bannerbannerbanner
Церковные песнотворцы
Церковные песнотворцы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Ирмос 8-й песни как бы завершает мысли Преподобного песнописца о Церкви Христовой, здесь уже в иносказательной форме. Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, любящии Сиона, – в растворении сердца вещает преподобный Косма, – царствуяй бо во веки Господь сил прииде; да благоговеет вся земля от Лица Его и да вопиет: благословите, вся дела Господня, Господа[92]. Здесь и Иерусалим, и любящии Сиона – символы Церкви.

Размышления Преподобного песнописца о Церкви и ее воспевание мы встречаем также и в отдельных ирмосах (реже тропарях) канонов на двунадесятые праздники. Так, он возносит свою молитву о Церкви в ирмосе 3-й песни канона на Успение Пресвятой Богородицы. Содетельная и содержительная всех Божия Мудросте и Сило, – слышим мы в звучании торжественного напева этого ирмоса, – непреклонну, недвижиму Церковь утверди, Христе: един бо еси свят, во святых почиваяй[93]. И это воззвание ко Христу среди молитв и воздыхании, направленных к Пречистой, еще более печатлеет значимость праздника Ее Успения.

В ирмосе 3-й песни канона на Воздвижение Креста Господня Святитель свидетельствует, что́ сотворил Крест Христов в Церкви, прежде бесплодной. Жезл во образ тайны приемлется, – воспевает он, – прозябением бо предразсуждает священника; неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете Древо Креста в державу и утверждение[94].

Ту же мысль о неплодной прежде, но ставшей Христовой Церкви находим в первом тропаре 3-й песни канона на Богоявление. Неплодная древле и безчадная люте, – утверждает Преподобный песнописец, – днесь веселися, Христова Церковь: водою бо и Духом сынове тебе родишася, верою взывающе: несть свят, якоже Бог наш[95]. Крещение Господне в водах Иорданских уже рождает сынов веры, и преподобный Косма обращается к Церкви Христовой как к одушевленному организму, предлагая ей радоваться рождению ее сыновей.

Но, кажется, наиболее известным песнопением преподобного Космы о Церкви стал ирмос 3-й песни его канона на Сретение Господне: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси Честнóю Твоею Кровию[96]. Пением этой краткой, но действенной молитвы заканчивается каждое вечернее богослужение, и в мире и крепости, приносимой этим песнопением, верующие покидают храм. Твердо и верно предает Церковь свою судьбу в волю Того, Кто стяжал ее Своим страданием и Своею Кровию.

Мы считаем возможным на этом закончить разбор творений преподобного Космы Маиумского, с тем чтобы, кратко остановившись на некоторых событиях его жизни, связанных с его творчеством, перейти затем к заключению. В нашем разборе мы попытались оценить каноны преподобного Космы как со стороны их внешней структуры, так и с точки зрения тех основных идей, которые были вложены святителем Маиумским в его произведения. Несомненно, достояние, оставленное нам великим гимнографом, так велико, что не исключает дальнейшего и многостороннего исследования его творчества.

Два эпизода из жизни Маиумского святителя

Почти во всех источниках, посвященных трудам преподобного Космы, имеются повествования о некоторых событиях его жизни, очень ценные для полноты характеристики его личности и деятельности.

Существует предание, объясняющее, почему в его каноне на Воздвижение Креста Господня имеются две различные по написанию 9-е песни. Согласно этому преданию, преподобный Косма, составив в свое время указанный канон, передал его для употребления в церквах. Однажды Преподобный пришел в Антиохию и стоял в храме при пении канона на Воздвижение Креста Господня, не будучи никем узнан. Он заметил, что канон поется не по тому напеву, на который был написан, и обратил на это внимание поющих. Однако замечания Святителя не принимались, и тогда он должен был открыть антиохийским христианам, что является составителем этого канона. Чтобы уверить собратьев в истинности своего замечания, по требованию их преподобный Косма здесь же написал другую 9-ю песнь канона на тот же напев и на те же буквы акростиха. Нам, исследующим жизнь и творения великого песнописца, очень дороги эти сохранившиеся сведения, имеющие уже более чем тысячелетнюю давность.

Второе предание о преподобном Косме еще более трогательно; его в различных выражениях передают духовные книги разного характера.

Так, А. П. Голубцов, ссылаясь на свидетельство Никифора Каллиста, передает его следующим образом. Когда преподобный Косма составил трипеснец на Великий Пяток, в основу ирмоса 9-й песни канона он положил слова преподобного Ефрема Сирина, и этот ирмос Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим… вызвал особую милость Богоматери к Преподобному песнописцу. Божия Матерь, по свидетельству предания, явилась святителю Маиумскому и сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но всего ближе бываю Я к тем, которые воспевают Меня этими словами». В других сказаниях к словам Богоматери добавляется, что Она явила Свою любовь к Святителю за прославление Ее в самый тяжелый для Нее день жизни – день Крестной смерти Сына Ее.

Следует допустить достоверность этого сказания и уразуметь духовный смысл явления Божией Матери угоднику Божию – преподобному Косме. Явление это особым светом окрашивает житие его, труды его на пользу и во славу Святой Церкви.

Не случайно, как уже указывалось выше, ирмос Честнейшую Херувим стал общеупотребительным почти в каждом богослужении; вокруг него, как вокруг некоего духовного фокуса, стягиваются нити церковной службы.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем, – без этого песнопения воистину нет должного строя в богослужении.

Преподобный Косма навечно, вперед многих и многих веков дал нам это прославление Божией Матери, и оно никогда не стареет! Таково действие гения, обретающего свою силу в Боге.

Личность преподобного Космы

Нам осталось в заключение воспроизвести в доступной для нас мере образ преподобного святителя Маиумского как личности. Насколько мы вправе здесь приводить некоторые соображения, которые следуют из очень кратких данных о жизни и творчестве Преподобного, собранных нами? И все же эти соображения должны быть высказаны.

Прежде всего нам кажется необходимым остановиться на предположении о том, что преподобный Косма, проживший значительную часть своей жизни в Палестине, в городе Маиуме близ Газы, не мог не испытать на себе влияния той духовной школы, которая сложилась в обители Газской при великих старцах Варсонофии и Иоанне. Правда, преподобный Косма много лет был связан с иерусалимскою обителью святого Саввы Освященного, но, проведя долгие годы епископского служения в Палестине, отдавал особое почтение святым палестинским; это следует из того, что только этим святым, согласно замечанию архиепископа Черниговского Филарета, были составлены преподобным Космою соответствующие каноны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Десять лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского, принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. № 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность // Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106.

2

Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 239.– Ред.

3

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 239.– Ред.

4

Там же. – Ред.

5

Минея. Месяц октоврий, 12. Утреня. Канон 2. Песнь 3, тропарь 1.

6

Там же. Песнь 4, тропари 1 и 3.– Ред.

7

При цитировании богослужебных текстов частично применена современная пунктуация. – Ред.

8

Там же. Песнь 5, тропарь 3.– Ред.

9

Там же. Песнь 6, тропарь 1.– Ред.

10

Там же. Песнь 6, тропарь 2.– Ред.

11

Там же. Песнь 7, тропарь 2.– Ред.

12

Там же. Канон 2. Кондак по 3-й песни. – Ред.

13

Триодь Постная. Неделя ваий. Утреня. На хвалитех, стихиры 1, 2.– Ред.

14

При исследовании службы Постной Триоди И. А. Карабинов указывает, что обычай опускать вторую песнь канона относится ко времени преподобного Космы и позднейших песнописцев. Вместе с тем, по Карабинову, многие – и современные Косме, и более поздние – песнописцы сохраняют в канонах вторую песнь. В практике современного православного богослужения вторая песнь канона опускается.

15

Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 1. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

16

Там же. Песнь 3, тропарь 1.– Ред.

17

Там же. Песнь 3, тропарь 2.– Ред.

18

Минея. Месяц февруарий, 2. Утреня. Канон. Песнь 9, тропарь 2.– Ред.

19

Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон 1. Песнь 4, тропарь 3.– Ред.

20

Там же. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

21

Минея. Месяц ианнуарий, 6. Вечерня. На литии, стихира 1.– Ред.

22

Там же. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

23

Минея. Месяц февруарий, 2. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 3.– Ред.

24

Минея. Месяц август, 6. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

25

Там же. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

26

Там же. Песнь 1, тропарь 3.– Ред.

27

Там же. Песнь 5, тропарь 4.– Ред.

28

Триодь Постная. Неделя ваий. Утреня. Канон. Ирмос 1-й песни. – Ред.

29

Там же. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

30

Там же. Песнь 4, тропарь 1.– Ред.

31

Там же. Ирмос 8-й песни. – Ред.

32

Там же. Песнь 4, тропарь 3.– Ред.

33

Там же. Ирмос 9-й песни. – Ред.

34

Краегранесие – буквальный церк. – слав. перевод греческого слова «акростих». Первые (крайние) буквы тропарей канона с краегранесием следуют в алфавитном порядке (азбучное краегранесие) или образуют какую-либо фразу. – А. Б.

35

Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 3.– Ред.

36

Там же. Песнь 7, тропарь 3.– Ред.

37

Триодь Цветная. В Неделю Пятдесятницы. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1.– Ред.

38

Там же. Песнь 5, тропарь 1.– Ред.

39

Там же. Песнь 6, тропарь 1.– Ред.

40

Там же. Песнь 7, тропарь 2.– Ред.

41

Там же. Песнь 8, тропарь 2.– Ред.

42

Минея. Месяц август, 6. Утреня. Канон. Песнь 9, тропарь 4.– Ред.

43

Там же. Песнь 5, тропарь 1.– Ред.

44

Минея. Месяц декемврий, 25. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

45

Там же. Песнь 1, тропарь 3.– Ред.

46

Там же. Песнь 5, тропарь 2.– Ред.

47

Там же. Песнь 6, тропарь 1.– Ред.

48

Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон 1. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

49

Там же. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

50

Там же. Песнь 6, тропарь 2.– Ред.

51

Минея. Месяц февруарий, 2. Утреня. Канон. Песнь 3, тропарь 1.– Ред.

52

Там же. Песнь 5, тропарь 2.– Ред.

53

Там же. Песнь 6, тропарь 3.– Ред.

54

Там же. Песнь 8, тропарь 2.– Ред.

55

Там же. Песнь 9, тропарь 1.– Ред.

56

Минея. Месяц август, 6. Утреня. Канон. Песнь 5, тропарь 4.– Ред.

57

Там же. Песнь 8, тропарь 2.– Ред.

58

Там же. Песнь 8, тропарь 3.– Ред.

59

Там же. Песнь 9, тропарь 2.– Ред.

60

Триодь Постная. Великий Понедельник. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

61

Там же. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

62

Триодь Постная. Великий Четверток. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

63

Там же. Ирмос 3-й песни. – Ред.

64

Там же. Ирмос 9-й песни. – Ред.

65

Минея. Месяц септемврий, 14. Утреня. Канон. Ирмос 5-й песни. – Ред.

66

Там же. Песнь 8, тропарь 1.– Ред.

67

Там же. Песнь 9, тропарь 2.– Ред.

68

Триодь Постная. Великая Суббота. Канон. Песнь 6, тропарь 1.– Ред.

69

Там же. Песнь 8, тропарь 1.– Ред.

70

Минея. Месяц август, 15. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

71

Там же. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

72

Там же. Ирмос 4-й песни. – Ред.

73

Там же. Ирмос 9-й песни. – Ред.

74

Триодь Постная. Суббота ваий. Утреня. Канон. Ирмос 9-й песни. – Ред.

75

Там же. Великий Понедельник. Утреня. Трипеснец. Ирмос 9-й песни. – Ред.

76

Там же. Великий Вторник. Утреня. Двупеснец. Ирмос 9-й песни. – Ред.

77

Там же. Великая Среда. Утреня. Трипеснец. Ирмос 9-й песни. – Ред.

78

Там же. Великий Пяток. Утреня. Трипеснец. Ирмос 9-й песни. – Ред.

79

Там же. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 9-й песни. – Ред.

80

Пьета, Пиета (от итал. pieta – милосердие) – в западной живописи сюжет оплакивания Христа Богоматерью. – Ред.

81

Триодь Цветная. В Неделю Пятдесятницы. Утреня. Канон 1. Песнь 1, тропарь 1.– Ред.

82

Триодь Цветная. В Неделю Пятдесятницы. Утреня. Канон 1. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

83

Там же. Песнь 3, тропарь 1.– Ред.

84

Там же. Песнь 8, тропарь 2.– Ред.

85

Там же. Песнь 9, тропарь 2.– Ред.

86

Триодь Цветная. В Неделю ваий. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 2.– Ред.

87

Там же. Ирмос 1-й песни. – Ред.

88

Там же. Ирмос 3-й песни. – Ред.

89

Там же. Песнь 3, тропари 1, 2.– Ред.

90

Впрочем, в греческом тексте зовущая ирмоса и зовущи тропарей имеет одно и то же написание.

91

Там же. Ирмос 6-й песни. – Ред.

92

Там же. Ирмос 8-й песни. – Ред.

93

Минея. Месяц август, 15. Утреня. Канон. Ирмос 3-й песни. – Ред.

94

Минея. Месяц септемврий, 14. Утреня. Канон. Ирмос 3-й песни. – Ред.

95

Минея. Месяц ианнуарий, 6. Утреня. Канон. Песнь 3, тропарь 1.– Ред.

96

Минея. Месяц февруарий, 2. Утреня. Канон. Ирмос 3-й песни. – Ред.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4