bannerbanner
Письма
Письма

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Спасайся.

Письмо тринадцатое

Об истинном покаянии и сокрушении

Хощешь ты лучшего изъяснения о покаянии и жалении[142]истинном: правое и доброе сие твое желание есть. В истинном бо покаянии и жалении все христианское житие состоит; а житие истинного христианина, как видим из псалмов и прочих святых книг, не иное что есть и должно быть, как всегдашнее покаяние до кончины его. Видал ли ты, что делает сын, когда отца своего, от которого рожден и воспитан, ослушанием и грубыми поступками оскорбит? Окаявает себя, плачет и сердцем сокрушается, и судит[143] себя достойным наказания отча, ради[144] того единого, что отца своего прогневал и оскорбил. Сей пример научает нас каятися и жалеть, что грехами Бога прогневляем и оскорбляем. Аще сын по плоти, отца своего прогневав, жалеет, тужит и окаявает себя, кольми паче христианам должно жалеть, сокрушаться, тужить и окаявать себя и достойными наказания признавать, когда прогневают Бога, Небесного Отца, Который есть едина любовь, благостыня и святость. Тяжко отца-человека, от которого родились мы, прогневать: несравненно тяжчае Бога, Творца и Промыслителя, прогневать. Рассуди только, что Бог нам сделал и делает. Он нас и родителей наших создал, и создал нас не скотами, птицами и прочими животными, но человеками разумными. Не Его ли солнце, месяц и звезды, которыя светят нам? Не Его ли облака, которыя, как мехи, воду по всей вселенной разносят и изливают на нас и на нивы наши? Не Его ли воздух, который сохраняет дыхание и жизнь нашу? Огнь, который согревает нас и пищу нашу варит, – Его есть; вода, которая напояет нас и скотов наших, хлеб, которым питаемся, одежда, которою одеваемся и согреваемся, – Его есть; домы наши, в которых живем и упокоеваемся, – Его суть. Словом, в благодеяниях Божиих заключены так, что и минуты без них не можем пробыть. Помысли сатанинскую на нас лютость и неукротимую вражду: он на нас непрестанно воюет, подкладывает сети, копает ров и, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити[145]. Бог нас хранит, не допущает ему нас погубить, и, что удивительнее, человек грешит, но Бог его хранит; человек отдает себя врагу, но Бог ему не дозволяет его взять и в погибель свести; человек от Бога отступает, но Бог его еще не оставляет; человек Бога прогневляет, но Бог еще милости Своея[146] от него не отнимает: иначе в единой минуте погиб бы человек, ежели бы отнял Бог Свою всемогущую руку от него, хранящую его. Ибо сатана того и наблюдает[147], чтобы человека оставленного видеть и тако погубить. Смотри благость Божию, которая и врагам благотворит; смотри и лютость диавольскую и берегись. Что, когда тое великое Его дело рассудим, что Он ради нас, падших и отступивших от Него, Единородного Своего Сына не пощадел, но за нас предал Его[148], да спасемся, – что от сего, аще не[149] горячая к нам любовь Его, познается? – О сем Сам Единородный Сын Его возглашает и тую Его любовь в удивление представляет нам, глаголя: Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Онъ, не погибнет, но имать живот вечный[150]. Видишь благость Божию и любовь к нам: но смотри и рассуждай человека-грешника, который бесстрашно закон Божий нарушает, – неблагодарность, грубость, невежество и бесстыдство. Должно было человеку непрестанно и, как сказать, частее Богу благодарить, нежели дыхать[151], но он неблагодарен Ему является; должно было человеку всегда и везде Бога поминать с любовию, но он забывает Его и благодеяния Его; должно было с высоким и наибольшим благоговением везде и всегда Бога почитать, яко вездесущего, и сохраняющего, и благодетельствующего, но он преступлением закона Его бесчестит Его, якоже Апостол глаголет грешнику: преступлением закона Бога безчествуеши[152]. Бесчествует Создателя, Промыслителя, Хранителя, Благодетеля своего высочайшего, бесчествует Того (О, долготерпения Божия! О, слепоты человеческия!), – Того бесчествует, Которого Ангели и Архангели со страхом, благоговением и любовию непрестанно почитают, поют и поклоняются. Грешник недостоин жить на земле, яко грешник, но Бог живот его хранит, и не токмо хранит, но и благодетельствует ему. Но грешник того не чувствует и Благодетеля своего презирает. Не престает Бог благотворить грешнику, но не престает и грешник Благотворителя раздражать. Неизреченна благость Божия: несказанно и невежество и неистовство грешника; делает Богу грешник так, как тот человек, который питателя и хранителя и защитника своего поносит и ругает. Не видит сего грешник, яко[153] ослеплен грехом; но когда открыются ему очи внутренния, тогда увидит и познает сие за истину. Тогда, когда в вышеписанное рассуждение войдет человек, породится в нем истинное сокрушение, жаление и стыд; тогда признает себя достойным всякого наказания; тогда будет себя достойно окаявать, на себя негодовать, гневаться, искать источника слез и паче всей твари себя понижать, и признает себя недостойным хлеба и малейшего Божия благодеяния. И сие-то есть печаль по Бозе, которая покаяние нераскаянно во спасение соделовает[154]. Таковую печаль имеющий лучше восхощет умрети, нежели согрешити, – каковую печаль как себе, так и тебе иметь от сердца желаю.


Спасайся.

Письмо четырнадцатое

Грешник, своими грехами оскорбляющий Бога, достоин вечной смерти

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Цит. по: Гиппиус А. Святой Тихон Задонский и всея России чудотворец. Париж: YMCA-PRESS. Б. г. С. 31.

2

Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж: YMCA-PRESS, 1983. С. 83.

3

Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. М., 2001. С. 25–26 (далее – Задонский чудотворец).

4

Мирское имя святого архипастыря – Тимофей.

5

Задонский чудотворец. С. 17.

6

См.: Изгнанный правды ради. Жизнь святителя Арсения (Мацеевича). М., 2001 (Репринт, воспр. изд.: Свящ. М. Попов. Арсений (Мацеевич). митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905). С. 158. Схиархим. Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 37.

7

Наиболее полная библиография о жизни и деятельности святителя Тихона собрана в кн.: Святитель Тихон Задонский: Избранные труды. Письма, Материалы. М.: ПСТГУ, 2004. С. 639–702.

8

Прот. Г.Флоровский. Указ. соч. С. 115.

9

См.: Задонский чудотворец. С. 136.

10

Задонский чудотворец. С. 35–36.

11

Прот. Г.Флоровский. Указ. соч. С. 126.

12

Беседа преподобного Серафима с НА.Мотовиловым о цели христианской жизни. Гл. 3.

13

Цит. по: Схиархим. Иоанн (Маслов). Указ. соч. С. 75.

14

Митр. Евгений (Болховитинов). Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // Митр. Евгений (Болховититнов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М., 1995. С. 365.

15

Свящ. Т. Попов. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916. С. 252; См. также: Свящ. Павел Хондзинский. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский. Избранные труды. Письма. Материалы.

С. 41–42.

16

Большинство исследователей указывают лишь на период написания посланий – «на покое»; первый жизнеописатель святителя митрополит Евгений (Болховитинов) упоминает только о дате первой публикации основного корпуса их —1784; И. К. Смолич в своем труде «Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988-1917)» датирует оба сборника 1772–1775 годами (М., 1999. С. 358); Как справедливо замечает о Письмах Келейных священник Павел Хондзинский в своем предисловии к изданию избранных творений святителя, «единственное указание, позволяющее определить время работы над ними, – упоминание в 25-м письме самозванца, очевидно, Пугачева. Стало быть, 1774 год можно считать нижней точкой работы над ними» (Указ. соч. С. 41). Что касается Писем Посланных, то самое раннее из датированных по изданию 1889 г., положенному в основу данной публикации, относится к 1769 году, а самое позднее – к 1780 году.

17

Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. 5. М.: Синодальная типография, 1889. Т. 5. Примечания. С. V.

18

Этой теме посвящены, в частности, статья священника А. Салтыкова «Из истории русской богословской мысли XVIII века (святитель Тихон Задонский и Иоанн Арндт: «Об истинном христианстве»)» в сб. «1000-летие Крещения Руси: Международная церковно-научная конференция». М., 1989, а также статья священника И. Хондзинского «Два труда об истинном христианстве: святитель Тихон Задонский и Арндт» (ЖМП. 2002. № 2. С. 62–73).

19

Митр. Евгений (Болховитинов). Указ. соч. С. 366.

20

Прот. Г. Флоровский. Указ. соч. С. 123.

21

Задонский чудотворец. С. 109

22

Задонский чудотворец. С. 27.

23

Там же. С. 110.

24

Там же. С. 100–101.

25

См.: Схиархим. Иоанн (Маслов). Указ. соч. С. 66.

26

Задонский чудотворец. С. 53.

27

Задонский чудотворец. С. 99–100.

28

Прот. Г. Флоровский. Указ. соч. С. 124.

29

Задонский чудотворец. С. 31.

30

См.: Там же. С. 28, 79.

31

Там же. С. 27.

32

Задонский чудотворец. С. 71, 103–104.

33

Там же. С. 63–64.

34

См.: Задонский чудотворец. С. 72–73.

35

Прот. В. Зеньковский. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 62.

36

Там же. С. 63.

37

Задонский чудотворец. С. 41, 42.

38

Там же. С. 59.

39

Там же. С. 63.

40

Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: в 5 т. Изд. 5. М.: Синодальная типография, 1889. Т. 5. С. 1–138, 241–345.

41

Ср.: 1 Тим. 3,16.

42

О, благости и человеколюбия несказанного явившегося Господа! – О, сколь велика благость и несказанно человеколюбие явившегося Господа! (Здесь и далее толкование архаичных слов и выражений, а также исторические комментарии принадлежат редактору данного издания. – Изд.)

43

Пророцы – пророки.

44

Ср.: Мф. 13, 17; Лк. 10, 24.

45

Ии. 20, 29.

46

И мы от грешников есмы – и мы тоже грешники.

47

Обращалися – здесь: общались, пребывали.

48

Яли – ели.

49

Прокаженныя очищающего, слепыя просвещающего, мертвыя воскре тающего – прокаженных очищающего, слепых просвещающего, мертвых вое крешающего.

50

1 Ин. 1,1–3.

51

2 Пет. 1, 16–18; ср.: Мф. 17, 3; Мк. 9, 7.

52

Тоя – той.

53

1 Тим. 1,15

54

Рассуждай сие, брате – рассуждай об этом, брат (обращение).

55

Ср.: 1 Пет. 1, 8, 9.

56

Взыскати – здесь: найти, оказать милостивое внимание.

57

Мф. 18, 11; Лк. 19,10.

58

Пс. 143, 3.

59

Ср.: Пс. 32, 9; 148,3.

60

Аки – здесь: как.

61

Имея сотворить – намереваясь, собираясь сотворить.

62

Ср.: Быт. 1, 26.

63

Которыя ради вины – по этой причине; поэтому.

64

Евр. 2, 12.

65

Мф. 6, 9; Лк. и, 2.

66

Ин. 20,17.

67

Рим. 2, 23.

68

Когда – здесь: если.

69

По Бозе – здесь: о Боге.

70

По словеси – по слову.

71

2 Кор. 7, 10.

72

Обветшавший – здесь: изнуренные, постаревшие.

73

Страсти – здесь: страдания.

74

Прочая – здесь: прочее.

75

Странным – здесь: странническим.

76

Его благодатию и человеколюбием вси получают вечный живот, которые ни получают. – Все, кто получают вечную жизнь, получают ее Его благодатью и человеколюбием.

77

Рим. 3, 23.

78

Гал. 3, 10; ср.: Втор. 27, 26; см.; Пс. 13 и 52.

79

1 Пет. 1. 18–19.

80

Гал. 3, 13.

81

Последование Великой Пятницы. Утреня. Седален, глас 4.

82

Кроме – здесь: без, вне.

83

Мф. 25, 41.

84

Возлюбленне – возлюбленный (обращение).

85

Рим. 3, 23.

86

1Тим. 1,13.

87

2 Кор. 3, 13.

88

См.: Мк. 16, 13.

89

Пс. 18, 3.

90

Никому не хощет погибнуть – никому не желает погибели.

91

1 Тим. 2, 4.

92

Мк. 16,15,16.

93

Ин. 1,11.

94

Языки – здесь: язычники.

95

Тит. 1, 16.

96

От нас – здесь: нами.

97

См.: Мф. 2, 11.

98

Приидем – придем.

99

Приимем – примем.

100

Лк. 6, 46.

101

2 Кор. 5, 14.

102

Гал. 2, 20.

103

Ин. 20, 28.

104

Ирмос. Глас 2, песнь 4.

105

Ирмос. Глас 8, песнь 4.

106

Обще – здесь: вместе.

107

За крайнее бедствие поставляет – считает величайшим бедствием.

108

Евр. 13, 5.

109

Особенно – здесь: отдельно, лично.

110

1 Кор. 1, 30.

111

Пользует – здесь: дает помощь.

112

Оказывают – здесь: имеют.

113

Ср.: 1 Пет. 1, 18–19.

114

1 Ин. 4,19.

115

По нас – здесь: за нас.

116

Ср.: Пс. 115, 3.

117

Ин. 15, 5.

118

Тую – ту, ее.

119

От нас – здесь: из нас.

120

Иак. 2, 18.

121

От дел – делами.

122

1 Ин. 3, 9.

123

Показался – здесь: явился.

124

Быт. 22; Иак. 2, 21.

125

Приемшая сходники – принявшая соглядатаев, тайных наблюдателей.

126

Иис. Нав. 2; Иак. 2, 25.

127

Исх. 20, 2.

128

Ср.: Флп. 2, 10.

129

В руце — в руке.

130

Не пощадил – здесь: не пожалел.

131

Ср.: Флп. 2, 12.

132

Ср.: Евр. 13, 14.

133

Ср.: Евр. 11, 10.

134

Иак. 2, 26.

135

Противно – здесь: вопреки, несмотря на.

136

Поставляют – здесь: представляют, считают.

137

Деньга – полкопейки.

138

Иак. 2, 15, 16.

139

Живут миру и прихотям своим – живут для мира и по прихотям своим.

140

От Спасителя – здесь: Спасителем.

141

Мк. 1,15.

142

Жалении – здесь: сокрушении.

143

Судит – здесь: считает.

144

Ради – здесь: из-за.

145

1 Пет. 5, 8.

146

Своея – Своей.

147

Наблюдает – здесь: ждет.

148

Рим. 8, 32.

149

Аще не – здесь: если не, как не.

150

Ин. 3, 16.

151

Нежели дыхать – чем дышать.

152

Рим. 2, 23.

153

Яко – здесь: ибо, потому что.

154

2 Кор. 7, 10.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4