Полная версия
Ищите прежде Царствия Небесного
Еретики хотели через свое нечестивое учение отнять у верующих их надежду, их упование, их отраду, их славу и их силу – то, чем для нас являлся, является и будет являться Иисус Христос, Спаситель мира. Предав анафеме еретическое нечестие, Святые Отцы изложили свое православное учение и запечатлели его в православном исповедании, именуемом Символом веры, который наша Церковь содержит неповрежденно. Во втором члене Символа веры говорится: Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша… Святая Церковь благодарит Господа, что Он воздвиг на земле светила умные – Святых Отцов, которые утвердили и сохранили православную веру.
В уверение же наше, что Иисус Христос есть истинный Бог, единосущный Отцу, ныне Церковью для нашего назидания предложено евангельское чтение, в котором звучит первосвященническая молитва, с которой Спаситель обратился к Отцу Своему прежде крестных мук. Из этой молитвы ясно видно, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, Который Своими страданиями и смертью искупил весь род человеческий. Грядущий к вольной страсти, Спаситель возвел очи на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое… И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, Тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 1–6, 10–11).
Из этой молитвы открывается, что Господь Иисус Христос единосущен и единоправен с Богом Отцом. Кроме того, эта молитва научает нас, что, для того чтобы наследовать жизнь вечную, необходимо иметь правильное познание о Боге Отце и посланном Им Иисусе Христе, а равно надо знать и учение Христово и Его заповеди. А для этого необходимо быть членом Церкви, потому что в Церковь, как в сокровищницу, Господь положил все необходимое для того, чтобы каждый мог почерпать из нее истинное учение о Боге и необходимые средства для спасения.
Но познавать Бога надо не холодным сердцем и умом, а сердечной любовью и теплотою чувств, исправлением своего жития, отвержением своих пороков и страстей и всего худого и греховного, добродетельной жизнью и постепенным стремлением к святости и совершенству. Будьте святы, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш (ср.: Лев. 11, 44). Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен есть (ср.: Мф. 5, 48). Святые Апостолы во всех посланиях, в которых они обращаются к христианам, увещевают их с познанием Бога соединять исправление своей жизни и преуспеяние в добродетели и непорочной нравственности.
Святой апостол Петр пишет: Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1, 5-11).
Поэтому, если ты знаешь, что Господь свят, старайся быть сам святым. Если Господь благ и милосерд, будь и ты милосердным и сострадательным. Если Господь кроток, будь и ты кротким, во всем подражая своему Творцу.
Дорогие братия и сестры, прославляя сегодня Святых Отцов, утвердивших православную веру, будем молить Господа, чтобы Он помог и всем нам сохранить правую святую божественную веру до конца нашей жизни и этою верою достигнуть желаемой блаженной вечности. Аминь.
1964 г.
В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых (I)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В настоящий день, в заключение всех великих праздников – Светлого Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на Небо и ниспослания от Отца Святаго Духа на Апостолов, Святая Церковь торжественно совершает память всех святых, от века благоугодивших Богу и прославленных Богом, уже торжествующих на Небе великую победу Победителя смерти и ада, нашего Спасителя. Это – благословенный плод страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это – благодатные плоды пришествия Всесвятаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Это – первенцы искупленного Кровью Христовой и обновленного благодатью Духа Божия человечества, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом.
Так как сегодня Церковь прославляет добродетели, творит память всех святых, которые просияли на востоке, западе, севере и юге, начиная от самого создания мира до настоящего времени, которых и сосчитать всех нельзя, ибо и имена многих из них неизвестны, то и установлено праздновать память их всех вместе, чтобы они, соединенные между собой добродетелями, не разделены были и торжеством. Поэтому ныне мы празднуем память древнейших Патриархов – праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о Пришествии в мир Искупителя, жили этой верой, пребывая на земле яко страннии и пришельцы (Евр. 11, 13). Творим память ревностных Пророков, которые, предвозвещая Пришествие Христово, обличали пороки и нечестия народа своего, побуждали его приготовить себя покаянием к сретению грядущего Господа, грозили судом и казнями нераскаянным, за что и терпели поношения, гонения и страдания от своих единоплеменников. Творим память святых и славных Апостолов, которые, оставив все, последовали за Христом и среди искушений, гонений и страданий проповедовали в мире Евангелие Христово, которые, просветив и облагодетельствовав весь мир своей проповедью, сами терпели скорби и лишения, болезни и страдания, мучения и смерть.
Празднуем память непобедимых мучеников, которые за исповедание имени Христова терпели многообразные страдания, муки и казни. Творим память святых пастырей и святителей, которые словом и делом, учением и жизнью поучали и поучают живой вере во Христа и благочестивой жизни, которые ревностно защищали чистоту и истину православного учения Христианской Церкви и за то также претерпевали страдания и всякие лишения. Творим память и преподобных мужей и жен, которые в пустынях и пещерах своими дивными подвигами достигали равноангельной высоты, восходили к непостижимому духовному совершенству. Ныне же творим память и всякой праведной души, тех, кто, живя среди мира, были не от мира сего, кто среди молвы и попечений житейских соделали души и сердца свои чистыми и святыми обителями Духа Святаго. Поэтому чтением Евангелия в эту Неделю Церковь свидетельствует, что все они суть истинные исповедники святой веры; они во имя Господа оставили все, что удаляло их от служения Ему и блаженного соединения с Ним; за то и Господь Иисус Христос исповедует святых перед Отцом Своим на Небе и устами Церкви исповедует их на земле пред человеками.
Евангелие нынешнего Воскресного дня читается так: Рече Господь: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 10, 32–33; 37–38; 19, 27–30).
Из этого евангельского чтения мы видим, что Господь повелевает нам исповедовать Его, обещая исповедующим вечное блаженство и угрожая за отвержение вечным мучением. Исповедовать Иисуса Христа перед человеками – значит не только веровать в Него и в Его учение, но и исповедовать это учение устами и делами своими везде и всегда, несмотря на то, что будут говорить другие, хотя бы и нашлись такие, которые бы над этим исповеданием смеялись.
Святые Апостолы радовались, когда подвергались за имя Христово бесчестию. Поэтому и мы, если начнут притеснять за веру, должны еще более радоваться. Ибо это всего полезнее для христианина, потому что на главу его низводит мученическй венец. Стыд, боязнь, смущение – верные признаки маловерия. Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк. 9, 26). Веровать в Господа Иисуса Христа в тайне своего сердца, но не исповедовать веры своей явно – значит веровать только половиной своего сердца. В таком раздвоенном сердце нет всецелой любви к Господу Иисусу Христу, и вера такого человека не дает полной надежды на спасение. Потому апостол Павел и говорит: Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 9-10). Но исповедовать Иисуса Христа одними только устами, а жизнью и делами не сообразовываться с Его учением – это не исповедание, а одно лишь лицемерие. Истинный исповедник Иисуса Христа есть тот, кто при любых жизненных обстоятельствах устами и делами, чистотою и твердостью веры и святостью жизни исповедует Его пред людьми, так что сбываются на нем слова Господа: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех (Мф. 5, 16), и всегда готов за истину учения Его пожертвовать всеми земными благами и даже самой жизнью своей, если это будет угодно Богу.
Господь, верный в Своих обещаниях, прославил на земле Своих исповедников, но неизреченной славой прославит Он их пред Отцом Своим Небесным, когда приидет судить живых и мертвых. Тогда по праведному Своему Суду отвержется Он перед Отцом Своим Небесным и перед всей вселенной тех, которые отверглись Его пред человеками: Николиже знах вас; отыдите от Мене, делающии беззаконие (Мф. 7, 23).
Далее обращают на себя внимание следующие слова заповеди Спасителя: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Любить отца, или мать, или сына и дочь более, нежели Господа, – значит из угождения им не исполнять заповедей Божиих, а исполнять их приказания и прихоти, воле Божией противные. Конечно, любить родителей – естественное дело и заповедано Богом, но любовь к Богу должна стоять на первом месте. А так как в сердцах человеческих любовь к Богу угасла из-за неправильной любви к родителям и сродникам или из-за пристрастия к ним, то, чтобы любовь эту сделать чистой и святой, Господь и дает сию заповедь.
Любовь родителей и детей тогда только свята, когда они любят Господа Бога больше всякой твари, какая бы она ни была. А всякая любовь, заставляющая любить кого-либо паче Творца, – беззаконная и пагубная как для любящих, так и для любимых. И вот, изгоняя сию-то любовь, Спаситель хочет насадить в сердцах верующих взаимную любовь, которая была бы основана на любви к Нему, Богу и Спасителю нашему. Бога мы должны любить прежде всего и больше всего, потому что Он есть Бог, Он от самого начала нашего бытия и до смерти нашей ни на минуту не оставляет нас, каждое мгновение промышляет о нас, Он исполняет веселием сердца наши, насыщая нас пищей, Он дает пищу и нашему духу и уму. Поэтому-то Он и зовется нашим Отцом Небесным, преискренне любящим Своих детей. Могут ли дать все это наши родители? Конечно, нет. Очень неправильно понимая добро, они могут причинить нам скорее зло, чем добро. Поэтому-то только та любовь будет правильной и спасительной, которая основана на любви к Спасителю нашему Иисусу Христу.
Далее в нынешнем Евангелии Господь говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Дорогие братия и сестры, что значит взять крест свой? Это значит, что мы, сделавшись учениками Христовыми, должны идти тесным и скорбным путем непрестанной борьбы со страстями и похотями, с соблазнами мира, с искушениями диавола, терпеть случающиеся болезни, беды, напасти, гонения, изгнания и смерть, если Господу угодно будет послать все это нам. Вся наша земная жизнь – это труд, болезнь, печаль и воздыхание, это не что иное, как непрерывное несение креста, слагающегося из разных горестей, скорбей и болезней, какие встречаются нам в нашей жизни, из всевозможных тягостей, трудов и забот, которые обязан нести каждый как член человеческого общества. И вот, чтобы быть со Христом в Его славе, должно идти с крестом своим за Ним, должно подражать и уподобляться Ему, как своему Господу и Главе.
Видим Спасителя безгрешного и бесстрастного, но – постящегося. Видим Его приходящего во все предписанные Законом праздники в Храм Божий. Видим Его, наконец, грядущего на Голгофу с Крестом. Не уклоняйся же и ты, христианин, от Голгофы, от креста терпеливого перенесения до конца всех посылаемых от Бога неприятностей, огорчений и скорбей житейских. Этим-то путем крестоношения и шли вслед Господа Иисуса Христа все святые, соцарствующие с Ним ныне в Его славе.
Обращает далее на себя внимание вопрос апостола Петра, который говорит: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Апостолы все оставили ради Господа, а значит, идти за Господом – это требует подвига, требует готовности жертвовать, если это нужно, родственными связями и всем, что для нас является дорогим. И потому нелегко быть истинным учеником Христа.
Но вот в ответ на этот вопрос Господь отвечает так: Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, то есть в будущей жизни, когда сядет Сын Человеческий во славе Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых, то есть своей верой, добродетельной жизнью будете обличать порочность, нечестие и неверие других людей, не уверовавших в Меня. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Опять Господь говорит, что мы ради сохранения веры в Него и наследования жизни вечной должны отречься от привязанности к близким и дорогим лицам, если они будут отвлекать нас от Него и исполнения Его заповедей и вводить в искушение. За исполнение этой заповеди Господь обещает и высшую награду в сей жизни (в смысле ощущения духовного удовлетворения и благодушия, душевного наслаждения спокойствием и миром), и жизнь вечную в будущем веке.
И закончил Господь слова Свои следующим изречением: Многие же будут первые последними, и последние первыми. Страшный Суд Христов покажет, кто и какой награды заслужил жизнью своей от Господа. Тогда многие, здесь, на земле, славившиеся властью, почетом, знатностью, богатством, уважением, окажутся последними, а люди смиренные, простые, честные, которых, может быть, презирали, осмеивали за их веру, их набожность и вообще считали на земле людьми последними, недостойными внимания, окажутся выше людей величавых и горделивых. Потому что раздаяние наград будет зависеть не от того, кто и насколько был на земле знатен и славен, а от того, кто как сохранил и проявил в жизни свою веру во Христа.
Вот таково учение Господа и Спасителя нашего о том, каким путем мы должны идти, чтобы достигнуть святости и унаследовать вечное блаженство. Этим путем шли все святые, память которых мы сегодня празднуем. Празднует же Церковь память святых для того, чтобы представить нам живые примеры спасаемых людей и чтобы мы подражали им в жизни. Они являются нашими наставниками в том, как угодить Господу. Поэтому слово Божие и заповедует нам: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Прославляя святых, мы тем самым в то же время призываем их молиться за нас, ибо они нас любят и, имея дерзновение пред Престолом Божиим, могут своими молитвами помогать нам в деле нашего спасения. Прославляя святых, мы прославляем их добродетели, а прославляя добродетели, мы прославляем Бога – Источник всякой добродетели.
Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе.
Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется – чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия.
Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца – святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника – преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит: Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр. 12, 1–2). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.
1960 г.
В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых (II)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, в настоящий день, в заключение всех великих праздников: Светлого Христова Воскресения, славного Вознесения Господня, Сошествия Святаго Духа на Апостолов – Православная Церковь празднует память всех святых, от века благоугодивших Господу, торжествующих ныне на Небесах свою победу над грехом и злом. Это как бы первенцы человечества, искупленные Пречистой Кровью Христовой и обновленные благодатью Святаго Духа Божия, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды страданий, крестной смерти, славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, сошествия Святаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви.
В числе прославляемых ныне Церковью святых есть люди всех стран и времен, всякого сословия и положения, всякого звания и состояния, чина, пола и возраста: есть цари и простолюдины, господа и слуги, духовные и миряне, воины и граждане, крестьяне и ремесленники, мужья и жены, юноши и девы, богатые и бедные, знатные и незнатные, ученые и неученые, – и все они так же жили на земле, как и мы.
Все святые были подобострастные нам люди (см.: Деян. 14, 15), они так же, как и мы, имели плоть и были немощны. Они, подобно нам, зачинались и рождались во грехах, чувствовали движение плотских страстей и похотей и подвергались часто еще большим искушениям и обольщениям, нежели мы. Однако они, невзирая ни на какие искушения и соблазны, мужественно противостояли им, не поддавались злым порывам души и тела своего, охраняли себя от грехов и пороков, преуспевали в добродетелях и достигали высокого нравственного совершенства и спасения.
Святым в деле спасения помогала та же всемощная благодать Божия, те же благодатные средства, которые дарованы и нам. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2, 11), – говорит святой апостол Павел. Святые люди так же, как и мы, исполняли разные житейские дела и нередко несли на себе бремя многотрудных служебных обязанностей: церковных, гражданских, общественных, семейных и многих иных. Однако эти попечения не заглушили в них попечений о душе. Напротив, заботой об этом были проникнуты все их житейские дела. Оттого-то многоразличные заботы и обязанности и не служили для них препятствием к преуспеянию в благочестии и достижению спасения.
Один городской житель сказал некогда преподобному Нифонту: "Живя в миру, невозможно спастись: если человек сам по себе благочестив, то другие вводят его в соблазн. Сверх того, сколько переговоров! Одним кажется, что добродетельные и благочестивые люди слишком умствуют, другим не нравится отличный от других, отменный их образ жизни, иные их называет нелюдимыми, а это все для сердца человеческого весьма опасно! Кто хочет быть совершен, тот должен жить в монастыре или в пустыне".
Выслушав это, Преподобный отвечал: "Чадо, место не спасет человека и не погубит; одни лишь дела спасают и погубляют. Нет пособия ни от святого сана, ни от святого места тому, кто не исполняет заповедей Божиих. Саул жил среди великолепия царского – и погиб. Давид жил среди того же великолепия царского – и принял венец. Лот жил среди беззаконников содомлян – и спасся. А Иуда находился в лике Апостолов – и наследовал геенну.
Кто говорит, что нельзя спастись в мире с женою и детьми, тот льстит своему безумию и порокам. Авраам имел жену и детей, рабов и рабынь и множество богатства, однако это не воспрепятствовало ему приобрести имя друга Божия.
Сколько спаслось служителей Церкви и пустыннолюбцев! Сколько вельмож и воинов! Сколько ремесленников и земледельцев! Сколько людей спаслось посреди шумных столиц и безмолвных пустынь! Прочитай жития святых и узришь имена угодников Божиих. С другой стороны, в этих же санах и сословиях, в этих же местах и в то же время погибло бесчисленное множество людей… От царей до рабов есть чада Царствия Небесного и от царей до рабов есть чада погибели.
Сын Церкви Христовой! Не соблазняй ума твоего: на всяком месте обретается спасение Божие, если исполняешь волю Господа твоего. Господь в объятия Свои принимает душу праведную равно с престола и от сохи, из алтаря и с поля брани. Итак, живет ли кто в мире, да не отчаивается. Согрешит ли – покаянием может опять приблизиться к Богу. Каждый пусть исполняет добродетели своего звания, которое Бог возложил на него, – и спасется. Напротив, если кто и удалится в безмолвную пустыню, но злых дел далече от себя не отставит, тот и в ней погибнет неминуемо".
Да, дорогие братия и сестры, живущие в мире, вы должны твердо верить, что житейские заботы и попечения не могут послужить преградой к достижению спасения, если мы всем сердцем будем стремиться к нему и на каждом шагу своей жизни искать его, по заповеди Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Уверяют нас в этом ныне чествуемые святые. Ибо, как звезды небесные просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись.