bannerbanner
Достичь просветления в современных условиях
Достичь просветления в современных условиях

Полная версия

Достичь просветления в современных условиях

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Игорь А. Алекс, Елена Евграфова

Достичь просветления в современных условиях

Практическое руководство

«…Мы обычные современные люди. Не последователи тайных учений, не посвященные адепты. Так случилось, что благодаря комплексу, состоящему из вполне общедоступных практик, нам довелось испытать некое фантастическое и загадочное ощущение. Это произошло не сразу и не одновременно. Но это произошло.

Возможно, это покажется вам интересным…»

От авторов

Игорь А.АЛЕКС. Писатель, сценарист, публицист. Член Союза писателей России, Международного писательского сообщества. Книги выходили в изд-вах «ЭКСМО», «ОЛМА-ПРЕСС», «НОВЫЙ ФОРМАТ», по сценариям снято несколько фильмов. Состоит в Правлении Профессионального Союза писателей. Живет и работает в Москве.

Елена ЕВГРАФОВА. Училась по обмену в США, после чего, в 2002 г., поступила в Санкт-Петербургский Государственный Университет на факультет «Международные отношения». Переехав в Москву, некоторое время работала редактором кино- и телевизионных проектов. Сейчас – советник по развитию в одной из продюсерских компаний.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Вместо вступления

Предыстория этой книги такова. Готовя к изданию небольшую брошюру о здоровом и гармоничном образе жизни под рабочим названием «Хочешь быть здоровым и счастливым – повышай вибрации!», и по традиции прилежно выполняя описанные в ней методики, одному из авторов этой книги довелось пережить нечто совершенно небывалое. Это было тем более необычно, что произошло само по себе, нежданно и без каких-либо дополнительных усилий. Нет, честно сказать, нечто подобное ожидалось нами, но не так же быстро – все же комплекс практик, если можно так выразиться, проходил в то время «полевые» испытания.

Нам было известно – для того, чтобы получить сколько-нибудь заметный результат, нужно время, не менее (согласно восточной традиции) нескольких, а то и нескольких десятков лет. А тут, в сущности, без года неделя…. И, тем не менее, факт остается фактом. Сидя в медитации в позе полулотоса, в голове одного из авторов этой работы, перед внутренним взором, появился и стал нарастать мягкий ярко-красноватый свет. Он был теплым, плотным и интенсивным. Затем появилось ощущение трансцендентальной наполненности этим свечением – сейчас оно было одновременно словно бы и снаружи, и внутри. Становясь как бы выпуклым и объемным, этот свет произвел эффект разрушения невидимой скорлупы – она стала отваливаться под его напором буквально кусками, и скоро свет, ломающий «скорлупу» изнутри, соединился со светом снаружи и заполнил собой все вокруг…


Уже позже, педантично изучив множество источников, первоначальное, поистине фантастическое предположение полностью подтвердилось! Этот феномен измененного состояния сознания (ИСС), был не что иное, как загадочное, древнее как сам мир и одновременно неуловимое как сказочная жар-птица просветление. Именно то, что многочисленные искатели жаждали получить на протяжении многих тысячелетий. Окутанная тайной, поистине божественная загадка бытия. После него жизнь человека меняется, и сильно. Меняется в лучшую сторону. Меняется столь необыкновенно, что мы поняли: раз это произошло с одним из нас, значит – это то, с чем можно работать. Предвидя вопросы, скажем – не просто работать, но достигать результата. Опыт обоих авторов доказывает это! Опыт не «под копирку» – но сам факт. Два попадания из двух! Если получилось у тех, кто написал эту книгу – должно получиться и у вас; это лишь вопрос настойчивости и времени.

Авторы провели ряд глубоких исследований на тему – можно ли добиться данного феноменального результата в условиях современного, информационно-плотного, динамичного мира. Реально ли в принципе сделать это, при этом не отказываясь от карьеры, семьи и милых привычек посидеть в кофейне с друзьями? Не пропуская при этом очередную знаковую премьеру? Авторы увидели – при помощи определенного комплекса методик это действительно возможно. И не за несколько десятилетий, а за гораздо более короткий срок. Это просто вопрос целеустремленности, терпения, и веры в успех.

Следует знать – просветление имеет несколько уровней. В теории, каждый может добраться до высшего, третьего (по классической классификации) рубежа. На практике – совершенно точно искатель в весьма реальные сроки может достичь первого, реже – второго уровней. Правда в том, что даже самый простой, первый уровень реально изменит вашу жизнь в лучшую сторону. Изменит столь сильно, что вы и сами удивитесь. Мы об этом будем много говорить на страницах книги, пока же ограничимся заверением – уже первый уровень просветления способен, без преувеличений, сделать вас счастливым человеком. А дальше все зависит исключительно от вашего желания и настроя.

Важно только определиться, какие из нижеописанных практик – ваши, и соорудить себе из них свой, индивидуальный комплекс развития.

Пусть эта работа послужит вам и другом, и проводником.

Просветление

Для начала, конечно, необходимо теоретически подготовиться и понять – а что, собственно, подразумевается под этим термином. Благодаря проведенным исследованиям, выяснилась следующая занимательная информация.


Другие названия феномена – духовная реализация, озарение, снисхождение истины (знания), достижение совершенства. Также просветление есть «самореализация», «освобождение». Другие названия на санскрите – Мукти, или Мокша, также это и широко известная Нирвана в буддизме, и, конечно, Самадхи.


Вместе с тем, сразу скажем, что некоторые описания на поверку оказывались едва ли не более загадочными, чем сам феномен. Мы отобрали несколько, чтобы уважаемый читатель имел представление, о чем речь – причем старались отбирать, скажем так, описания из числа не самых запутанных.

К примеру, вот какие данные нами были обнаружены в Википедии – свободной энциклопедии русскоязычного Интернета:

«Просветление – состояние ясности, осознанности, понимания практик и выхода из состояния субъектно-объектной дихотомии. Так как понятие просветления в значительной мере связано с практическими аспектами буддизма, оно мало подлежит вербальному определению».

Это, повторим, далеко не самое сложное описание феномена. Во время изучения вопроса, перед нашим взором появлялось великое множество как бы нарочито туманных описаний, некоторые из которых достойны того, чтобы быть приведенными здесь.

Судите сами:

«Просветление есть состояние полной, всепоглощающей осознанности. Это выход за пределы дуального ума. При этом происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, т. е. исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим etc».

Вот еще недурной пример:

«Просветление достигается за счет понимания ошибочности волеизъявления, благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее, она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом сознание освобождается от иллюзий и отождествлений и становится чистым свидетельствованием…»

Что сказать…. Очевидно, надо достичь определенного «состояния просветления», чтобы вот так с ходу разобраться, о чем идет речь. Возникает ощущение, что кто-то зачем-то решил основательно запутать вопрос, и это ему, надо признать, вполне удалось[1]. А вместе с тем, наверное, стоит обозначить авторское мнение по этому поводу. В данной работе мы опираемся на тот, в общем, бесспорный постулат, что все, что несовершенно, потенциально поддается совершенствованию.

Будь то физическое тело, мастерство, или – человеческий дух.

Для того, другого и третьего существуют свои, назовем их так, упражнения. Прилежно – но без надрыва – следуя им, атлет, художник и духовный искатель рано или поздно обнаруживают, что реализовались в своем деле, постигли секреты мастерства, познали вкус совершенства. Художник понимает, что лучше написать уже невозможно, и его называют гением, атлет вызывает восхищение своим безупречным торсом, точно так же и духовный искатель доходит до некой точки, когда его целенаправленные усилия позволяют ему перейти в некое другое качество. Он достигает другого уровня осознания, понимания, совершает очередной шаг в личной эволюции.

То есть просветление есть ничто иное, как логичный, закономерный результат для человека, серьезно и последовательно занимающимся оттачиванием «духовного мастерства». Другими словами, оно – результат усилий человека, осознанно вставшего на путь духовного развития.

Поэтому в данной книге мы хотим сообщить читателю, что просветление как аспект духовной реализации не есть что-то непостижимое и далекое: оно и доступно, и постижимо. И второе – исходя из принципов эклетики и креатива, мы поможем вам взвешенно и точно сформировать индивидуальный, адаптированный к вашим реалиям комплекс из практик; ваш личный «комплекс просветления», который позволит в обозримые сроки достичь результата.

Пока же вернемся к нашему обзору. В более лояльных к сознанию искателя источниках указывается, что просветлению соответствует также дзен-буддийский термин Сатори, означающий «пробуждение ото сна неведения». Сообщается, что Сатори является весьма важным событием в жизни человека, как бы олицетворяя его второе рождение.

Со всей ответственностью можем заверить, что это очень и очень соответствует действительности. Между прочим, необходимо подчеркнуть, что само по себе понятие «просветление» не является столь уж сакральным или редко встречающимся – во всяком случае, в том или ином виде оно представлено в большинстве мировых культур. Да и в нашей классической литературе можно встретить упоминание об этом явлении. Далеко ходить не будем – Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Перечисляя дикость и жестокость того времени (речь, напомним, идет о Средних веках), классик пишет, что некоторые (дословно), просветленные разумом вельможи, и даже сам польский король настойчиво выступали против череды жестокостей и пыток, применявшихся к противнику, в частности, к казакам. Этот пример не единственный – во все времена можно встретить описание выдающихся на общем фоне, высоких разумом, одухотворенных людей – «природных просветленных», по сути. Их, помимо прочего, выделял также глубокий уровень понимания, возвышенности, нравственной чистоты.

Надеемся, что с феномена просветления, да и вообще духовного поиска наконец-то будет снята излишне туманная завеса. Многие, кто всерьез пробовал читать т. н. «духовную» литературу, бывали удивлены, что зачастую она представляет собой не что иное, как малопонятное, путанное заумствование – иногда с претензией на высокоинтеллектуальность, а чаще нет. Очень многих читателей этот факт наверняка оттолкнул; согласимся, нелегко разбирать хитросплетенные дебри, к тому же щедро приправленные незнакомыми словами, гипотетическими понятиями, а порой и ничем не обоснованными выводами.

Целиком и полностью это справедливо и в отношении просветления. Многие люди в результате его не вполне верного «имиджа» и подступиться-то к нему боятся, будучи уверенными, что это что-то настолько… запредельное и немыслимое, что, как говорится, и думать нечего…. А вместе с тем, просветление – явление вполне понятное и разумное; самое же, может быть, трудное – попытаться уловить его дух, смысл. После этого – как и в любом другом деле, впрочем, сразу становится легче и проще.

Смысл просветления в современных понятиях

Отвечая на вопрос, а зачем вообще человеку нужно просветление, наверное, уместно будет обратиться к следующей аллегории. Согласно ей, уровень обычного современного человека может быть соотнесен с уровнем рядового домашнего компьютера без особых примочек и «наворотов». Это позиция первая. Относительно духовно и нравственно развитый человек может уже уподобиться сетевому компьютеру, включенному в корпоративную, скажем, линейку – с расширенным правом доступа; это уже ступенька выше. Возможности же просветленного человека сопоставимы разве что с уровнем новейшей мощной «машины», включенной во всемирную сеть (Интернет). То есть, фактически действующей в режиме on-lain.

Говорить о сравнительных возможностях этой новой позиции применительно к прежним, наверное, бессмысленно.

Объективная реальность просветления

Осознав, что просветление не выдумка или иллюзия, но вполне достижимая реальность, искателю значительно проще принять его и настроиться на выполнение задачи.

Предварительно, конечно, необходимо откинуть все лишнее, наносное, искусственно-усложненное – то есть то, что способно лишь привести к задержкам на пути. По этой причине, работая над данным текстом, мы сразу решили сделать ставку на такие факторы, как обыкновенная внятность изложения, а также строго логическая – или научная – обоснованность. В сущности, это одно и то же – истинная наука не может противоречить логике, равно как и наоборот.

Между тем, следует знать, что просветление не увеличивает интеллектуальные способности индивидуума. Во всяком случае, напрямую. Просветление серьезно увеличивает уровень понимания; которое, в свою очередь, не только увеличивается единовременно, но и имеет тенденцию возрастать. Что потенциально может привести также и к серьезному интеллектуальному росту. Слова о том, что просветление есть мощный эволюционный процесс – не пустые слова; оно комплексно серьезно работает на развитие личности, как хороший педагог, прорабатывая именно те «моменты», которые как раз и недостает ученику.

Прежде чем понять смысл и логику просветления, необходимо было, конечно, провести по возможности всесторонний, полноценный обзор. Основательно переворошив различные источники, можно, например, встретить описание «полного просветления» как состояние духовной реализации (от англ. realization – осознание), когда «уничтожается само неведение относительно природы реальности».

Это, в общем-то, куда как малопонятное состояние иногда еще называют «воплощением Трех Кай (тел) Будды».

Дальше – еще загадочней. Согласно древним манускриптам, «полное просветление характеризуется Пятью Будда-мудростями, и четырьмя видами Активности». Сообщается, что в разных системахсуществуют условные разделения на уровни или стадии пути к просветлению – такие как «Бхуми, Пять Путей, или Этапы Махамудры». Полное, окончательное просветление означает прекращение круга инкарнаций – то бишь череды рождений и смертей. Полное просветление наступает после достижения состояния самадхи, что соответствует третьему посвящению.

В процессе изучения данных описаний мы убедились – знание о том, что просветление имеет несколько этапов – отнюдь не наша выдумка. Их действительно три, и только в некоторых традициях можно найти об упоминаниях пяти уровней. Но поскольку наша информация, как выяснилось, опирается на классическую трехступенчатую традицию (хотя и не копирует ее), мы, согласно нашему правилу писать лишь о том, что знаем сами, решили остановиться именно на трех ступенях.

Результат, в конце концов, одинаков, но для понимания и описания куда проще. Посему продолжим.

Согласно классическому учению Будды, просветление означает знание Единственного Пути. Это Путь, ведущий адепта к освобождению от страдания, и, в конечном счете, к нирване. Изучая всевозможные описания, по своему фильтруя их, вычленяя самые, на наш взгляд достойные внимания, (или, к примеру, забавные) мы скоро и впрямь убедились в полной философской близости таких понятий как просветление, сатори, самадхи и нирвана.

В частности, сатори есть ни что иное как внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы человека. В медитативной практике дзен, сатори – достижение «состояния одной мысли», или дхьяна. Между прочим, есть мнение, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам. Надо понимать, ординарные события и предметы – это что-то вроде четок, мандал, или размышления над дзенскими загадками коэнами. Вообще в дзен, в этой японской буддийской традиции, термин сатори имеет синоним – «кэнсё». В переводе с японского это слово означает «самопознание».

Теперь что касается нирваны. Многие удивились бы, узнав, что это известный термин, ассоциирующееся с состоянием блаженства и высшего счастья, с санскрита переводится как «прекращение» или «угасание». Вероятно, этимология здесь такова – нирвана действительно «прекращает» страдания и страсти. Также нирвана символизирует состояние освобождения, достижение безмятежности и умиротворения. Кроме того нирвана, без сомнения – суть трансцендентный покой.

Достижение нирваны, согласно буддизму, помимо достижения высшего блаженства, также приводит к выходу из сансары – цепи перерождений. Общий смысл здесь, надо полагать, в следующем. Считается, что человек приходит на Землю набраться опыта, а также и для комплексного развития. Вместе с тем, достигнув нирваны, человек достигает совершенства – и, соответственно, ему больше нет нужды посещать «земную школу», его уровень теперь неизмеримо более высок. Сразу вспоминается расхожая пословица – «Ученого учить – только портить».

Также нередко считается (хотя мы с этим и не согласны) что удел достигшего нирваны отныне – почивать на лаврах, пребывать в абсолютном покое.

В целом ряде источников встречается мнение, что просветление, нирвана и сатори сами по себе не поддаются описанию. К примеру, что касается конкретно нирваны, то по ее поводу сломали копья не одно поколение буддийских теологов и исследователей буддизма. Хотя, надо сказать, в главном спорщики сходятся: нирвана – это то, к чему стоит стремиться. Она как бы верх эволюции человеческого индивидуума, успешная сдача экзамена на аттестат зрелости.

Если взять Индию, то в тамошнем брахманизме, а равно и в индуизме нирвана означает полное и всепоглощающее слияние с Брахмой (Высшим Разумом). В этих древних, едва ли не самых древних из всех существующих религиозных традициях различают три вида нирваны; что, кстати, странным образом целиком и полностью соответствует нашему знанию – хотя описание кое в чем заметно разнится.

Существующие описания уровней просветления

Итак, первый уровень. Характеризуется кратковременным состоянием покоя и просветления. Такого рода «временные нирваны» могут происходить время от времени с каждым человеком. Здесь, немного забегая вперед, хотим подчеркнуть – по гамбургскому счету, «временную нирвану» все же нельзя считать каким-либо уровнем просветления. Это лишь своеобразная предтеча просветления, именуемая такжекеншо.

Второй уровень еще называют «нирваной при жизни». В сущности, это состояние, когда человек уже достиг реализации, но продолжает жить обычной (ну или не совсем обычной) жизнью среди людей. Характерно для многих восточных учителей, или, как их еще называют, святых, аватаров.

Наконец, третий уровень – высшее состояние, когда достигший нирваны покидает физическое тело и переносится на более высокие планы бытия. Эти «более высокие планы бытия», к слову сказать, так в просторечье и именуются – нирвана.

Широко распространенный термин самадхи в целом соответствует нирване. К нему можно добавить лишь информацию о том, что достигнувшие окончательного самадхи оставляют свое тело как бы в законсервированном виде, переходя сознанием на высшие планы бытия. Феномен этот довольно широко известен на Востоке; в нашей стране его всесторонне изучал известный исследователь профессор Э. Мулдашев. В числе прочего он сообщал, что в Гималаях есть целые пещеры, где находятся люди (а точнее, их физические тела), пребывающие в этом состоянии, а также есть специальные люди, ухаживающие за этими телами в отсутствие их хозяев. Дыхание у этих людей отсутствует, пребывают они в комоподобном состоянии – хотя эти тела требуют своеобразного ухода. Например, им необходимо подстригать ногти, волосы.

Настоящей мировой сенсацией стал российский феномен нетленного тела ламы Этиглова в одном из буддийских дацанов в Бурятии. Когда-то священник, предварительно попрощавшись с учениками, волевым усилием вошел в состоянии самадхи, и покинул этот мир. Но не окончательно – лама, пообещав вернуться, завещал извлечь себя (точнее, свое тело) из специального склепа-могилы через семьдесят лет (ПРОВЕРИТЬ). Пока сознание не ламы Этиглова не вернулось в плоть, но современная наука разводит руками – по целому ряду показателей тело умершего несколько десятков лет назад человека живое.

Кстати, некоторые источники сообщают, что достигший самадхи должен непременно покинуть этот мир. Это не так. Точнее, не совсем так. Однако можем сказать, что достигшему высшей, третьей реализации действительно необходимо серьезное волевое усилие, чтобы немного искусственно занизить свой уровень. Так было и с Буддой – достигнув окончательного совершенства, познав все сущее и тщетность мирской суеты, он так и хотел остаться сидеть под своим священным деревом. Согласно легенде, Богам пришлось проявить все свое красноречие, чтобы уговорить его вернуться в мир и начать проповедовать новое учение. На счастье, принц Гаутама оказался весьма человеколюбив, и миролюбивое знание о Восьмеричном пути избавления от страданий зашагало по планете.


Подчеркнем – уже первый уровень позволяет с комфортом выполнять свою жизненную задачу. Помимо этого, он, своего рода, престижный диплом о достижении зрелости духа и разума. А уж захотите ли вы становиться «кандидатами» или «докторами наук» – зависит, повторим, только от вас.

Схожие явления, описанные в других культурах

Если продолжать внимательное изучение различных источников, можно с обнаружить, что явления, подобные просветлению (сатори, самадхи и нирване) встречаются и в других религиозно-духовных традициях. В частности, речь идет о древнегреческом понятии Катарсис, феномене «Огонь изнутри» у мексиканских магов-толтеков, христианском «снисхождении Святого Духа», о Шхине (Шехине) в иудаизме, а также, хотя это и не совсем точно, об огненной трансформации в знаменитой «Агни-Йоге» Николая и Елены Рерихов. Рассмотрим описание каждого явления в отдельности.

Катарсис

Катарсис (ударение на первый слог) в переводе с древнегреческого означает состояние очищения, возвышения, оздоровления.

В античной эстетике и философии этот термин также обозначал процесс облагораживающего воздействия на человека ряда факторов – таких, как духовные практики, любовь, также – физическое совершенство, искусство, и даже болезни.

Недаром и поныне катарсис – медицинский термин, означающий перелом в заболевании – когда после кризиса (криза) наступает облегчение.

Согласно Аристотелю, использовавшего этот термин в своих произведениях, катарсис – не что иное как трагедия, вызывающая у зрителя страх, гнев и сострадание. Она заставляет зрителя сопереживать герою драмы, испытывать душевные волнения – и тем самым способствует его духовному очищению и возвышению.

Катарсис также широко используется в современном психоанализе. Здесь он означает процесс уменьшения или даже снятия тревоги или конфликта – путем их открытого обсуждения и последующей эмоциональной разрядки.

Надо сказать, что катарсис по какой-то причине снискал себе небывалую популярность у философов. Судите сами – понятие катарсиса в различных трудах мыслителей имеет более полутора тысяч различных толкований. Если суммировать, то общий смысл сводится к тому, что катарсис – явление (переживание), тесно связанное с очищением души. Источники сообщают, что впервые это слово использовалось в древнегреческой культуре, описывающих некоторые элементы мистерий и религиозных праздников. Позднее же термин стал употребляться в самых различных значениях – как в уже упоминавшихся здесь медицинском и философском, так и религиозном и даже магическом.

Небезынтересно будет узнать, что катарсис был использован и в учении Пифагора – он использовал термин в том числе как рекомендацию очищать душу посредством музыки, музыкальный катарсис. Упоминали катарсис в значении очищения и Гераклит, и Платон. Последний несколько расширил смысл понятия, обозначив его, помимо прочего, как средство избавления от страстей и порочных наслаждений.

Между прочим, среди античных мыслителей порой возникали принципиальные разногласия в вопросе природы катарсиса. Уже упоминавшиеся нами Аристотель и Пифагор писали, что катарсис – суть «безвредная радость» достигаемая человеком посредством прослушивания музыки. Платон, воздвигший катарсис в разряд целого философского учения, с этим не вполне соглашался. Он полагал, что очищающее и оздоравливающее душу значение музыки сильно преувеличено.

На страницу:
1 из 3