bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Как видим, диапазон понятия «еврорегион» довольно широк. С уверенностью можно сказать, однако, что еврорегионы являются особой формой трансграничного сотрудничества, направленной на преодоление барьеров в развитии такого рода взаимодействия.

Термин «Балтийский регион» (The Baltic Sea Region) прочно утвердился в международной жизни в начале 1990-х годов, хотя до сих пор не утихают научные дискуссии о его сущности и составе. Узкое его понимание базируется скорее на практической региональной кооперации, чем на каких-либо официальных дефинициях. Согласно узкому определению в Балтийский регион чаще всего включают приморские области Дании, Швеции, Финляндии, страны Балтии, район Санкт-Петербурга, Калининградскую область, немецкие земли Мекленбург-Форпоммерн и Шлезвиг-Гольштейн, а также бывшие Щецинское, Кошалинское, Слупское, Гданьское, Эльблонгское, Ольштынское и Сувалкское воеводства в Польше (в настоящее время это Западнопоморское, Варминьско-Мазурское и другие воеводства). Иногда это ядро более широкого Балтийского региона называют «Балтийским поясом». В широком смысле Балтийский регион включает в себя государства, имеющие выход к Балтике или находящиеся недалеко от нее: Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Германию (иногда включается также и Белоруссия). Наибольшим потенциалом экономического роста в Балтийском регионе располагает его южная часть, лежащая «ниже» условной линии, протянувшейся с запада на восток через Стокгольм и Хельсинки до Санкт-Петербурга. Эта зона является наиболее населенной и наиболее урбанизированной в Балтийском регионе, и здесь расположены наиболее важные индустриальные ядра.

В данной статье Балтийский регион рассматривается в составе стран, имеющих непосредственный выход к Балтийскому морю, – Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и России (особо выделяются расположенные непосредственно на берегах Балтики Калининградская и Ленинградская области, а также Псковская и Новгородская области, входящие в Северо-Западный экономический регион). <…>

До начала 1990-х годов регион был разделен «железным занавесом». Различные экономические модели, существовавшие по обе его стороны, обусловили значительную дифференциацию между государствами. Для постепенного сокращения этих контрастов решающее значение имеет создание в странах с так называемыми переходными экономиками (Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша) эффективно функционирующих рыночных хозяйственных механизмов.

Учет накопленного международного опыта и практическая помощь, оказываемая западными партнерами, весьма полезны для развития Калининградской области, поскольку для нее в силу эксклавного положения очень важно участие в интеграционных процессах, идущих в Балтийском регионе. Нет сомнений, что партнерство Калининградской области с балтийскими организациями и проектами в конечном счете приносит пользу не только эксклавному региону, но и России в целом.

В рамках Европейского экономического сообщества, а затем Европейского союза создано множество различных программ, целью которых является развитие приграничного и трансграничного сотрудничества на новых, теперь уже открытых границах союза: Phare Cross Border Cooperation (CBC) program – для стран – кандидатов на вступление в Европейский союз, TACIS CBC program – для развития сотрудничества с другими государствами бывшего советского блока, INTERREG – первоначально для развития трансрегионов внутри Европейского союза, CARDS – для Балканских стран, MEDA – для средиземноморских стран, не являющихся членами ЕС, LACE – тесно связанная с программой INTERREG, созданная для укрепления трансграничного сотрудничества.

Нынешние процессы сотрудничества России и ЕС во многом обусловлены историческими традициями, а их особенности связаны с политической и этнокультурной картой региона, объединяемого Балтийским морем. Регион Балтийского моря располагает огромным потенциалом развития. Он занимает 14 % мировой территории, в совокупности население данного региона составляет 5 % всего населения планеты. На регион Балтийского моря приходится 12 % мирового ВНП. Доля региона в мировой торговле составляет 15 % экспорта и 12 % импорта [Korneyevets V., 2004, s. 153–154]. Это главный интерфейс международных связей России и крайне важный для нее стратегический пункт. Огромной значимостью обладают международные контакты в данном регионе. Для России использование потенциалов развития в регионе Балтийского моря является основой экономического роста и устойчивого развития. Важным и неотъемлемым элементом развития трансграничных и межрегиональных контактов в регионе является развитие Калининградской области. Именно от Российской Федерации зависит сегодня, станет ли Калининградская область так называемым «пилотным регионом» приграничного и трансграничного сотрудничества между Россией и Европейским союзом или же возможности региона так и не будут реализованы. На новые геополитические условия существования области можно смотреть двояко: либо как на угрозу территориальной целостности и серьезную проблему в регионе, либо как на вновь появившийся шанс, который можно использовать для позитивного развития и глубокой региональной (трансграничной) кооперации.

Важную роль в преодолении существующего разрыва в уровне развития и налаживании эффективного взаимодействия в самых разных сферах играет расширяющаяся кооперация государств Балтийского региона. Для ее координации в 90-е годы сформирован ряд межправительственных и межгосударственных организаций и программ в различных сферах. Важнейшей межгосударственной организацией Балтийского региона является основанный в 1992 г. Совет государств Балтийского моря, где на уровне министров иностранных дел представлены десять государств, омываемых Балтийским морем, а также Норвегия и с мая 1995 г. Исландия. Кроме того, в работе Совета участвует Комиссия Европейского союза. Цели Совета были определены в декларации, принятой на конференции министров иностранных дел в Копенгагене 6 марта 1992 г. В ней отмечалось, что кооперация между государствами Балтийского моря является важным инструментом политической стабилизации в регионе и его экономического развития, а также одним из элементов будущей объединенной Европы. Роль Совета заключается в координации усилий, предпринимаемых в этой области. <…>

Система приграничных и трансграничных контактов в регионе Балтийского моря невероятно обширна. Трансграничное сотрудничество осуществляется в форме взаимодействия в разветвленной сети различных объединений, организаций, советов, союзов и т.д. Активную роль в процессе интеграции в систему трансграничных контактов в регионе играет Калининградская область. Существует множество различных форм вовлеченности Калининградской области в имеющуюся систему приграничных и трансграничных контактов. Условно всю совокупность данных форм можно разделить на следующие группы:

а) косвенная вовлеченность Калининградской области в проекты трансграничного взаимодействия как территории Российской Федерации. В данном случае Калининградская область рассматривается лишь как часть территории РФ и не является активным актором подобных взаимодействий. Это подразумевает не отсутствие правосубъектности (поскольку Калининградская область ею не обладает), а пассивное состояние, т.е. включенность в систему проектов, решение о принятии которых не зависит напрямую от Калининградской области. К подобным проектам можно отнести прежде всего проект «Балтийское измерение», развившийся из проекта «Северное измерение»; последний действовал в рамках инициативы Финляндии по созданию балтийского субрегиона в Евросоюзе. Проект «Балтийское измерение» подразумевает более широкий состав участников и включение в него северо-западных регионов России, что соответствует так называемому транснациональному сотрудничеству;

б) участие области в системе проектов, направленных на развитие инфраструктуры, энергетики, экологии, образования и т.д. К ним можно отнести проекты по развитию транспортной инфраструктуры «Виа Балтика», «Виа Ганзеатика», «Baltic Gateway», проект по развитию энергетической инфраструктуры «Baltic Energy Ring», проект стратегического развития региона Балтийского моря «VASAB 2010», образовательные проекты «Еврофакультет», «Балтийский университет» и т.д. Подобные проекты в зависимости от их целей, задач, областей применения финансируются различными структурными фондами (TACIS, PHARE, INTERREG) в рамках разнообразных программ, таких как программа малых проектов TACIS, Baltic 21 и т.д.;

в) участие Калининградской области в различных организациях, целью деятельности которых является развитие приграничного и трансграничного сотрудничества. Такими организациями на настоящий момент являются Белорусско-Российский совет по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Беларусь с Калининградской областью Российской Федерации, Российско-Польский совет по сотрудничеству, Российско-Литовский совет, Совет государств Балтийского моря.

Отдельно необходимо отметить участие Калининградской области в трансграничном сотрудничестве на уровне еврорегионов. Практика создания еврорегионов возникла вместе с развитием идеи приграничного и трансграничного сотрудничества и интеграции в Западной Европе. На данный момент еврорегионы, образно выражаясь, переросли границы Европейского союза и вовлекают в свою орбиту все большее количество участников, не входивших в их состав ранее. На территории Калининградской области в настоящее время функционируют пять различных еврорегионов [Клемешев А.П., 2005, с. 259–263]. Первым еврорегионом с участием Калининградской области должен был стать еврорегион «Неман», образованный 6 июня 1997 г. [Slowinska W., 2004, s. 238–240]. Но из-за различных затруднений Калининградская область присоединилась к еврорегиону «Неман» позднее, чем планировалось изначально, – лишь 4 апреля 2002 г. Поэтому первым регионом, появившимся на территории области, стал еврорегион «Балтика» [Slowinska W., 2004, s. 240–241], который был основан 22 февраля 1998 г. в городе Мальборке (Республика Польша). Пока он является единственным еврорегионом на территории Калининградской области, в рамках которого заметна определенная динамика в развитии. Кроме еврорегионов «Балтика» и «Неман» на территории области действуют с момента своего основания еврорегионы «Сауле» (со 2 июля 1998 г.), «Лына-Лава» (с 2003 г.) и «Шешупе» (с 24 апреля 2003 г.) [Anisiewicz R., 2004, s. 38]. Необходимо отметить, что активно функционирует из этих еврорегионов лишь еврорегион «Балтика» (учредители с российской стороны – Ассоциация муниципальных образований Калининградской области, администрация Калининградской области, Калининградская областная дума), в то время как остальные евро-регионы ведут себя в определенной степени пассивно (за прошедший период ни один из них, кроме «Балтики», не реализовал ни одного крупного проекта на территории области). Что же касается еврорегиона «Балтика», то здесь были достигнуты определенные успехи. В частности, Европейской комиссией был принят проект «Seagull-DevERB» (Стратегия развития еврорегиона «Балтика») с общим бюджетом в 1,3 млн. евро [Кошелев В.Н., 2004, с. 29–39]. Национальный секретариат с российской стороны, расположенный в г. Балтийске, в свою очередь подготовил заявку в программу малых проектов приграничного сотрудничества TACIS и получил финансирование российского компонента данной программы. В настоящее время регионы, входящие в состав еврорегиона «Балтика» и другие АТЕ (административно-территориальные единицы), совместно участвуют в двух крупных проектах – по развитию транспортной инфраструктуры в регионе Балтийского моря «SEBTrans-Link» (совершенствование инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг») и «Baltic Gateway» (сотрудничество для развития транспорта и инфраструктуры в регионе Южной Балтики, направление Запад – Восток).

В контексте сложившейся в регионе геополитической ситуации дальнейшее участие области в развитии трансграничных контактов является серьезным (а возможно, и основным) потенциалом ее устойчивого развития. В этом свете важным шагом на пути развития трансграничного взаимодействия сопредельных регионов становится активное участие Калининградской области в системе еврорегионов [Кузнецов А.В., 2004, с. 5–19]. Использование совокупного потенциала всех пяти еврорегионов на территории области способно внести огромный вклад в развитие основных отраслей (экология, инфраструктура, образование, энергетика и т.д.) и далее позитивно повлиять на развитие экономики области в целом. Кроме того, это позволило бы продолжить формирование и развитие позитивного имиджа Калининградской области в глазах ее соседей и улучшить инвестиционный климат в регионе.

Альтернативой росту напряженности на континенте может быть только курс на создание такой системы взаимодействия (прежде всего экономического) европейских государств, которая, во-первых, охватывала бы не только все страны в целом, но и отдельные регионы Европы, и не противопоставляла бы друг другу ее восточную и западную части и, во-вторых, ориентировалась бы не на наращивание усилий в области обороны (индивидуальной или совместной в рамках группы стран, в том числе и вновь вступивших в НАТО), а на ослабление и устранение угрозы возникновения военных конфликтов. Только этот путь позволяет избавиться от взаимных опасений и страхов, снять с повестки дня вопрос о возможности военного конфликта и необходимости готовиться к его предотвращению, снизить уровень военного противостояния, найти взаимоприемлемые решения проблем, связанных с асимметрией военных потенциалов в отдельных регионах и их неодинаковой географической конфигурацией.

Что касается России, то она постоянно демонстрирует стремление к отказу от попыток усиления своих позиций за счет интересов противоположной стороны, выступает за обеспечение безопасности не только в общеевропейских масштабах, но и в рамках ее отдельных регионов. На достижение этой цели направлено взаимодействие России и ЕС, в том числе трансграничное сотрудничество в регионе Балтийского моря.

Список литературы

Клемешев А.П. Российский эксклав в условиях глобализации: Монография. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – 285 с.

Клемешев А.П. Российский эксклав: Преодоление конфликтогенности. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. гос. ун-та, 2005. – 263 с.

Кошелев В.Н. Еврорегион «Балтика» как инструмент развития приграничного сотрудничества в юго-восточной части Балтийского моря // Российская Балтика: приграничное сотрудничество / Под ред. А.П. Клемешева. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – Ч. 1. – 218 с.

Кузнецов А.В. Российское участие в еврорегионах // Регион сотрудничества. – Калининград, 2004. – Вып. 4 (29): Новые пространственные формы организации экономики. – 50 с.

Левицкая В. Львов принимает гостей. – Режим доступа: http://zvezda.ru/europa/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=230.

Масюков М.А. Белорусские еврорегионы как инструмент сотрудничества в контексте расширения Европейского союза. – Режим доступа: http://www.centis.bsu.by/rus/y2003/m1.htm/

Материалы к «круглому столу» «Приграничное и трансграничное сотрудничество в экономике и политике России». – Режим доступа: http://www.gtnews.ru/cgi/news/view.cgi?goto=6854

Межевич Н.М. Этнонациональная реидентификация на постсоветском пространстве и перспективы эволюции политической карты региона // Исследования между-народных отношений: Сб. ст. – СПб., 2004. – 258 с.

Насыров И.Р. Международная деятельность субъектов на современном этапе // Казанский федералист. – Казань, 2002. – № 3. – Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n3/stat2/

Перстнева Н. Трансграничное сотрудничество, или украинский опыт еврорегионов // Зеркало недели. – 2000. – № 28 (301), 15–21 июля. – Режим доступа: http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/301/27823/

Проект «Еврорегион “Карелия” как инструмент гражданского общества». – Режим доступа: http://www.karelia.rusitedescription.html/

Скот Дж. Стимулирование кооперации: Могут ли еврорегионы стать мостами коммуникации. – Режим доступа: http://zvezda.ru/europa/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=230

Улахович В. Еврорегионы: Белорусские перспективы. – Режим доступа: http://zvezda.ru/europa/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=230

Чекалина Т.Н. Регион и регионализация. Трансграничные регионы (Подход скандинавских авторов) // Регион сотрудничества. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – Вып. 17 (42). Регион в условиях глобализации. – 71 с.

Дацкiв Р. Трансграничные экономические связи Карпатского Еврорегиона и их эффективность. – Режим доступа: htth://www.euukraine.kharkov.ua; http://www.academy-go.ru/Site/RussiaEC/Publications/Dackiv.shtml/

Anisiewicz R. Współpraca transgraniczna pomiędzy województwem pomorskim, warmińsko-mazurskim a obwodem kaliningradzkim w świetle zawartych umów // Rozwój regionalny na obszarze transgranicznym północno-wschodniej Polski i obwodu kaliningradzkiego: Informator dla samorzaсdуw i organizacji pozarządowych / Pod red. T. Palmowskiego. – Gdynia; Pelpelin: Bernardinum, 2004. – 56 s.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Перепечатка из: Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – Калининград, 2006. – № 6. – С. 66–80.

2

В «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (Мадрид, 1980) используется термин cross-border, что ближе по значению к взаимодействиям с пересечением границ, а не к взаимоотношениям приграничных территорий. Однако традиционно трактовка этого термина в научной литературе соответствует значению термина «приграничный».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2