bannerbanner
Экономическая история России
Экономическая история России

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми».

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель – все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», т. е. на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до нас дошло множество документов: уставы о церковных судах, кормчие книги, княжеские уставы и др. Среди них была «Русская Правда» («Правда Роська») – важнейший свод норм древнерусского законодательства. Первый вариант этого правового кодекса Киевской Руси («Древнейшая Правда») появился в 1016 году, но историки обычно связывают этот документ с именем Ярослава Мудрого, при котором в 1030-х годах был основательно переработан и дополнен его текст. Позже, в конце XI века, наследники Ярослава Мудрого выпустили вторую часть «Русской Правды» – «Правду Ярославичей». В этих документах ограничивалась, а позже отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, а за убийство смердов и холопов-страдников – 5 гривен.

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани – прокорма. Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.

Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общинников и т. д.

Развитие ремесленного производства и образование городов

Восточнославянские города возникли на месте небольших ремесленно-торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего появлялись на торговых перекрестках и водных транспортных путях. На пути «из варяг в греки»[2] были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие киевские князья стали возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. С распространением христианства на Руси города начали возникать возле больших монастырей. Они образовывались также на месте племенных градов и центров языческих поклонений, около крупных вотчинных усадеб.

Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже называли ее «страной городариков» (или гардариков). Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или волости, которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи и т. д. В результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.

Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние промыслы для обеспечения себя и родственников простейшими изделиями обихода: льняными тканями, кожей, посудой, обувью и др. Эти изделия не выходили за рамки семьи и не продавались. В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства – ремесленное производство. Ремесленники постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления патриархальной семьи, но и для обмена. Они все меньше занимались земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.

Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому принципу: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевников и т. п. Ремесленные посады зачастую примыкали вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского Кремля, позже названный Китай-городом.

Своего расцвета ремесленное производство достигло в период XI–XIII веков, когда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (орудия для сельского хозяйства, металлические доспехи, оружие для воинов) первое место среди ремесел занимала выплавка железа, которая в те времена часто объединялась с кузнечным делом и металлообработкой. Особенно ценился труд оружейников, бронников, златокузнецов, чьи слободы в городах занимали особое и почетное место.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы. Как известно из исторических источников, в XI–XII веках среди населения Киевской Руси широкое распространение получила грамотность. В страну поступали произведения зарубежных авторов (прежде всего книги духовного содержания), которые переводились на кириллицу, переписывались во многих экземплярах и распространялись среди духовной и светской знати. Есть сведения о том, что киевские князья владели иностранными языками, в том числе и латынью, и что возможно некоторые княжеские сыновья учились в зарубежных университетах.

Торговля и денежное обращение

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось в основном натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, т. е. осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась гостьба, сами торговцы или купцы – гости, а места торговли – погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход. Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI–XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра.

Гораздо большее развитие получила внешняя торговля. Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами[3]. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям. Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород. Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым «окном в Европу» для всей Киевской Руси.

Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенькá, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные металлы, пряности, драгоценные камни.

В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги как средство обмена у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались «скот», а княжеская казна – «скотница». В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных зверей, в частности, куницы – куна. Со временем это название перешло и на металлические деньги.

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а во внешней торговле использовали в основном арабские и византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна единица гривна – слиток серебра весом 1 фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам, и каждая половина гривны называлась рубль, или рублевая гривенка. На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части – две полтины и еще пополам – два четвертака. В названиях мелких денежных единиц долго сохранялись отголоски так называемых меховых денег: резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т. д. На протяжении столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов, и поэтому для изготовления денег пользовались привозным сырьем.

Следует отметить, что в «Русской Правде» имелось много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «лихва», «реза» (процент), «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кредит», «барыш» (прибыль), определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т. д.

Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале XII века ростовщики стали взимать до 50 % годовых, население Киева в 1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь Владимир Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах» (процентах), в котором было указано снизить долговые проценты до 20 %. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития. Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные материальные признаки различных периодов первобытной эпохи.

2. Расскажите об основных славянских и других племенах, проживавших на Восточно-Европейской равнине. Что представляла собой их хозяйственная деятельность в первом тысячелетии новой эры?

3. Каковы условия перехода от родовой к соседской общине? В чем заключается сущность соседской, сельской общины?

4. Что такое военная демократия славянских племен, каковы ее основные признаки?

5. Как формировалось социально-экономическое неравенство на Руси?

6. В чем заключался процесс обояривания?

7. Расскажите о процессе сбора дани киевскими князьями. Что служило единицей обложения?

8. Назовите основные группы сельских жителей в Древнерусском государстве.

9. Что такое «Русская Правда», когда она появилась? Назовите ее основные положения.

10. Расскажите о зарождении ремесленного производства. Перечислите основные специальности ремесленников.

11. Как развивалась внешняя и внутренняя торговля на Руси? Назовите различные виды денег.

Глава 2

Феодальная раздробленность Руси (конец XII – первая половина XV века)

Причины и последствия феодальной раздробленности

Одной из причин феодальной раздробленности послужил раздел древнерусских земель между наследниками великого киевского князя Ярослава Мудрого, скончавшегося в 1054 году, и последовавшая затем междоусобная борьба князей. Но вряд ли этот факт являлся главной причиной. Ведь первый раздел киевских земель начался задолго до этого, еще при Владимире Красное Солнышко, чьи сыновья уже в начале XI века затеяли бесконечные распри. Междоусобицы на Руси издавна были обычным делом, но они не приводили к полному распаду раннефеодальной империи, какой была Киевская Русь.

Среди других причин можно назвать и глубоко натуральный характер древнерусской экономики, поскольку в ней было очень мало подлинных экономических связей между отдельными княжествами. Натуральная экономика – это совокупность весьма замкнутых хозяйственных единиц, мало включенных в торговые и иные экономические отношения. Эти единицы являлись самодостаточными, самообеспечивающимися, практически исключающими внешние факторы развития. Но все это не объясняет в полной мере нарастания процессов государственной раздробленности. Экономика России имела натуральный характер и позже, в период образования единого централизованного государства в XIV–XV веках, однако натуральное хозяйство не помешало объединению земель вокруг Москвы. Следовательно, причины разобщенности лежали в иной плоскости.

Следует признать, что феодальная раздробленность – объективный процесс, которого не избежала практически ни одна европейская страна. Именно в этот период на Руси и в других странах происходило формирование небольших обособленных государственных образований, которые должны были впоследствии проложить дорогу от непрочной раннефеодальной организации общества к мощному централизованному государству, созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте.

Феодальная раздробленность – это прогрессивное явление для определенной эпохи, так как в этот период созревали феодальные отношения, углублялось общественное разделение труда, развивалось земледелие, города, ремесла. Именно в этот период стало просыпаться национальное самосознание народов, начиналось оформление единой национальной идеи.

Одной из наиболее важных причин феодальной раздробленности на Руси можно назвать рост боярских вотчин. К XII веку вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам продолжать наступление на общинные земли. Происходило закабаление свободных смердов-общинников, увеличение оброка и повинностей, которые выполнялись в пользу феодалов зависимыми смердами. Феодалы на местах стремились получить все больше власти, чтобы наказывать смердов, получать самим с них штрафы – виры. Они все чаще заявляли о своей независимости от великих князей в Киеве, требовали подтверждения феодального иммунитета, провозглашенного «Русской Правдой», т. е. невмешательства великого князя в дела вотчины. Но киевские князья не соглашались подтвердить их статус и продолжали вмешиваться в судебные, налоговые и другие проблемы боярской вотчины.

Великие князья по-прежнему заставляли бояр являться в Киев со своими дружинниками и участвовать в многочисленных военных походах, что не всегда совпадало с интересами бояр, которые нередко отказывались от службы великому князю. Все это приводило к конфликтам, стремлению бояр быстрее получить политическую и экономическую самостоятельность. Бояре все чаще соглашались поддерживать местного князя, поскольку у него они надеялись получить помощь и защиту, например, в непростых отношениях со смердами, горожанами, иностранными завоевателями.

Рост и укрепление городов в XI–XII веках также ускорили процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно стали требовать предоставления экономической и политической самостоятельности, что позволяло им стать центрами различных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возрастала роль городских народных собраний – вече, выражавших идеи децентрализации, независимости местной власти от Киева.

Следовательно, среди внутренних причин упадка Киевской Руси можно назвать отсутствие подлинно единого государства – централизованного или федеративного. И хотя православная церковь имела большую объединительную силу, а русский язык уже стал единым для всех славянских племен, в политическом отношении Киевская Русь была непрочным государственным образованием.

Не следует забывать и такую причину раздробленности Киевской Руси, как утрата важного значения пути «из варяг в греки». Уже в XI–XII веках в период Крестовых походов основные торгово-транспортные пути переместились на Средиземное море. Главную роль в качестве торгового посредника между Европой и Азией стали играть Венеция и Генуя. Постепенно Киев потерял статус крупного международного центра торговли, сюда все меньше поступало доходов от внешней торговли, на которых во многом держалось экономическое благосостояние городского населения. У Киева оставалось все меньше средств для поддержания крепкой централизованной власти, для содержания административного аппарата и единого войска.

Набеги кочевников с юга и востока явились и причиной и следствием упадка Киевской Руси. С одной стороны, они ускорили распад государства, а с другой – воинственным племенам легче было справиться с ослабленным междоусобицами Киевским войском.

В результате действия центробежных сил Древнерусское государство в середине XII века распалось на 14 княжеств (к началу XIII века их было уже около 50), в каждом из которых боярство стремилось стать полновластным хозяином. Отдельно от них находился Новгород, где была установлена республиканская форма правления. Дальнейшее развитие восточнославянских земель протекало уже в рамках отдельных государств: Владимиро-Суздальского, Муромо-Рязанского, Галицко-Волынского, Чернигово-Северского, Пинско-Туровского и других княжеств. Позже эти княжества стали объединяться вокруг трех основных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, а также Новгородской феодальной республики. Полоцкое и Пинско-Туровское княжества на северо-западе Руси вошли в состав Великого княжества Литовского, а позднее – Польского государства.

Русь в условиях монголо-татарского владычества

Бесконечные междоусобицы, продолжавшиеся после распада Киевской Руси, привели к тому, что в 1230—1240-х годах древнерусские земли были захвачены монголо-татарскими завоевателями. Иноземное иго продолжалось почти 240 лет и принесло экономике и культуре неисчислимые бедствия.

Великая Монгольская держава оформилась в начале XIII века в степях Центральной Азии (монголы были господствующей группой огромного государства, в котором самое многочисленное племя называлось татарами). Государственное объединение племен произошло в 1206 году во главе с ханом Темучином, известным в истории под именем Чингисхана (Великого Хана). Он сосредоточил в своих руках огромную власть, основанную на военном подчинении различных племен и народов.

Основным занятием монгольского населения было кочевое скотоводство. Феодальная знать требовала постоянного расширения пастбищ, завоевания новых земель. При этом монголам не нужны были земледельцы, которые жили на этих землях, поэтому завоеватели просто уничтожали их или продавали в рабство.

К 1220-м годам Чингисхан завоевал большие сибирские территории, большую часть Китая, Среднюю Азию, Иран, Закавказье, Поволжье. В 1237 году огромные полчища под руководством хана Батыя, внука Чингисхана, двинулись на Русь. Из-за полной разобщенности русские князья не смогли противопоставить им единого отпора, поэтому основная часть княжеств через несколько лет оказалась завоеванной монголо-татарскими войсками.

Под натиском монголов пали Рязанское, Владимирское, Ярославское, Московское, Тверское княжества. Батый покорил Чернигов, Киев и другие южнорусские города и земли. В 1242 году татарские отряды достигли Венгрии, Польши, Силезии, Моравии, но захватить их не сумели. Основные массы захватчиков расположились на жительство в юго-восточном углу Русской равнины. В 1243 году хан Батый основал государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату на Нижней Волге. Поначалу Орда признавала над собой власть «великого хана» в Монголии, но позже (по мере ослабления и распада Великой Монгольской державы) золотоордынские ханы стали независимыми государями.

Наивысшего расцвета это государство достигло в первой половине XIV века. Под его властью находились Причерноморские степи, Урал и Приуралье, обширные земли в Западной Сибири, центральные российские княжества и др. В течение почти двух с половиной веков экономика Руси развивалась в большой зависимости от завоевателей, которые уничтожали все, что создавалось предыдущими поколениями. В результате экономика Руси была отброшена на столетия назад. Были разрушены города, села, памятники культуры, центры ремесел. По подсчетам археологов, на Руси в начале XIII века насчитывалось 74 города. Хан Батый разрушил 49 городов, в 14 из них уже никогда не вернулась жизнь, а 15 городов превратились в небольшие села. Заметно сократилась численность населения. Тысячи людей погибали в разоренных городах, многие попадали в плен и превращались в рабов.

Экономическая зависимость Руси выражалась в том, что все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой ежегодной данью – ясаком в виде серебра и различного имущества. Сбор дани поручался монгольским сборщикам податей – баскакам или отдавался на откуп «бесерменским» (басурманским) купцам, которые, уплатив в пользу Орды с определенной территории известную сумму, потом взыскивали ее с населения в гораздо большем размере. Кроме уплаты ясака, русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную, по которым следовало поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, платить большие торговые пошлины. Позже, в первой половине XIV века, золотоордынские ханы отдали процесс сбора дани на Руси из рук своих чиновников в руки русских князей, которые тем не менее при поездке в Орду были обязаны везти ханам дорогие подарки, что ложилось тяжелым бременем на население.

В то же время русские княжества не были полностью закабалены, на их территориях не действовали золотоордынские законы. Монголы, как правило, не устраняли русских князей, которые продолжали управлять в своих княжествах, пользуясь своими правовыми нормами. На захваченных русских территориях не была установлена монголо-татарская династия (как в завоеванной Персии), в русских княжествах не было монгольских наместников.

Монголы достаточно терпимо относились к христианской религии, а русская православная церковь пользовалась различными льготами: она была освобождена от уплаты дани и выполнения различных повинностей. Русское духовенство получало особые грамоты – ярлыки[4], которые обеспечивали им большие права и привилегии, а также неприкосновенность церковного имущества. Благодаря этому русское православие оказалось в числе тех сил, которые сохраняли не только религиозное, но и национальное единство русского государства, а также выступало могучим стержнем в деле национально-освободительного движения против монголо-татарского ига.

На страницу:
2 из 5