Полная версия
Афоризмы, мысли и высказывания выдающихся россиян. Полное собрание остроумия и жизненной мудрости
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время.
Из всех страстей человеческих сильнейшая – самолюбие, которое, будучи оскорблено, никогда не прощает.
Изменит женщине любовь – ей ничего уже не остается в жизни, и она должна пасть, погибнуть под бременем постигшего ее бедствия или умереть душой для остального времени своей жизни, сколько бы ни продолжалась эта жизнь.
Искусство без мысли что человек без души – труп.
Искусство смешить труднее искусства трогать.
Истина выше людей и не должна бояться их.
Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувств и не на одной прихоти сердца.
Источник всего нового есть старое; по крайней мере, старым приготовляется новое.
Исходный пункт нравственного совершенства есть прежде всего материальная потребность.
Какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через нее умение действовать – великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, когда нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время.
Клевета не всегда бывает действием злобы: чаще всего она бывает плодом невинного желания рассеяться занимательным разговором, а иногда и плодом доброжелательства и участия столь же искреннего, сколь и неловкого.
Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются – и старые, и малые.
Когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант.
Кто берется судить о других, тот подвергает и самого себя еще строжайшему суду.
Кто боится знания, тот пропал.
Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.
Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.
Литература, как общество, имеет своих плебеев, свою чернь, а чернь везде бывает и невежественна, и нагла, и бесстыдна.
Люби добро, и тогда ты будешь необходимо полезен своему отечеству, не думая и не стараясь быть ему полезным.
Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.
Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодотворною, для других – холодною, гнилою и бесплодною.
Любовь как одна из сильнейших страстей, увлекающих человека во все крайности больше, чем всякая другая страсть, может служить пробным камнем нравственности.
Любовь столь сильна, что творит непостижимое, торжествует над вечно неизменными условиями пространства и времени, над бессилием плоти, младенцу дает львиную силу.
Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму.
Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано.
Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
Мещане-собственники – люди прозаически-положительные. Их любимое правило: всякий у себя и для себя. Они хотят быть правы по закону гражданскому и не хотят слышать о законах человечества и нравственности.
Много людей живет не живя, но только собираясь жить.
Моральное равнодушие – болезнь слишком образованных людей.
Мужчина с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека.
Найти причину зла – почти то же, что найти против него лекарство.
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою.
Нападки… на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.
Не делать – не жить. Кто в самом себе не носит источника жизни, то есть источника живой деятельности, кто не надеется на себя, – тот вечно ожидает всего от внешнего и случайного.
Не надо и в шутку лгать и льстить. Пусть думает о тебе всякий, что ему угодно, а ты будь тем, что ты есть.
Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода.
Нет преступления любить несколько раз в жизни, и нет заслуги любить только один раз: упрекать себя за первое и хвастаться вторым – равно нелепо.
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.
Общество не то, что частный человек: человека можно оскорбить, можно оклеветать – общество выше оскорблений и клеветы.
Ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий, то есть разум человечества.
Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства.
Патриотизм состоит не в пышных возгласах в общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающей во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.
Подлецы потому и успевают в своих делах, что поступают с честными людьми как с подлецами, а честные люди поступают с подлецами как с честными людьми.
Поприще женщины – возбуждать в мужчине энергию души, пыл благородных страстей, поддерживать чувство долга и стремление к высокому и великому – вот ее назначение, и оно велико и священно.
Порядочный человек не тем отличается от пошлого, чтобы он был вовсе чужд всякой пошлости, а тем, что видит и знает, что в нем есть пошлого, тогда как пошлый человек и не подозревает этого в отношении к себе; напротив, ему-то и кажется больше всех, что он – истинное совершенство.
Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Поэзия же выражается в свободном творческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств.
Разврат состоит в животной чувственности, в которой уже не может быть никакой поэзии, потому что в поэзию могут входить только разумные элементы жизни, а в том нет разумности, что унижает человека до животного.
Разница человека с животными именно в том и состоит, что он только начинается там, где животные уже оканчиваются.
Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.
Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой.
Ревность без достаточного основания есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого ими предмета; в ней выказывается мелкая тирания существа, стоящего на ступени животного эгоизма.
Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать право любви и отрицать право ревности, перестав ее идеализировать… Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращающая женщину в фурию.
Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.
Способность быть всегда в добром расположении духа суть самое прочное основание счастья в сем подлунном мире.
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
Стать смешным – значит проиграть свое дело.
Страсть есть источник всякой живой плодотворной деятельности.
Страсть есть поэзия и цвет жизни, но что же в страстях, если у сердца не будет воли.
Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще.
Только золотая посредственность пользуется завидною привилегиею – никого не раздражать и не иметь врагов и противников.
Только счастье есть мерка и поверка любви.
Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.
Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.
Ум – это духовное оружие человека.
Уметь писать стихи также не значит еще быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательствами этой истины.
Умные среди дураков всегда странны.
Фанатизм и мистицизм – враги науки, потому что они – тьма, а наука – свет.
Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком.
Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека.
Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.
Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
Человечность всегда и везде… есть высшая добродетель, высшее достоинство человека, потому что без нее человек есть только животное, тем более отвратительное, что вопреки здравому смыслу, будучи внутри животным, снаружи имеет форму человека.
Чем выше гений поэта, тем глубже и обширнее понимает он природу и тем с большим успехом представляет нам ее во взаимосвязи с жизнью.
Чем одностороннее мнение, тем доступнее оно для большинства, которое любит, чтобы хорошее было хорошим, а дурное – дурным, и которое слышать не хочет, чтобы один и тот же предмет вмещал в себя и хорошее и дурное.
Честные люди всегда имеют дурную привычку со стыдом опускать глаза перед наглостью и нахальною подлостью.
Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.
Чувство – огонь, мысль – масло.
Школа несчастья есть самая лучшая школа.
Эгоизм изворотлив, как хамелеон.
Юность сама по себе есть уже поэзия жизни, и в юности каждый бывает лучше, нежели в остальное время жизни.
Юность человека есть прекрасная роскошная весна, время деятельности и кипения сил; она бывает однажды в жизни и никогда больше не возвращается.
Юноши, переходящие в старость мимо возмужалости, – отвратительны, как старички, которые хотят казаться юношами.
БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ Александр Александрович
(23.10./03.11.1797–07/19.06.1837)
Русский писатель, критик, публицист.
Родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Воспитывался в Горном корпусе, с чином штабс-капитана перешел в лейб-гвардии драгунский полк. В 1824 г. вступил в Северное общество. После восстания 14 декабря 1825 г. приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Якутск. В 1829 г. переведен рядовым на Кавказ. Начал печататься в 1818 г.: стихотворения и небольшие рассказы в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения»; в 1821 г. отдельной книгой «Поездка в Ревель». Совместно с К.Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная звезда» (1823–25). В ссылке опубликовал несколько т. н. светских повестей («Испытание», 1830, «Фрегат „Надежда”», 1833 и др.). В кавказских повестях («Аммалат-Бек», 1832, «Мулла-Нур», 1836) рисовал романтические исключительные характеры. До 1825 г. написал несколько романов в духе романтизма. Ему также принадлежит ряд критических работ, направленных против классицизма. Был убит в Адлере в стычке с горцами.
Стиль и характер произведений А.А. Марлинского имели большое влияние на русскую «изящную» литературу. Его творческая манера до известной степени отразилась в повестях А.С. Пушкина («Выстрел»), в драмах М.Ю. Лермонтова.
Богатство состоит более в желаниях, нежели в обладании.
В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням.
Великодушное сердце – лучший вдохновитель разума.
Видимо, нет на свете такой глупости, которую бы умные люди не освятили своим примером.
Глубокие чувства редко проявляются именно потому, что они глубоки.
Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое.
Для людей мало быть честными, надобно и казаться такими же.
Досада есть лучшее средство заставить женщину высказаться.
Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.
Не тот победитель, за кем поле: тот, за кем слава, а слава тому, кто ценит смерть выше плену.
От вина заболит голова, от проигрыша заведется в кармане сквозной ветер, но от дам, кроме головы и кармана, зачахнет сердце.
Покуда сам жив, счастье не умерло.
Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество.
Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.
Трус умирает сто раз, храбрый – однажды, и то не скоро.
Хаос – предтеча творения чего-нибудь истинного, высокого и поэтического.
Храбрость для защиты отечества – добродетель, но храбрость в разбойнике – злодейство.
Человек всегда предпочитает то, чего он не может постичь, тому, чего постичь нет ему охоты.
Что такое воля, как не мысль, преходящая в дело?
Чтобы говорить понятно людям, надо развешивать, соразмерять выражение своих чувств с их понятиями. Надо раболепствовать правилами языка, потворствовать моде, ползать у ног приличий, подбирать падежи и созвучия, когда я хотел бы выразить себя ревом льва, песнею вольного ветра, безмолвным укором зеркала.
БЛОК Александр Александрович
(16/28.11.1880–07.08.1921)
Поэт.
Родился в Петербурге в семье профессора-правоведа. Поэтический дар проявился в раннем детстве. Уже в пять лет написал первые стихи. В 1906 г. окончил филологический факультет Петербургского университета. В 1901—1902 гг. написал 80 стихотворений, посвященных будущей жене – Л.М. Менделеевой. Первые стихи были опубликованы в журнале «Новый путь» (1903). Книга «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) принесла автору известность. Революция 1905 г. раскрыла поэту другую, жестокую, сторону жизни, что отразилось в его творчестве («Вольные мысли», 1907, «На поле Куликовом», 1908). В это же время были опубликованы книги «Нечаянная радость» (1906), «Снежная маска» (1907), «Итальянские стихи» (1908), «Ночные часы» (1911), «Соловьиный Сад» (1915). Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. встретил со смешанными чувствами. В 1918 г. написал поэму «Двенадцать». В 1918—1919 гг. работал в Наркомпросе, в Союзе поэтов, Союзе деятелей художественной литературы, в горьковском издательстве «Всемирная литература». В апреле 1919 г. был назначен председателем Режиссерского управления Петроградского Большого драматического театра. Умер в Петрограде от воспаления сердечных клапанов.
За рубежом А.А. Блока принято считать вторым после А.С. Пушкина величайшим русским поэтом. Его поэтические произведения переведены на многие языки мира, а стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена (Нидерланды).
Бездельники и взбалмошные головы вредны для народного благосостояния.
В большинстве случаев люди живут настоящим, то есть ничем не живут, а так – существуют. Жить можно только будущим.
В любви нет страха. Совершенная любовь изгоняет страх.
Все, духом сильные, – одни / Толпы нестройной убегают, / Одни на холмах жгут огни, / Завесы мрака разрывают.
Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды.
Гибель не страшна герою, / Пока безумствует мечта!
Греши, пока тебя волнуют / Твои невинные грехи, / Пока красавицу колдуют / Твои греховные стихи.
Дело художника – восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
Другом называется человек, который говорит не о том, что есть или было, но о том, что может и должно быть с другим человеком.
Душа настоящего человека есть самый сложный, самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент.
Если могут случиться несколько неприятностей, они происходят в самой неблагоприятной последовательности.
Есть в человеке проклятое, рабское свойство: когда он становится чересчур сытым, довольным, слишком обеспеченным материально, тогда он теряет свое внутреннее волнение, свой духовный огонь. Тогда он становится сытым и душевно тупым, самодовольным. Нет в нем достоинства, грош ему цена, если душа его, созданная для волнений и радости, так же сыта и тупа, как тело.
Есть времена, есть дни, когда / Ворвется в сердце ветер снежный, / И не спасет ни голос нежный, / Ни безмятежный час труда…
Жить на свете страшно и прекрасно.
Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.
Заглушить рокотание моря / Соловьиная песнь не вольна!
Занятому человеку не приходится слишком много раздумывать и сожалеть.
И вечный бой! Покой нам только снится.
Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу.
Искусство рождается из вечного взаимодействия двух музык – музыки творческой личности и музыки, которая звучит в глубине народной души.
Каждый день войны уносит культуру.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Когда живешь уединенно, самые маленькие события кажутся большими.
Когда мы любим безотчетно / Черты нам милого лица, / Все недостатки мимолетны, / Его красотам нет конца.
Когда предстоит решить что-нибудь важное, лучше, чтобы друзья ничего не советовали и держались подальше.
Литература должна быть насущным хлебом.
Любовь не унижает, а освобождает.
Между страданьями земными / Одна земная благодать: / Живя заботами чужими, / Своих не видеть и не знать.
Мира восторг беспредельный / Сердцу певучему дан.
Мы плохо умеем отделять настоящую книгу от рыночного хлама. То и другое одинаково имеет вид книги. Хлам часто издается даже гораздо роскошней, чем настоящие книги.
Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам.
Не забывай долга – это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет.
Не может быть человека, который не любит.
Ненавидеть интернационализм – не знать и не чуять силы национальной.
О, я хочу безумно жить: / Все сущее увековечить, / Безличное – вочеловечить, / Несбывшееся – воплотить!
Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве.
Постоянные государственные заботы делают человека менее чутким к прекрасному.
Поэт совершенно свободен в своем творчестве, и никто не имеет права требовать от него, чтобы зеленые луга нравились ему больше, чем публичные дома.
Поэт, тебе ли покарать / Пороки мира вековые? / Один – ты осужден страдать, / Тебя осмеивать – другие!
Прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать.
Пускай зовут: Забудь, поэт! / Вернись в красивые уюты! / Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! / Уюта – нет. Покоя – нет.
Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, / И обливаясь черной кровью, / Она глядит, глядит, глядит в тебя, / И с ненавистью, и с любовью!..
С теми, кто болен иронией, любят посмеяться, но им не верят или перестают верить.
Самый жестокий вид гонения – полное равнодушие.
Сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества.
Слаб человек, и всё ему можно простить, кроме хамства.
Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге.
Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
Сотри случайные черты, / И ты увидишь – жизнь прекрасна.
Старые мечты не возрождаются.
Стихи – это молитвы.
Творчество больших художников есть всегда прекрасный сад и с цветами, и с репейником, а не красивый парк с утрамбованными дорожками.
Театр есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь искусство соприкасается с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу.
Толпа слишком мелка для того, чтобы слушаться воли титана.
Только влюбленный имеет право на звание человека.
Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.
Только полет и порыв… иначе… гибель…
Только правда, как бы она ни была тяжела, – легка.
Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
Фантазия – мать бездны.
Фантазиями людей не накормишь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.