bannerbanner
Энциклопедия мудрости Н. Я. Хоромина. Адаптация
Энциклопедия мудрости Н. Я. Хоромина. Адаптация

Полная версия

Энциклопедия мудрости Н. Я. Хоромина. Адаптация

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

21.3.* Тот, чья вера слаба, не может и в других возбудить веры.

Лао-Цзы

(Вера – не возбуждение, а убеждение.)

21.4.* Неужели я стану спрашивать храброго воина, сражающегося бок о бок со мною за дело человечества, одной ли мы веры? Неужели я покину дорогого и испытанного друга, если он не молится перед одним алтарем со мною?

Т. Мур

(У сражающихся бок о бок есть общая вера – дело, за которое они сражаются.)

21.5.*…Подобно тому как вынужденная любовь вызывает только ненависть, точно так же и принужденная вера есть самое существенное безверие.

А. Шопенгауэр

(Догма – плеть религии.)

21.6.* Кто ничего не знает, тот должен во все верить.

Мария Эшенбах

(Лучше ничего не знать, чем во все верить.)

21.7.* Be p и т ь – значит отказываться понимать

(Истинная Вера – стремление к пониманию непозноваемого.)

22. ВЕРНОСТЬ – ВЕСЕЛЬЕ

22.1.* Рассчитывай на верность своей собаки до последнего момента, на верность жены – до первого случая.

Восточное изречение

(Верность собаки включает преданность; неверность жены ее не исключает.)

22.2.* Труднее сохранить верность в любви счастливой, чем в любви несчастной.

Фр. Ларошфуко

(В любви счастливой – преданны нам, в любви несчастной – преданы мы.)

22.3.* Верования, которые мы теперь называем ложными, некогда считались истинными.

Р. Эмерсон

(Верования, которые мы сейчас считаем истинными, некогда могут быть названы ложными.)

22.4.* Веселость облегчает болезнь, бедность, горе, превращает невежество в милую наивность и самое уродство делает приятным.

Дж. Аддисон

(Беда в том, что беды не генерируют веселость.)

22.5. …Главный секрет для сохранения веселости состоит в том, чтобы не позволять пустякам тревожить нас и вместе с тем ценить те маленькие удовольствия, которые выпадают нам на долю.

С. Смайл

(Маленькие удовольствия – пустяки, что нас и тревожит: хотим больших.) …………………………………………………………………………………………………

22.6.* Веселые люди делают больше глупостей, чем грустные, но грустные делают большие глупости.

Е. Клейст

(И маленькие глупости не способствуют веселью.).

22.7. *Народ, отличающийся веселым нравом, – самый лучший из народов.

Ж.-Э. Ренан

(Если веселый нрав народа не приносит грусть другим народам, то этот народ самый лучший.)

23.ВЕСНА – ВЗДОХ

…………………………………………………………………………

23.1*Два рода людей не способны ни к какому делу – ветреный человек и боязливый: один действует прежде, чем размышлять, другой размышляет прежде, чем действовать.

(Род людей деловых размышляет в процессе действия.)

23.2. Вечность – это как бы река явлений и стремительно несущийся поток. Только что успело показаться одно, и оно уж уплыло, как проносится другое и торопится подплыть третье.

М. Аврелий

(Мы, смертные, скорее щепки, чем явления в реке вечности.)

23.3.*Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, – и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не такими, какими он их знает.

Аристотель

(Знание отличается от мудрости примерно так, как невежда отличается от мудреца.)

23.4.* Правда, что в пятьдесят лет редко можно рассчитывать на взаимность в любви, но не менее верно, что в этом возрасте ее можно иметь очень много за пятьдесят золотых.

Дж. Байрон

(Ни за какие деньги, ни в каком возрасте не заменит взаимная любовь взаимное сострадание.)

…………………………………………………………………………………………….

23.5.* Небольшая сумма, данная взаймы, делает должника; большая – делает врага.

Сенека

(Не отдавай свои чувства взаймы.)

23.6.* Только один взгляд неверен, а именно: что один взгляд верен.

А. Ламартин

(И один взгляд может оказаться верным, если он брошен не впервые.)

24. ВЗДОХИ – ВИНОВАТЫЙ

24.1.* Вздох есть упрек настоящему, улыбка – прошедшему.

П. Декурсель

(Негодование есть упрек будущему.)

24.2. * Вся жизнь наша состоит из вздохов; когда последний из них замирает, то наступает и жизни конец.

В. Лендор

(Лучше бы вся жизнь наша состояла не только из вздохов, но и выдохов.)

24.3.*Вздохи – это самые полновесные, самые прекрасные и, стало быть, вовсе непереводимые фразы в истории любви.

М. Сафир

(Как быстро уходят вздохи в историю любви.)

…………………………………………………………………………………………..

24.5.*Кто видит больше: зрячий ли, который видит, что видит, или слепой, который видит то, что воображает, – неизвестно.

Б. Франклин

(В области зрения все зависит от того, что видит зрячий, и что воображает слепой.)

24.6.* Изречение in vino veritas (вино показывает правду) может служить доводом для тех, кто полагает, что все люди – лжецы. Что же меня касается, то я не желал бы жить с человеком, который лжет, пока трезв, и которого надо налить вином, чтобы вырвать у него слова правды.

С. Джонсон

(Если «правда в вине», то это объясняет стремление ввести «сухой закон». )

24.7. Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрет!

М. Лютер

(Дурак может любить вино, женщин и песни и все-таки умереть дураком.)

24.8.*В воде ты лишь свое лицо увидишь, В вине узришь и сердце ты чужое.

(Лучше в воде увидеть свое лицо, чем в вине чужое сердце.)

24.9. Где все виноваты, там никто не виноват.

(Где все виноваты, там виноваты правители.)

25.ВКУС – ВЛАСТЬ

…………………………………………………………………………

25.1.* Вкус – не более как тонкий здравый смысл, гений же – возвышенный разум.

М. Шенье

(Возвышенный разум может включать и здравый смысл.)

25.2.*Если человек никогда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями.

П. Буаст

(Вулкан не «владеет» своим извержением.)

25.3.* Самое первое и самое важное в жизни – это стараться владеть самим собою.

В. Гумбольдт

(Владея самим собой, важно знать, к чему это приведет.)

25.4.*Надо уметь владеть собою, чтоб уметь владеть миром.

П. Калъдерон

(Надо уметь владеть собою, чтобы познать себя как часть мира.)

25.5. Воздвигают алтари богам, властям, свободе для того, чтобы взойти на них и властвовать.

П. Буаст

(Только алтарь милосердия оправдывает свое возвышение.)

25.6. Известно, что неограниченные властители обладают с незапамятных времен прерогативой управлять решительно всем, за исключением своих собственных страстей.

Ч. Диккенс

(Чтобы управлять решительно всем, неограниченный правитель должен стать праведником.)

25.7.* Властолюбие и свободолюбие находятся в постоянном антагонизме. Где наименьшая свобода, там страсть властолюбия самая пылкая и неразборчивая.

Дж. Миллъ

(Властолюбие – настолько пылкая страсть, что свободолюбие стыдливо прячет взор.)

25.8.*Тот, кто достиг пределов высшей власти, Опасен тем, что властолюбье губит Сердечность в нем.

В. Шекспир

(Сердечность не стремится к высшей власти, и властолюбье властвует само.)

25.9.* Единственное преимущество власти заключается в том, что она может оказывать благодеяние всем.

Б. Грасиан

(«Благодеяние всем» – отнюдь, не главное преимущество власти для тех, кто ее достиг.)

25. 10. Наилучшая власть есть та, которая делает себя излишней.

В. Гумбольдт

(Власть не бывает излишней для тех, кто ею обладает.)

26. ВЛАСТЬ – ВЛЮБЛЕННЫЙ

26.1. В преобладании власти над самим собою заключается одно из совершенств идеала человека.

Б. Дизраэли

(«Преобладание власти над самим собой» – самоубийство; преодоление самого себя – милосердие.)

26.2.*Власть – это плащ, который мы находим слишком широким на чужих плечах и слишком тесным на наших.

П. Декурсель

(Если «власть – это плащ», то пусть будут оголены наши плечи.)

26.3* Опыт многих лет и наблюдение не одной революции убедили меня в том, что ищущие власти совсем не любят свободы и что, стало быть, любящие свободы не ищут власти.

М. Дюкан

(Только эволюция сочетает власть природы со свободой человека.)

26.4. Добиваться власти для спокойствия и безопасности – значит взбираться на вулкан для того, чтоб укрыться от бури.

Фр. Петрарка

(Добиваясь власти для господства и обогащения, взбираются и на действующий вулкан.)

26.5.*И богатство, и власть, и жизнь, все то, что с таким старанием устраивают и берегут люди, – все это если и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить.

Л. Толстой

(Не дай Бог испытать «наслаждение, бросая» жизнь.)

26.6* Порицать молодого человека за то, что он в л ю б л е н, все равно что упрекать кого-нибудь в том, что он болен.

Ш. Дюкло

(Даже молодого влюбленного человека можно упрекнуть в болезни, если он не соблюдает гигиены.)

26.7.*Порядочный человек может быть влюблен как безумный, но не как дурак.

Фр. Ларошфуко

(Безумие страшнее глупости.)

26.8. Влюбленные потому только не скучают друг с другом, что всегда говорят только о самих себе.

Фр. Ларошфуко

(Любовь есть цель, которая оправдывает средство – самовлюбленность.)

26.9.*Влюбленные слепы и, пока они слепы, постоянно смотрят друг на друга; когда же женятся, то прозревают и перестают смотреть друг на друга.

М. Сафир

(Только «гражданский брак» способен продлить слепоту влюбленных.)

27. ВЛЮБЛЕННЫЙ – ВНУШЕНИЕ

27. 1.*Влюбленный похож на страуса: он воображает, что его никто не видит, когда он не видит других.

Кармен Сильва

(Влюбленный похож на страуса – в конце концов он вытаскивает голову из песка.)

27.2.*Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, и не исполняют даже возможного.

В. Шекспир

(Сделать возможное тяжелее, чем «исполнить» невозможное.) …………………………………………………………………………………………………..

27.3.*Когда человек влюбляется, то начинает с того, что обманывает себя самого, а кончает тем, что обманывает других.

О. Уайльд

(Самый невинный вид обмана – самообман.)

27.4. Внимание есть порядок и честность мысли. Дело в том, чтобы не позволять разрываться нитям наших идей, которые можно сравнить с основой ткани: нужно поступать так же, как ткач, который связывает каждую оборвавшуюся нить.

Ж. Гюйо

(Жизнь – ткач, сама ткет свою основу.)

27.5.*Многие дорожат вниманием к их просьбе почти настолько же, насколько и исполнением этой просьбы.

Дж. Леббо

(Исполнение просьбы не так важно, как проявленное внимание к ней.)

27.6.*Есть люди, которые судят о внутренних качествах по внешности; о величии, силе и способности ума, которые скрыты от них, – по благородству происхождения, богатству и сану, которые им известны. Одно часто измеряют другим.

Н. Мальбранш

(Портной не использует шнурок вместо сантиметра.)

27. 7.*Мы думаем но внушениям природы, говорим по внушению наших учителей, но действуем по привычке.

Фр. Бэкон

(Привычка – продукт внушения природы и «наших учителей». )

27.8.Человек, проникнутый тем, что он говорит, заставляет обыкновенно проникаться этим других: охваченный страстью способен всегда взволновать других, и хотя бы риторика его была часто неправильна, но это не мешает ей быть очень убедительной.

Н. Мальбранш

(Избегай себе подобных, проникнутых идеей или охваченных страстью.)


28. ВОДЕВИЛЬ – ВОЗМЕЗДИЕ


…………………………………………

29. ВОЗМОЖНОСТЬ – ВОЙНА

29.1.*В человеке при рождении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность, способность к тому и другому.

Р. Оуэн

(Часто до самой смерти способность человека к добру остается возможностью.)

29.2.*Кто полюбил тебя ни за что, тот может легко и возненавидеть тебя без всякого повода.

(Материнская любовь – безусловна.)

29.3. Самые лучшие возражения для упрямца – то же, что камни на дороге: он отталкивает их ногою или перешагивает через них.

П. Буас

(Послушание – упрямство, которому приходится обходить камни «самых лучших возражений». )

29.4.* Когда у вас нет серьезных доводов для возражения, лучше ничего не говорите. Слабая защита лишь увеличивает силы противника, и молчание меньше вредит, чем неумелый ответ.

К. Колтон

(«Серьезный довод для возражения» – не молчание, а сила.)

29.5.* Когда женщине стукнет тридцать, первое, что она начинает забывать, – это свой возраст; в сорок он уже совершенно изглаживается у нее из памяти.

Нинон Ланкло

(Из памяти окружающих наш возраст изглаживается не совершенно.)

……………………………………………………………………………………………

29.6.*Война есть процесс, который разоряет тех, кто выигрывает его.

П. Буаст

(Война разоряет победителей и обкрадывает побежденных.)

29.7.Война будет длиться до тех пор, пока люди будут иметь глупость удивляться и помогать тем, которые убивают их тысячами.

П. Буаст

(В основе глупости лежит не острое удивление, а тупое доверие.)

29.8.Хуже всего то, что война – неизбежный бич. Если хорошенько разобраться, все люди обожали бога Марса: однако Минерва, у Гомера, называет Марса неистовым, безумным, адским богом.

Вольтер

(Обожание бога Марса связано не с его неистовым безумием, а – с человеческим.)

29.9.*Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.

Вольтер

(Война и родных братьев в диких зверей превращает.)

29.10.*Война неизбежно истощает государственную казну, разве бы взятое у побежденных наполнило ее. Начиная с древних римлян, я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.

Вольтер

(Цель войны не обогащение, а гегемония.)

…………………………………………………………………………………………….

29.11.*Мы заучили кучу гладких фраз о преступности войны и благодарим Бога за то, что живем в наше мирное торговое время и можем всю нашу мысль и энергию посвящать взаимному ограблению и надувательству.

Дж.-К. Джером

(Взаимное ограбление нельзя сравнить с взаимным уничтожением.)

29.12.*На войне всякая идея человеколюбия – пагубное заблуждение, нелепость.

Ген [ерал] Клаузевиц

(Именно человеколюбие может определять героизм на войне.)

29.13.* Та война справедлива, которая необходима, и то оружие благочестиво, на которое только и возлагается надежда.

Н. Макиавелли

Кто хочет жить в мире, тот должен всегда быть готовым к войне.

Н. Макиавелли

* Война – хорошее дело, если от брони ее отсвечивает надеждой.

Н. Макиавелли

(Если непередаваемого Макиавелли передать его максимой – «Цель оправдывает средства», – то надо отметить, что средства могут уничтожить саму цель.)

29.14.*Что касается войны, которая есть искусство уничтожать и убивать друг друга, губить и изводить наш собственный род, то те животные, которые не знают ее, не должны, кажется, особенно жалеть об этом.

М. Монтень

(«Что касается войны», то должно пожалеть, что эволюция лишила нас статуса животных.)

29.15.*Существует только два вида справедливых войн: когда люди сражаются, чтобы отразить нападение врага, или когда идут на помощь союзнику, находящемуся в опасности.

III. Монтескье

(Насколько справедлива война союзника, настолько справедлива помощь ему.)

29.16* Война – всегда потеря, в которой нации должны рисковать только малыми ставками.

Наполеон I

(В войне как в игре малыми ставками не рискуют.)

29.17.* Неизбежные войны – всегда справедливые войны.

Наполеон I

(Справедливые войны – всегда неизбежны.)

29.18.*Война против чужеземного вторжения всегда имеет то преимущество, что прекращает внутренние раздоры и объединяет граждан против общего врага.

Наполеон III

(Внутренний раздор страшнее чужеземного вторжения.)

29.19.* Вы говорите, что правое дело оправдывает и войну? А я вам говорю, что хорошая война оправдывает всякое дело.

Фр. Ницше

(Правое дело не нуждается в оправдании войной.)

29.20.*Война, со всеми своими невзгодами, лучше, чем мир, при котором ничего не видно, кроме узурпации и несправедливости.

В. Питт

(Невзгоды войны включают «узурпации и несправедливости». )

29.21.* Война существует между народами, как существует во всей природе и в сердце человека.

П. Прудон

(В природе происходит не война, а борьба за выживание; война – борьба за господство.)

29.22.Война задерживает труд; в это время ничего не делают; люди питаются прежним трудом и с удовлетворением говорят, что они заботятся о спасении отечества.

Ж.-Э. Ренан

(Патриотизм – щит не отечества, а бездельников.)

…………………………………………………………………………………………….

29.23.* Пока война будет считаться греховной, она всегда будет иметь известную привлекательность; когда на нее станут смотреть как на нечто вульгарное, она потеряет свою популярность.

О. Уайльд

(Чем дольше войну будут считать безнравственной, тем дольше она сохранит свою популярность.)

29.24.Самая трудная война, которую я вел, была война с моей супругой Олимпией.

Филипп Макед [онский]

(Войны с супругами – самые справедливые из всех войн.)

30. ВОЙСКА – ВООБРАЖЕНИЕ

………………………………………………………………………

30.1.*Вольности, которые иногда разрешают народу, служат только испытанием, хорошо ли еще лежат цепи. Так случается, что раз уже закрытую дверь открываешь снова, чтоб убедиться, хорошо ли она заперта.

Л. Берне

(Нет необходимости разрешать вольности, если убедить народ, что цепи лучшая гарантия его свободы.)

30.2. Никто не может насиловать твою волю; на нее нет ни вора, ни разбойника; не желай неразумного, желай общего блага, а не личного, как большая часть людей.

М. Аврелий

(Никто так не может насиловать личное желание «общего блага», как сам человек.)

30.3.*Воля делает материалом для своего действия представляющиеся ей препятствия совершенно так же, как огонь завладевает всем, попадающим в него, – маленький огонек угас бы, но блещущий костер усваивает брошенные в него вещества, сжигает их и сам становится еще выше.

М. Аврелий

(И «блещущий костер» угасает, если «брошенные в него вещества» не горят.)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3