Полная версия
Перекрёсток цивилизаций. Книжное приложение #01 (139)
Перекрёсток цивилизаций
Книжное приложение #01 (139)
Редактор Ильяс Мукашов
Помощник редактора Татьяна Пиче-оол
ISBN 978-5-4493-2296-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступительное слово
Друзья, коллеги, подписчики!
Мы рады представить вам стартовый выпуск книжного приложения к международному некоммерческому альманаху «Перекрёсток цивилизаций», который выходит в свет с нерегулярной периодичностью – буквально, по мере сбора, редактирования и вёрстки материалов. Это значит, что мы по-прежнему рады новым авторам, дизайнерам, переводчикам, фотографам и, разумеется, читателям. Это значит, что тематические рамки изданий расширяются и мы готовы сотрудничать с самыми разными исследователями, людьми науки и творчества, людьми теорий & практик – в самом широком значении.
Основная тема альманаха – диалог «Восток – Запад, Запад / Восток», однако, вовсе не ограничивается им, чему служит выходящее в печать приложение. В сборнике представлены более 20 авторских материалов – это академические статьи по гуманитарным наукам, переводы, публикуемые на русском языке впервые, публицистика, поэзия, рецензии и др. Географически, мы углубились на Дальний Восток, а также расширились до США; впервые затронули индуизм, египетские мистерии, а также ингушский мистицизм. Площадкой стартового выпуска мы выбрали «Ридеро» (Екатеринбург, РФ), что позволило выпустить приложение в бумажном формате «печати по требованию», но с адаптацией к России и СНГ.
Пути прокладываются, мосты строятся – мы рады пригласить новых авторов и читателей посетить наши основные странички в сети:
https://tengri-space.tumblr.com/ – сайт-визитка альманаха, где вы можете найти ссылки ко всем изданиям и проектам
https://www.facebook.com/groups/tengri.space/ – сообщество в Facebook
Приятного, увлекательного чтения!
С уважением, редакция альманаха «Перекрёсток цивилизаций»
Николай Вячеславович Абаев – О некоторых геополитических предпосылках развития буддизма в России
Буддизм и его перспективы
в контексте геополитики
Доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки Республики Тыва, Почётный доктор буддийской философии Института буддизма Буддийской Традиционной Сангхи России
Феноменальный расцвет алтайского «бурханизма» в начале XX века удивительным образом совпал с реформаторским движением в буддизме в странах Востока (Китай, Шри-Ланка, Япония, Монголия, Бурятия и др.), которое привело к образованию «модернистских» форм современного мирового буддизма, играющих все более заметную роль в диалоге культур Востока и Запада. Однако это совпадение представляется совсем неслучайным, если учесть, что в недрах другой индоарийской религии, в глубокой древности породившей сам буддизм, – в индуизме тоже развиваются процессы реформации и «модернизации», которые, с одной стороны, породили так называемый неоиндуизм (в разных его формах), а с другой – стимулировали формирование и развитие «гандизма», как общественно-политического движения, весьма причудливо (и, вместе с тем, вполне органично) сочетающего традиционные для всей индийской цивилизации идеи «не-насилия», «не-причинения» зла насилием (ахимса) со вполне современными методами и формами политической борьбы в соответствии с принципами и идеалами западной демократии.
Ярким примером такого симбиоза стало «гражданское неповиновение» и другие «ненасильственные» акции, которые в конечном итоге и привели к обретению Индией независимости от Британской империи и в значительной мере обусловили то, что эта восточная страна до сих пор развивается в рамках и на основе западного парламентаризма и других демократических институтов, несмотря на постоянные ожесточенные попытки ультра – традиционалистов и фундаменталистов ввергнуть ее в пучину межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В связи с этим следует отметить, что и алтайский «бурханизм», и «обновленческое» движение бурятских, калмыцких и тувинских буддистов должно было привести примерно к такому же результату (т.е. к более или менее бесконфликтному взаимодействию и соединению разных цивилизационных культур, правда, в весьма ограниченной сфере политической культуры), если бы не грубое, сугубо насильственное подавление этих движений.
Следует, таким образом, подчеркнуть, что важным уроком известных событий 1904 года на Алтае (что это за события?) является то, что традиционная религиозная культура в принципе может вполне самостоятельно выработать в себе более «правильный», т.е. более гибкий менее конфликтный ответ на цивилизационный «видов» современной западной культуры, чем, например мусульманская цивилизация. Но реакция на этот ответ тоже должна быть гибкой, демократичной и вполне цивилизованной (а не «варварской», как в случае с убийством М. Ганди исламским фанатиком, или в случае со сталинскими репрессиями против бурятских «обновленцев»). Кстати, эти репрессии в конечном итоге привели к тому, что в настоящее время бурятские ламы стали отходить от принципов «обновленчества» (в том числе и от вполне рациональных, с точки зрения современных реалий, например, таких, как призыв к разумному использованию новейших достижений европейской науки и техники, а также элементов демократической политической культуры), возвращаясь к более традиционным и иногда даже консервативным формам религиозной проповеди и практики, что само по себе закономерно, но в значительной степени затрудняет распространение тибетского буддизма Махаяны среди русскоязычного населения Федерации.
Поэтому актуальной остается проблема некоторой «модернизации», трансформации и реформации, как в буддизме, так и в «бурханизме», с учетом исторического опыта их взаимодействия с российско-евразийской цивилизацией, а также выработки единой (по крайней мере, в общих чертах) стратегии развития в резко изменившейся в последние годы геополитической и этнокультурной ситуации. При выработке такой стратегии необходимо учитывать то, что и буддизм, и «бурханизм» являются подлинно «евразийскими» религиями не только в геополитическом и цивилизационном смысле, но и, так сказать историко-генетически, поскольку обе религии были созданы родственными в этнокультурном (этноконфессиональном) отношении народами, создавшими евразийское кочевничество, которое, в сущности, и породило так называемую «кочевую» цивилизацию народов Центральной Азии, а затем и евразийскую цивилизацию как межкультурный и межэтнический феномен.
При этом следует прежде всего учитывать то, что древний «Ак-дзян» (произносится «Ак-jан», «Ак-дян», «Ак-Чаяан»; бур.-монг. «Бурхан Заяа [н]») предшественник современного «бурханизма», и бурят-монгольское тэнгрианство были не только добудийскими религиями, но и единой саяно-алтайской пред-буддийской религией, в которой уже содержались в более или менее явной форме основные, фундаментальные положения буддийской философии – теория «пустотности» (ср. концепцию «Вечного Синего Неба», «пустотного» по своей природе, но, вместе с тем, всеобъемлющего и всемогущего), идея Универсального Круга («хор» – «кур» – на каком языке?) и диалектического монизма, концепция «перерождения» и т. д. С точки зрения этнополитики и практики межконфессионального взаимодействия особый интерес представляет, конечно, этический императив «Белой Веры», требующий безоговорочного соблюдения принципов «ненасилия», любви и сострадания ко всем «живым существам», лежащий в основе экологической культуры «кочевой» Центрально-евразийской цивилизации. Представляется, что давно уже назрела необходимость обобщения и утвержденитя этих духовно-культурных и цивилизационных принципов в «Евразийской Хартии», которая наряду с правами человека (как в «Атлантической Хартии») должна отстаивать приоритет нравственных, духовных и экологических ценностей, а также равные права и интересы как «больших» так и относительно «малых» этносов и этноконфессиональных групп. Это становится все более актуальным так же и в виду массированного наступления исламского фундаментализма не только на Западную (христианскую) цивилизацию, но и на Российско-Евразийскую.
Буддисты и последователи «Ак дзян» в Туве, Хакасии и Бурятии разработали следующий вариант «Евразийской Хартии»:
1. Право этносов на выбор традиционных для них форм самоуправления и культурно-национальной автономии в рамках существующих государств.
2. Правосубъектность этноса во всех сферах международных отношений, касающихся его интересов, независимо от его государственно-территориального статуса.
3. Право на этнокультурную, экономическую и экологическую безопасность, в том числе на безъядерные зоны.
4. «Ненасилие», не причинение зла насилием, как метод решения всех этнополитических проблем.
5. Неприкосновенность этнической территории, священных мест.
6. Право на разнообразие форм коллективной безопасности, на присоединение (или неприсоединение) к разным «блокам», «союзам» и т. д.
7. Право исповедовать (или не исповедовать) любую религию; право на защиту традиционных конфессий от иноэтнических конфессиональных новообразований (сект).
8. Уважение прав на коллективную собственность на землю и на коллективные формы природопользования в традиционных местах обитания.
Думается, что эти принципы могут быть положены и в основу общей стратегии развития буддизяма и бурханизма); а также тенгрианства, в современной этнокультурной и геополитической ситуации в российско-евразийском пространстве. Можно надеется, что именно такой подход позволит предотвратить предрекаемую С. Хантингтоном «войну цивилизаций» и другие межэтнические и межконфессиональные конфликты.
Примечания
1. О бурятском «обновленчестве» подробнее см.: К. М. Герасимова. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. Улан-Удэ, 1956.
2. См.: Н. В. Абаев. Архаические истоки понятия «хор» в этнокультурной традиции народов Саяно – Алтая. «Социальные процессы в современной Западной Сибири». Горно-Алтайск: ГАГУ, 2003; см. также: Н. В. Абаев, В. Р. Фельдман «Тэнгрианство» и «Ак Чаяан» как духовно-культурная основа кочевнической цивилизации тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2002.
Сумэру. Фотографика Юрия Извекова
Юрий Леднёв – Сакральное знание египетских жрецов о природе Вселенной1
Писатель и исследователь, г. Казань
Современная наука достигла огромных высот. За последние десятилетия физикам и астрономам удалось открыть горизонты, о которых раньше можно было только мечтать. Множество космических спутников бороздят не только околоземные просторы, но исследуют доселе неизвестные пространства Вселенной. Благодаря космическим телескопам, открыто огромное количество планет, спутников, звёзд и туманностей. Наука по-новому взглянула на нашу солнечную систему и многие другие галактики. Запечатлены уникальные космические явления. Теперь можно наблюдать рождение и смерть дальних светил и процесс влияния чёрных дыр на окружающие объекты. Вот-вот произойдёт что-то невероятное, какое-то открытие, которое изменит всю нашу жизнь. Но готова ли наука к этому? Готовы ли к этому сами люди?
Немецкий философ и математик XVII века Вильгельм Лейбниц (1646—1716 гг.) однажды сказал: «в наималейшей части материи существует целый мир творений, живых существ, животных и душ».2 Теперь давайте попробуем разобраться в смысле сказанного Лейбницем ещё несколько столетий назад. Современная наука почти приблизилась к разгадке строения нашего мира, научившись систематизировать, в строго обобщенной форме иерархичности, все его системы. Возьмём нас с вами. Человек – это, с биологической точки зрения, живой организм, состоящий из различных групп и систем, которые, взаимодействуя между собой, образуют единый и целостный «оркестр». Когда в оркестре кто-то фальшивит, то страдают все, а нерадивый музыкант либо идёт доучивать произведение, либо музыканта заменяют на другого. Также и в человеке, когда отказывает какая-то система, или орган, то его начинают лечить, либо, в крайних случаях, заменяют на другой. В противном случае, человек погибает. Возникает вопрос: чем обеспечивается гармония всех систем организма в человеке? Кто-то скажет, что головным мозгом. А что, в таком случае, обеспечивает работу головного мозга? Нейроны. А что заставляет работать нейроны? Нейроны, подобно другим клеткам организма всякого биологического вида, также состоят из своих «систем». Каждая клетка обеспечивается работой молекул. Молекула существует благодаря атомам. Атомы обеспечиваются работой ядра и элементарных частиц. А что лежит на основе этих частиц? Разве они самодостаточные?
Вернёмся обратно к организму человека. Человек является частью экосистемы всей нашей планеты, образуя человечество и, в совокупности с остальными видами, весь животный мир нашей планеты. Планета Земля существует лишь благодаря гармоничному «оркестру», под названием «Солнечная система». Эта система образует галактику Млечный путь. Различные галактики и звёздные скопления образуют туманности. Туманности и другие объекты составляют нашу Вселенную. А что лежит за границами Вселенной? Одна ли Вселенная или их может быть множество? В чём заключается бесконечность Вселенной? Американский палеонтолог и биолог, профессор Чикагского Университета (University of Chicago) Нил Шубин говорит: «Соотношение атомов – лишь один из отличительных признаков нашего тела. Оно организовано подобно матрешкам: мельчайшие частицы составляют атомы, группы атомов образуют молекулы, а молекулы формируют клетки, ткани и органы. На каждом уровне организации возникают новые свойства, так что каждый элемент сложнее суммы составляющих его частей. Иерархическое строение, при котором более мелкие элементы составляют более крупные структуры с новыми свойствами, является базовым принципом строения мира и отражает нашу глубочайшую связь со Вселенной, Солнечной системой и Землей»; «человек состоит в кровном родстве не только со всеми живыми организмами, но и с землей, с водой и воздухом, с нашей планетой, с Галактикой и всей Вселенной. Наши тела сотканы за миллиарды лет эволюции из «звездной пыли».3
Всё это образует единую картину Мироздания, выраженную в понятиях макромира и микромира. Человек в этой картине находится где-то посередине. Всё, что ниже его – это микрокосмос, всё что выше – макрокосмос.
Как обеспечивается гармония между тем, что выше и тем, что ниже наука до сих пор объяснить не может. В свою очередь, многие древние учения объясняют гармонию этих законов влиянием Божественной воли или некоего «Великого замысла». Сам же человек – лишь результат взаимодействия и согласования двух этих Сил. Какое же место человек занимает во всём этом? Срединное. Тогда какое место занимает в этом сам Творец? Сверху или снизу он «руководит» всем ансамблем? Как, в частности, об этом говорят священные Писания:
«Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его. Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть все».
(Библия. Сир. 44: 28—29).
«Будет же Бог все во всем во время совершения».
(Библия. Деян. 3:21).
«Бог тот, кто дал каждой вещи ее строй».
(Коран, 20:50).
Римский христианский философ XV века Николай Кребс (Кузанский, 1401—1464 гг.) когда-то говорил: «В едином Боге свернуто все, поскольку все в нем, и он развертывает все, поскольку он во всем»; «Все во Вселенной не только является ее частью и отражением всей Вселенной. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную. Пребывание Бога в мире есть пребывание мира в Боге. В этом аспекте вещи и явления – только символы Бога. Мир не есть Бог, но он не есть нечто отличное от Бога. Мир – это зеркало Бога, который во всем присутствует в свернутом виде».4
В 2005-м году международная группа астрофизиков из Германии, Великобритании, Канады и США обнародовали результаты работы крупнейшего симулятора космического роста галактик и квазарных образований. Было использовано более чем 10 миллиардов имеющихся моделей частиц, чтобы проследить эволюцию распределения материи в кубическом области Вселенной, за 2 миллиарда световых лет. Моделирование осуществлял суперкомпьютер в Вычислительном центре общества Макса Планка (Max Planck Society) в Гархинге (Германия) и заняло это больше месяца. Применяя сложные математические методы моделирования более чем 25 Тбайт хранимой информации, ученые смогли воссоздать историю эволюции 20 миллионов галактик, а также сверхмассивных черных дыр, которые населяют этот огромный объем. Последние достижения в космологии показательно демонстрируют, что около 70% нашей Вселенной состоит из темной энергии в таинственном силовом поле, которое вызывает его расширение все больше и больше. Около четверти Вселенной, по-видимому, состоит из холодной темной материи, где появляются новые виды элементарных частиц, которые не сразу обнаруживаются на Земле. И лишь 5% состоит из обычного атомарного вещества, хорошо нам известного водорода и гелия.5
Результат моделирования показал, что вселенная имеет уникальную и в то же время знакомую структуру, в первую очередь биологам. Причём здесь Биологи, скажет вы?! Теперь посмотрите на рисунок (рис. 1). В верхней части изображена модель Вселенной, а в нижней нейронная клетка головного мозга человека. Удивительное совпадение? Или отражение некой картины закономерностей всего мироздания? Всего лишь научная гипотеза, а сколько смыслов сразу она открывает для нас. Только вдумайтесь, Вселенная – это клетка. Может ли такое быть на самом деле?
Рис. 1. Вселенная – Клетка
Все объекты во Вселенной активно взаимодействуют между собой, также как взаимодействуют между собой элементарные частицы в клетке. Следовательно, частицы в клетке подобны Планетам в галактике, а клеточное ядро – Солнцу и вся эта галактическая система походит на единый атом, а совокупность атомов (молекула) подобна галактике. Удивительное соответствие и универсальное проявление единого закона для всего, что существует на свете. Как бесконечное множество клеток существует в живом организме, как они рождаются и умирают, так и во Вселенной существует бесконечное множество галактических систем, судьба которых также обречена на смерть и последующее рождение. Получается, что клетка, будучи живой, имеет разум, то и Вселенная также разумна.
Саид Хади Анжамруз из иранского медицинского университета (Kerman University of Medical Sciences) пришёл к открытию, что «существующие модели Вселенной и клетки показывают уникальные макро-микро сходства»; «ядерный размер клетки увеличивается, аналогичным образом вселенная становится всё больше и больше»; «совершенно ясно, почти все, что существует в макромире отражено в биологической клетке в качестве микромира. По сути, вся Вселенная может быть показана, как биологическая клетка».6 Совместно с Дугласом Д. Макконели из университета нейрохирургии Флориды (Department of Neurosurgery, College of Medicine, University of Florida, Gainesville) и Хассаном Азари из Иранского медицинского университета (Шираз, Иран) они воссоздали клеточную модель и сопоставили её с существующей моделью Вселенной. Сходства оказались не только на уровне голографических изображений, но и на уровне алгоритмов развития клеточных ядер и чёрных дыр и мн. др. «Аналогично ядру клетки, вся масса черной дыры сконцентрирована в центре вселенной, которая является особенностью или „геном“ Вселенной. Всё, что падает в черную дыру, может появиться и начать другую вселенную, в связи с все возрастающей силой темной энергии или души вселенной. Таким образом, может быть бесконечное число вселенных каждой со своим собственным набором физических законов. Помимо этой метафизической или бесконечной судьбы, Вселенная также приходит к физическому концу, где она перестанет расширяться и, в конечном счете, самостоятельно разрушится».7
Выдающийся американский астрофизик Карл Эдвард Саган (1934—1996 гг.) в своих популярных книгах писал: «Азот в нашей ДНК, кальций в наших зубах, железо в нашей крови, углерод наших яблочных пирогов были сделаны в интерьерах схлопывающихся звезд. Мы сделаны из „звёздного“ материала»; «Если вы хотите сделать яблочный пирог с нуля, вы должны сначала создать вселенную»; «Космос внутри нас. Мы сделаны из звезд. Мы – это способ, которым Вселенная познает сама себя».8
Прошедший век XX был богат на всякого рода открытия и исследования в этой области. В начале 80-х годов в парижском университете было совершено удивительное открытие. Группа учёных, под руководством профессора Алена Аспе и Жана Далибарда обнаружили, что многие элементарные частицы способны взаимодействовать между собою, независимо от физической отдалённости друг относительно друга. Таким образом, одна частица, расположенная на расстоянии в десятки миль от другой изменяла своё «поведение», так же, как и частица с которой она взаимодействовала.9
Писатель Майкл Талбот, автор знаменитого труда «Голографическая Вселенная» в своей книге пишет, что «каждая часть вселенной содержит в себе всю вселенную. Это значит, что, если бы мы знали, как пользоваться этим свойством, мы могли бы обнаружить галактику Андромеды на мизинце своей левой руки»; «каждая клетка нашего тела уже содержит в себе весь свернутый космос. Этим же свойством обладает и каждый лист, каждая капля дождя и каждая пылинка»; «разделение вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла. Одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей вселенной. Даже камень в некотором смысле живой, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и во „всей ткани вселенной“ и во всем остальном, что мы абстрактно выделяем и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты».10
Таким образом, вселенная представляет собой единую систему взаимодействующих между собой элементов, где одна частица, заключённая в малой системе, способна влиять на состояние аналогичной частицы, расположенной в более сложной системе. Каждая частица и система, которую она составляет, является продолжением чего-то более сложного, а вместе они составляют единый разумный «ансамбль» или своего рода Сеть.
Физик, из Хьюстонского Университета, Кевин Баслер (Kevin Basler) по этому поводу сказал: «По-видимому, существует только один основной закон природы, который контролирует все эти сети».11
Исследователи из Южно-Калифорнийского Университета (The University of Southern California) предполагают, что одни и те же физические законы контролируют развитие как более мелких, так и более крупных систем, начиная с электрической активности в мозге человека, расширяясь до эксплуатации и развития Интернета и социальных сетей и доходят до расширения галактик, звёздных скоплений и т. д. «Динамика механизмов естественного развития одинакова для разных сетей, будь то цифровые, такие как Интернет и социальные сети, или это нейронные сети и связи в головном мозге» – говорит физик Дмитрий Крюков, руководитель исследовательской группы. Исследователи разработали модель развития Вселенной, начиная с ранней Вселенной, которая была разделена на мельчайшие частицы, кванты. В физике термин «квант» относится к безразмерной единице количества, «количество чего-то». Например, квант света – это световое устройство, фотон. В моделировании кванты были связаны в гигантскую космическую сеть, и по мере продолжения моделирования универсальное пространство-время непрерывно увеличивалось, так что связи между веществом и галактиками также возрастали. Когда исследователи сравнили развитие Вселенной с цепями мозга и социальными сетями, было установлено, что все это развивается аналогичным образом. «Возможно, что некоторые, еще неизвестные нам, законы природы определяют, как сети растут и меняются, от самых маленьких клеток мозга до крупных галактик» – говорит Дмитрий Крюков. Исследование опубликовано в журнале «Nature Scientific Reports» и «New Journal of Physics», где также говорится: «Прогнозирование и контроль динамики сложных сетей является центральной проблемой в науке „о сетях“. Структурные и динамические сходства различных натуральных (природных) и искусственных сетей позволяют предположить, что некоторые универсальные законы могут точно описывать динамику этих сетей, хотя характер и природа таких законов остаются для нас непостижимыми. В своей работе мы показали, что т.н. причинная сеть,12 представляющая собой крупномасштабную структуру пространства-времени в нашей ускоряющейся Вселенной, является диаграммой степенного закона с сильной кластеризацией, похожим на многие сложные сети, такие как Интернет, социальные или биологические сети. Мы доказали, что это структурное сходство является следствием асимптотической эквивалентности между крупномасштабной динамикой роста сложных сетей и причинных сетей. Эта эквивалентность предполагает, что неожиданно подобные законы управляют динамикой сложных сетей и пространства-времени во Вселенной, что имеет последствия для сетевой науки и космологии».13