Полная версия
Искусство ручного ткачества
По мнению исследователей текстильных техник О.В. Лысенко и С.В. Комаровой, витье и плетение можно рассматривать «как наиболее архаичные формы преобразования природного материала,… которые послужили истоком самой идеи ткачества»[25]. Видами плетения являются дерганье обор и шнура. Дерганье -традиционный вид плетения, в котором использовалось несколько петель. Петли одним концом надевались на пальцы обеих рук, а другой их конец неподвижно закреплялся. В результате протягивания одной петли через другие получался шнур, орнамент которого зависел от цвета петель и порядка их протягивания. Пояса, выполненные в данной технике, встречаются в разных странах мира[26]. В том числе, исследователями отмечалось наличие дерганья в конце XIX – начале XX вв. на территории России в Рязанской, Смоленской, Брянской, Липецкой областях[27]; на территории Беларуси в Могилевской и Витебской областях[28], а также в Финляндии[29].
Плетение «на вилочке» или плетение «с гребня» относится к видам «полутканья». Здесь нити основы надевались на специальную вилочку, гребень или крюк. Это архаичный способ получения ткани, который интересен тем, что, используя разноцветные нити, можно добиться разнообразных колористических эффектов. Кроме того, плетение «на вилочке» не требует никаких специальных приспособлений: плести можно практически в любом месте, перенося «вилочку» по своему усмотрению. Орнаментом, наиболее характерным для поясов, выполненных «на вилочке», являлись ромбы, которые в XIX -начале XX вв. могли называться «кругами» или «копытцами»[30].
При плетении «на колодочке» использовалась деревянная цилиндрическая колодочка с просверленным в середине отверстием или катушка с булавками. Сложность рисунка получаемого шнура зависела от количества булавок. Наиболее характерными были орнаменты в виде ромбов, ломаных линий, зигзагов. Этот вид «полутканья» был зафиксирован этнографами в Нижегородской и Московской областях России, в Беларуси и Прибалтике[31]. Существовал также способ плетения «на бутылочке». В этом случае плетение осуществлялось вокруг горлышка бутылки.
Плетение «на ноге» – еще один вид «полутканья». Существует мнение, что «примитивность этого способа позволяет предполагать его большую древность, чем плетения «на вилочке»»[32]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Heather L. Allen. Weaving Contemporary Rag Rugs: new designs, traditional techniques., Asheville, North Carolina: Lark Books, 1998. P. Перевод цитаты с англ. – Н.Н. Цветкова.
2
Микрон (микрометр) – единица измерения длины, равная 10 6 м.
3
Герасимов В.В. Страна по имени Текстиль. Ярославль: Верх.-Волж. Кн.изд., 1984. С.24.
4
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. / Пер. с англ. Савченко Б.Н. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. С. 130-131.
5
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. С. 131.
6
Гомер Илиада. Перевод Вересаева В.В. Песнь 2.
7
Герасимов В.В. Страна по имени Текстиль. С.26-27.
8
Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIIIb. По материалам Внутренней таможни. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 125, 136.
9
См. С. 35 наст, исследования – Цветкова Н.Н.
10
Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне. М.: Искусство, 1982. С. 88-89.
11
Герасимов В.В. Страна по имени Текстиль. С. 28.
12
Герасимов В.В. Страна по имени Текстиль. С. 29-30.
13
Там же. С.31-32.
14
Там же. С.31.
15
Брэдцок С.И. Новые ткани. // Зеллинг Ш. Мода. Век модельеров, 1990-1999. Кельн: Konemann, 2000. С. 618.
16
Cara McCarty and Matilda McQuaid. Structure and Surface. Contemporary Japanese Textile. The Museum of Modem Art. New York: Harry N. Adams, Inc. 1998. P. 13.
17
Cara McCarty and Matilda McQuaid. Structure and Surface. Contemporary Japanese Textile. P. 22.
18
Там же. P. 23.
19
Брэдцок С.И. Новые ткани. С. 619.
20
Там же.
21
Bradley Quinn. Textile Futures. Fashion, Design and Technology. Oxford, New York: Berg, 2010. P. 12-13.
22
Bradley Quinn. Textile Futures. Fashion, Design and Technology. P. 14.
23
Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян// Восточнославянский этнографический сборник. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 499-500.
24
Там же.
25
Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. СПб: Астур,1992. С. 9.
26
John Gillow, Bryan Sentence. World Textiles. A visual Guide to Traditional Techniques. London: Thames & Hudson, 1999. P. 60-61.
27
Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян. С. 499-500.
28
Молчанова Л.А. Материальная культура белорусов. Минск: Наука и техника, 1968. С. 158.
29
Sirelius U.T. Suomen kansanomaista kulttuuria. T II. Helsinki: Kustannusosa keyhtio Otava, 1926. P.118.
30
Лебедева Н.И. Указ. соч. С. 499-500.
31
Там же.
32
Там же.