bannerbanner
Пятидесятники Приенисейской Сибири. Специальное издание
Пятидесятники Приенисейской Сибири. Специальное издание

Полная версия

Пятидесятники Приенисейской Сибири. Специальное издание

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Находившиеся в подполье пятидесятники в 1945—1953 годы были активны в области миссии. Особенно активны были евангельские христиане пятидесятники-сионисты («леонтьевцы» или «левонцы» по имени их всесоюзного лидера Леонтия (Левона) Мельника). Из Украины они ездили с миссионерскими поездками на Кубань, в Сибирь, Казахстан, Белоруссию, Молдову – туда, куда часть их приверженцев попала еще в 1930-е годы из-за репрессий в сельской местности124. Действовали они очень скрытно: каждое собрание проводили в другом месте, оповещая о месте сбора за чаc-полтора125.

В 1946 году пятидесятники Красноярска вошли в общину ЕХБ, но потом вышли. В 1952 году пятидесятники правого берега руководил рабочий завода №4 имени Ворошилова, бывший баптист. На этом заводе и заводе имени Побежимова баптисты и пятидесятники работали бок о бок, на последнем – даже пели песни во время обеденного перерыва. Тогда в Кировском и Ленинском районе пятидесятников насчитывалось около 100 чел.126

По отношению к «интересующимся» пятидесятничеством (а таких было немало среди рабочей молодежи) старший пресвитер ЕХБ Раевский Е. Н. занимал предельно жесткую позицию. В 1949 году он во всех трех зарегистрированных общинах ЕХБ сократил число проповедников из числа молодежи. Так, в Абакане из 11 проповедников осталось 6, Красноярске из 14 – 5, в Минусинске из 10 – 5. В последнем случае из молодых был оставлен был только один проповедник (1929 г.р.), проработавший в этом статусе уже три года127.

За этим последовал выход работающей молодежи (лиц до 30 лет) из рядов красноярских баптистов. 26 октября 1949 года в присутствии старшего пресвитера группа из 7 членов евангельских христиан-баптистов была исключена из ВСЕХБ и присоединилась к «конспиративным пятидесятникам»128.

В конце 1950 года из Красноярской общины ЕХБ вышла еще одна группа верующих в количестве 12 чел. Она тоже присоединилась к пятидесятникам в Кировском и Ленинском районах г. Красноярска. Правда, в марте 1951 года двое членов вновь вернулись в общину ЕХБ и были приняты с испытательным сроком129. По данным госорганов «конспиративных пятидесятников» тогда насчитывалось до 100 чел. В 1952 году в Ленинском и Кировском районах ими руководил один из рабочих завода №4 имени Ворошилова, бывший баптист130.

1949 год стал переходным для евангельских верующих: они потеряли ряд служителей и активистов из-за арестов и по причине естественной смерти.

Те, кто отказывались войти во ВСЕХБ подвергались репрессиям. В 1940—1950-е годы эта незавидная участь постигла леонтьевцев (ЕХПС) на украинской территории их лидерам за изготовление и распространение религиозной литературы давали 25-летние сроки, а активистам – по 7—8 лет131. Поэтому их общины стали предельно конспиративными132. До сих пор большинство леонтьевских общин в России не имеют регистрации и собираются тайно.

В основу борьбы с «религиозниками» с 1952 года была положена широкая пропаганда, но организовать ее на местах долгое время не удавалось. Бюро Красноярского краевого комитета КПСС в августе 1954 года отмечало, что «естественно-научная, атеистическая пропаганда среди населения ведется слабо», «церковники и сектанты широко используют печать, проповедническую и благотворительную деятельность, ведут индивидуальную работу с гражданами», «торжественно обставляют богослужения, используют хоры»133.

О появлении баптистов и пятидесятников в коллективах предупреждали остальных сотрудников – чтобы те с ними «не дружили», «не заразились» их верой, помогали в наблюдении за ними. Нередко для своих коллег и соседей верующие становились своеобразным пугалом, которое следовало обходить стороной. Работать в такой нездоровой атмосфере каждый день было тяжело. Естественное желание иметь друзей или родственников рядом приводило евангельских верующих к устройству на работу в одни и те же места.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Полное собрание сочиненiй А. Н. Майкова, с. 584.

2

Сибирский характер как ценность.., с. 166, 206—207.

3

Мистические и рационалистические секты, существующие в России и меры для борьбы с ними // Енисейские епархиальные ведомости. 1894. №7 (1 апреля). C. 126—132.

4

Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., Новое литературное обозрение, 2019. С. 57, 59, 100—101.

5

Руфин С. М. Правовое положение баптистов и адвентистов в Российской империи в конце XIX – начале XX века (по материалам Саратовской губернии) // Известия Саратовского университета. Серия «История. Международные отношения». 2019. Т. 19 (вып. 1). С. 104—108.

6

Диордиенко Я. Д. Брайтская церковь. Исторический путь // Божий виноградник. 2008. №4 (6). С. 6—9; Вержбицкая Г. Д. О себе, моих родителях, братьях и сестрах. Так это было // Красноярское общество «Мемориал». URL: http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Verjbicka.htm (дата обращения: 13.09.2020); Из «Долины Смертной Тени» в «Райский Божий Свет» // Баптист. 1927. №8. С. 21—22; Каргель И. В. От края и до края земли. К., Свет на Востоке, 2017. С. 89, 96; По бушующим волнам к тихой пристани (Из воспоминаний ссыльного брата Корницкого Федора Васильевича) // Баптист. 1927. №8. С. 23—24; Шесть тысяч верст в кандалах за религиозные убеждения (Из воспоминаний одного из мучеников, ссыльного брата, Вербицкого Григория Самойловича) // Баптист. 1927. №8. С. 22—23.

7

Отчет о деятельности Совета Енисейского Епархиального Братства Рождества Пресвятой Богородицы с 8 сентября 1906 года по 8 сентября 1907 года) // Енисейский церковный вестник. 1907. №47 (22 ноября). С. 7—8.

8

ГАКК. Ф. 595. Оп. 27. Д. 4544.

9

ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 21; Шесть тысяч.., с. 22—23.

10

ГАКК. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3913; Ф. 595. Оп. 8. Д. 746.

11

ГАКК. Ф. 595. Оп. 36А. Д. 174.

12

Отчет…, 1907, №47, с. 7.

13

По бушующим волнам.., с. 23—24.

14

Беседа с баптистом // Енисейские епархиальные ведомости. 1898. №7 (1 апреля). С. 185—193.

15

Отчет…, 1903, №19, c. 487, 491.

16

Отчет…, 1905, №1, с. 6.

17

ГАКК. Ф. 595. Оп. 7. Д. 464.

18

Орфеев И. Один вечер у «старшего брата» местных баптистов С. Хмырова, в деревне Дрокиной, Красноярскаго уезда // Енисейские епархиальные ведомости. 1910. №16 (15 августа). С. 34—39.

19

Из «Долины Смертной Тени»…, с. 21—22.

20

ГАКК. Ф. 595. Оп. 6. Д. 333.

21

Орфеев И. Из жизни Красноярских сектантов-баптистов //Енисейские епархиальные ведомости. 1912. №6 (15 марта). С. 30—35.

22

Иркутский Миссионерский Съезд (Заметки депутата) // Енисейские епархиальные ведомости. 1910. №19 (1 октября). С. 14—20; Кузьмин В. Письма к соработникам на ниве Христовой // Енисейские епархиальные ведомости. 1912. №4 (15 февраля). С. 9—14; Пальмин И. Открытие Миссионерского Отделения Братства Рождества Пресвятой Богородицы в Минусинском уезде // Енисейские епархиальные ведомости. 1903. №24 (16 декабря). С. 659—661; Протокол Канского Уездно-пастырского заседания под председательством Его Преосвященства, Преосвященнейшего Никона, Епископа Енисейского и Красноярского. – 20 марта 1916 г. // Енисейские епархиальные ведомости. 1916. №9 (1 мая). С. 7—12; Щербаков М. О борьбе с пьянством, расколо-сектантством и другими отрицательными сторонами приходской жизни // Енисейские епархиальные ведомости. 1915. №13—14 (1—15 июля). С. 33—38.

23

Юневич В. Церковная жизнь в Урянхайском крае // Енисейские епархиальные ведомости. 1916. №2 (15 января). С. 8—13.

24

ГАКК. Ф. 595. Оп. 59. Д. 662. Л. 1.

25

ГАКК. Ф. 595. Оп. 59. Д. 782. ЛЛ. 8—8об.

26

Краткое описание приходов Енисейской епархии. Издание Енисейского Церковно-Историко-Археологического Общества. Красноярск, Эл.-тип. Епарх. Братства, 1916.

27

Краткое описание приходов Енисейской епархии. Издание Енисейского Церковно-Историко-Археологического Общества. Красноярск, Эл.-тип. Епарх. Братства, 1916. С. 33.

28

Булычев И. История Церкви ЕХБ г. Минусинска. К 120-летию церкви // Централизованная религиозная организация Российский союз евангельских христиан-баптистов. URL: https://baptist.su/read/article/94454 (дата обращения: 13.09.2020)

29

Большой террор в Приморском крае в 1937—1938 гг. Вып. 2. Т. 1. Первая категория. Расстрелянные. Владивосток, 2015. С. 313.

30

Мартиролог // Красноярское общество «Мемориал». URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm (дата обращения: 13.09.2020).

31

Интервью с Л. А. Ващенко / В. Е. Гиндер. Саяногорск, 9.10.2015 г.

32

Гиндер В. Подвижники земли русской: Приенисейская Сибирь / В. Е. Гиндер. В 2-х книгах. Кн. 1. Изд. 3-е, испр. – Издательские решения, 2019. С. 125.

33

ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. Л. 27.

34

Савин, с. 89—90.

35

ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 299. ЛЛ. 192—196.

36

Гиндер, с. 125.

37

ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 516. Л. 195.

38

Гиндер, с. 125.

39

ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. Л. 27.

40

ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 1.

41

URL: https://nit.tuva. asia/nit/article/view/827

42

Алексий (Дородницын), еп. Чистопольский. Южнорусский необаптизм, известный под именем штунды: (По официальным документам) / Исслед. магистра богословия иеромонаха Алексия (Дородницына). Ставрополь-Кавказский: типолитогр. Т. М. Тимофеева. 1903; Орфеев И. Секта штундо-баптистов и штундо-Евангельских христиан в их истории происхождения // Енисейские епархиальные ведомости. 1913. №2 (15 января). С. 29—33; Пикановский Н. Взгляд баптистов на современное состояние господствующей церкви // Енисейские епархиальные ведомости. 1911. №5 (1 марта). С. 10—14; Скворцов В. М. О новейших событиях в деле миссии и в мире сектантства / В. М. Скворцов. Киев: журн. «Миссионерское обозрение», 1899.

43

Григорьев И. Военный вопрос в истории Евангельских христиан-баптистов // Богомыслие. 2014. №15. С. 91—104.

44

Путинцев Ф. М. Политическая роль и тактика сект / Ф. М. Путинцев / Под ред. П. Красикова. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1935. С. 173—175.

45

Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861—2011 гг. – Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. С. 397.

46

Для сравнения: первые регистрации пятидесятнических церквей в Российской империи начались еще в царский период. Большинство объединений ХВЕ (пятидесятников) в современной России возводят свои истоки к «воронаевской традиции». В 1921 году, уже в Советской России, в г. Одесса, появился один из миссионеров «Ассамблей Бога» – Иван Ефимович Воронаев. Он эмигрировал из царской России баптистом и, находясь в эмиграции в США, получил крещение Св. Духом.

47

В 1927 г. в Вятской губернии отмечены 63 общины евангелистов (общей численностью 600 чел.), из них 27 общин – в Котельничском уезде. В 1920-х гг. XX в. в Кикнурском районе уже имелись религиозные группы христиан веры евангельской (с 1936 года территория райна отошла к Кировской области). В 1927 году упоминаются нелегальные общины пятидесятников в Котельниче и Малмыже. Котельнический округ в 1929—1936 гдах подчинялся Горьковскому краю. После войны появились общины пятидесятников «шмидтовского направления» (в Яранском районе), а также пятидесятников-воронаевцев (в Котельниче и Советске). Яранский район отошел к Кировской области в 1932 году.

48

Первая перепись населения СССР была в 1926 году, вторая – в 1937 году.

49

Карих Е. С. Неперспективная деревня: судьба и трагедия. // Красноярское общество «Мемориал». URL: http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/08/Karih/Karih.htm (дата обращения: 13.09.2020).

50

URL: http://tolstoy.ru/online/90/70/#155.

51

Православная энциклопедия, 2012, Т. XXX, с. 23.

52

Интересно, что среди репрессированных в Приенисейской Сибири в мартирологе красноярского общества «Мемориал» значится несколько крестьян, родившихся именно в Чикаго. Один из них – это украинец Романюк Василий Власович (уж не родственник ли он знаменитого миссионера Нила Романюка?). Он родился в 1914 году, проживал на станции Зыково КЖД, работал машинистом водокачки. Арестован 13.07.1946. Обвинение по ст. 58—10 УК РСФСР. Осужден 09.08.1946 ВТ КЖД на 3 года ИТЛ и 2 года лишения политических прав. Реабилитирован 16.06.1992 г. прокуратурой КК (дело №П-20295).

53

Франчук В. Церковь, подобная «орлу летящему». (Исторический очерк о зарождении славянского пятидесятнического движения в бывшем Советском Союзе и за его пределами по случаю 100-летия братства). Сакраменто, 2019.

54

Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. Вып. 4 / Сост. и отв. ред. Папков С. А. Новосибирск, 2014. С. 71, 213, 220.

55

Савин А. И. «Разделяй и властвуй». Религиозная политика советского государства и евангельские церкви в 1920-е годы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2008. №15 (75). С. 3—23.

56

Никольская Т. К. Русские протестанты в XX веке // Протестантизм: pro et contra. Антология. СПб., РХГА, 2012. С. 586—601.

57

Новиков К. «На переселенцев смотрели как на толпу бродяг, бегущих от работы» // КоммерсантЪ Власть. №38 от 29.09.2008. С. 66.

58

Саламаха I. В. Заснування та дiяльнiсть євангельських християн п’ятидесятникiв-сiонiстiв в України (1920—1950-тi рр.) / I. В. Саламаха // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету, 2011, вип. XXXI. С. 262—265.

59

Бабий А. Польская операция НКВД в Красноярском крае // Сибирь многонациональная. Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 24—25 октября 2018 г. – Красноярск: Резонанс, 2018. С. 8—14.

60

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

61

Краткое описание приходов Енисейской епархии. Издание Енисейского Церковно-Историко-Археологического Общества. Красноярск, Эл.-тип. Епарх. Братства, 1916. С. 175.

62

Гиндер, с. 166—167.

63

Гиндер, с. 214—215, 220—221, 452.

64

ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 2907. Л. 72.

65

ГАКК. Р-2384. Оп. 1. Д. 105. Л. 9.

66

Великая клятва воинов социализма // Красноярский рабочий. 1940. 5 января. С. 2.

67

ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 574. ЛЛ. 27—28.

68

Батурин Николай Георгиевич / Н. Г. Батурин // Подражайте вере их (1961—2001). 40 лет пробужденному братству. В 2-х частях. М., Издание Совета церквей ЕХБ, 2001. С. 57—112.

69

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

70

Там же.

71

Реабілітовані історією: У двадцяти семи томах. Хмельницька область / Гол. ред. Л. В. Стебло. – Кн. 5. – Хмельницький: ТОВ «Поліграфіст-2», 2014. С. 225.

72

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

73

Там же.

74

Голубева А. Становление Земли Абанской // Pandia.ru. URL: https://pandia.ru/text/77/176/23235.php (дата обращения: 13.09.2020).

75

Cписки лишенных избирательных прав по районам. Абанский район // Красноярское общество «Мемориал». URL: http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/People/_Lists/Lishency/Aban.htm (дата обращения: 13.09.2020).

76

Там же.

77

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

78

Там же.

79

Там же.

80

Там же.

81

Свидетельство Франков. 2016 г.

82

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

83

ГАКК. Ф. Р-1747. Оп. 1. Д. 627А. Л. 28.

84

Cписки лишенных избирательных прав по районам. Абанский район…

85

Шекшеев А. П. «Политический бандитизм» в Хакасии начала 1930-х годов // Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 70-летию Хакасского научноисследовательского института языка, литературы и истории (24—26 сентября 2014 г.). Абакан, Хакасское книжное издательство, 2014. С. 94—101.

86

По другим данным – 29.10.1937 года в Минусинском бору.

87

Кур // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/martirol/Kur.htm (дата обращения: 13.09.2020).

88

Погонушев (Погодышев) Иван Анисимович // Бессмертный барак. URL: https://bessmertnybarak.ru/books/person/378720/ (дата обращения: 21.09.2020).

89

Там же.

90

Картотека // Мартиролог Минусинского региона 1920-1950-х гг. URL: http://xn–80agomcobmbs.xn–8sbahmlpvellw0ag7lzb.xn–p1ai/?mode=carts (дата обращения: 21.09.2020).

91

Там же.

92

Там же.

93

Гиндер, ч. 1, с. 166.

94

Ром // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/martirol/rom.htm (дата обращения: 21.09.2020).

95

Там же.

96

С 1936 года эта территория входила в состав Кировской области.

97

Там же.

98

Там же.

99

Списки лишенных избирательных прав по районам. Ермаковский, Шушенский, Усинский // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/DOKUMENT/People/_Lists/Lishency/Ermakovskiy.htm (дата обращения: 21.09.2020).

100

Турский А. Местный праздник в селе Верхне-Усинском, Усинского пограничного округа // Енисейские епархиальные ведомости. 1916. №18 (15 сентября). С. 30—32.

101

ГАКК. Ф. 516. Оп. 1. Д. 1507.

102

С. Мартиролог Минусинского региона 1920-1950-х гг. //Мое Семейное Древо. URL: https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/repressii/краснодарский-край3/рсфср/krasnoyarskij-kraj/мартиролог-минусинского-региона-конец-1920-1950-х-гг/с1.html (дата обращения: 20.09.2020).

103

Списки лишенных избирательных прав по районам. Ермаковский, Шушенский, Усинский // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/DOKUMENT/People/_Lists/Lishency/Ermakovskiy.htm (дата обращения: 21.09.2020).

104

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

105

Там же.

106

Там же.

107

Там же.

108

Там же.

109

ГАКК. Ф. Р-1811. Оп. 2. Д. 10. ЛЛ. 3, 3об, 4, 6, 8, 10, 11, 12.

110

Паа – Пав // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/martirol/paa-Pav.htm (дата обращения: 21.09.2020).

111

Фе-Федос // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/martirol/fe_fedos.htm (дата обращения: 21.09.2020).

112

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

113

ГАКК. Ф. Р-1811. Оп. 2. Д. 4. ЛЛ. 1—1об, 4—5.

114

Бела – Белой // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/martirol/bel.htm (дата обращения: 21.09.2020).

115

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

116

ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 882. Л. 7.

117

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

118

Список населенных мест Брянской губернии. Брянск, Издание Брянского губернского статистического отдела, 1928. С. 18.

119

В базе данных «Открытый список» уточняется, что она родилась в с. Максимово Бузулицкого района Куйбышевской области.

120

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

121

Про // Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/martirol/pro.htm (дата обращения: 21.09.2020).

122

URL: http://www.memorial.krsk.ru/martirol/1.htm

123

Михайлов М. Мимо цели / М. Михайлов. // Наука и религия. 1963. №12. С. 74—75.

124

Грушева Т. В. Український п’ятидесятницький рух під час Другої Світової війни / Т. В. Грушева // Наукові праці історичного факультету ЗДУ. – 2002. – Вип. XV. – С. 154—160.

125

ГАКК. Ф. П-26. Оп. 24. Д. 7. Л. 193.

126

ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 117. ЛЛ. 7—8.

127

ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 105. ЛЛ. 6, 15об.

128

ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 105. ЛЛ. 6, 15об.

129

ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 110. Л. 3.

130

ГАКК. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 117. ЛЛ. 8, 9.

131

Саламаха, с. 265.

132

Бондарчук П. М., Даниленко В. М. Особливості релігійної ситуації в УРСР (середина 1950-х – перша половина 1960-х років). / П. М. Бондарчук, В. М. Даниленко // Науковий Вісник МНУ імені В. О. Сухомлинського. Історичні науки. 2013. Вип. 3. 34. С. 158—171.

133

ГАКК. Ф. П-26. Оп. 24. Д. 31. ЛЛ. 192, 193, 195, 197.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6