Полная версия
Артисты и клоуны. Роман
Так она на это смотрит. Да, она не совсем права. А местами даже – совсем не права. Но так на это смотрят 80 процентов населения, – то есть, собственно, народ. Тот самый народ, о котором интеллигенция, и Отец тоже, так любит порассуждать. В романах почитать – и повосхищаться. Они народ уважают, они его понимают. На картинке. А вот он, народ, так сказать, в натуре – прямо у тебя под боком – и где понимание? Может, не стоит беситься и трясти кулаками, а объяснить что-то спокойно? Уважить тещу? Поговорить с ней по-родственному? Похвалить за что-нибудь? Ведь есть за что! Она ведь дом тянет. Так поговори – вдруг поймет? А если и не поймет, то всё отношения получше станут, а? Что если попробовать быть попроще? Снизойти?
Ты умный, знающий, образованный – так сделай первый шаг. Она на твой уровень подняться не может, – так спустись к ней. «Сходи в народ». Не надо, как граф Толстой, ходить босиком и в косоворотке, да веревкой подпоясываться – так «в народ» ходить не нужно, не от ума это. А просто прояви уважение к тому, что она делает. Да, она не знает, кто такой Шекспир, это верно. Но ей это и не нужно! Не всем это нужно – знать Шекспира: они без этого жили всегда, и дальше спокойно проживут. Да, им непонятны будут метания Гамлета – если им об этом рассказать. Они сочтут, что он, извиняюсь, с жиру бесится. И будут, кстати, по-своему правы. Ну, не дано им понять! Зато они умеют многое такое, чего не умеешь ты: печь, шить, строить и многое другое. Они нужны обществу никак не меньше, чем ты (а, может статься, и поболее). Просто они живут на другом уровне, и это – очень важный уровень.
Но нет: апломб и характер не позволяют снизойти. Да и у нее тоже – характерец еще тот! Так и уперлись оба рогами… А ведь можно было бы общий язык найти – было бы желание, добрая воля, но куда там! Вот и продолжается коррида.
– В 8:30 у меня эфир, в 9 запись у Соньки Сурич, – зять поднимает глаза к потолку, – ёппрст! Потом я бегу на киностудию. И хрен знает, сколько я там проторчу, а в пять – у меня уже индивидуальные в институте! А потом я притащусь домой, если не сдохну. И… вот это…, – он скрипит зубами, – А завтра заседание кафедры! Мне посрать некогда!
– Выпить и закусить-то время всегда есть. – не унимается теща.
– Вы… Вы!… – он не находит подходящего слова, для того чтобы охарактеризовать тещу, и лишь взбешенно трясет кулаками. Его душит гнев. Наконец, сорвавшиь с места, он, топая, убегает из кухни.
– Мама, ну что ты такое говоришь? – упрекает Бабку дочь.
– А че, вчера трезвый был что ль?
– Ты, правда, Мария, чего к Илье привязалась? – подает реплику Дед.
– А ты помолчал бы, немила харя, тебе-то он тоже наливат, глаза б не видели.
– Ну, чего разошлась, подумаешь, какое дело! Мужик с работы, устал. Что, он выпить каплюшку не может? Ох, Мария, и чего ты такая злая? Ну, выпили самую малость.
– Малость? Две «чекушки»? С утра уж зенки-то налил, а потом еще добавил. Мало тебе! Ему-то чего – он двужильный. А ты? – Бабка делает отмашку рукой.
Дед, крякнув с досадой, выходит.
И в этот момент – совершенно неожиданно – входит Вова. Бабка всё утро поджидала его, всё время была начеку, и надо же! Как раз когда она на минуту забыла об этом, ребенок пришел. Заболтали ее эти немилы хари!
Двадцатичетырехлетний «ребенок» явно не в настроении – он недоволен и сильно раздражен.
Бабка, всплескивая руками – что у нее предвещает очередной приступ активности, начинает бурно суетиться:
– Ой, Вова! Садись скорей, я сейчас яйцо сварю, а пока бутерброды поешь.
– Бу-тер-броды… – произносит Вова, кусая ногти, с выражением вселенской скорби и одновременно бесконечного сарказма. – А цианистый калий у тебя есть?
– Какой такой калий? Нету. – Бабка обеспокоенно оборачивается к дочери: – Ирин, а где его взять? Я сегодня на базар иду.
– Мам, это не еда, – объясняет Мать, – это Вова так шутит.
Она подходит к сыну и, гладя его по голове, успокаивающе говорит:
– Не переживай, все пройдет, воспоминания только и останутся.
– Как это не переживай? – взвивается он. – Она ушла, понимаешь, она ушла?
– Вернется, все будет хорошо.
– И почему я маленьким не умер? – произносит Вова, глядя в бесконечность. Жизнь разбита, всё кончено…
Но Мать, увы, не может себе позволить и дальше предаваться с Вовой мировой скорби – у нее, на минуточку, есть еще дела…
– Мам, вот тебе деньги на продукты, – возвращается она к прозе жизни. – Я в буфет на работе зайду, если будут сырочки, то возьму. Давид должен привезти 20 кг капусты. Пусть на балконе поставят, потом разберемся. Все я пошла.
И с этими словами она уходит.
А в кухне «продолжается бой»: Сережа стоически пытается доесть «солдатиков». Но силы и терпение его уже на исходе. Ему кажется, что больше от него уже просто невозможно требовать. Но Бабка, преданная своему долгу кормления до полной победы, непреклонна:
– Ты должен доесть до конца, – говорит она ему. – Че осталось, надо доесть – это твоя сила!
Сережа любит бабушку, но как же она назойлива! Что с ней делать?
– Я уже наелся, – объясняет он. – Больше не хочу. И вообще, я ничего не хочу, совсем ничего.
– Хошь-не хошь, а кушать надо! Совсем худой будешь – помрешь! – она в ужасе спохватывается. – Ой! Да че я тако говорю-то, дура старая? Доедай, доедай. Один генерал остался.
– Я не хочу есть генерала, и вообще, зачем их есть?
– А чего ты хочешь?
– Я не знаю… Селедку и водку.
– Наверное, это вкусно, – думает он, вспоминая, как Отец недавно, когда у них были гости, сказал: «Водка и селедка – это гениально! И просто, как всё гениальное…». А эти «солдатики»… Сережа не хочет произносить плохое слово – даже мысленно, но оно так и крутится в сознании. – Эти бутерброды, – продолжает он свою мысль, – они, как вата, никакого вкуса!
– Сорок человек на сундук мертвеца, и бутылка рома, – глядя на брата, иронически комментирует Вова это «меню».
Этого Бабка не понимает, но водка… Только этого и не хватало!
– Батюшки! – восклицает она, обращаясь к Сереже, – Водку не надо тебе. Это така дрянь. А селедку я те приготовлю.
– Марусь! – произносит Вова (так он, а вслед за ним и Саша, любят называть Бабку) – Слышь, Марусь! А мне приготовь яду змеиного. Чай, есть у тебя.
В этот момент его прорывает, и он ревет в голос:
– Не могу я больше! Почему всякие говноеды все могут иметь, а мне нельзя?
– Да ты че, Вова? Плюнь ты на девку эту!
– Ты опупела, да? Я его… Нет, я себя…. – он сжимает кулаки.
Бабка не совсем понимает. Она обеспокоена, и даже напугана. Просительным тоном она обращается к внуку:
– Ты бы яичко съел.
– Отстаньте от меня! Яичко! Ха-ха-ха! – Вова начинает истерически хохотать, – Я неправильно сделанный? Я зеленого цвета, да? Он с ней спит, а я яичко ем. … Гляжу – артист! Подхожу ближе – клоун!
– Яйцо-то холодное будет.
– Яйца полезны для здоровья! Кушайте яйца! – с воплем Вова швыряет яйцо всмятку в Бабку. Она успевает увернуться. Яйцо разбивается о стекло буфета. Вова в отчаянии убегает из кухни.
Бабка сидит какое-то время молча – в ступоре, а затем – удрученно и в недоумении тихо произносит в пространство:
– И чего я тако сказала?
Глава 2: «СУТЫРЬ, ИЛИ СВЯТАЯ ПРОСТОТА»
Ясный зимний день, легкий морозец. Снег искрится на солнце тысячами мелких искорок – словно кто-то рассыпал неисчислимое множество крохотных осколков стекла, так что глазам больно.
Дед и Сережа гуляют. На Деде зимняя шапка- «пирожок», на носу – очки. Из-за пазухи виднеется белая головка «чекушки», засунутой во внутренний карман старого заношенного пальто с меховым воротником, давно «полысевшим» и потерявшим вид. Это пальто он привез еще из Самары. Тьфу ты! Из Куйбышева. Дед вздохнул: как давно он уже не был дома! И побывает ли еще? Это под большим вопросом – здоровье что-то в последнее время стало сдавать.
Сын приходского священника из села Кременки Симбирской губернии, он в свое время учился в духовной семинарии, собираясь пойти по стопам отца – и почти закончил ее. Но тут – 1917 год, большевики… Э-эх, да что говорить! Семинарию закрыли. Дед хотел было поступить в университет – на любимую математику, но он был сыном священника – как там? «Чуждое социальное происхождение» – надо же как завернули! Так и пришлось поступить на курсы бухгалтеров. Бухгалтеры – они всем нужны. -Что-то меня потянуло на воспоминания – расклеиваюсь я, – думает он и усмехается. – Чай, не мемуары писать…
– Дед, а что такое «сутырь»? – неожиданно спрашивает Сережа.
Ну и вопросы он всегда задает! Но настроение сразу поднимается – Дед улыбается, ему становится смешно, и он смеется сиплым прокуренным хохотком.
– А ты где это слыхал-то?
– Это ты говорил: Мария, ты мне сутырь сделай!
– А она чего?
– Кто?
– Мария, – Дед спохватывается: – Тьфу ты! Бабка твоя!
– Она сказала: «Да ну тя, дурень старый! Кто ж его будет есть? Разве ты с Ильей? Нормальны люди такое не едят». Почему она так сказала? Вы что, ненормальные?
Дед смущен, чтобы выиграть время для ответа, закуривает «Беломорину». Молчит. Да и что тут ответишь? Ох Мария! И что за человек? Она не всегда была такая. Или всегда? Да нет, она была лучше. Это от старости, от нездоровья. Сердце у Марии начало серьезно барахлить… Вот в чем дело, – верный себе, Дед старается не думать ни о ком плохо. Но что парню-то сказать?
– Так почему она так говорит? – Сережа упрямо повторяет вопрос.
– Вот и всегда он так, – думает Дед. – Любознательный, – так Дед это трактует.
Родители же считают, что он занудный – ни за что не откажется от вопроса, будет повторять его до бесконечности, пока не добьется хоть какого-то ответа. Не понимает, что раз не отвечают, значит, надо отстать. Или делает вид, что не понимает.
Но сам Сережа это занудством не считает. Он резонно полагает, что если знаешь ответ на вопрос, то и ответь. Если не уверен, то скажи, что не уверен – и ответь неуверенно. А если не знаешь, тогда так и скажи – «не знаю». А так – ни то, ни сё – это неправильно! Вот Дед лучше – он всегда старается ответить.
Дед прерывает, наконец, свое молчание – надо же что-то отвечать!
– Да мало ли чего она болтат? – говорит он. – Ты ее больно-то не слушай. Шутит она так.
– По-моему, она не шутила. Она вообще всегда говорит серьезно.
– Дурь всяку тоже можно говорить серьезно. Язык-то без костей, прости Господи!
– А у других есть кости в языке?
– У других есть, только у нее нету.
Дед смеется.
Сережа смотрит на него недоверчиво, о чем-то думает.
– А все-таки, что такое «сутырь»? – упрямо возвращается он к первоначальному вопросу.
– Ну, это когда все подряд в миску побросать, а потом перемешать, – Дед делает руками вращательные движения, «перемешивает».
– А что «все подряд»?
– Ну, чего под руку попадется.
– Это салат?
Ну вот еще! Салат… Дед смущен – как это объяснить?
– Да нет, не салат, – отвечает он. – Это вроде как…
Он задумывается.
– И это едят ненормальные? – задает Сережа следующий вопрос – просто спрашивающая машинка! Ну что на это можно ответить..?
– Санкта симплицитас! – вырывается у Деда.
– Это по-латыни, да? Что это значит?
Ох и сообразителен внук! Дед одобрительно гладит его по голове, на которую надета зимняя меховая шапка с завязанными «ушами».
– По-латыни, – подтверждает он. – Умный ты, Сережка. Языки учить будешь. Это значит «святая простота».
– Это ты про меня?
Дед улыбается и вновь гладит внука по голове.
– А Мария? – опять спрашивает Сережа.
– Ну кака она тебе Мария? – смеется Дед. – Бабка она твоя. Это мне она Мария.
– А бабка? Она тоже «санкта симплицитас»?
Ох, ну и вопрос!
– Давай лучше о чем другом спроси.
О другом? Ну хорошо… Сережа думает. А, ну да!
– А что такое «гутта кават лапидем»? – спрашивает он.
– Ну и память у тебя!
– Да ты же все время это повторяешь. И в школе в гардеробе, когда меня забирал, тоже это говорил. На тебя еще все так странно посмотрели.
О да! Можно себе представить. Таких слов школьный гардероб тысяча девятьсот семидесятых наверняка еще не слыхал…
– Gutta cavat lapidem – это по-латыни, – объясняет Дед. – «Вода камень точит». А полностью так: «Вода камень точит не силой, но частым падением». Это значит: понемножку, понемножку, не силой, но упорством всего можно добиться, и даже камень источить.
– А какой еще язык ты знаешь?
– Еще греческий.
– А ты где их учил? Разве их в школе учат?
– Я учил в духовной семинарии.
– А где есть духовные семинарии?
– Теперь уже почти нигде…, – вздыхает Дед.
И решительно договаривает:
– Да ладно об этом!
В самом деле, сколько их еще осталось? Наверняка кот наплакал…
Но Сережа вновь отвлекает его от грустных мыслей, задав очередной вопрос:
– А что такое «смасть вселенская»? – спрашивает он.
– Все-то ты запоминаешь! – хохочет Дед.
Он проводит Сереже пятерней по лицу и по носу снизу вверх, растрепав при этом волосы.
– А вот это – «смасть всеобщая»! – добавляет он и проводит рукой теперь уже сверху вниз.
Оба смеются. Затем Сережа замолкает на какое-то время и, глядя на Деда, задумчиво замечает:
– А, по-моему, вы с Ильей вроде нормальные.
Дед, который в этот момент делал затяжку, поперхнувшись папиросой, начинает кашлять.
– Дед много курит, и поэтому он так кашляет, – думает Сережа.
И тут он решается, наконец, задать вопрос, который ужасно интересует его и который давно не дает ему покоя:
– Дед, – спрашивает он, – а как ты зенки наливаешь?
Глава 3: «КТО СИДЕЛ В БОЧКЕ?»
Ну что ты тут будешь делать? Снова – кухня. Так уж выходит, что именно здесь концентрируется все главное, основное, что происходит в доме. Именно вокруг кухни вращается жизнь семьи, тут протекает общение, разворачиваются дискуссии и скандалы. Тут, можно сказать, веет скромным обаянием советской интеллигенции…
Вот и сегодня, хотя в квартире места полно, все набились в кухню. Отец со своим другом и коллегой Анатолием Кашпуром далают квашеную капусту: шинкуют, солят, закладывают в большую кастрюлю килограммов на десять.
И радио тут как тут: сладким, как патока, голосом оно сообщает, что «для нашых дарагiх радыёслухачоӯ мы пачынаем канцэрт по заяӯках»3. Этот саундтрек сопровождает всё, что делается в доме.
Под это звуковое сопровождение разворачивается действие. Мизансцена такова: Бабка дожаривает беляши, ставит на стол. Все при деле – кончив шинковать, Отец выставляет на стол водку – как же без нее! Мать расставляет тарелки и раскладывает по ним соленые огурцы. Зовут Деда («Без Борис Сергеича? Как можно?») Заглядывает на кухню Вова – один из немногих обитателей этой квартиры, кто на кухню не частит – по большей части, когда бывает дома, он проводит время в своей комнате, благо она у него есть (мечта младших братьев). Все рассаживаются за столом на своих излюбленных и ставших уже традиционными местах. Предстоит… как бы это сказать покультурнее?
…А зачем покультурнее? Предстоит попойка, поддача – называйте, как хотите. Все равно, даже если это мероприятие назвать торжественным приемом или дискуссионным клубом, характер его от этого не изменится. Еще один не слишком частый гость кухни – Саша – называет это «ансамблем песни и пьянки при Госцирке». Кстати, хотя Саши и нет среди присутствующих, это вовсе не означает, что у него отсутутвует интерес к подобным посиделкам. Правда, он обычно для этого выбирает другую компанию…
А пока что за большим круглым столом – пятеро: Отец, Мать, Дед, Вова и Кашпур (он тут – свой человек). Повод? Не все ли равно? Разве бывало когда-нибудь, чтоб за этим дело стало? Квашение капусты – отличный повод, ничем не хуже любого другого. Как говорится, была бы причина, а уж повод найдется всегда. Не зря же трудились, старались – 10 кг капусты нашинковать – это вам не фиги воробьям показывать! Шинковали усердно, морально готовились к застолью, предвкушали. И вот, наконец-то! Чичас!
Анатолий Кашпур работает вместе с Отцом. Он – актер и преподаватель сценической речи, давний друг семьи. Выглядит он очень колоритно: в полосатой рубашке, с красной физиономией и огромным животом, он периодически сжимает губы и надувает щеки – такая у него манера. Лицо его излучает полное удовлетворение. Толя – еще и бывший однокурсник Матери по Театральному институту, и кто бы поверил сейчас, глядя на него, что когда-то – в начале пятидесятых – он был тоненьким и изящным, и они с Ириной были лучшими танцорами на курсе и всегда танцевали в первой паре?
Дед, как всегда, в углу, тихонько покуривает. Бабка хлопочет вокруг стола. На столе, на почетном месте – в самом центре – высится горка беляшей и стоит водка. Это и есть главные участники представления: с водкой всё ясно, а беляши… Это – фирменное блюдо Бабки, им славится этот дом.
– Марь Степанна, ваши беляши – это произведение искусства! – масляным голосом заявляет Кашпур, откусывая беляш.
Бабка отмахивается – но не так, как обычно, словно отталкивая кого-то от себя – нет! Она явно польщена и довольна похвалой, хоть и слышит ее не впервые. Она, в общем-то, уже привыкла к комплиментам в адрес своей выпечки, особенно беляшей… Но ведь это всегда приятно, тем более что Толя нашел такие хорошие слова: «произведение искусства». Правильно! Не только этот профессор кислых щей занимается тут искусством – искусство, оно разное бывает. И Бабка отмахивается не без кокетства – «ну что ты, ей-богу?»
– Да како там искусство! – скромно возражает она. – Тесто замесила, мясо прокрутила, слепила да пожарила. И всех дел-то!
– Ну, прямо так вот все просто! Это уметь надо! Что ж это у других-то не вкусные получаются?
– У кого не получатся-то? – сразу заинтересовалась Бабка.
– Ну,… – отвечает Кашпур расплывчато. – Вот вы когда-нибудь беляши из кулинарии ели?
– Да какие ж это беляши? – Бабка приходит в ужас. – Комки какие-то! На них и смотреть-то страшно!
– Во сне увидишь, не проснешься, – вставляет Мать.
– А ты чего, во сне беляши видала? Ох, не к добру это!
– Ну, такие беляши – это точно не к добру. Ими и отравиться можно.
– И травятся! – подхватывает Кашпур. – Вот тут недавно Юра…
– Толя, ну не за столом же! – удерживает бывшего сокурсника Мать.
Но Бабка по-прежнему напугана: она убеждена – такие сны добром не кончаются.
– Мам, я пошутила, – успокаивает ее дочь. – Ничего я во сне не видела.
– А я жру зельц из забегаловки, – вступает Отец. – И ни хрена! Я вообще могу гвозди жрать! И действительно однажды гвоздь попал.
– Где? – подыгрывает Кашпур, хотя уже знает продолжение: его все уже знают.
– В зельце.
Мать затягивается «беломориной» и возводит глаза к потолку, а затем, изображая руками киношную «хлопушку», щелкает и громко возглашает:
– Дубль пятидесятый! Прогнали всю сцену еще раз!
Вова раздраженно отворачивается и начинает грызть ноготь. Игнорируя всё это, Отец продолжает:
– Захожу в забегаловку.
– Ну, а куда еще? – комментирует жена. – Ясно, не в филармонию…
Отец раздраженно вскидывается:
– Я, между прочим, в Консерватории на вокале два года занимался! Я классическую оперу, как свои пять пальцев знаю.
В свое время он действительно учился в консерватории – где он только не учился! В то время, в конце сороковых, он был молодым и жадным до знаний, жадным до жизни. Он, в общем-то, и сейчас такой. Но тогда…
Ему всё хотелось перепробовать, охватить. Человек талантливый и неуемный, с богатым и еще нерастраченным творческим темпераментом, он занимался одновременно с Театральным институтом еще на отделении вокала в Консерватории и на журфаке в Университете.
А до этого, в конце войны, он, еще семнадцатилетним, успел поучиться в Мореходном училище в Одессе. И кто знает, что было бы с ним дальше, если б он тогда не увидел спектакль Вахтанговского театра «Сирано де Бержерак» с Михаилом Астанговым в заглавной роли? Но он его увидел – и круто поменял свои планы…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Нелегка жизнь артиста. (фр.)
2
Говорит Минск! Семь часов.. Передаем последние известия. (бел.)
3
Для наших дорогих радиослушателей мы начинаем концерт по заявкам. (Бел.)