Полная версия
Православие и свобода
Преподобный Антоний Великий. Наставления о доброй нравственности и святой жизни // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 1. С. 72.
42
Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 149.
43
Блаженный Августин. Исповедь. С. 470–471.
44
Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя! – читаем мы в вечерних молитвах.
45
Студный. − постыдный, бесчестный, позорный, срамной.
46
Блаженный Августин. Исповедь. С. 475.
47
Преподобный Антоний Великий. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. С. 72–73.
48
Цит. по: Юнг К. Психологические типы. М. – СПб., 1995. С. 90. Ср.: Святитель Афанасий Великий. Творения // Житие отца нашего Антония. Т. 3. С. 212.
49
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. 2-е изд. М., 1892. С. 583.
50
См.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 112.
51
«…Должно разумом, вместо неведения, через ведение устремляться… к наиединственнейшему Богу; желанием, чистым от страсти себялюбия, возбуждаться в любовном томлении к одному только Богу; яростным же началом, отделённым от тирании, бороться за единого Бога». (Преподобный Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 148.)
52
«Она (любовь. − О. Н.) убеждает волю двигаться соответственно естеству и не бунтовать против логоса природы». (Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 147.)
53
«…Совершенным делом любви и пределом деятельности её является приуготовление к тому… чтобы сделать Бога человеком, а человека проявить как бога…» (Там же. С. 150.)
54
См.: Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С. 114.
55
Там же. С. 186.
56
«Чрез крещение… умрёши со Христом, вы умерли для всей прежней жизни, так чтобы больше уже не служить стихиям, которым были подчинены прежде». (Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на послания св. апостола Павла. М., Б. г. С. 426.)
57
См.: Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865. Т. 2. С. 669.
58
Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 128.
59
Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С. 301.
60
«Мышление − это абсолютный судья, перед которым содержание должно себя оправдать и удостоверить». (Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 331.) «Внутренний мир может родиться из разума, и тот мир, который из разума рождается, есть величайший, какой только возможен». (цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992. С. 143. Ср.: Спиноза. Этика. Теоремы 52 // Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. Ч. 4. С. 535.)
61
С другой стороны, в античности, а потом и в эпоху Возрождения, существовала и противоположная тенденция глубинного материализма, опиравшегося на культ телесности: чувственной красоты. «Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты… в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица!.. Как красиво энергичное мужское тело и как изящны мягкие очертания женской фигуры! Ведь это тоже есть создание Божие». (Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1988. С. 53.)
62
См.: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., 1938. Т. 10. С. 85.
63
См.: Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 106–107.
64
См.: Шестов Л. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 419.
65
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. С. 108.
66
Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 458.
67
Спиноза. Этика // Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. С. 548.
68
Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992. С. 196, 284–285.
69
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1. С. 379.
70
Там же.
71
Там же. С. 378.
72
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. С. 316–317.
73
Там же. Т. 1. С. 377.
74
Бубер М. Два образа веры. С. 132.