bannerbannerbanner
Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет
Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет

Полная версия

Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Наталья Викторовна Додокина, Елена Сергеевна Евдокимова

Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3–7 лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Додокина Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Березка» городского округа г. Фролово Волгоградской области;

Евдокимова Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей.

Предисловие

Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка, тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…

К. Г. Юнг

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения (детского сада, а в последующем – школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами. Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей, представленная в книге «Детский сад и семья: методика работы с родителями» (М.: Мозаика-Синтез, 2007).

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги – родители – дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одной из форм такой деятельности является семейный театр в детском саду.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.

Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.

Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в семейном театре осуществляется, прежде всего, в форме творческих занятий в театральных мастерских, объединенных в соответствии с логикой решаемых задач в три раздела: «Театр и куклы», «Фольклор и театр», «История театра».

Организаторами мастерских могут выступать педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования), специалисты учреждения культуры (театральные режиссеры, актеры), а также родители. Занятия в мастерских проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в удобное для семей время.

История становления и развития семейного театра

Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников.

Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.

Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

Семейный театр является:

– творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями, объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;

– специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.

Домашние театральные постановки долгое время (конец XVII – начало XX вв.) были в России одним из наиболее распространенных видов семейного досуга. Известно, что приобщать Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович. Во время путешествия по Украине он увидел величественные театральные представления и привез с собой в Москву их устроителя – Симеона Полоцкого – писателя и религиозного деятеля, которому поручил воспитание и обучение собственных детей. С помощью Полоцкого знатные бояре устраивали в своих домах театральные представления.

Начинание Алексея Михайловича продолжил его сын Петр I. В царствование Петра I Россия вступила в новую культурную эпоху. Его реформы оказали огромное влияние на развитие театрального искусства в России. До эпохи петровских преобразований досуг в России в основном был связан с народными празднествами, в которых отражались традиции и своеобразие русского народа. Петр I провел, по выражению исследователя А. М. Панченко, «реформу веселья, с помощью которой противопоставил старинным развлечениям новые, присвоив им качество культурной ценности» (20)[1]. В новых социокультурных условиях семья становилась основой для последующего художественного образования личности, и должна была формировать ее, главным образом, как литературно мыслящую личность через зрелищные искусства. Домашний театр, рассчитанный на культурно-индивидуальное потребление, способствовал решению этой задачи.

Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. «Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна».

Удивительно увлечен театром был известный меценат Савва Мамонтов, заложивший в российском театре новую традицию – создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в конце 1878 года; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие (1).

В представлениях домашнего театра, по свидетельствам историков, искусствоведов, педагогов, участвовали все члены семьи: дети, родители, прародители, другие родственники. Эти представления организовывались для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью совместного досуга.

В помощь родителям в 1885–1904 гг. издавалось ежемесячное приложение к журналу «Родина» – «Домашний театр», в котором печатались пьесы, рассказы, режиссерские комментарии.

По поводу участия детей в домашних спектаклях высказывались Н.И. Пирогов, И.Я. Герд и др. С одной стороны, они отмечали, что «весьма трудно подобрать пьесы, пригодные для детей; рукоплескания и вызов действуют дурно на нравственную сторону игравшего; воспроизведение чужих ролей приучает ребенка говорить чужими словами»; с другой стороны, приготовления к представлению, а также постановка простеньких живых картин, «доставляют очень приятную работу детям и не без пользы пополняют их досуг».

Начало XX века в России было сложным во всех отношениях, однако это не помешало развитию общественного театрального движения. В новых государственно-общественных условиях домашние театральные постановки стали уступать место новым формам досуговой деятельности. Организовывались государственные детские студии, театральные кружки, в которые привлекали детей. Ребята принимали участие в физкультурных парадах, массовых праздниках, партийных съездах. Первая попытка осмыслить театр как эстетическое явление произошла на заседании детской секции Всероссийского съезда театральных деятелей в 1916 г.

В октябре 1919 года вышло постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР об организации Государственного детского театра. Родоначальником этой идеи была Наталья Ильинична Сац. В своей книге «Новеллы моей жизни» она отмечала, что в этом театре дети не случайные посетители, а полноправные хозяева. Лучшие писатели должны думать о детях, создавать для них новые пьесы, большие художники сцены должны целиком посвятить свое творчество маленьким. В 1921 году в театре на Большой Дмитровке «родился» Московский театр для детей. Н. И. Сац привлекла для работы в нем знаменитого архитектора и удивительного художника А. Веснина, писателей А. Дикого, Н. Огнева, А. Толстого, замечательных артистов А. Кторова, В. Аристова, знаменитого композитора С. Прокофьева и др. (13, 14).

Н.И. Сац с благодарностью вспоминала театрализованные игры, организованные родителями и их друзьями, дома и за городом, на отдыхе. «Папа в разные игры и со взрослыми играть любил. А ребята! Они готовы были весь день стоять около нашей входной двери в надежде, что папа с ними сегодня поиграет. Когда папа писал „Синюю птицу“, он особенно много был с ребятами. Однажды купил для всех детей нашего двора билеты на поезд, еду всякую, и мы все вместе на целый день поехали на станцию Фирсановка, пошли в лес, играли там в „Синюю птицу“» (13).

Признавая ценность усилий педагогов-режиссеров, воспитателей и учителей, направленных на развитие театрального искусства для детей, а также детского театрального творчества в государственных образовательных учреждениях (детском саду, школе), однако, следует признать, что в период 20—90-х гг. XX века потребность в домашнем театре существенно снизилась, что практически исключило домашний театр из ряда форм семейного досуга.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См. список литературы (с. 62).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1