Полная версия
Сказки фру Сандерсен
– Улетел…
И тут Крыса подумала, что у нее не осталось никаких доказательств их встречи. Ей нечего будет предъявить, когда она будет рассказывать эту историю спустя время.
– Но вы все это видели, и после не говорите, что не видели этого чудного иностранца, – сказала она крысам. – Вы свидетели.
– Да, это чудо! – согласились крысы. – А мы свидетели.
Но старая Крыса не успокоилась на этом. Она в точности записала историю встречи с иностранцем и приказала поставить подписи всем крысам, которые были на телебашне. Каждая крыса расписалась, обмакнув хвост в чернила. Так эта история и вошла в книгу «Крысиные истории», с подписями крыс, которые заняли целых пять страниц.
Синий мячик и старушка, которая хотела навсегда остаться девочкой
Как обычно, по вторникам, Крыса проверяла сточную канаву, не принесла ли вода какие-нибудь потерянные вещи.
Она шла внутри трубы к островку, на котором она однажды встретила Пожухлый Лист и Муравья. Там всегда задерживались какие-нибудь сокровища, которые Крыса приносила в свой музей.
В этот раз ей повезло, она нашла маленький синий мячик. Он был почти целый. Почти, потому что на боку был наклеен кусочек скотча, закрывающий дырочку.
Крыса повертела мячик в лапках, и он ей показался очень милым, именно с этой наклейкой. Если б ее не было, он бы выглядел самым обычным синим мячиком. Наклеенный носик из скотча, как будто любопытно принюхивался к ней, от этого мячик походил на синего зверька.
– Вот ты, какой любопытный! – усмехнулась Крыса. – Ты, проказник, сбежал от своего хозяина. Несомненно, это был мальчишка! Он так сильно тебя бросал, заставляя прыгать все выше и выше, что однажды ты не выдержал и дал трещину.
Крыса погладила, шероховатые от мелких трещинок бока мячика, и понесла его домой. Надо было пройти вдоль канавы, перейти дорогу, двор, а затем уже спуститься в подвал. Мячик нести было не удобно, он все время норовил выкатиться и убежать. Временами приходилось просто катить его. Постепенно вечер перешел в ночь, но Крысу это не беспокоило, обычно она ночами отправлялась за сокровищами.
Когда они вместе с мячиком пришли во двор, во всю сияла Луна, в окнах дома зажегся свет, и у подъезда горел фонарь.
Вдруг Крыса услышала шепот и сдержанный смех из детской песочницы. Она замерла на месте.
– Странно, – подумала Крыса, – Дети уже должны спать!
Она прищурилась, чтобы рассмотреть того, кто сидит в песочнице, но ей привиделась только куча мусора, и она заспешила мимо. Но как только она двинулась, в песочнице воцарилась тишина, как будто кто-то невидимый прислушивался к ее шагам. Тогда Крыса опять остановилась, и явственно услышала шепот.
– Как странно, кто же может разговаривать в песочнице ночью? – подумала она. – Уж не приведение ли?
Крыса еще никогда в жизни не видела приведений, и ей очень захотелось увидеть его. Она подкралась поближе, поднялась на бортик песочницы, чтобы рассмотреть, но тут мячик выскользнул из лап, словно он только и ждал, чтобы снова порезвиться. Он весело поскакал по дорожке.
В то же мгновение куча мусора встрепенулась и обернулась старушкой. Старушка бодро вскочила, перепрыгнула через бортик, и помчалась догонять мячик.
– Ах! – вскрикнула Крыса.
Она даже не успела испугаться, так стремительно старушка выпрыгнула из песочницы. Но это была очень странная старушка. Старушечье было только лицо, которое на мгновение промелькнуло в свете фонаря, а все остальное, и одежда и повадки, были как у маленькой девочки, лет шести, да и рост у нее был такой же крошечный.
Старушка схватила мячик, поднесла его близко к глазам. Наверное, тоже близорука от старости, подумала Крыса, а еще из себя девочку корчит! А старушка стала подпрыгивать и бросать мячик о землю, чтобы он скакал вместе с ней.
– Эй! – крикнула ей Крыса. – Полегче! Это мой мячик!
Старушка тут же спрятала мячик за спину:
– Это я его нашла!
– Первой его нашла я! – строго возразила Крыса.
Она где-то слышала, что с человеческими детьми надо разговаривать строго, чтобы они слушались. Старушка-девочка потупилась, но решилась на хитрость:
– Чем докажешь, что первая нашла?
– У него скотч приклеен с одного боку! – тут же выпалила Крыса. – Отдавай!
– Ну, это не честно… – капризно протянула старушка-девочка и уселась на край песочницы.
Крыса примостилась рядом и смогла рассмотреть ее лицо. Жиденькие косички заканчивались веселенькими бантиками, на щечках и носике кнопочкой поблескивали веснушки, маленькие глазки яркими звездочками выглядывали из складочек-морщинок.
– Возьми свой мячик, – сунула она Крысе мячик, но тут же засмеялась. – Давай поиграем в песочнице? Хочешь, я построю тебе дворец? Хочешь?
Она взглянула на Крысу своими лучистыми глазками.
– Нас тут никто не увидит! Вот смотри, – она показала на старое-престарое все в пятнах, как маскировка, покрывало. – Это плащ невидимка. Укроемся под ним, и включим фонарик! Это так весело, сидишь тут, а в дырочку наблюдаешь, кто проходит мимо, тебе все видно, а тебя никто не видит! Можно делать все что захочешь! Можно спрятаться среди кустов и на лужайке, никто не заметит.
– Да, зато может услышать… – подумала Крыса. – А почему ты играешь ночью? – в свою очередь спросила она старушку. – Ведь днем много детей, которым ты могла бы строить дворец.
– Ох, – вздохнула старушка-девочка. – Я пробовала… Но ничего не получается днем. Эти взрослые старушки такие злые! И взрослые мамы детей тоже очень плохие… Взрослые старушки все время сплетничают про меня, ну это не смешно совсем! Они рассказывают не смешные небылицы про меня, а взрослые мамы детей верят им и не разрешают детям играть со мной.
– А что они говорят? Если это не страшный секрет, конечно, – полюбопытствовала Крыса.
– Конечно это страшный секрет, – прошептала старушка-девочка. – Но я тебе расскажу, ты же не человек… Прости, я в том смысле, что люди все понимают не так как на самом деле. Только дети знают, но когда вырастают, тоже забывают. А знаешь почему?
– Нет, мне еще не доводилось разговаривать с детьми, – ответила Крыса, хотя и подозревала, что с возрастом люди меняются.
– Тайна в том, что когда люди взрослеют, они становятся СЕРЬЕЗНЫМИ! А это болезнь.
– Как жаль! – посочувствовала Крыса людям. – А как же ты выросла и не заболела серьезностью?
– Я боролась!
Старушка-девочка очень СЕРЬЕЗНО посмотрела на Крысу и засмеялась:
– Я шучу! Я просто такая родилась! Я не могу быть серьезной и все тут! У меня, наверное, иммунитет. Я люблю играть и придумывать игры, люблю фантазировать, иначе мир выглядит покинутым и одиноким.
Она с самого детства любила фантазировать, сочиняла пьесы и проигрывала их со своими куклами. Потом в детском театре играла разных сказочных принцесс и фей. А когда выросла из принцесс, стала играть зайцев и ежей, капусту и тыкву, и, наконец, роли кончились, потому что сказочники не могли уже придумать для нее новые роли, а старушек она играть не хотела. Она все еще чувствовала себя молодой и красивой, и тогда попробовала играть с детьми на улице.
Но взрослые мамы не разрешали ей играть с малышами, а старые старушки обзывали ее сумасшедшей.
Тогда она стала играть во дворе ночами, скакала на скакалке и играла в классики сама с собой.
– Мир одинок без наших фантазий! Только ребенок может оживить дерево и поговорить с ним, – вздохнула старушка.
И только тут Крыса осознала, что ни с кем из людей она не разговаривала, даже с фру Сандерсен, только эта Девочка-старушка понимала ее и слышала, а Крыса могла разговаривать с ней. Это открытие поразило ее.
– И к тому же, у меня бессонница, – заключила свой рассказ Девочка-старушка. – Теперь я играю по ночам. Давай поиграем в мячик! – вдруг предложила она.
Крысе стало очень жалко Девочку-старушку, и она согласилась. Это был второй человек, после фру Сандерсен которым она восхитилась, ведь никто еще с ней не разговаривал по-человечески.
– А давай пускать мячик в водосточную трубу? – предложила Девочка-старушка. – Мы заберемся на крышу, запустим мячик в водосточную трубу, спустимся и посмотрим. Как он выскочит оттуда!
Крыса представила всю эту картину, и заметила:
– Но, если мы вместе с тобой будем на крыше запускать мячик, кто же внизу будет смотреть, как он вылетит?
Девочка-старушка засмеялась:
– Это верное замечание! Тогда ты, полезешь на крышу и пустишь мячик, а я тут буду ловить его!
Они так и сделали. Крыса поднялась на крышу дома и запустила мячик в трубу. Синий мячик как раз подходил для того, чтобы его запускали в водосточную трубу. Он радостно запрыгал там, зашумел, застучал, набирая скорость, и вылетел снизу как гоночный автомобиль! Девочка-старушка помчалась за ним вприпрыжку, поймала, радостно запрыгала и захлопала в ладоши. Жильцам дома показалось, что над городом прокатился гром, или проехал тяжелый автомобиль, или промчалась груженая повозка, они на миг проснулись и заснули опять.
– Давай еще разок! – попросила Крысу девочка-старушка, когда та спустилась вниз.
Но Крыса запыхалась, она была уже стара для таких игр.
– В следующий раз, – отдуваясь, ответила Крыса, утирая пот платочком.
– И когда же наступит этот следующий раз? – надулась Девочка-старушка.
– В будущий вторник, – ответила Крыса, но, увидев, как Девочка-старушка расстроилась, добавила. – Я люблю придумывать истории про разные вещи, а это требует много времени. Ты придумаешь, во что мы будем играть в следующий раз, а я придумаю историю про этот мячик. Хорошо?
– Это очень хорошо! – согласилась девочка-старушка. – Только приноси с собой мячик! Он очень подходит для водосточной трубы. А в нашем городе так много домов с водосточными трубами.
И крыса представила, сколько еще жителей в городе проснуться ночью от грома среди ясного неба в следующий вторник.
Живая находка
Каждый день недели у Крысы был расписан. По субботам и воскресеньям она обходила ближайший парк в поисках потерянных вещей. В понедельник отдыхала, во вторник играла с Девочкой-старушкой, в среду гостила у фру Сандерсен, в пятницу проводила экскурсии в своем музее потерянных историй, а в четверг наведывалась к трубе в сточной канаве.
Это случилось как раз в один из четвергов, глубокой осенью, когда все деревья уже потеряли свои листья, но снег еще не выпал и вода в канаве не покрылась льдом. Крыса накрылась теплым платком, надела галоши и отправилась к сточной канаве, чтобы наведаться на свой островок внутри трубы.
– Наверное, в этом году, это последняя прогулка по воде, – ворчала она, с опаской ступая в воду. – Скоро выпадет снег, все замерзнет, до следующей весны. Надо проститься с моим островом сокровищ. Что-то мне сегодня принесет вода?
И тут ее как будто подбросило от пронзительного писка. Это был писк опасности и страха. Его все животные знают, и боятся как огня. Крыса замерла на месте, ее сковал ужас, она не могла пошевелить даже кончиком хвоста! А этот душераздирающий писк звал на помощь, кричал о страхе и задыхался.
– Ох, да что же это со мной? – прошептала Крыса. – Надо быть мужественнее! – подбадривала она себя. – Ведь я так долго наблюдала людей, что уже пора было у них научиться преодолевать этот столбняк.
Кто-то изо всех своих последних сил звал на помощь.
– Ну, что вы не двигаетесь, предательские лапы! – ругала она сама себя. – Это же не нормально! Надо взять себя в руки, – скомандовала она себе, хотя и рук у нее не было, а только лапки. – Иди, Крыса старая!
Сказала она себе и двинулась. Сначала медленно, а потом все быстрее, даже очень быстро, к тому месту, откуда ей слышался крик. Она почти бегом, наверное, от страха, примчалась к своему острову и увидела жалкий мокрый комок шерсти, который вопил от страха, измученный неравной борьбой с водой.
– Что? Что это такое? – не могла взять в толк Крыса, рассматривая живое существо, принесенное водой на ее островок. – Вот так находка! Детеныш кошки!
Это был котенок, очень маленький и еще слепой. Инстинкт самосохранения спас его в быстром течении ручья, он не захлебнулся, не утонул, а просто испугался и замерз. Он ничегошеньки не видел, и тыкался мордочкой в кучу мусора.
– Ах, бедолага! – воскликнула Крыса, и тут же материнский инстинкт вспыхнул в ее сердце, напомнив о том времени, когда у нее были свои крысята, которых она кормила, согревала и оберегала от всего на свете. – Ты же не больше крысенка!
Она завернула его в свой платок, как делают все мамы, бережно прихватила зубами узелок, и побежала домой.
Котенок не понял, что его спасают, цеплялся коготками за ткань, пытаясь выбраться, и не переставал кричать. Крыса бежала и думала только о том, как бы незаметно проскользнуть в подвал. Этот испуганный крик мог привлечь внимание дворника, который ходит с метлой и гоняет непрошенных гостей. А особенно этот дворник не любил крыс, и подкарауливал их у помойных бачков. Именно по этой причине Крыса и не любила рыться в помойке, того и гляди получишь от него метлой по спине.
Но именно в этот четверг дворник решил убрать все листья, которые упали с деревьев. Он специально дождался вечера, чтобы все жильцы разошлись по квартирам, и своей страшной метлой расшвыривал листья направо и налево! Он махал метлой, словно косил траву, решительно отбрасывая листья, воинственно и величаво, словно он один сражается с целым войском противника.
Крыса остановилась.
Но котенок даже и не думал молчать! Он жалобно стенал и скребся внутри платка, старясь выбраться.
Что было делать? Бежать к дому было нельзя. Она села прямо на лужайке под кустом, обняла сверток, прижала к себе, чтобы согреть котенка своим теплом. Крыса сидела и тихонько напевала ему песенку, которую пела своим крысятам. Постепенно котенок перестал дрожать, и замолк. Он потыкался мордочкой в теплый уголок платка и уснул. Во дворе все стихло, злой дворник зашел за угол дома, и там сражался с опавшими листьями, а Крыса благополучно добралась до подвала.
– Ох! – облегченно вздохнула она и развернула сверток. – Посмотрим, что нам принесла вода.
Еще не обсохший, со слипшейся шерстью, котенок жалобно запищал, и стал искать носом, то, что ищут все маленькие дети, тепло и еду.
– Ну, вылизывать я тебя не буду! – заявила она. – И еды для тебя у меня нет.
Котенок подполз к Крысе, уткнулся в нее носом и стал причмокивать, ухватив кусочек ее шерсти, как соску.
– Так, мой милый, – растроганно сказала Крыса. – Потерпи до утра, а завтра мы что-нибудь придумаем.
Она улеглась в свою коробку, которая ей служила постелью, затащила туда котенка, который не стал возражать, укрылась старой рукавицей, которая служила ей одеялом, и прежде чем уснуть, подумала:
– Я назову тебя Потеряха! – и тихонько засмеялась, чтобы не разбудить своего природного врага. – Кто бы мог придумать такое? Даже фру Сандерсен со своей буйной фантазией не смогла бы придумать такую историю… Спи внучок!
Сказала Крыса и сладко уснула.
Крысиный переполох
На утро Крыса созвала крысят, которые приходили к ней на экскурсии.
– Я вам много рассказывала про людей и их привычки, – начала она. – Теперь я даю вам практическое задание по выживанию! Иногда людям приходится выращивать разных животных. И вот, к нам попал экспонат, который нуждается в тепле и заботе. Вы должны стать его природными обогревателями. Учтите, что экспонат живой!
Крысята впервые столкнулись с живым экспонатом и с любопытством стали его рассматривать.
– Простите, – сказал самый наблюдательный крысенок. – Это похоже на очень маленькую кошку.
Крыса сделала независимый вид ученого эксперта и заявила:
– Вы правы, это котенок.
Все остальные крысята ахнули и отступили, но Крыса сказала:
– Не волнуйтесь, он еще совсем маленький! А пока вырастит, привыкнет к вам, как к своим братьям и сестрам. Это доказано наукой.
Крыса задумалась:
– Во всяком случае, попробуем поставить такой эксперимент… Так! Быстро все ложитесь вокруг него, – решительно скомандовала она крысятам. – Сейчас ему нужно тепло. Вы по очереди будете согревать его, пока я разыщу ему еду. К сожалению, мамы кошки у нас нет…
Крысята улеглись вокруг котенка, а он обнюхал их всех, нашел самое мягкое брюшко у очень упитанного крысенка, которого все называли Толстопуз, и стал довольно перебирать лапками, массируя живот крысенка.
Толстопуз засмеялся:
– Ой, мне щекотно!
– Вот, видите, ничего страшного! – Сказала Крыса и убежала искать Потеряхе еду.
По привычке она ринулась к фру Сандерсен, еда всегда ждала ее на письменном столе.
– Нет! – остановила саму себя Крыса, когда она уже подбегала к столу. – Это не годится… Этот котенок слишком мал для твердой еды, а коровье молоко его не заставишь пить.
Крыса опешила. Она не подумала о самом главном! И надо ли было спасать это чуждое ей существо, если оно может умереть от голода?
– Он еще лакать самостоятельно не умеет! – осенила ее ужасная мысль.
Ему нужна была мама…
И Крыса стала ходить туда-сюда по кабинету и рассуждать вслух, как это делала фру Сандерсен, когда проблема не решалась. Хорошо, что фру Сандересн ушла в издательство, и не могла наблюдать хождения старой Крысы по своему кабинету:
– Кто может нам заменить маму кошку? Мама коровы не подойдет, она просто не пролезет в наш подвал. Мама человека даже не послушается меня. В нашем хозяйстве есть только мамы крысы…
Крыса остановилась и глубоко задумалась.
– Да! Мама крыса подойдет! – решила она, наконец, эту сложную задачку. – Остается только уговорить одну из мамаш кормить Потеряху.
И Крыса немедленно помчалась искать маму, которая бы согласилась на эту авантюру. Она оббегала все крысиные семейства, но ни одна мамочка, даже из уважения к старой Крысе, не соглашалась подпустить к себе котенка. Ни уговоры, ни обещание бесплатной еды, не помогали, они все наотрез отказывались кормить своего природного врага.
– Вскормить зверя себе же на погибель! – кричали ей разгневанные мамаши. – Никогда! Отнеси его в кошачий город!
– Такого еще не бывало! – кричали другие.
– Да, такого еще свет не видел, – возмущались третьи. – Чтобы крысы воспитывали кошку? Пусть лучше умрет, одним врагом будет меньше.
И Крыса вернулась ни с чем.
Да, оказалось, что с крысятами договориться было легче, их сердца еще не ожесточились, они еще не сталкивались с трудностями жизни. Они по очереди грели Потеряху, но котенок выбрал себе самую теплую грелку, Толстопуза, и не отпускал от себя, посасывая кончик его хвоста. Остальные крысята смеялись:
– Он выбрал тебя в няньки!
Крыса накормила всю команду крысят, а Толстопуза порадовала вкусными цукатами из кукольной головы блондинки:
– Потеряха тебя полюбил. Назначаю тебя главным воспитателем, – сказала она ему. – Вот увидишь, он еще отплатит тебе за заботу.
Она умолчала о том, что все мамочки отказались кормить котенка, а слухи о том, что в музее у старой Крысы появился живой экспонат, разлетелись по всей округе. Много любопытствующих крыс приходило посмотреть на котенка, даже глава клана явился с визитом. Он был самый старший из всех местных крыс, много видел в жизни, от старости поседел, и стал совсем белый.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.