Полная версия
Уважение и творчество в психологии Маслчет
Уважение и творчество в психологии Маслчет
С. А. Четвертаков
© С. А. Четвертаков, 2018
ISBN 978-5-4493-5003-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
В этом году вышла моя книга «Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести»1. Она расширяет иерархию потребностей Абрахама Маслоу и потому существенно развита и дополнена. Теория Маслоу фактически служила росту обычного американца в Америке на середину XX-го века. А назначение дополненной и откорректированной теории Маслоу-Четвертакова (Маслчет) состоит в том, чтобы быть основой для понимания общества и истории.
А это означает, что теория должна быть более универсальной – она обязана включать все те подсознательные состояния людей, которые они массово испытывали в своем развитии многие тысячи лет назад и могут испытывать сейчас или в будущем. Например, в прошлом люди испытывали страх боли в состоянии рабства. Отсюда требуется в систему включать древнейшую потребность – избегание страха боли.
С другой стороны, и сейчас, и в будущем люди могут достигать состояний психологического творчества, определенного нами в монографии как преодоление в сфере активности, приносящей нейрофизиологическое удовольствие. И это в наше время психическое явление значительно более широкое, чем заявленная в работах Маслоу самоактуализация вместе с любовью к красоте и стремлением к познанию. И надо сказать во времена Маслоу в арсенале психологов не было новых материалов исследований по нейромедиаторам – дофамину и опиоидам. Сам Маслоу объективно не имел базы для расширения понятия личных или мета метапотребностей.
Потому состав потребностей и сама теория Маслчет настолько шире, что значительная часть занятых людей может считать для себя что-то лишним и (пока) не существенным.
Вот почему автор решил выбрать несколько фрагментов из своей книги для тех, кто интересуется наиболее важными потребностями, то есть потребностными состояниями. И напомним, что в настоящее время большинство потребностей психологическая наука (в направлении когнитивизма) по ошибке именует эмоциями.
Данный сборник включает две самые распространенные и актуальные, то есть желаемые, в наше время потребности – уважения и творчества.
Уважение для россиян – это то, чего нам не хватает.
Чувство уважения – это обычная по природе потребность – напряженное подсознательное состояние, которое вызывает поведение для снятия напряжения. Мы ощущаем потребность уважения, когда уважение к нам падает или утрачивается. Иногда такое внутреннее напряжение в быту может ощущаться и как наше сравнение себя и других в виде зависти – черной или белой, тревоги или оскорбления, когда нас открыто не уважают. И это не эмоция, а потребность. Человек успокаивается, если успешными делами вернет себе состояние уважения…
Однако есть в этой теме и большие проблемы.
Потребность уважения есть не только благостное почитание других и равное отношение к окружающим.
Потребность уважения – отношение двустороннее. Это отношение нас как уважаемых – к окружающим нас уважающим. И, наоборот, это отношение наше как уважающих к другим уважаемым лицам. Но различать порядок и видеть в первом отношении причину очень важно.
Третье. Потребность уважения может пониматься двузначно. В уважении бывает скрыто не почитание, а страх. Немало людей, как и часть политиков, видят мир как систему, построенную на силе, в духе «уважают (нас) – значит боятся!».
Кто-то скажет – это не уважение, это вульгарно. Нам скажут, что сейчас все знают о своих правах и «правах человека», и мало кто смеет угрожать другим, хотя все же деспотии и страх насилия в ряде культур встречаются. Конечно! Но так было не всегда.
В истории когда-то и рабство было нормой и благом… для рабовладельцев – свободных жителей античных городов, и раб обязан был «уважать» хозяина. И Иван Грозный своей тиранией вызывал «уважение». И хотя это было страхом подданных, но ТОГДА ИМЕНОВАЛОСЬ ИМЕННО УВАЖЕНИЕМ или ПОЧИТАНИЕМ. И в России всего полтора века назад могли продавать людей «на земле», а неофициально и без земли – по отдельности. И крепостной мог быть сослан в Сибирь за неуважение или непослушание хозяина.
Обобщая, скажем, уважение царей, вождей, начальников и просто людей, статус которых выше, – случалось и осуществлялось в истории, а порой и сейчас, с минусом, через страх. Однако властители – получатели минус-уважения – никогда не рассматривают это «отношение» окружающих к себе как негативное или тревожащее. Для них это знак подчинения или готовности к подчинению. Наоборот, всякие признаки «неуважения» рассматриваются людьми высокого статуса как криминал – они вызывают действия по «наведению порядка». Именно люди высокого статуса (а материалистическое понимание статуса – это ресурсы, связанные со статусом) определяют, как будут относиться к ним окружающие – уважать с минусом или с плюсом. И диапазон от страха через тайную ненависть и черную зависть, спокойное равнодушие и отношение как к равному до положительного отношения в виде восхищения, любви, харизмы и обожествления – диапазон в истории огромный.
И потому в теме уважения великая сложность – в ней на уровне психики отражены ресурсы людей, отношение к ресурсам и к их распределению, и только потому отношение друг к другу. А ресурсы в психологии Маслчет – это средства удовлетворения потребностей от силы вплоть до поэзии или святости.
Все потребности, включая и уважение, – состояния подсознательные. Но запускаются потребности как утрата адаптации от опыта в среде и удовлетворяются в среде по опыту и в меру опыта культуры снятия потребностей. И уважение не исключение. А культуры весьма различаются, сосуществуют и медленно изменяются. И до сих пор можно было предполагать, что культура в истории растет.
Нам полагается это знать, чтобы негативное в прошлом опыте человечества не возрождалось повторно. Но вопрос истории – знать и помнить различия, а вопрос науки – понять и объяснить, почему и когда одно плохо, а другое – лучше, как и когда из первого появляется или может появляться второе2. В этом же заключается и вопрос, который до сих пор не решен наукой: как и почему растет культура? – это вопрос социологии и он впереди.
Четвертое. Современная наука отказывается рассматривать негативные системы и использует так называемый «ценностный» или «нормативный» подход, в части уважения и прав человека. Эти положения сложились опытным путем, как мнения великих мыслителей. Наука, которая позже сможет показать, как и почему культура изменялась окажется более полезной, чем кодексы норм поведения «на вере» – без прошлого и будущего.
Пятая проблема в понимании уважения еще сложней – это вопрос, кто является объектом исследования – уважаемый или уважающий?
Социология, опираясь на понятие статуса и свой материал – общество, кладет в основу предмета изучения это самое общество3. Здесь главный объект исследования – общественное мнение, то есть уважающие. Тогда и человек, обладающий статусом, оказывается продуктом мнения окружающих, но сам воспринимается как «объект уважения», а не действующее лицо. Понятие статуса оказывается продуктом мнения большинства. А оно меняется. Так социология лишает себя корней потому, что за мнением большинства у социологии не следует изучение причин, влияющих на общие мнения.
У психологии иной объект – психика и поведение (от потребности уважения) каждого, кого уважают или не уважают. Такой принцип образуется пониманием человека как индивида, приспосабливающегося к среде и не только к обществу, но и к его ресурсам – это логика парадигмы адаптации в психологии. Источником поведения человека оказывается его личная потребность в уважении (пока она актуальна и не достигнута).
Понимать себя и свое поведение в процессе роста собственного статуса (и общего мнения окружающих) – это и есть развитие личности. За стремлением к статусу или его поддержанием следует поведение, определяемое культурой. Именно с этой позиции возникает и понимание таких феноменов психологии (а вовсе не социологии) как стремление к власти, к достижениям вообще и в отношениях с остальными. Вот тогда становятся объяснимы последующие положительные или отрицательные реакции общественных мнений.
В чем же подлинный успех или эффект психологического (потребностного) развития темы уважения перед социальным вариантом развития? Успеха у социологов по теме уважения не наблюдается4. А дело в том, что социология, как и смежные отделившиеся из неё области знаний – политическая наука, культура и этика – пытаются познать свои законы, то есть средства прогноза и объяснения природы, из самих себя, а не из объектов нижних «образующих» уровней.
Когда-то в естествознании свойства материалов: теплород (тепло) и флогистон (огонь) физики искали, опираясь на саму материю, и терпели фиаско. А решения были найдены соответственно в молекулярно-кинетической модели и в химических свойствах, в конечном счете, таблице Менделеева и структуре атомов. Точно так развитие социологии и гуманитарных наук обязано опираться на источник – материю уровнем ниже – это мы с вами, любезный читатель. Тайна кроется в проведении связи от психики и поведения человека, динамики его культуры к становлению и функционированию его структур и институтов.
Но и человек есть объект не простой и его можно понять, только начиная с его предшественников. И мы возвращаемся к уважению.
Для полного и однозначного решения темы требуется рассматривать уважение как явление, возникающее в досоциальном развитии, то есть на уровне ранжирования у животных и явление, выходящее окончательно (уже позже в социологии) на новый уровень в режиме равных прав людей независимо от их ресурсов и способностей. Итак, первая тема – уважение – сложная и новая с 2002 года в нашей работе интерпретация потребностей Маслоу тема.
Потребность творчества – это вторая тема – она тоже обнаруживает расширение в своей области от сугубо положительного, нормативного и ценностного к принципу обобщения любого и всего, что имеет свою единую нейрофизиологическую основу.
Расширение самоактуализации как класса потребностей до творчества. Самоактуализация (Маслоу) – развитие себя для пользы мира как цель всегда хороша и полезна. Эта благородная цель была нормой до середины 20-го века и применялась при воспитании среднего и высшего класса, когда не каждая семья даже в Америке имела телефон, тем более, телевизор. К ней сам Маслоу присоединил и потребности красоты, эстетики и познаний.
Мы в свою очередь, увидели в этом явлении преодоление как и источник удовольствий независимо от вида активности. И это ново.
Самоактуализация – совершенствование. Оно невозможно без преодоления. К теме творчества причастен и протестантизм как вера в ответственность человека и горожанина перед Богом за все свои дела, за совершенствование и развитие на пользу обществу. К сожалению, общество, отбрасывая верования и часть традиций, лишает себя и тех положительных составляющих, которые имеют ценность не перед Создателем в виде Бога, а перед подлинным создателем общей культуры – Человечеством.
Однако совершенствование большинства – всех, кто позже приобрел телефон, и телевизор, оказалось направленным не вполне на саморазвитие, а больше или чаще на самоудовлетворение как удовольствия. И удовольствия по всем базовым потребностям возникали тоже на уровне преодоления. Этот класс психических форм общество развило не только в масштабах самоактуализации. В творчестве образовались два подкласса. Первый – в сочетании с базовыми потребностями – метабазовые потребности. Второй класс – это метачистые потребности как преодоление трудностей в любой созидательной активности. И только на уровне социологии можно будет ответить, почему это произошло.
Но, как и в уважении, в этой группе уже личных потребностей —метатворчества – мы обнаружили потребностные состояния человека без флера политкорректности и ценностного подхода. Полезное, и опасное совсем рядом.
А что может сказать психология? Иерархия потребностей Маслоу с учетом современных открытий психофизиологии позволяет выявить слабые места в развития Эволюции, которые сказались при интенсивном производстве рукотворных ресурсов.
Конечно, виноваты не ресурсы – их изобилие. Виноватой оказывается наука, которая не смогла предупредить общество об угрозе «ножниц» (то есть разрыва) между благосостоянием, местным пока изобилием вещей и недостатком общей культуры, образования и саморазвития. И общество и, важно, рядовой читатель, должны знать если не с детства, то с отрочества об опасностях некоторых видов активности и игр. А родители, которые уже сейчас в своем равнодушии губят сознание детей играми на мобильниках, обязаны узнать об опасностях и ужаснуться.
Потому тема творчества – повод и способ предупредить именно о дисбалансе между благосостоянием материальным и опасностью нищеты общей культуры. Культура психологии и собственных влечений является, должна быть первым приобретением, важнейшей стороной, и началом – стартовой площадкой собственного развития.
Итак, работа включает две главы Части 3 «Иерархия потребностей Маслчет» Глава 3.10. Потребность уважения или безопасности 3 (III) и Глава 3.11. Метапотребности творчества.
К главам приведен Список цитированной литературы из общего перечня только для этих двух глав. Ниже дано полное оглавление монографии «Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести» (без указания страниц), чтобы читатель увидел место этих глав в содержании основной работы.
Сергей ЧетвертаковСентябрь 20183. Иерархия потребностей Маслчет
3.10. Потребность уважения или безопасности 3 (III)
Уважение – сложная, но во многом уже решенная тема в иерархии потребностей Маслоу-3. Абрахам Маслоу определил уважение позитивно, как желание «достижений» и потребность «в репутации и в престиже» [Маслоу А. Г. (1970/2001), с. 88—89, Маслоу А. Г. (1970/2008), с. 67—68]. Его решение проповедь желаемого результата. В уважении Маслоу нет негативных элементов, например, стремления к власти: «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Здесь отсутствует и анализ бытующих опасных проявлений, например, зависти. Мы думаем об уважении тогда, когда к нам проявляют НЕуважение. Таков корректный подход. Потребность – состояние, когда нас НЕ уважают. И второе – полезно понять, за что мы сами уважаем других. Такое исследование и было нами проведено. Результат не слишком радует.
Вот результат. Уважение – в негативной форме – зависть и лесть, а в позитивной форме – любви, благосклонности – возникает у нас к тем, кто является носителем ценных ресурсов. КакИх? А тех, ценностей или ресурсов, которых не достает нам, уважающим людям. И не только ценностей. Мы обязаны учитывать всех тех носителей ресурсов, которые, наоборот, угрожают или могут угрожать нам своими ресурсами. Именно ресурсы и образуют материальные основы появления ранга вслед за уважением. Ресурсами могут быть деньги, харизма, информация, талант, хорошая музыка и поэзия, юмор, возможность отдыха. Но в жизни могут быть и опасные ресурсы, например, монопольная власть, за которой стоит возможность реальной угрозы для нас. Так обстоит дело у людей.
Сначала эта оценка выглядит вульгарно. Но это материализм. Он в каждой потребности5. Скажите, за что вы любите Пушкина? И вы ответите. Но считать его стихи ресурсом кажется неприличным. Если же ресурсом мыслить то, что удовлетворяет вашу потребность и считать вашей личной потребностью – любовь к поэзии, то понятие «уважение», данное выше, оказывается вполне приемлемо. Но здесь есть еще неточность. В нашей отдельной личной жизни существует интерес к конкретному ресурсу – такой интерес имеет основой конкретную потребность. А уважение, напротив, как и все уже рассмотренные социальные потребности, носит интегральный характер. Пушкин для каждого – это только одна личная потребность. А роль Пушкина в сравнении с другими поэтами России в рамках литературоведения – это интегральная оценка. Кого? – Литераторов, любителей поэзии, историков. Вот и ответ.
Суть в том, что уважение каждого ОДНОГО из нас – это НЕ оценка мнения каждого ОДНОГО, а обобщенная интегрированная оценка большинства. Сложность понимания кроется в представлении суммарности, усреднения.
Уважение образует такую потребность одного и каждого, которая (в появлении и в снятии-удовлетворении) зависит от отношений всех остальных. Моя потребность уважения (подсознательное ощущение, что меня уважают) зависит от поведения моего и от поведения всех окружающих меня (по поводу меня) в среднем. Такое в сумме и образует мое понимание того, как уважают меня.
Схема эта столь сложна, что имеет аналогию в ценообразовании товара6. Цена (себестоимость средняя за период) каждого товара зависит от себестоимости трудозатрат всех товаров, которые в прошлом принимали участие в создании данного товара. Причем себестоимость всякого труда, произведенного работником, включает почти все товары, которые он потреблял в своей жизни (в заданный период времени).
Потому мы будем изучать конечное уважение получателя (как покупателя) через отношение всех остальных (как оценщиков) и от того, как и от чего последнее складывается в поведении получателей и оценщиков. Выйдя на ресурс, который «регулирует» взаимные отношения и определяет статус, мы увидим и поведение получателя в отношении оценщиков, и поведение (самое разное) оценщиков. Цена и уровень темы – отношение власти и подчинения в обществе – войны и мира. И аналогия с ценообразованием (на договоре как балансе интересов) выше вовсе не «фигура речи». Именно рыночные отношения на балансе интересов свободы купить и свободы поставить цену (кроме времен катастроф) развивают принцип перераспределения ресурсов, который излагается здесь ещё на внерыночном, то есть психическом уровне. Это и тема неравенства – распределения ресурсов, которых «как пряников вкусных всегда не хватает на всех». Ниже от читателя требуется четко отделять тему психического состояния и поведения уважаемого (получателя) – это наш объект в иерархии потребностей – от социальной среды ценителей, их многообразных потребностей, ожиданий – страхов и предвкушений – как и мотивов, и даже коллективного или группового поведения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Четвертаков С. А. Кувшин Маслчет – психология т страха боли до совести.: Второе издание, исправленное / С. А. Четвертаков. – [б. м.]: Издательские решения, 2018. – 706 с. – ISBN 978-5-4490-4512-6
2
Поэтому получателям науки и самой науке совершенно не достаточно знать только то, что хорошо и нормально сейчас. Нам требуется понимать, почему это хорошо, каковы альтернативы в прошлом и почему они были отвергнуты. Иначе, текущая норма повисает в воздухе и не имеет аргументов, кроме чистой веры во мнение текущего большинства. А большинство, «без руля и ветрил» (на вере) не вполне устойчиво. Всякий, кто выучил норму, но не знает смысла и аргументов, оказывается ментально не защищенным от ошибок в своем поведении и в воспитании новых поколений.
3
Ахундова Ш. Дж. Уважение, его основы и типы. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 1 (129) и Dillon, Robin S. Respect // Stanford encyclopedia of philosophy / Edward N. Zalta (ed.). – 2003,
4
Пока гуманитарные знания в целом не вполне соответствуют ожиданиям, которые общество на них возлагает. Косвенным критерием оказывается признанная в самих науках «мультипарадигмальность» социологии, да и психологии.
5
Позже мы проследим его конечные – до низа – корни – в материальных следствиях бытия, но не в вульгарном смысле, а в философском – в сохранения Человечества.
6
Этот баланс строится в духе модели Леонтьева – системы линейных неоднородных уравнений (на уровне алгебры средней школы).