bannerbanner
Готфрид Бульонский
Готфрид Бульонский

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Игорь Жуков

Готфрид Бульонский Книга стихов

Об авторе

Игорь Аркадьевич Жуков родился в 1964 году в городе Коврове Владимирской области, окончил филологический факультете Ивановского Государственного университета.

Автор книг стихов «Преимущества маленьких» (Иваново, 1992), «Ястребы охлаждения» (Иваново, 1999), «потеря совести еще не потеря чести» (Москва, Издательство Р. Элинина, 2002), «Язык Пантагрюэля» (Москва, «Арго-Риск», 2007), а также многочисленных книг стихов и сказок для детей, инсценировок сказок для Радио России, сценариев для детских телепередач, стихов для кино- и анимационных фильмов. Председатель Партии Пантагрюэлистов России и основатель Общества Беззащитных Поэтов.

ПредисловиеВЫСКАЗЫВАНИЕ, РАВНОЕ САМОМУ СЕБЕ

Поэт, прозаик, детский писатель Игорь Жуков, признанный лидер ивановского литературного андеграунда, бывшего в 1990-е довольно заметным явлением, последнее время живет в Москве. Впрочем, его физическое присутствие в столичной литературной жизни не меняет уникальности индивидуально выработанного поэтического метода.

Частенько Жукова сравнивают с обэриутами: ирония, абсурд, гротеск его текстов дополняются ситуацией «взрослого» автора, за пределами литературного сообщества более известного как автора «детского». Это сравнение поверхностно: определение линий наследования невозможно по столь расплывчатым параметрам, как вышеуказанные. Обэриутская (опять-таки, надо разделять Олейникова и Хармса, Введенского и Заболоцкого – всё это разные миры и разные поведенческие, творческие модели) линия подразумевает особый тип постапокалиптической метафизики, у Жукова же мир искажен, но не устранен. Предмет его поэзии, в конечном счете, – лирическое переживание, а не онтологическое конструирование или критика бытия, просто это лирика, существующая в пространстве невозможности прямого лирического говорения. Отсюда, быть может, некоторая изоляция Жукова в эпоху утопии «прямого высказывания». Но здесь нет и постмодернистского гиперрефлективного выверта а ля Умберто Эко («я знаю, что ты знаешь, что я знаю»).

Лирика Жукова построена на чистом высказывании, постулировании знака, равного самого себе – и уравненного в правах с иными знаками. Многие тексты Жукова последних лет построены как ряды равноправных суждений: от наивно-бытовых до абсурдистских, от заумных до юмористических, от мрачно-абсурдистских до щемящее-интимных, от афористически-цельных до загадочно-фрагментарных. Каждое из этих суждений стоит на своем месте, они оттеняют, но не отменяют друг друга. Ближе всего это, если уж говорить от традиции, – к дадаистическим коллажам.

В последнее время стихи Жукова насыщенны особой, пронизительной и рагической нотой, так, вроде бы, несхожей с его безумным бестиарием. Но это как раз доведение метода до логической и закономерной стадии просветления: « машина удаляется под флейты затихающие звуки / через два квартала водитель / тоже плачет» .

Мир Жукова – распадающийся, шизоидный, состоящий из разно-контекстных образований. Он населен фантомами и симулякрами, однако эти не-сущности обретают сущностные характеристики, оживают. Даже обыденность выворачивается непредставимой, порой вселяющей ужас стороной: «когда я сражался с котом / пытался ткнуть кошачьим носом / в обделанные им бумаги с буквами / кот становился в 100 раз сильнее / он царапался кусался шипел как тигр / он становился похож на / во все стороны слепо и беспомощно / отбивающегося от опасности ребенка – / как в детском саду 40 лет назад / на прогулке возле неимоверно высоких кустов – / это было невыносимо / мне становилось стыдно / и я просил у кота прощения…».

Инфантильное, эротическое, некротическое сливаются в едином макабрическом танце, одновременно серьезном до болезенности и уморительно смешном, сюрреалистичном и кристально прозрачном.

Данила Давыдов

1

Что-то такое – наверное, блудный сын

(2-е собрание микровербофильмов, где номера стихов читаются вслух)

Третий Рим обрел третий смысл

(Эпизод истории очередной погони)

Я – человек сентиментальный.

Франсуа Трюффо1осень – совсем рыжаяно уже почти голая2я поэткоторого интересует людоед3в Коврове – джунглив Иванове – хлябиво мне – ты или твое отсутствие4«поднялся ветери осенний лист залетел ко мне в окнокак бабочка в июне»стихи моей дочери5я так скучаю по тебечто кажетсячто тебя вообще нет6бывает время когда укус комара желанен7мой вдох рыжийи бело-голубоватый8от меня до сих пор пахнет твоим яблокомэто сводит с умаобе мои головы9расстояние в данном случае приближаетдаже сталкивает10ХМ! – это аббревиатура11я смотрю на твою фотографиюна ней твое горло дышит12Роберт Плант в песне «Гэллоу Поул»твердит то же самое чтомадам Дюбарри перед смертью:      – еще минуточку, господин палач!13теперькогда стало ясно чтовсе не так простовсе должно бытьочень просто14чудовищную Тевмесскую лисицукоторую никто не можетпойматьпреследует волшебная собака Лайлапсот которой никто не можетубежатьна Олимпе уже делают ставкино бесконечная погоня вноситдисгармониюв конечныйантичныйкосмос –Зевс превращает лисицу и собаку в созвездияего скотство как всегда эстетичновот так вота тут сплошное барокко!15тебя слишком многои мне не хватает16собаки словно камни на клумбе у метрогреются17ночью – с твоим именемжутковато18свободы нета не-свобода естьстранно, правда?19у меня осталось немного кровидля встречи с тобой20души наши с дерева еще не слезли!12.12.07

Эдгара по начитались вороны

Ложь есть истина лжи.

Годар1от Египта остались пирамидыот Москвы останется метро2пока футуристы не взорвали Венециюнадо ее непременно посетить3чем некрасивее людитем охотнее они целуются на людях4по вагону шел нищий с обычной программойя старался на него не смотретьи не слышать его голоса все же посмотрел –вылитый Параджанов! и улыбаетсяпришлось подать5с тех пор как до тебя перестали доходитьмои рукидо меня перестали доходитьтвои письма6прочна ли моя эстетическая крепость?7для обновления кровипредпочтительней жить в грязи8эволюция происходитот муравья без тенидо человека с чужой тенью9– я сегодня такая добрая –боюсь глупостей наделать!10мы пойдем в кинотеатрмы будем слушать блокбастер –это все равно что смотреть на человекаговорящего тебе в лицос расстояния 5 сантиметров11ты родилась орудием убийстваи естественно сопротивляешься когдаиз тебя пытаются сделать орудие жизни12собака стоит у входа на выставку кошекждет когда ей купят билет13памятники едут по рельсамкак вертикальные трамваи14чтобы сохранить благородствонужно иметь скотское здоровье15я слышал как пьет денежное деревоа напишет как оно пьет Сен-Сеньков16легче мечтатьсразу о двух недоступных в данный момент женщинахчем об однойлучше о трех17сыграем в балаксу́?18вокруг кружили злые осыкогда любовь звалась психозоммужчина – двухголовый змейвсе время следовал за ней19у всех ли кто произносит слово БЮлицо становится глупым?13.12.07

Фрагмент бала Фаберже для VIP-персон (Застолье-дивертисмент)

1звучат хрустальные скрипки2минибалет «СЕКРЕТ КОЛУМБОВА ЯЙЦА» –соратники предлагают Христофору Колумбу поставить вертикальнояйцо Фабержеу Колумба рука не поднимается проделать свой знаменитый фокус –разбить яйцо с одного конца для устойчивостиистория остается без анекдота3гостям подают яйца всмятку в виде яиц Фаберженекоторые – с несъедобными сюрпризамита, кому достается самый несъедобный, становитсянегласной Королевой Бала4минибалет «КУРОЧКА РЯБА» –Курочка Ряба сносит яйцо Фабержеогромная мышь пытается смахнуть яйцо хвостом, как Зорро бичомДед и Баба отгоняют мышь коламимолятся на это непростое яйцо5фокусник превращает простые яйца в яйца Фабержеи обратно6минибалет «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ» –Кащей Бессмертный хранит свою смерть в яйце ФабержеИван Царевич достает яйцо из утки-балеринысмотрит на него и плачетне смеет разбить и остается без феноменальной любви7жонглер манипулирует яйцами Фаберже – на грани их падениягости ахают и замирают8минибалет «ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ» –Шалтай-Болтай во сне падает со стеныего собирают в новую инкрустированную скорлупу ивоскрешают в виде яйца ФабержеШалтай-Болтай счастлив и больше не падает со стеныво сне он делает на ней сальто-мортале9вокруг стола бегает огромное яйцо Фаберже-глобусс ногамисо светящимся маршрутами счастьяубегает10минибалет «ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ» –Вильгельм Телль кладет на голову сына яблоко и готовится стрелятьсын заменяет яблоко на голове яйцом ФабержеВильгельм Телль дрожит, отбрасывает лук и обнимает сынападеде с воздетым яйцом11негласная Королева Бала сообщает о том чтов хранилище небезызвестного европейского банкаобнаружено доселе неизвестное яйцо Фабержевеличиной с водонагреватель!12минибалет «ИЗ ЯИЦ» –из яиц Фаберже разной величиныдруг за другом вылупляютсяцыпленокстраускрокодили динозавр в коронередкий случай когда балерины на сцене издают звуки –тем более подражают крикам животных13гостям разносят копии яиц Фаберже с их портретаминекоторым – спаренные: фас и профиль14минибалет «ВЕЛИКИЙ АКТЕР» –великого актера закидывают яйцами Фаберже15за кулисами у фокусника и жонглера выворачивают карманы16минибалет «АРАПЧАТА» –арапчата под фанфары выносят на золотом блюдехрустальную мортиру на яйцах Фаберже вместо колесподносят его негласной Королеве Бала17гости все еще могут есть18финальный минибалет «ПЛОХОЙ ТАНЦОР» –плохому танцору мешают яйца Фабержеон об них постоянно стукается головой19гости начинают заниматься благотворительностью –поощряют науки, искусства и социальную сферу20звучат хрустальные скрипкиинтересно, а как они звучат?18.12.07

Обед генриха VIII

1Генрих VIII Тюдор обедает по 12 часов каждый деньон говорит:рай – это застолье2за столом король женитсяза столом разводитсяза столом рвет с Папой Римскимза столом с ним 6 его жен –три Екатериныдве Анныодна Джейн –и Ганс Гольбейн –младший3но сначала Генрих VIII завтракает в постелибулкахолодное мясоэль4у булки съедается только верхняя частьостальное считается не столь вкуснымкак дети, честное слово!5Генрих VIII гордится своими ногамикрасота ног – привилегия мужчиночень короткие штанычулкии огромный гульфикпри дворе Тюдоров у всех мужчин изрядные гульфики6мясо экзотических животных – главное блюдо обедамясо –от морских котиков до певчих птиц –мясо на вертеле со специями и овощами7Екатерина АрагонскаяАнна БолейнДжейн СеймурАнна КлевскаяЕкатерина ХовардЕкатерина Парр6 жен как 6 дней недели перед выходным8каждое мясо режется по-своемурезчик мяса – престижная профессияв Лондоне двадцать первого века осталсявсего один резчик мяса9Ганс Гольбейн-младший пишет портретывозможных невест короляработает как фотограф брачного агентствапортреты привозят Генрихуесли портрет нравится корольсватаетсяда, сватовство Генриха VIII несомненно

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу