bannerbanner
Православная Церковь и экуменизм
Православная Церковь и экуменизм

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Божественной силой Своей Дух Святой соединяет всех верных в одно Тело, в Церковь: Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом (1 Кор. 12, 13). Он Строитель и Созидатель Церкви. По боговдохновенному изречению святого Василия Великого, «Дух Святой созидает Церковь»5. Духом Святым мы встраиваемся, включаемся в Церковь, становимся частью ее Тела. Им мы воплощаемся в Христовом Богочеловеческом Теле Церкви, становимся Его сопричастниками (Еф. 3, 6). Духом Святым не только начало существовать, но и непрестанно созидается святое Богочеловеческое Соборное Тело Церкви, которое всегда едино и неделимо. Нет сомнения: только Духом Святым мы становимся Христовыми через святые таинства и святые добродетели. Ибо где Дух Святой, там и Христос, а где Христос, там и Дух Святой. Словом, здесь вся Святая Троица. А все из Нее и в Ней. Доказательство: святое таинство Крещения – им человек соединяется со Святой Троицей, чтобы в течение жизни посредством евангельских подвигов полностью стать частью Святой Троицы, то есть чтобы жить от Отца через Сына в Духе Святом. Принимая святое таинство Крещения, человек облекается в Господа Иисуса Христа, а через Него – в Святую Троицу.

Став через крещение членом Христовой Церкви, этого вечного Богочеловеческого Тела Христова, христианин начинает исполняться святыми Божественными Богочеловеческими силами, которые его постепенно освящают, преображают, соединяют с Богочеловеком в течение всей его жизни и всей его вечности. В нем непрерывно рождаются и созидаются всё новые и новые качества, которые суть Христовы, а что Христово, то всегда ново, ибо то всегда бессмертно и вечно. Вечная радость наша заключается в том, что чудесный Господь Иисус Христос не только Спаситель, и Вседержитель, и Промыслитель, но и вечный Творец, а потому – вечный Чудотворец. Поэтому Он и говорит: Се, творю все новое (Откр. 21, 5). А первое Его новое творение в Церкви есть наше крещение, наше новое рождение, наше новое существо (см.: Мф. 19, 28; Ин. 3, 3–6).

Христианин тем христианин, что Святым Крещением он стал живой, органической частью Богочеловеческого Тела Церкви, ее членом, объятым и проникнутым Богом со всех сторон, снаружи и изнутри, совоплощенным Ему, Его Божественной полноте. Крещением христиане призваны жить в воплощенном Боге и воплощенным Богом, Господом нашим Иисусом Христом, жить в Церкви и Церковью, ибо она Тело Его и полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23). Христианин призван осуществить в себе вечный план Божий о человеке (см.: Еф. 1, 3-10). И христиане его осуществляют жизнью во Христе и Христом, жизнью в Церкви и Церковью.

В Богочеловеческом Теле Церкви Дух Святой благодатью святых таинств и святых добродетелей удерживает в единстве всех им крещенных верных, которые составляют Тело Церкви. В Церкви общение и единство каждого члена Церкви со всеми остальными членами опосредствовано Духом Святым, Который всегда един (см.: Еф. 4,4). Все дары в Церкви, все службы, все служители Церкви: апостолы, пророки, учителя, епископы, священники, миряне – составляют одно тело, Тело Церкви. Все нужны каждому, и каждый нужен всем. Всех их связывает в одно соборное Богочеловеческое Тело Дух Святой, Соединитель и Устроитель Церкви. Верховный закон Богочеловеческой соборности в Церкви: каждый служит всем и все – каждому, каждый член живет и спасается помощью всего Тела Церкви, посредством всех членов Церкви: и земных, и небесных; вся жизнь христиан есть не что иное, как жизнь со всеми святыми в Духе Святом и Духом Святым: непрестанное служение, непрерывное богослужение всем сердцем, всей душой, всем умом, всем существом. Дух Святой живет в христианах таким образом, что участвует во всей их жизни: они Им ощущают и себя, и Бога, и мир; они Им мыслят и о Боге, и о мире, и о себе; все, что делают, Им делают: Им молятся, Им любят, Им веруют, Им действуют, Им спасаются, Им освящаются, Им соединяются с Богочеловеком, Им становятся бессмертными (см.: Рим. 8, 26–27). В действительности, в Богочеловеческом Теле Церкви весь подвиг спасения осуществляется Духом Святым. Он Тот, Который нам в Иисусе открывает Господа; Он Тот, Который через веру вселяет Господа Иисуса Христа в сердца наши; Он Тот, Который посредством святых таинств и святых добродетелей соединяет нас со Христом; Он Тот, Который наш дух настолько соединяет со Христом, что мы становимся одним духом с Господом (ср.: 1 Кор. 6, 17); Он Тот, Который нам по Своему Всемудрому Божественному Промыслу разделяет и раздает Божественные дары; Он Тот, Который нас утверждает и совершенствует в Своих дарах (см.: 1 Кор. 12, 1-27); Он Тот, Который нас через святые таинства и святые добродетели соединяет со Христом и со Святой Троицей, так что мы становимся Их частью. И еще: Он Тот, Которым в человеческом мире осуществляется все, что Христово, все Божественное домостроительство спасения, ибо Он является душой Богочеловеческого Тела Церкви. В этом и заключается причина того, что и жизнь Церкви как Богочеловеческого Тела Христа началась с сошествия Духа Святого и вовек продолжается Его пребыванием в ней, ибо Церковь является Церковью только Духом Святым. Отсюда и Богочеловеческое благовествование святого и богоносного отца Церкви Иринея Лионского: «Где Церковь, там и Дух Божий, а где Дух Божий – там и Церковь, и всякая благодать»6.

Но при всем этом никогда не нужно забывать того, что все, что мы, христиане, имеем от Духа Святого, а также и Самого Духа Святого, – все это совершается ради чудесного и человеколюбивого Спасителя нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, ибо «Его же ради и Дух Святый в мир прииде»7 (см.: Ин. 14, 26; 15, 26; 16, 7-17), Его ради Он и продолжает Его спасительное Богочеловеческое дело в Церкви. Ибо если бы Господь Иисус Христос, воистину «Единый Человеколюбец», не пришел в наш земной мир и не совершил бы великий человеколюбивый подвиг спасения, то и Дух Святой не пришел бы в наш мир.

С явлением Господа Иисуса Христа в наш земной мир и через Его Богочеловеческое домостроительство спасения все Божественное стало человеческим, земным, нашим, и это есть наша «плоть», наша самая непосредственная реальность. Слово стало плотию – человеком (Ин. 1, 14), и этим люди получили самый большой и самый драгоценный дар, который только Бог любви может даровать. Что такое – дар Христов

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Здесь и далее в квадратные скобки заключены вставки издателей. – Изд.

2

Примечания с цифровыми знаками выноски содержат библиографические ссылки и помещены в конце издания (С. 277–280). – Изд.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2