, состоящие из двух-трёх приходов, читали пятничные намазы вместе.

44

Мустафад ал-ахбар. – Т. 2. – С. 353.

45

По этому поводу 1 августа 1875 г. Радлов отправляет Марджани запрос под № 90. Весь текст письма, кроме начальной подписи, написан на татарском языке: «Указному мулле Шихабутдину Бахаутдину. Коммерческий советник Юнусов хотел подарить это здание (медресе), в то время жители прихода не согласились с поставленными им условиями. Сейчас Юнусов изменил эти условия и сообщил мне об этом. Он согласен подарить это здание в пользу медресе при следующих условиях: первое – это здание должно принадлежать лишь медресе прихода, а если народ пожелает воспользоваться им в иных целях, они должны будут получить разрешение Юнусова или его наследников. Второе – имущество медресе прихода должно быть под руководством людей, избранных самим приходом. И правила для этих людей должны быть по закону утверждены Министерством народного просвещения. Данные условия дарения кажутся мне очень привлекательными, потому что после этого здание полностью переходит в руки жителей прихода. Поэтому, будучи сам с ними согласным, я хочу посоветоваться с Вами. Что Вы думаете по этому поводу? Считаете ли Вы принятие здания на таких условиях выгодным делом для медресе? Прошу Вас ответить в скором времени. Инспектор татарских школ Радлов». Этот документ и по сей день хранится в библиотеке Марджани в своём первоначальном виде.

46

Я услышал эти слова от кари (чтеца Корана) Садика Галикая.

47

Мечеть Мухаммади-хазрата в официальных кругах именовалась 8-й. Написанные выше слова относились к проекту здания.

48

«Полный конкорданс Корана, или Ключ ко всем словам и выражениям его текста для руководства и исследования религиозных, юридических, исторических и литературных начал всей Книги». – Г. Р.

49

Эта книга хранится в библиотеке Марджани. Некоторые мысли из неё упоминаются в книге «Асар». – Т. 2. – С. 432–443.

50

Это произведение на татарском языке в объёме 941 страницы, один экземпляр хранится в библиотеке Галимджана ал-Баруди.

51

Мустафад ал-ахбар. – С. 20.

52

Марджани много раз произносил речи подобного содержания. В его библиотеке нам также встретились записи, описывающие конфликты того времени. В «Вафиййат ал-аслаф» и «Биографии Хусаина Фаизхана» есть много информации об этих событиях. О них также упоминается в «Асаре».

53

Данный ответ был написан Марджани по просьбе мулл. Один экземпляр такого письма, подкреплённый подписями всех мулл, сохранился в библиотеке Марджани.

54

Выше уже было написано о том, что историческое произведение Марджани «Гилалат аз-заман» было переведено Радловым на русский язык.

55

Про свой хадж Марджани написал два сборника. Первый из них посвящён лишь Мекке и Медине и называется «Рихлат азалли-л-анам ила-л-байт ал-харам» («Поездка многоошибающегося создания к Заповедному Дому»). Второй из сборников был издан Ризаэтдин-хазратом в 1898 г. под названием «Рихлат ал-Марджани». В этих книгах, состоящих приблизительно из 120–130 страниц, есть и много не имеющих особого значения для народа сведений. В нашем сборнике их нельзя передать полностью, поэтому, собрав наиболее важные факты из них, добавив некоторые воспоминания, мы составили данную главу про паломничество.

На страницу:
11 из 12