bannerbannerbanner
Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1-3 лет
Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1-3 лет

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Елена Юрьевна Кихтева

Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет

От автора

Данное методическое пособие поможет педагогам и родителям познакомить детей 1—3 лет, только начинающих познавать окружающий мир, с миром художественных образов. При этом ставится задача не обучать ребят изображать образы окружающего мира, а через творческое участие, познание мира вокруг развивать у него интерес к изображению окружающего мира и творческую активность.

Дети с помощью взрослых – родителей, педагогов – постепенно знакомятся с миром красоты. Обучение проходит в форме путешествия, сопровождающегося практическими игровыми заданиями, которые малыши выполняют с помощью взрослого. Практические задания предполагают изобразительную деятельность с такими художественными материалами, как карандаши, кисточка, пастель, клей, бумага белая и цветная. Многие задания имеют комплексное творческое решение и интересны как детям, так и взрослым.

Предлагаемый в пособии материал можно использовать как отдельный игровой обучающий курс или для дополнительных занятий с детьми. Пособие поможет в работе с детьми 1—3 лет воспитателям, педагогам по изобразительной деятельности, гувернерам, родителям.

Введение

В период детства мышление, мыслительные процессы

должны быть как можно теснее связаны

с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира.

Эмоциональная насыщенность восприятия —

это духовный заряд детского творчества…

В. А. Сухомлинский

Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства – и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой малыша.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней ее жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Красота, в каких бы формах она ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. Добро всегда прекрасно, и встреча с ним, как и встреча с красотой, является огромной радостью для ребенка. Наша задача – опираясь на представления ребенка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием ее жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное и доброе и любоваться красотой, но и беречь ее, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребенку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг малыша формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребенка. Именно эстетическая среда способна развить в ребенке эстетические чувства и научить эмоционально откликаться на искусство как явление, вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребенка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально-художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

Чем раньше ребенок начнет осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без развития восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной деятельности. Уже на самом раннем этапе развития первые взаимодействия со взрослым формируют у малыша желание осваивать окружающий мир.

Данное методическое пособие раскрывает процесс творческого развития и приобщения к изобразительной деятельности детей 1—3 лет.

В раннем возрасте развитие ребенка зависит от сотрудничества с ним взрослого, близкого или знакомого человека. Ряд исследований, проведенных отечественными учеными, показали, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешнее в условиях личностного контакта ребенка на фоне предметной деятельности, а присутствие и опосредованная помощь взрослого стимулирует познавательный интерес и исследовательскую деятельность. Взрослый выступает как партнер по совместным действиям. Эмоциональный фон занятий, ситуативно-личностное общение, настрой ребенка, его заинтересованность лежат в основе решения задач, поставленных в занятиях приобщения к художественной деятельности.

Ребенок в возрасте 6 месяцев уже готов к совместному с взрослым творчеству и прежде всего в изобразительной деятельности. К 1 году ребенок может налаживать с взрослыми ситуативно-деловое общение, понимать и выполнять некоторые поручения взрослого, видеть в совместных действиях конечный результат деятельности.

Нельзя не учитывать и другие особенности раннего развития ребенка:

• восприимчивость и эмоциональная отзывчивость на окружающий мир предметов и явлений;

• речевая подражательная способность; способность различать речевые звуки; способность намного раньше получать удовольствие от ритмических действий, ритмической речи, звуков, (стихов, песен, музыки), чем от смысла произносимых слов.

• ранняя социализация ребенка в речевой деятельности;

• преобладание наглядно-действенного восприятия;

• чувствительность к запахам, вкусу, осязанию;

• развитие начал исследовательской деятельности (обследование, рассматривание предметов, сравнение при выборе);

• игровая деятельность избирательного характера («игры рядом» со взрослым), ближе к 3 годам развивается самостоятельность как в игре, так и в при овладении навыками какой-либо деятельности.

Эти особенности развития ребенка раннего возраста дают возможность организовать процесс воспитания и обучения, в основе которого лежат принципы сотрудничества и партнерства; постепенного освоения знаний и интеграции разных видов деятельности.

Накопление и обогащение художественного опыта зависит от креативности (творческого начала) личности, от ее индивидуальности. Важно научить ребенка не только созерцать произведения искусства и красоту предметов, но и самостоятельно создавать эти предметы и окружающую эстетическую среду. Развивать навыки созидательной деятельности, начала творческого стремления к преобразованию нужно уже с раннего возраста. Можно пробудить у ребенка стремление к познавательной деятельности, лежащей в основе творческого процесса, если он тесно сотрудничает с взрослым, учится исследовать и применять полученные знания на практике. Процесс приобщения ребенка к художественной деятельности требует творческого участия взрослого.

Рисование – вид изобразительной деятельности, в которой ребенок учится различными материалами и приемами, разными изобразительными средствами изображать окружающий мир, выражать свое отношение к нему.

Материалы для рисования могут быть самыми разными. Необязательно сразу знакомить малыша с красками, кистью, карандашами. Ребенок в своей предметной деятельности учится манипулировать игрушками-вкладышами; они могут быть использованы как штампы. Малыш оглядывается вокруг и видит природный мир; он хватает, изучает, пробует, нюхает. Природа «вкладывает» в руки малышу предметы, которые он стремится исследовать. Эти предметы могут рисовать: трава и листья открывают для малыша зеленый цвет, морковь – желтый, свекла – красный и т. д. А сколько восторга будет у ребенка, если простая веточка (палочка) или холодный уголек оставят след на песке или ткани! Камешки в ручейке, следы маленьких ножек на песке – именно эти первые уроки дают малышу познание форм, учат видеть их многообразие. Предметы дают ребенку знания о фактуре поверхности: гладкие дощечки, шероховатые палочки, пушистые кисточки цветов, мягкий пух и т. д.

Манипулируя с предметами, играя, ребенок осваивает изобразительный мир. Включение взрослого в детскую игру с предметами делает процесс «случайного» познания осознанным и долговременным. Те же предметы могут опосредованно, с помощью взрослого, совершать новые действия, еще более интересные и запоминающиеся. Ребенок многократно возвращается к предметам и пробует подражать взрослому, становится его партнером и учеником в игре. Так малыш узнает, что, надавив на камешек, он увидит на земле пятнышко, а «почеркав» палочкой по песку, он проведет «дорожку»-линию. Побывав со взрослым на кухне или на огороде, ребенок узнает, что от сока свеклы появляется след красного цвета, от сока яблок остаются коричневые следы.

Включение взрослого в действия помогает малышу формировать новую ступень восприятия: от эмоционального к образному. От предметной деятельности ребенок переходит к художественной. Он целенаправленно оставляет на какой-либо поверхности пятна или расчерчивает ее линиями. Для поддержания интереса к игре взрослый может предложить «оживить» изобразительные формы —пятна и линии. Из цветного пятна «рождается» цыпленок, из линии – червячок или мостик. Взрослый дорисовывает форму до образа, используя салфетки, катушки, палочки, овощи, фрукты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1