Полная версия
Укрощение обезьяньего ума
Четыре благородные истины
Творческое отношение к трудностям
Суть учений Будды выражена в Четырёх благородных истинах. Первые две истины – это точное описание нашей нынешней ситуации, а последнее две указывают на практический способ её исправить. Мы можем убедиться в достоверности Четырёх благородных истин на собственном опыте: для их принятия вовсе не нужна мистическая вера.
Эти четыре фактора называют «благородными», потому что их преподали благородные существа, которые достигли прямого постижения реальности. Также, поняв эти четыре истины, и мы станем благородными существами. Это – истины, потому что они верны. Несомненно, страдания и их причины нужно отбросить, и нужно принять прекращение страданий, их причин, и путь к этому прекращению. Эти факты не обманывают нас и не лишают нас счастья. Поняв их, мы вступим на путь к освобождению и просветлению.
Четыре благородные истины состоят в следующем:
Истина о страдании.
Истина о причинах страдания.
Истина о прекращении страданий и их причин.
Истина о пути к этому прекращению.
Страдание нужно признать; его причины нужно отбросить; прекращение страдания нужно осуществить; и на путь нужно опираться.
Первая истина: страдание существует
Палийское и санскритское слово «дуккха» часто переводят как «страдание». Однако это слово можно неверно понять, потому что оно означает сильную боль. Поэтому некоторые люди ошибаются, говоря: «У меня в жизни всё хорошо. У меня нет больших проблем. Почему буддизм настаивает на том, что жизнь – страдание, когда я наслаждаюсь жизнью? Кажется, буддизм полон пессимизма».
Описывая нашу жизнь как «дуккха», Будда имел в виду любые её неудовлетворительные условия, или все сразу. Их великое разнообразие: начиная с мелких разочарований, проблем и трудностей и кончая сильнейшей болью и страданием. Следовательно, во всей этой книге подобные слова будут означать «дуккха», то есть тот факт, что в нашей жизни всё не так, как надо, но может стать значительно лучше.
Изначально нам, возможно, неприятно думать о неудовлетворённости нашей жизни, но необходимо об этом задуматься, чтобы исправить ситуацию. Если женщина больна, но отказывается это признать, она не будет искать излечения и поэтому не выздоровеет. Подобным образом, если мы притворяемся, что у нас в жизни всё хорошо, то не захотим задуматься о том, в чём источник нашей внутренней неудовлетворённости и страха. Не исследуя наши собственные эмоции и воззрения, мы не сможем избавиться от омрачений и развить в себе благие качества. И, без подобного преобразования своего ума, мы не устраним причины страдания, не создадимпричины счастья и не обретём вечное счастье. Однако если мы тщательно исследуем своё положение и признаем его, то сможем изменить ситуацию. Кроме того, если мы честны сами с собой, это даст нам чувство облегчения и надежды, потому что мы поймём, что наши проблемы можно преодолеть.
Будда говорил о трёх видах проблем или страданий, которые мы испытываем:
Страдание от страданий
Страдание перемены
Всепроникающее страдание обусловленности
Страдание от страданий обычно возникает, когда мы испытываем умственную или физическую боль. Физическое страдание, – это, к примеру, головная боль, пораненные коленки, а также муки от раковых заболеваний и инфарктов. Психическое страдание возникает, когда мы не получаем желаемого, теряем то, к чему привязаны, или с нами случается беда. Мы грустим, когда нам не удаётся преуспеть в карьере, нас угнетает разлука с любимыми, и мы волнуемся, когда падают ставки на фондовом рынке.
Умственные и физические проблемы бывают у каждого живого существа, где бы оно ни обитало. Технологический прогресс, возможно, избавил нас от множества материальных проблем, но также создал новые – загрязнение окружающей среды и угрозу ядерной войны. Возможно, наш уровень жизни стал гораздо лучше, зато повысились преступность, употребление наркотиков, самоубийства и количество разводов. Одна лишь технология не разрешила все наши проблемы.
Страдание перемены указывает на то, что действия, которые мы обычно считаем приятными, на самом деле неизбежно меняются и превращаются в боль. Возьмём, к примеру, пищу. Мы считаем вкусную еду источником удовольствия. Если бы это было так, то, чем больше бы мы ели, тем больше у нас было бы счастья. Но это, очевидно, не так. Хотя принятие пищи изначально избавляет нас от мучений от голода, переедание приводит к несварению желудка.
Точно так же мы считаем своих друзей источником удовольствия. Однако если бы удовольствие было неотъемлемой частью общения с друзьями, то, общаясь с ними больше, мы становились бы счастливее. Впервые встречаясь с друзьями, мы радуемся, и у нас пропадает страдание от одиночества. Но если они остаются с нами слишком долго, мы утомляемся и хотим, чтобы они ушли.
Хотя объекты и люди вокруг нас доставляют нам некое удовольствие, от их «переизбытка» нам становится не по себе. Счастье, которое мы поначалу испытываем, превращается в несчастье. Это говорит о том, что счастья никогда и не было во всех этих действиях, предметах и людях – оно возникало в результате нашего с ними взаимодействия.
Всепроникающее страдание обусловленности относится к нашему нынешнему положению: к тому, что мы обладаем телом и умом, легко подверженным боли. Мы можем стать несчастными лишь из-за изменения внешних условий. Погода меняется, и наше тело страдает от холода; друг начинает относиться к нам по-другому, и у нас возникает депрессия.
Это называется «всепроникающим» страданием, потому что наши нынешние тело и ум подвержены переживанию боли. У нас нет действенного способа защититься от этого страдания. Его также называют «всепроникающим» страданием, потому что это неудовлетворительное состояние влияет на всех существ, не постигших реальность существования людей и явлений. Даже люди, которые, казалось бы, всецело наслаждаются жизнью, всё равно стареют и умирают.
Наши нынешние тело и ум являются страданием в том смысле, что они – основа наших проблем. Наше нынешнее тело – основа болезней. Если бы у нас не было тела, подверженного боли, мы бы не болели, сколько бы вирусов и бактерий ни было вокруг. И точно так же наш нынешний ум – основа переживания боли от обиды и огорчения. Если бы наш ум не был загрязнён гневом, то мы не страдали бы, поссорившись с другими.
Из-за привязанности к нашим нынешним телу и уму мы совершаем поступки, приносящие нам в будущем ещё больше боли и смятения. Например, для того, чтобы холить и лелеять своё тело, мы можем отнимать имущество у других или лгать, чтобы получить желаемое. Это не только вредит другим, но также оставляет отпечатки в нашем собственном потоке ума, и в будущем мы лишимся своего имущества.
Некоторые люди могут сильно расстроиться, задумавшись об этих трёх видах страдания, поскольку им кажется, что они находятся в ужасном положении. Они могут подумать, что буддизм слишком пессимистичен, ведь в нём так много говорится о страданиях. Однако если мы поймём цель учений Будды, у нас не возникнет подобных заблуждений, и вместо этого мы почувствуем вдохновение.
Размышлять о нашем неудовлетворительном состоянии полезно, чтобы породить в себе решимость от него освободиться и взамен обрести непреходящее счастье. С твёрдым намерением изменить свою жизнь мы исследуем причины наших проблем и применим методы для избавления от них. Это придаст нашей жизни глубокий смысл и ясное направление.
Вторая истина: у страдания есть причины
Как было объяснено в предыдущей главе, наш ум –
источник нашего счастья и страдания. Если у нас есть мудрость и сострадание, это приводит к счастью; если же мы в смятении от наших омрачающих эмоций, возникают трудности. Следовательно, важно отличать созидательные состояния ума от разрушительных, чтобы взращивать первые и преодолевать последние.
Основная причина наших проблем – это неведение. Неведение – это ментальный фактор, или подход, омрачающий наше понимание того, кто мы есть, а также способа бытия всех явлений. Неведение не только мешает нам постичь истинный способ бытия вещей, но также цепляется за их ложное существование.
Например, функциональные вещи, созданные причинами и условиями, такие как гора, ручка и наше тело, постоянно, ежесекундно меняются. Однако под влиянием неведения мы считаем их неизменными и статичными. Так, при встрече с подругой, которую мы давно не видели, мы поражаемся, как она постарела. Также мы удивляемся, когда вещи выходят из строя и ломаются, и, хотя теоретически знаем, что они меняются, в глубине души считаем их неизменными. Хотя учёные говорят нам, что субатомные частицы находятся в постоянном движении, когда мы смотрим на стол, он кажется нам плотным и вечным. Из-за неведения наше восприятие не соответствует реальности.
На более глубоком уровне неведение считается в буддизме заблуждением о наличии самобытия. На эту тему было написано много книг, и для распознания этого неведения и способа его функционирования требуется время. Ошибочное представление о самобытии – корень всех наших омрачений и проблем. Таким образом, противоядие от этого заблуждения – мудрость, познающая пустоту (реальность) – самая суть буддийских учений.
Самобытие означает, что люди явления кажутся нам самодостаточными и обладающими сущностной природой, которая их формирует. Например, цветок состоит из множества частей – стебля, лепестков, тычинки и пестика. Однако нам цветок кажется целостным явлением, в котором есть некий «самосущий» цветок.
Подобным образом, каждый человек состоит из тела и ума, и на этой основе ему или ей даётся имя. Однако когда мы на кого-то смотрим, то видим реальную личность, существующую независимо от её тела и ума, независимо от её имени. Нам ошибочно представляется, что вещи обладают самобытием, и мы в своём неведении верим в эту видимость и цепляемся за их независимость. Хотя всё существует зависимо, у нас есть врождённая вера в независимость вещей.
Это неведение об абсолютной природе – о том, что всё пусто от независимого или самосущего бытия – корень, из которого произрастают наши нынешние омрачающие эмоции. Оно влияет на нашу повседневную жизнь, заставляя нас привязываться к тому, что кажется приятным, и гневаться на всё неприятное. Из-за привязанности и отвращения наше настроение каждый день радикально меняется: от взлетов до падений.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.