bannerbanner
Золотое кольцо России. Старинные русские города
Золотое кольцо России. Старинные русские города

Полная версия

Золотое кольцо России. Старинные русские города

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Ирина Синова

Золотое кольцо России: Старинные русские города. Справочник школьника

Дорогие друзья!

В этой книге мы расскажем о том, что такое «Золотое кольцо России», о городах, которые входят в него. Ведь история городов Золотого кольца – Владимира, Суздаля, Костромы, Углича – это часть истории нашей родины – России. Вы познакомитесь с тем, как происходило их становление и развитие от городищ и селений до больших и процветающих городов со своей культурой и традициями.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, как зодчим-строителям удавалось объединить в единое целое крепости, храмы и терема. Вы познакомитесь с градостроительством, зодчеством, религией, бытом, традициями наших предков.

Каждый из городов Золотого кольца пережил тяготы и междоусобных войн, и монголо-татарского нашествия, и Смутного времени. Но каждый раз эти города вновь возрождали свои утраченные и пострадавшие памятники и продолжали дальше развиваться и созидать.

Древнерусские города

Первоначально слово «город» означало «оборонительный вал или земляную насыпь, деревянные или каменные стены», то есть земляной город, каменный город, деревянный город. Позднее городом стали всё чаще называть и само отгороженное место. Летописцы также называли градом военную дружину – когда весь город отправлялся с князем в поход.

У потомков князя Владимира Святого, при котором Русь приняла христианство, появился обычай называть крепости Северо-Восточной Руси княжескими именами (например, Владимир, Ярославль, Юрьев).

В былые годы по Руси ходили сказки и предания о городах, даже о тех, которых никто не видел. Например, о том, как змий охранял заколдованный город, какие драгоценности добыли в нём герои.

В норманнских письменных источниках Древняя Русь называлась Гардарикией. Это означало «страна городов». Древние города строились на военных и торговых путях и включали в себя княжескую резиденцию, которая носила название «детинец» (кремль) – укреплённый центр, – а также церковь. За крепостной стеной селились посадские люди – купцы, ремесленники. Церковь объединяла горожан для общего моления. Здесь сходились и князь, и воин, и купец, и нищий.

Сохранились некоторые присловья о городах: «Ярославль-городок – Москвы уголок», «ярославцы – красавцы, чистоплюи и запевалы», «приехал чёрт в Ростов, да напугался крестов», «Галич Кострому обманул на сторону», «Кострома – весёлая сторона».

Золотое кольцо России – это древние русские города, расположенные на северо-востоке от Москвы и образующие символический круг. Среди них Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Переславль-Залесский, Углич, Нерехта, Сергиев Посад, Юрьев-Польской. Их развитие произошло благодаря сильной поддержке со стороны Московского княжества. В XIII в. Москва стала центром Золотого кольца, объединив вокруг себя небольшие города в Московское княжество в борьбе против монголо-татарского ига. Сегодня Золотое кольцо – символ российской истории, один из ярчайших памятников эпохи Древней Руси.

Эти города напоминают музеи под открытым небом. Некоторые из них до сих пор являются центрами исконно русских художественных промыслов. В городах Золотого кольца сохранилось 140 церквей и 50 монастырей. Они служат наглядным примером православных истоков России.

Города Золотого кольца России – это своеобразная история становления русской культуры. Конечно, не только Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий своей историей, культурой, архитектурой вызывают в нас чувство гордости за Россию и её прошлое. Но именно об этих городах мы вспоминаем, когда речь заходит о Древней Руси.

Владимир

Город Владимир, расположенный на реке Клязьме, называют воротами Золотого кольца России. И не только потому, что он знаменит своими древними Золотыми воротами. Согласно летописным источникам, город основан в 1108 г. и носит имя киевского князя Владимира Святославича, при котором в 988 г. на Руси было принято христианство. Археологи также считают основанием города начало XII в. и связывают его название с именем переславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха.

Город должен был прикрывать Суздальскую землю с юго-запада как наблюдательный заслон против часто враждовавших с Суздалем Рязанского и Муромского княжеств. Крепость построили на левом берегу реки Клязьмы, с севера её защищала река Лыбедь, а с запада и востока – крутые овраги.

Владимир достиг расцвета в середине XII – начале XIII вв. при великих князьях Андрее Боголюбском и его брате Всеволоде Большое Гнездо. Прозвище «Большое Гнездо» Всеволод получил за многодетность. У него было восемь сыновей и четыре дочери. После его смерти сыновья стали князьями в уделах, на которые распалась Владимирская земля.

В этот период здесь образовалось новое княжество, активно развивались международные торговые и культурные связи, формировалась своя архитектурная школа.

Андрей Боголюбский, получив Владимир в свой удел и став великим князем, перенёс сюда столицу княжества. Он был отважным полководцем и изворотливым дипломатом. Летописец назвал его самовластцем. Андрей «сильно устроил» Владимир, привлёк в него «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». При нём велось активное каменное строительство.

Более 250 лет (до 1432 г.) Владимир являлся столицей Древнерусского государства. Великие князья венчались на княжение во Владимирском соборе Успения Пресвятой Богородицы.

Самые известные памятники во Владимире – это Успенский собор, Золотые ворота, Дмитриевский собор, церковь Покрова на Нерли́.

Успенский собор является образцом русской архитектуры XII в. Он был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси и крупнейшей постройкой новой столицы. Собор был заложен в 1158 г. на вершине высокого холма одновременно с началом строительства оборонительного кольца вокруг города. Для возведения собора «Бог привёл мастеров из всех земель» – иконописцев, ювелиров и золотильщиков, в том числе из западных стран.

На постройку и украшение этого собора владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский выделил десятую часть своих доходов. Первоначально это был одноглавый храм, увенчанный одним стройным барабаном с шлемовидной главой высотой 32 м. Он был выше Софийских соборов в Киеве и Новгороде. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Поэтому его сравнивали с легендарным библейским храмом царя Соломона. Первоначально фрески украшали не только внутренние, но и наружные стены собора. Это были изображения павлинов, которые символизировали воскрешение, и пророков, держащих свитки с текстами, прославляющими Богоматерь. Некоторые фрагменты наружной росписи древнего храма сохранились до наших дней.

С 1167 г. в Успенском соборе находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери. Такое название ей дал город Владимир, но создали её византийские мастера. Эта икона, написанная в первой половине XII в., является не только самым замечательным дошедшим до нас образцом византийской живописи, но и одним из высочайших достижений всего мирового искусства. По легенде, Мария была написана с натуры евангелистом Лукой на доске от того самого стола, за которым Христос трапезовал со своей матерью.

Андрей Боголюбский украсил икону жемчугом, золотом, серебром, драгоценными камнями. Он брал икону с собой в походы и приписывал свои победы её благословению. Прекрасный образ стал не только символом великокняжеского единовластия, но и своеобразным знаменем, объединяющим Русь.

В 1185 г. Успенский собор пострадал во время сильного пожара. Восстановить его в прежнем виде не удалось. Но при князе Всеволоде Большое Гнездо храм был значительно изменён. К Успенскому собору пристроили боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены ещё четыре шлемовидных главы. Собор стал пятиглавым. Перестройка, после которой площадь храма увеличилась почти в два раза, завершилась в 1189 г. Но в 1238 г. татары захватили город, подожгли собор, где укрывались горожане и княжеская семья. Храм пострадал от пожара, но не разрушился. В дальнейшем он ещё несколько раз горел и был разорён.

В начале XV в. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный украсили Успенский собор фресками. От первоначальной росписи собора до наших дней сохранились только отдельные фрагменты композиции «Страшного суда», которая занимала западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX в.

В стенах галерей, в специально установленных нишах, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее покоятся останки самих строителей собора – князя Андрея Боголюбского и его брата Всеволода Большое Гнездо.

К XVIII в. храм имел множество серьёзных повреждений, но в ходе восстановления в древний облик были внесены значительные изменения. В 1810 г. рядом с собором была построена колокольня, состоящая из четырёх ярусов и завершающаяся высоким золочёным шпилем. Только реставрация в конце XIX в. вернула Успенскому собору первоначальный вид.

Единственным сохранившимся до наших дней памятником военно-инженерного искусства XII в. являются Золотые ворота. Дата их закладки не известна, но надвратная Ризположенская церковь была освящена в 1164 г. Первоначально ворота представляли собой куб, внутри которого был проезд, перекрытый сводом и арками. Золотые ворота были частью оборонительных валов и сочетали в себе неприступную крепостную башню с триумфальным городским въездом. На самом верху находилась небольшая надвратная церковь, ограждённая боевой площадкой, с которой воины поражали врага.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу