bannerbanner
Разум – на службе у Бога или дьявола? Почему мы веками строим рай, а получаем ад? Психологическое исследование
Разум – на службе у Бога или дьявола? Почему мы веками строим рай, а получаем ад? Психологическое исследование

Полная версия

Разум – на службе у Бога или дьявола? Почему мы веками строим рай, а получаем ад? Психологическое исследование

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Сам факт, что у совершенно не связанных между собой писателей появляются сходные идеи, говорит о том, что за этим сходством скрывается нечто существенное.

М. Мамардашвили

К идее золотого века обращались писатели средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени. Классик литературы всех времен и народов Сервантес создал «странствующего рыцаря», призванного вернуть идеалы золотого века в земную жизнь. «Я по воле небес родился в наш железный век, дабы воскресить в нем золотой, – провозглашает Дон Кихот, – сражаясь неустанно, доживем мы до золотого века….Мир, дружба, согласие воцарятся во всем свете».

В этой же связи показательно обращение к мотивам золотого века российского гения Ф.М. Достоевского. Его всегда интересовали древние мифы и легенды о данном периоде жизни человечества. Он видел в людях того времени нечто светлое, эталонное, позволяющее чувствовать определенный оптимизм при разгребании человеческих мерзостей родного писателю XIX века. Наконец, как бы в назидание своему времени, он изложил – на редкость образно и убедительно (поистине гениально!) – версию того, что происходило на заре человеческой истории.

В фантастическом рассказе «Сон смешного человека» писатель рисует картину счастливого и безопасного бытия «людей солнца», а затем показывает процесс трансформации их сознания и падения в жизнь, которую принято называть «цивилизованной».

Согласно сюжету рассказа, его герой оказывается на планете, внешне похожей на Землю и в то же время качественно отличной от нее. Сама атмосфера здесь по-другому влияла на внутреннее состояние человека, его настроение. Все вокруг «сияло каким-то праздником и великим, святым и достигнутым наконец торжеством». Почти физически ощущался принципиально иной характер отношений между людьми. Все определяла никогда не ослабевающая готовность каждого из них испытывать подлинную любовь к своим собратьям и постоянно ощущать ответную любовь к себе. Точно так же, на взаимной любви, строились отношения с окружающим миром, с природой, наконец, с Богом и вечностью. Это было Царство любви.

«Люди солнца» всё(!) знали и понимали без лишних слов. У них было некое иное, высшее знание (точнее – всезнание), принципиально отличное от того, что мы получаем на земле. Их не мучили потребительские запросы и стремление к прогрессу, поэтому они всегда были спокойны и доброжелательны. «У них почти совсем не было болезней, хоть и была смерть, но старики их умирали тихо, как бы засыпая».

Итак, согласно преданиям, почти все народы мира знали феномен золотого века. Этот факт не может быть случайным. Как не может быть случайным сходство характеристик данного периода доисторической жизни во всех ее описаниях.

Согласно древним преданиям, первой и главной отличительной особенностью того времени была непосредственная связь мира людей с высшим миром. Более того, это была родственная связь или связь Творца со своим творением. Выражаясь языком современной науки, в людях присутствовали и активно проявляли себя «божественные гены».

На заре человечества мир был в ином состоянии, чем наш исторический мир… и в нем границы, отделяющие этот мир от миров иных, не были еще столь резки.

Н.А. Бердяев

Постоянно ощущаемое родство с божественным началом жизни служило основой активности в людях лучших человеческих качеств и поддержания соответствующего этим качествам образа жизни. Они неизменно оставались мудрыми, проницательными, внутренне и внешне красивыми. Никто (и ничто) в ту эпоху не знал насилия, агрессии. Практически все предания едины в том, что это была жизнь по любви и в Царстве любви. Человек был другим – не разумом жил он, хотя и имел разум; все в его поведении определяла любовь.

Не было и нынешней языковой разделенности, все прекрасно понимали друг друга. Причем это понимание распространялось и на отношения с природой. Устойчивое единение людей обеспечивалось активностью духовного начала, имеющего выход на единый для всех высший центр, и общей атмосферой любви. Не было страха смерти. Люди жили свободно, не зная обременительности земной жизни и страха перед неизбежным уходом из нее.

Среди них не было узких специалистов, каждый был универсален в своих способностях и во всех отношениях был подлинно гениален, как универсален и гениален Господь. По словам апостола Павла, человек того времени «имел дар пророчества и знал все тайны».

Наиболее значимое отличие людей золотого века от современников нашей цивилизации – в их творческих возможностях. Находящаяся в активном состоянии родственная связь с Творцом мира предопределяла наличие у людей того времени способностей к выдающимся творческим свершениям. Человек – по крайней мере, на начальной, восходящей стадии золотого века – был почти бессмертен и почти всесилен.

Существует еще один факт, который упорно не хочет замечать научная психология, но который позволяет говорить о золотом веке как закономерном явлении. Речь идет об удивительном сходстве душевных особенностей людей золотого века и детей раннего возраста (во все времена). Иначе – о сходстве «детского» этапа в жизни человечества и детства каждого отдельного человека.

Согласно преданиям, именно детскость была важнейшей чертой людей золотого века, обеспечивающей им высшие связи и безграничные способности. Ребенок, только что пришедший в этот мир, имеет те же связи и те же сверхъестественные способности, которые когда-то имели «дети человечества». О наличии у младенца связи с миром всезнания говорят слова Иисуса, обращенные к Отцу: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». Широко известный феномен вундеркиндов – одно из наиболее ярких проявлений необычных возможностей мира детства.

Любовью жили люди золотого века, с такой же установкой приходит в этот мир и новорожденный. Любовь – это нечто самое истинное, что чувствует (еще в утробе матери) и в чем остро нуждается ребенок. Как и у людей золотого века, у младенца нет страха перед смертью. Ребенок в той же мере и по тем же характеристикам отличается от взрослого, по каким отличен современник золотого века от человека нашего времени. Досознательное и доисторическое время одинаковы в своей сути, налицо подобие двух видов детскости. Почти по аналогии с золотым веком Л.С. Выготский, классик российской психологии, называл первый год жизни ребенка «доисторической эпохой». Не случайно Иисус именно в детскости видел пропуск в райские покои иной жизни: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф, 18:3).

Приобретенная в 3-5 лет разумность жестко подавляет у ребенка первые формы внутреннего реагирования – те, что от Бога. После чего амнезия беспощадно стирает любое представление о его прошлых связях и возможностях. И в действии амнезии детство человечества подобно детству человека. Получается, что мы упорно не хотим признать возможность существования золотого века, хотя этот век постоянно сопровождает нас, повторяясь в каждой индивидуальной истории.

Объективные свидетельства существования золотого века

Если о рае для умерших праведников мы можем судить лишь по догадкам и предположениям, то объективные свидетельства жизни и творческой деятельности человечества в рамках золотого века способна обнаружить даже наука (в частности, археология). Эти свидетельства подтверждают известное утверждение (Бердяев и др.), что райская жизнь людей золотого века – это не пассивное существование в окружении дарованных Богом благ, но радостный и весьма результативный творческий труд. Его плодотворность – опять же, сверхъестественная по нашим меркам – обеспечивалась безграничными творческими возможностями безгрешных людей, почти подобными возможностям Бога. Поэтому достижениям современной цивилизации по многим показателям еще надо расти до тех, которые знал золотой век.

К настоящему времени обнаружено множество материальных свидетельств – каменных сооружений, непонятных рисунков и надписей, украшений, керамических изделий и др. – существования доисторической цивилизации, гораздо более древней, чем Вавилон, Древний Египет, Древняя Греция. Их находят во всех концах света, и ни один гид или исследователь не может объяснить: откуда они и о чем свидетельствуют?

Хорошо известно и столь же непонятно, при наличии общемирового интереса, знаменитое каменное сооружение Стоунхендж на юго-западе Англии. Показательно, что вес камней и плит, из которых сложен Стоунхендж, – от ста до трехсот тонн. А карьеры, где эти камни были добыты, нередко находятся на удалении более двухсот километров. Данная конструкция поражает своим величием и загадочностью. Кто ее создал, что за мощности использовались при этом? Ответов нет!

На территории Ближнего Востока археологи находят все новые основания (фундаменты) древних зданий, имеющие возраст не менее 11 тысяч лет. По качеству использованных материалов и степени сохранности они превосходят то, что было построено в этом же регионе спустя 7-8 тысячелетий – во втором тысячелетии до н. э.

Обнаружены остатки целых городов, происхождение и качество обустройства которых не поддаются логическому объяснению и разгадка которых так и не найдена. Один из таких древнейших городов археологи обнаружили на севере Индии, в долине реки Инд, где, по научным данным, ранее могли жить лишь немногочисленные дикие племена.

Загадкой для науки остаются гигантские рисунки в перуанской пустыне Наска, как и сохранившиеся в течение тысячелетий наскальные рисунки австралийских аборигенов, рассказывающие о путешествиях их более развитых предков. Столь же загадочен обнаруженный под водой «Мост Адама» – древняя каменная дорога, соединяющая Индию и Шри-Ланку. Перечень подобных находок археологов почти бесконечен.

Особое место в этом перечне занимают древние пирамиды. По мере совершенствования методов определения возраста используемых в строительстве материалов все дальше вглубь веков уходит время сооружения пирамид. Теперь это уже не 2-3 тысячелетия, как считалось ранее, а 10-12 тысяч лет. Значит, Египет эпохи фараонов получил их в наследство от более древней цивилизации. И по многим показателям – более развитой. Кроме того, за последние десятилетия подобные сооружения обнаружены в Центральной и Южной Америке, в Крыму, на Кольском полуострове, в Сибири, в вечной мерзлоте и на экваторе, под землей и под водой, под льдами Антарктиды…

Становится очевидным, что пирамиды изначально строились совсем не как гробницы. Что-то иное, еще неразгаданное несут они современному миру. Столь же древним и загадочным остается феномен египетского сфинкса – каменного сооружения, представляющего собой фантастическое существо с телом льва и головой человека. По мнению многих исследователей, его возраст тоже превышает 10 тысяч лет.

Теперь уже хорошо известны материальные свидетельства существования древних цивилизаций индейцев Центральной и Южной Америки. Они тоже знали непостижимые (для научного миропонимания) высоты в своем развитии. До сих пор сохранились огромные города, покинутые людьми много столетий назад. В медицине им было ведомо лечение рака, эпилепсии, гепатита, хирургические операции на головном мозге.

Не имеющих объяснения данных о доисторическом прошлом накапливается все больше. Их следствием стало даже появление «альтернативной истории» и представление о господстве в нашем мире не эволюции, а деволюции человека.

Масштабы присутствия подобных свидетельств на планете говорят о том, что доисторическая цивилизация не была очаговым явлением. Это – не отдельный «остров» в океане первобытности, а общий этап в жизни человечества. Можно говорить о существовавшей в то время мировой цивилизации золотого века. Как утверждал в своей версии Достоевский, «вся земля здесь была повсюду одним и тем же раем». Нередко высказывается предположение, что цивилизацию в Атлантиде создали пришельцы из космоса. Возможно, на одном острове они могли что-то сотворить. Но в масштабе всей Земли – маловероятно. Золотой век – не прихоть внеземных цивилизаций. Это – закономерное явление процесса развития человека и человечества. И оно – в воле Бога. Модные нынче идеи о действиях инопланетян – это, скорее всего, выдумка идеологов сатанинского мира, имеющая целью подменить Господа некой технологически развитой внеземной цивилизацией, якобы сотворившей все то, что верующие связывают с волей Всевышнего, и в конечном счете увести людей от Бога.

Причины гибели подлинного устройства жизни

Почему не получается построить рай в земной жизни? Отчасти ответ на этот вопрос может дать анализ причин падения золотого века. Важнейшее условие райской жизни – наличие связи с Богом. Пока торжествовало Слово Господне, существовал и рай для людей. Нарушение этого условия оказывается и основной причиной крушения райского процветания.

Предваряющее катастрофу искушение, как правило, было связано с победой веры в собственный разум (и познание) над верой в Бога. Господство разума вело к искажению чувства истинной веры и любви. После этого, по версии Достоевского (43), пришли гордыня, зависть, бессовестность, жестокость, вражда, союзы одних против других. Что раньше было очевидным, естественным, теперь покрылось ложью, и потребовалась наука, чтобы пробиться к очевидной ранее истине. Потребовалась и медицина, чтобы лечить неискренних и страдающих от болезней людей. Для организации жизни понадобились законы, жесткие правила, карательные органы.

Люди стали мучить и переделывать под свои не всегда адекватные нужды животных. Животные удалились от них в леса и стали их врагами. Появились непреходящие опасности и скорби.

Теперь они верили только в науку и считали, что с ее помощью отыщут новую истину и построят счастливую жизнь. «Наука даст нам премудрость, – рассуждали (были убеждены) они, – премудрость откроет законы, а знание законов счастья – выше счастья» (43). Все стало искусственным, надуманным, по уму выстроенным, «сознание жизни» стало выше самой жизни, знание – выше чувства. Извратилась ключевая для прошлой жизни способность любить. Теперь «каждый возлюбил себя больше всех…».

Скоро амнезия стерла в их памяти представления о былой жизни. «Они чуть-чуть лишь помнили о том, что потеряли, даже не хотели верить тому, что были когда-то невинны и счастливы» (43). Они даже смеялись над возможностью такого счастья и все рассуждения о нем называли пустой мечтой, фантазией. Такой сценарий крушения золотого века приводит Достоевский.

Еще более жесткий вариант губительного падения доисторической цивилизации описывает Платон в легенде об Атлантиде. Согласно его трактату, прежде чем исчез остров, духовно и нравственно погибли сами атланты. Чисто физический вариант гибели острова здесь вторичен. Цивилизации исчезают, когда внутри их граждан глохнет духовное начало, теряют значимость нравственные ценности, стираются различия между добром и злом. В итоге народ становится творчески бессильным и открытым всем бедам и опасностям. В таком состоянии он обречен если не на мгновенную гибель, то на неизбежную деградацию до самого последнего предела. Пожалуй, в наше время уже глобальное человеческое общество повторяет, почти в деталях, гибельный путь атлантов.

По мнению многих исследователей, включая знаменитого Тура Хейердала, именно Атлантида должна была стать праматерью всей человеческой цивилизации. Но не стала. Образцом стала ее судьба, согласно которой нарушение приоритета духовных ценностей и их гармонии с ценностями материальными ведет к деградации и всеобщей гибели.

Падение цивилизации золотого века по причинам и механизмам происшедшего – далеко не уникальное явление для человечества. Человек утратил подлинность, исказил свой внутренний мир – искаженной стала и вся система его жизни. Поэтому все последующие цивилизации (империи) были уже обречены на периодическое саморазрушение и гибель – каждый раз после некоторого времени их греховного процветания и, как следствие, нарастания концентрации зла внутри людей и в их жизни.

Известно, что причиной гибели всесильной Римской империи (в середине первого тысячелетия) стали не войны и нашествия варваров, а падение правителей государства, затем и большей части народа в безнравственность, разврат, идолопоклонство, полное пренебрежение заповедями Бога. Примерно та же схема падения у Византии. Она, как и Римская империя, задолго до внешней экспансии созрела для своей гибели под гнетом внутренних, духовных проблем. Гибель СССР – уже современная иллюстрация глубинного характера причин гибели империй и цивилизаций. Такой исход закономерен для любого варианта рациональной цивилизации, кичащейся приверженностью прогрессу, но ведущей людей по пути деградации в своей внутренней ипостаси, то есть по пути регресса (деволюции). Все внешние проблемы порождаются затем изнутри человека.

Современная историческая наука не знает золотого века и не верит в его существование. Но она толком не знает и многого другого, даже того, что происходило не 10-12 тысяч лет назад, а в прошлом и позапрошлом столетиях. Нестыковок во мнениях историков множество. Куда более близкие к нам события остаются под сомнением: было ли крещение Руси, где и когда произошло Куликовское сражение, кто первым открыл Америку? Принципиально различны взгляды историков даже на совсем близкую к нашему времени Вторую мировую войну.

В одной из книг Карлоса Кастанеды есть показательный пример: над племенем, живущим в джунглях Латинской Америки и полностью оторванным от внешнего мира, ежедневно в одно и то же время пролетал крупный воздушный лайнер, рейсовый самолет. Но туземцы его не видели и не слышали. Он для них не существовал, ибо не вписывался в их картину мира. Его наличие невозможно было объяснить с точки зрения тех представлений о мире, в которых они были абсолютно уверены.

Точно так же не вписывается в господствующее ныне миропонимание золотой век, и наука отказывается признать возможность его существования, несмотря ни на какие доводы и факты. Она боится такого знания, всячески открещивается от него, чтобы не рухнула вся конструкция привычного.

…наука хочет всеми силами удержать нас в этом опрощенном, насквозь искусственном, складно сочиненном, складно подделанном мире.

Ф. Ницше

Плененные эволюционной теорией научные представления уже столетиями топчутся на месте в деле познания человека и его истории. Идея непрерывного прогресса слишком неестественна в своей однозначности. Она хороша для технической сферы, но не для человека, его духовного мира. Вполне возможно, что наш истинный предок был ближе не к животному, а к божественному началу жизни. Следовательно, на каком-то этапе бытия он трансформировался не по пути приобретения чего-то сверхживотного, а через умаление, вытеснение с авансцены жизни высшего, божественного в себе. Первобытность (а затем и рациональная цивилизация) – трагический финал исходного великолепия людей и их бытия.

Остается вопрос, кто держит людей уже тысячелетиями в плену надуманных догм и убеждений, лишая, по сути, возможности сохранять свою внутреннюю подлинность и жить в изначально уготованном для них раю. Можно предположить, что этот разрушитель – в угоду князю мира сего – исконных душевных качеств людей и их перспектив жить в лучшем для себя мире находится внутри каждого из нас. Причем он умеет представляться (подобно своему демоническому хозяину) постоянным спасителем человека и оплотом его самых светлых надежд на будущее. Обращение к золотому веку позволяет утверждать, что имя этого лживого идола – разум. Господство разума исказило внутренний мир людей золотого века и искажает сознание людей сегодня – в каждой индивидуальной истории (110).

В заключение заметим: без золотого века как эталона не с чем сверять то, что мы уже построили, и то, к чему стремимся; невозможно адекватно оценить все происходящее в жизни современной цивилизации, как невозможно оценить и самого человека с его качествами – то ли естественными, то ли искаженными цивилизацией. Даже если бы золотого века не было, его следовало бы придумать. Человечество должно иметь перед собой образец подлинной (идеальной) жизни. Без такого образца нельзя строить рай – непременно заблудишься и окажешься в аду.

Введение

Человечество должно обновиться в своем мировоззрении, если оно не хочет погибнуть.

А. Швейцер

Нынче суждений о том, что человечество – на грани глобальной катастрофы, предостаточно. Неизбежность апокалипсиса уже как бы не вызывает сомнений. Рассматриваются только возможные его варианты. Их множество. Назовем самые популярные – ядерный, ледниковый, космический, вирусный, техногенный, экологический, продовольственный, солнечный, психиатрический, наркотический, связанный с нашествием инопланетян и т. д.

Для нашего анализа неинтересен вопрос, в каком варианте возможен апокалипсис. Скорее всего, классический апокалипсис в ближайшее время – ни в каком. Важно другое: мы так увлеченно перебираем эти варианты, потому что внутренне созрели для апокалипсиса. Как в свое время созрела древняя Атлантида. Ощущаем «душой и телом», что подошли к краю пропасти и до глобальной катастрофы остается один последний шаг. Собственно, предваряющий катастрофу системный разлад уже начался.

Нынешние кризисы сотрясают нечто глубинное, фундаментальное, то, что является основанием современной цивилизации. Налицо кризис идеи прогресса, кризис веры в науку и «грядущую неизбежность торжества разума», кризис морали, кризис права и веры в возможность равенства людей перед законом, кризис западного рационализма в целом. Кризисное состояние уже видится неизлечимым, привычные взгляды на происходящее ничего не объясняют, а традиционные рецепты выздоровления не приносят. Становится очевидным, что дальнейшее движение по накатанному руслу ничего спасительного дать не способно, возможно только ухудшение ситуации. Глубинный, фундаментальный перелом в жизненной идеологии человечества неизбежен.

Евангелие предсказывает, что перед «концом времен» мир людей окажется в ужасном состоянии. Об этом «ужасном состоянии» можно говорить уже сегодня. В нынешней жизни мы постоянно «бесимся». Множатся немотивированные расстрелы людей на улицах, в офисах и школах, кровавые разборки между автомобилистами на дорогах, острейшие конфликты между соседями, супругами, родителями и детьми. Родители убивают своих детей, дети «заказывают» родителей. В порядке вещей стало оскорбить, избить, убить человека. По данным Института психологии РАН, в России, например, 80 % убийств совершается в состоянии спонтанной агрессивности, без злого умысла и корысти. Мир наполнен черной энергией скандалов. В каждую единицу времени число губительных происшествий, трагедий, невзгод в жизни людей неуклонно нарастает. По этому показателю время как бы уплотняется, и каждый новый его отрезок несет все больше и больше угроз людям, странам, человечеству в целом. Человечество стремительно сатанеет. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть новостные программы любого дня. Всюду – вражда, ненависть, ложь, страдания.

Священное Писание предупреждает: придет время, когда люди будут бояться друг друга. Видимо, такое время пришло. Мы уже боимся не только бандитов, но и соседей по дому, коллег по работе, спутников по транспорту и даже (или больше всего) встречных полицейских. Из страха носим с собой газовые пистолеты, сооружаем металлические двери и решетки на окнах, нанимаем телохранителей.

Наша жизнь в корне отличается от жизни современников золотого века. Хотя внешне мы такие же, как они, и планета у нас одна и та же. Видимо, причина этих разительных отличий – внутри нас. Мы психологически стали другими. Нам уже трудно представить, как можно жить по совести и любви – без жестких законов и карательных структур. Отсюда и жизненные различия.

Все в мире зависит от того, какие силы и потребности властвуют внутри человека, определяя его поведение в материальном мире. В эпоху золотого века во внутренней жизни людей доминировали любовь, совесть, вера в Бога, душевная активность. Разум исполнял роль второстепенного, вспомогательного инструмента. Более того, при наличии «всезнания» его анализ и синтез были почти не нужны людям. И в мире отсутствовали зло, насилие, несправедливость, ложь.

На страницу:
2 из 4