Полная версия
Три версии гибели Александра Галича. Статьи о жизни и творчестве Александра Галича
Три версии гибели Александра Галича
Статьи о жизни и творчестве Александра Галича
Фрэнсис Грей
© Фрэнсис Грей, 2020
ISBN 978-5-4493-6216-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
19 октября 2018 – столетие Александра Галича. Быстро время идет и из запрещенного, любимого лишь некоторыми кругами молодежи и интеллигенции, он превратился в разрешенного, а теперь превращается в забытого поэта. В этом сборнике я собрала свои дилетантские размышления о произошедших и происходящих с произведениями и месте поэта в русской культуре метаморфозах.
* * *Погиб поэт. Он был погубленОн слишком многому мешалХотел того, чтобы был срубленРежим ужасный наповал.И вот сейчас совсем не классикБыть должен навсегда забыт!А если актуальны фразы– случайность это. Так решитЛюбой историк, ну а школьникПрочтя к уроку три строки,Затем построит треугольникНе утрудясь читать стихи.И постепенно исчезаетПоэт из памяти людскойДругое все преобладаетУходит память на покой.Вот и столетие пришлоНе нужен он. А все жеБывает, вспомнят вдруг егоИ сразу совесть гложет…100-летие Александра Галича. Вспомним Галича и посвященные ему стихи
Сегодня, 19 октября 2018, 100-летие со дня рождения Александра Галича. Не вижу смысла приводить здесь информацию, которую каждый может прочитать в википедии, и по поиску можно найти немало. О творчестве этого до сих пор известного и даже мимолетно упоминаемого в школьной программе, а в советские времена сначала известного, а затем запрещенного поэта я опубликовала несколько статей и стихотворений на сайте golos.io. К столетию поэта захотелось собрать все в небольшой сборник.
Вот и сбывается, то что пророчится
Владимир Высоцкий. Баллада об уходе в рай
Его стихи до сих пор не классикапричина проста – лишь в их актуальностиВот бы стереть их совсем, как ластикомЧтоб не болтались они в реальности.Был ли провидцем он? или поставилЗаслон зачем-то меж правдой и ложьюМежду искусством и разными псевдо-И вот поэтому станет похожимНа нечитаемых классиков древних.В древние сразу из этой реальности.Всем нам всегда чего-нибудь хочетсяИ даже мига без этого нетВот и сбывается, то, что пророчитсяЭто реальности жесткий ответ.Дата рождения известного русского (анти) советского поэта, драматурга Александра Галича в различных материалах указывается разная. В основном встречается день 19 октября. Хотя есть информация о том, что в записи о регистрации рождения было написано 18 октября, а потом поэт стал указывать 19 октября, поскольку это дата открытия Царскосельского лицея, что он полагал одним из подтверждений его изначальной связи с Пушкиным. С годом рождения тоже путаница – 1919-й или 1918-й (несовпадения в разных источниках, но в большинстве случаев – 1918-й, а вот на надгробии поэта на парижском Сент-Женевьев-де-Буа указан 1919-й).
Родился Александр Аркадьевич Гинзбург (такова настоящая фамилия поэта, которую брат его, знаменитый оператор кино Валерий Гинзбург, не менял, а вот дочь его решила использовать псевдоним отца, и теперь ту же фамилию носит её сын – звезда сериала «Солдаты» Павел Галич) в городе, называвшемся тогда Екатеринославом, с 1926 по 2016 год – Днепропетровском, а недавно переименованном в Днепр.
Отец его работал экономистом, мать, Фанни Борисовна Векслер, имела музыкальное образование и трудилась в филармонии. Любовь к музыке она привила детям. По словам известного барда Юрия Кукина, Галич говорил, что у него 10 лет музыкального образования, а примитивный стиль гитарного сопровождения выбран умышленно. Галич прекрасно играл на рояле, был знаком с Вертинским, которого считают одним из основоположников русской авторской песни, но почему-то выбрал гитару для музыкального оформления своих песен. Полагаю, для того, чтобы они могли стать массовыми. Гитара более распространена в народе, освоить азы игры на ней проще.
В 1921-м Гинзбурги перебрались в Севастополь. Этот город стал одним из первых ярких воспоминаний детства, пронзительно описанном в песне «Опыт ностальгии»:
Я не вспомню, клянусь, я и в первые годы не
вспомню, Севастопольский берег, Почти небывалую быль…
И в произведении «Генеральная репетиция»:
«…Запахи Севастополя – первого города, живущего в моей памяти, – были летними: мокрые и тёплые камушки, солёная морская вода в нефтяных разводах и гниющие на берегу водоросли, сладковатый запах пыльной акации, которая росла на нашем дворе. А в знаменитой панораме „Оборона Севастополя“ пахло совсем замечательно – скипидаром, лаком и деревом, нагретым солнцем».
После Севастополя семья помоталась по другим городам.
В Москву семья окончательно переселилась в 1923-м и… обосновалась в доме номер 4 по Кривоколенному переулку у дяди Александра – профессора Московского университета, пушкиниста Льва Самойловича Гинзбурга. Много ранее всё здание принадлежало поэту Веневитинову. В зале, который был поделён на несколько комнат, когда создали коммуналку, Пушкин читал друзьям «Бориса Годунова». Поэт очень гордился этим фактом, рассматривая его тоже как подтверждение своей связи с Пушкиным, которую ощущал всю жизнь, считая себя продолжателем его традиций.
Псевдоним был составлен из начальных букв фамилии, имени и отчества и внаглую отправляет к пушкинскому окружению, и не просто окружению, а совпадает с фамилией преподавателя русской словесности в Царскосельском лицее. Хотя есть версия, что в юности поэт был влюблён в девушку по имени Галя, которой посвятил некоторые произведения, но эта версия почти не упоминается литературоведами. Первое произведение, подписанное псевдонимом Галич – пьеса «Северная сказка».
Литературный путь Александра Аркадьевича начался в кружке под руководством Всеволода Багрицкого. Первым опубликованным стихотворением Александра Гинзбурга стал «Мир в рупоре». Оно появилось в «Пионерской правде» 23 мая 1932 года. При желании его можно найти в сети.
После школы поэт стал учиться в Литературном институте им. Горького, который вскоре бросил, поскольку лекции в нём были трудно совместимы с занятиями в театре-студии Станиславского, куда он тоже поступил. После смерти режиссёра студия потеряла свою привлекательность, и Саша Гинзбург перешёл в театр-студию, которой руководили Плучек и Арбузов, где принял активное участие в написании пьесы «Город на заре» для дипломного спектакля. Он стал автором песен к постановке и даже исполнил роль комсорга.
Во время войны из-за порока сердца воевать против немецко-фашистских захватчиков Галичу не довелось – он работал во фронтовом театре. В 1942 году он составил сборник стихов «Мальчики и девочки», который не публиковался. И вот тогда Галич активно взялся за драматургию.
Пьесы по его сценариям успешно шли в театрах, а фильмы – в кинотеатрах. Наиболее известны из них «Вас вызывает Таймыр» (1947), «Москва слезам не верит» (1949—1950), «Будни и праздники» (1967) – спектакли, «На семи ветрах» Станислава Ростоцкого, «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова, «Государственный преступник» Николая Розанцева.
Но успех и материальное благополучие как будто обеспокоили поэта. И диссонанс благополучия мира, в котором он жил, и не совсем хорошей жизни народа, породили в нём странные песни, которые называют стихами-речитативами. Иногда они больше песни («Старательский вальсок»), а иногда – настоящие спектакли (цикл про Клима Петровича). В этих произведениях он резко критиковал советскую власть. Последствия не заставили себя долго ждать. Галича исключили из всех творческих союзов, пьесы и фильмы по его сценариям в производство не шли, были и прямые угрозы. Пришлось покинуть СССР. В эмиграции Галич написал, может, и немного, но эти стихи-песни тоже очень хороши: «Марш мародёров», «Старая песня», «Возвращается боль».
Как и с псевдонимом, версий его гибели существует несколько. О них я собираюсь написать отдельную статью. А пока от души благодарю всех, кто прочитал эту статью, кто интересуется творчеством Александра Галича.
Сегодня, в день столетия поэта, хочу рассказать о посвященных ему стихах и песнях, которых значительно меньше, чем посвященных Окуджаве и Высоцкому, но они тоже имеют место быть. Грустную картину судьбы творчества поэта можно найти в его собственном пророчестве После вечеринки. О вымышленной, но вполне соответствовавшей реальности ситуации на 90-летие поэта рассказал Ю. Ким в своей песне под названием Песня Галича, сочиненная к 90-летию Галича от его имени.
Значит, даже могила горбатому
Не сумела исправить горба..
Я б дала тебе, Сашенька, выступить,
Но не вижу для этого мест.
Все, блин, занял Каспаров под диспуты,
Да Лимонов с Гайдаром под съезд.
Ни обнять, ни принять, ни пригреть тебя…
Аж мне стыдно самой от себя!
Ты давай, приезжай на столетие —
Я на подступах встречу тебя!
Вот и наступило столетие, можно понаблюдать реальность.
У Кима есть еще другое посвящение Галичу, «Сэкономил я на баночку одну…»
И еще «Облака» – по образу и подобию известной песни «Облака» Галича.
Самым известным и наиболее созвучным моему восприятию произведением является песня А. Макаревича с пронзительно-актуальными и сегодня строками
Снова в мир весна кинулась,
И я поверить отважился,
Будто время вспять двинулось,
Или только мне кажется?
Словно бог нажал клавиши
Всех желаний несбыточных —
И я увидел нас, давешних,
Непохожих на нынешних.
Вот идут они, смирные,
И почти во всем первые,
И насчет войны – мирные,
И насчет идей – верные
Ведь это ж только вам чудится,Что все идет, как вам хочется…А я искал его улицу,Вспоминал его отчество.И где его окно светится,Я готов был ждать месяцы, – …Только чтобы с ним встретиться,Чтобы с ним живым встретитьсяИз известных авторов знаю еще произведение Вероники Долиной, по образу и подобию песни Окуджавы Былое нельзя ворошить… которое, к сожалению, не поняла сначала, а теперь думаю, что это не только про Галича, это про всю советскую эпоху. А Галич для советской эпохи – что Пушкин для всех всегда. Высокая и правдивая оценка.Былое нельзя воротить, а грядущее катится.Два бога над нами, два бога: покой и комфорт.А все-таки жаль, что нельзя Александра АркадьичаНечаянно встретить в метро АэропортВспоминаются слова известного диссидента Владимира Буковского: «Для нас же Галич никак не меньше Гомера. Каждая его песня – это одиссея, путешествие по лабиринтам души советского человека».Столь же высокая оценка творчества Галича в стихах Бориса Чичибабина, в которых он выразил Запоздалую благодарность Александру Аркадьевичу ГаличуИ выше этой благодарности не придумать – он ассоциировал стихи Галича со всей русский поэзией, спасительным средством от страшных бед<1988>Замечательный современный бард Тимур Шаов в песне Иные времена (переслушивая Галича) стремится показать что-то типа того, что вышел из творчества Галича, как когда-то писатели вышли из шинели Гоголя.В Сергиевом Посаде ежегодно вот уже шесть лет проходит фестиваль авторской песни памяти Галича, во время которого знаменитыми (напр., артистами театра на Таганке и неизвестными совсем юными исполнителями представляются песни поэта и посвященные ему.Нельзя не упомянуть Михаила Кочеткова, Олега Семенова, Игоря Ильина.Наталья Барабанщикова назвала его ангелом:Господи, Боже, меня уврачуй,Ангел в Париже преставился…Люди в молчаньи…И я промолчу…Что ж тогда детям останется?…и дажеО вкусах (это любим – то не любим)Не спорят. Бог с ним. Но, признаться Вам хочу,Что я определяю отношенье к людямИх отношеньем к Александру Галичу…Возможно, это неправильно, но мне так близка позиция Натальи Барабанщиковой – правда, встречала такое… Что песни Галича исполняли, чтобы понравиться. И мне симпатичны люди, которым нравится поэзия Галича. И неожиданно актуальны вдруг стали строки:Вроде хочется, только колется,Что-то сбудется, что-то станется,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.