Полная версия
Воспитать одаренного ребенка. Как?
Творчество – сложное занятие. Описание того, что никто не знает, предполагает поиск соответствующих слов и понятий. Братья Райт, не окончившие даже школы, на ощупь искали условия, при которых аппарат, будучи тяжелее воздуха, сможет взмыть вверх и не просто взмыть, но и мягко приземлиться.
Различают три вида творчества:
✓творчество, связанное с созданием чего-то глобального;
✓творчество в повседневной жизни, когда человек украшает быт новыми для семьи вещами, делает обыденность радостной и светлой;
✓творчество в построении личности самого человека, то, как он создает картину мира и структурирует личностные знания и понимание происходящего.
Очевидно, что первый вид творчества весьма редок, тогда как второй – довольно широко распространен, чему во многом способствуют средства массовой информации. В последнее время они различными способами развивают подобные способности у тех, кто готов откликнуться на призыв творить в обыденности: разнообразно готовить, носить яркие вещи, устраивать праздники в череде буден.
Последний вид творчества – один из сложнейших, встречающийся почти так же редко, как и первый. Это свойство зрелой личности. При сочетании первого и последнего видов творчества мы можем говорить о гениальности.
Зрелая личность способна на творчество в глобальном масштабе. Однако не каждый творец, создающий нечто новое, представляет собой зрелую личность. Пути развития конкретного человека обусловлены обстоятельствами, в которых он формируется. Если семья позволяет ребенку раскрыться как личность, то формируется человек, личностный рост которого сопровождается творческими результатами в науке, искусстве или социуме. Однако семья, разрешая проявиться творческому началу, может эксплуатировать его, препятствуя развитию личности, поскольку личность всегда будет сопротивляться давлению со стороны близких. Тогда формируется человек, весьма талантливый в определенной области, но реализация его таланта будет происходить в той мере, в которой его могут осмыслить манипулирующие близкие.
В нашей стране число матерей, готовых полностью посвятить себя ребенку, явно выросло. Однако нет огромного числа гениальных открытий. Так происходит потому, что воспитание одаренного ребенка – это не только его «дрессировка» в определенной области, но и внутреннее решение сначала малыша, а потом выросшего взрослого тяжело работать ради цели, которую видит пока только он. (Напомню, что цель эта возникает как результат эмоционального потрясения при соприкосновении с тем, что ребенок воспринимает как чудо.) Если подобное решение за ребенка принимают родители, а он к этому не готов, тогда весьма часто реализация цели происходит за счет чего-то иного, например за счет обыкновенного человеческого счастья, желания иметь детей, любить, ощущать жизнь во всех ее красках.
Это говорит о том, что креативность первого типа легко проявляется и нуждается лишь в создании условий для ежедневных тренировок. Креативность последнего типа требует определенного поведения родителей: они должны поддерживать процесс формирования уникальной личности, не ограничивая ее своими представлениями и не помещая в те рамки, которые очевидны им. Поскольку трудность представляет именно последнее условие, мы видим много молодых людей, проявлявших удивительные способности в раннем детстве, превратившихся в хороших исполнителей в юности, но не оправдавших возлагаемых на них надежд. В этом и состоит проблема вундеркиндов: далеко не все из них способны на изменения, подобные тем, что совершает гусеница, превращаясь в бабочку. Часто это происходит как раз потому, что родители не желают ждать и слишком торопят развитие ребенка.
Важно оговориться, что порой подобная поспешность родителей объясняется огромным чувством ответственности за ребенка и его судьбу. Поэтому здесь нет осуждения родителей, есть только описание механизма. Более того, все родители должны знать, что их чувство вины не принесет пользы ребенку. В таком случае они лишь столкнутся с манипуляцией. Дети манипулируют не потому, что плохи, это объясняется долгой эволюцией, в ходе которой наш вид научился приспосабливаться к разным условиям и трансформировать условия под себя так, чтобы минимизировать усилия. Успешными воспитателями могут стать лишь те родители, которые ощущают свою компетентность. Это означает, что они осознают возможность ошибки. Когда они ошибаются, они пытаются исправить ошибку или ищут специалиста, способного помочь это сделать.
На различных этапах развития человеческого общества к одаренности относились по-разному. Со времен Возрождения многие правители поддерживали таланты, и меценатство считалось благородным делом. Проблема состояла в том, что милость легко могла смениться немилостью. Таланту же нужна надежная опора.
Идея одаренности предполагает возможность развития, поддержку и создание условий для максимального раскрытия в ребенке некоторого качества. Такие представления сформировались не так давно, и связаны они с развитием генетики.
Человек наследует не признак, а норму реакции этого признака. Чтобы проиллюстрировать данную мысль, можно вспомнить огромную сосну, растущую на берегу моря. Взяв семя от этой сосны, посадив его в маленький горшок, редко поливая растущее деревце и регулярно подрезая его корни, мы получим маленькую копию сосны. Несмотря на то что генетическая характеристика роста у двух деревьев одна и та же, выраженность признака – роста – у них будет различной. Это касается любого признака. Можно представить музыкально одаренного ребенка, растущего в детском учреждении колонии строгого режима, в которой отбывает наказание его мать. Вряд ли у малыша появится возможность раскрыть свои способности. Музыкально одаренный ребенок может появиться и в ответственной семье, где с раннего детства его будут заставлять изучать разные науки, заниматься в спортивной секции, вызывая тем самым отвращение к учебе и тренировкам в принципе. Результат будет тот же, что и в первом случае, – одаренность исчезнет. Чтобы талант развился в полной мере, необходимы условия, соответствующие этому таланту и растущей личности. Рамки, ограничивающие развитие личности, повлекут ее травмирование и приведут к специфической направленности таланта.
Возможность создать необходимые условия существует не всегда. Чем ниже экономический уровень развития общества, тем раньше дети начинали (и начинают) работать физически, на производстве. Так, в XIX веке в Англии дети могли работать на фабрике с четырех лет в течение 12 часов. С восьми лет работали практически все дети рабочих.
Не лучше в то время обстояли дела и в России. Девочке из рассказа А. П. Чехова «Спать хочется», работавшей весь светлый период дня, а ночью вынужденной неоднократно вставать к плачущему младенцу хозяев, было всего восемь лет. Ваньке Жукову, безуспешно писавшему письмо «на деревню дедушке», работавшему «в людях», то есть выполнявшему любую требуемую работу в течение ненормированного рабочего дня, – было девять лет. Российское общество, как и английское, в конце XIX века активно использовало труд детей, которым можно было платить существенно меньше, чем взрослым.
Создание и использование сложной техники предполагает использование ее квалифицированными людьми, что сделало неэффективным включение детей в производство. Тогда и возникло представление о детстве как периоде, в течение которого ребенка готовят к будущему процессу управления этой техникой.
Отношение к детям-творцам мало чем отличается от отношения к детям вообще. Если одаренный ребенок может приносить доход, начинается его эксплуатация. В истории есть множество таких примеров, как положительных (вспомним раннее концертирование Моцарта), так и отрицательных (избиение маленького Паганини отцом, мечтавшим на старости лет жить за счет таланта сына).
До настоящего времени сфера взаимоотношений одаренного ребенка и общества не урегулирована законодательными актами. Подобные дети могут быть защищены исключительно нравственными позициями своих родителей, а при отсутствии таковых они подвержены влиянию всех негативных сторон общества, провозгласившего деньги основной ценностью.
Любой ребенок, не имеющий психических заболеваний или сниженного интеллекта, наделен недюжинными творческими способностями. Каждый родитель знает, как просто сын или дочь в раннем детстве запоминали стихи, быстро находили потерянные взрослыми вещи, поскольку обладали замечательной памятью. Любой ребенок без словаря осваивает родной язык. Более того, произнося фразу, дети четко соблюдают мелодику, свойственную языку, как будто они наделены абсолютным слухом. Подобные особенности легко объяснимы. Творчество – новое качество, возникшее и закрепившееся в эволюции именно потому, что позволяет ребенку адаптироваться к социуму, в котором он рожден. Малыш должен обучиться с нуля всему тому, чего достигло человечество. У большинства людей этот дар исчезает по мере взросления, и они превращаются в благополучных взрослых, живущих в простом объяснимом мире. Они заняты важными делами, а потому у них не хватает времени на поиск ответов на вопросы об устройстве вселенной. Однако небольшая часть людей сохраняет природный потенциал и готова противостоять косности общества, пытаясь ответить на эти вопросы открытием новых законов, созданием механизмов и т. п.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.