Полная версия
Пустое русское сердце
– То есть он тут совсем рядом, и можно пешком спокойно дойти? Тогда чего так дорого?
– Э-э, нет.. Быстро довезу, а ехать, конечно, не близко… – попытался оправдаться бомбила.
– Эй, брат! – услышал Сергей окрик справа, – За двести пятьдесят довезу, садись!
– А ну, вали отсюда, это мой клиент! Он ко мне первым подошёл! – зло ответил конкуренту бомбила с большой ценой и сравнениями, ведущими в логическую яму, – Ладно, давай двести и поехали, – немного недовольно обратился он уже к Сергею и начал залезать в машину.
«Почти не пришлось торговаться, думал, будет посложнее. Двести – ещё по-божески», – отметил бывший бизнесмен и, отворив скрипучую дверь старой машины российской марки, сел на заднее сиденье.
В окне он не видел ничего особого. Практически однотипные дома старой постройки, всё ещё голые деревья без распустившихся листьев и хмурые люди. Они потихоньку выходили на улицу из своих домов, в надежде как можно быстрее добраться до работы и провести весь день там. Вечером большая часть всё так же угрюмо направится уже обратно, домой, где их будет ждать семья, или пустая и холодная квартира. Оставшаяся часть людей поедет на встречу с друзьями и девушками. Но, конечно же, неизвестно, кто проведёт время лучше. Возможно, никто. А может быть, все.
До автовокзала такси добралось быстро, не прошло и пятнадцати минут. Всю дорогу они с водителем молчали. Он наверняка думал о неудавшейся попытке обмана клиента и что потерял сотню рублей. А Сергей – о своё будущем, и том, будет ли оно вообще. Мысли двоих мужчин только изредка перебивал голос очередного шансонье, доносящийся из встроенных динамиков машины.
Машина плавно затормозила, и водитель вопросительно посмотрел на пассажира. Он же, в свою очередь, без слов отдал деньги за поездку и вышел из такси. Перед Сергеем было небольшое серое здание с вывеской «Автовокзал». Белые буквы давно потеряли свою былую яркость и сейчас находились не в лучшем состоянии. «Как и все мы», – пронеслось у Сергея в голове.
Зайдя внутрь, он заметил нескольких помятых охранников в явно застиранной и, несмотря на это, грязной форме. Всем им она была точно не по размеру и висела словно на вешалках. Они не обратили никакого внимания на проходящего мимо них мужчину с огромным рюкзаком за спиной. Вчерашний вечер они провели весело, с алкоголем. Но, как это и бывает, на утро они даже слегка об этом жалели.
Пассажиров в зале было немного. Сергею был нужен печатный киоск. Недолго побродив по практически пустому автовокзалу, он его нашёл – тот стоял в самом углу и был открыт. В нём сидела продавщица, занятая чтением неизвестной книги. Когда Сергей подошёл к киоску и начал искать карту области, так ему нужную, она не обратила на клиента никакого внимания. Принцип «Если нужно – попросит сам» здесь действовал отменно. Либо ей было просто наплевать.
Наконец найдя самую подходящую карту, Сергей протянул её продавщице и достал кошелёк.
– Пятьдесят рублей, – устало и сонно сказала она.
– Вот, держите, – протянул он ей купюру и убрав кошелёк во внутренний карман комбинезона, сел на ближайшую лавку.
Расстелив карту на большей части скамейки, Сергей усердно принялся её разглядывать. Всё его путешествие было сложным, но эта часть оставалась решающей. «Слишком близко… эта большая, не подходит…», – он водил пальцем по карте и выбирал, выбирал, выбирал. «Да, вот оно. И довольно далеко, и вроде бы небольшая, и река недалеко», – вслух произнёс он. Никто не обратил на него внимания, вокруг попросту никого не было.
Быстро сложив карту, он направился к кассам. Из пяти возможных, работала всего одна, да и в той кассирша спала. Осторожно постучав по стеклу, отделяющему билетёра и покупателя, он смог разбудить её. Постучав во второй раз, более сильно, ему удалось её пробудить. Встрепенувшись, она затуманенным взглядом посмотрела на него и тихо произнесла: «Господи, даже отдохнуть не дают».
– Доброе утро. Есть билеты до деревни Пушкарёва?
Несколько часов спустя.
Автобус трясся и подпрыгивал на многочисленных кочках и ямах. Скорость была небольшая – быстро по таким разбитым просёлочным дорогам ехать было попросту невозможно. За окном был самый разгар дня. Светило солнце. На небе не было ни одного облака.
Купив билет на автовокзале, Сергей просидел в зале ожидания недолго – ему быстро надоело это занятие и выйдя на улицу, он приметил ближайшую лавочку и направился к ней. Сидеть на улице было гораздо приятнее, чем в помещении. Во всяком случае, летом. Он не читал, не копался в своих собранных вещах. А просто думал. Думал, что же он будет делать дальше.
И сейчас, будучи уже на полпути к незнакомой деревне, его не покидали тяжёлые мысли. «А если я не найду жильё? А на что я буду жить? Денег осталось так мало….» Сергей постарался отогнать от себя эти мысли и попытался внушить себе – всё будет хорошо. Удача будет на его стороне.
Но получалось не очень.
В автобусе был всего один человек, не считая водителя и Сергея. Это был немолодой мужчина со спокойным лицом и отрешённым взглядом, направленным в окно. Много внимания ему Сергей не придавал – это был всего лишь ещё один попутчик.
«Деревня Пушкарева» – прочитал Сергей на указателе, медленно проплывшим мимо автобуса. Через три минуты автобус с жутким скрипом остановился, и с громким хлопком открылась единственная дверь. Подхватив свои вещи с сидения, Сергей быстро встал и вышел на улицу.
Солнце светило. На небе не было ни единого облака.
Остановка располагалась буквально в пятидесяти метрах от деревни, прямо у главной дороги. За ней, в трёх метрах дальше, была уже другая просёлочная дорога, ведущая прямиком в деревню.
Постояв несколько минут на перепутье, Сергей глубоко вздохнул и зашагал по этой самой дороге. Спустя триста метров, стали виднеться дома. Самые обычные деревенские дома. Все одноэтажные, с небольшим садиком впереди крыльца. Одни дома были более обшарпаны, другие – менее. Но все они явно были много старше Сергея.
«Так, здесь должна быть какая-нибудь почта, нужно туда первым делом зайти», – думал он. Полдень. Пройдя вдоль улицы метров пятьсот, Сергей не встретил ни одного человека. Лаяли собаки, мычали коровы, стайками бегали гуси. Но людей – не было.
Деревня, сама по себе, была не маленькая. На первый взгляд казалось, что дворов было около сотни. А скорее всего – больше. «Значит в деревне живёт человек двести-триста», – размышлял Сергей, ища глазами здание, хотя бы отдалённо походящее на почту. Ему повезло – на встречу ему вышел мужчина, у которого можно спросить, где она находится.
– Извините, извините, мужчина! – крикнул Сергей незнакомцу.
– А, что?.. – удивлённо посмотрел он на чужого человека в этих местах.
– Подскажите, где здесь почта?
– Э-э, ну.. Главная – в райцентре, а у нас только отделение небольшое. А вам зачем? – недоверчиво посмотрел на него мужчина.
Это было вовсе не удивительно. Доверия, особенно в этой стране и в это время, было всегда недостаточно. Ты не доверял никому. Ни партнёрам по бизнесу, ни заправщику на бензоколонке, ни кассиру в магазине. Они отвечали тебе полной взаимностью. Что это? Почему это было именно так? Из-за обильного воровства? Из-за круговорота обмана? Ответить никто не мог. Да и вряд ли, конечно, хотел. Вот и здесь, за многие сотни километров от столицы, которую миллионы граждан считают цитаделью зла, люди не доверяли незнакомцам. Однако, так было всегда. И двадцать лет назад, и сто. И, скорее всего, пятьсот лет назад. Мало когда незнакомцы приносят пользу, что уж говорить о добре и хороших новостях.
– Я хочу узнать, есть ли в этой деревне какая-либо работа. Любая. Абсолютно любая. И ещё мне нужно жильё. У вас же, в этой деревне.
– Вы откуда такой приехали? Знаем мы вас, бывали уже случаи.. – ещё более недоверчиво произнёс мужчина.
Мимо них, стоявших прямо посреди пыльной деревенской дороги, прошли три курицы, периодически останавливаясь и пытаясь найти что-нибудь съестное на земле.
У всех, естественно, есть свои заботы. И всегда они были, есть, и будут самыми важными.
– Я из большого города, бросил там всё и сюда приехал. Хочу спокойно жить и трудиться, – Сергей не стал упоминать, что жил в Москве – ему не нравилось отношение тех, кто не жил в столице, к тем, кто там жил и живёт. Слишком стереотипными были мысли и могли привести только к недопониманию и ещё большему недоверию.
– Даже так..понятно. В общем, вам нужно дальше по улице идти, метров двести, справа будет здание без забора, за ним поверните направо и ещё сто метров пройдите. Слева будет синий дом – это то, что вы ищите. Там вывеска есть, не ошибётесь, – подробно объяснил мужчина.
– Огромное спасибо! А можно ещё спросить? Почему людей вокруг нет? Вроде бы самая середина дня..
– Потому что работают все. Кто – в огороде, кто – с животинами носится. Да и многие просто на рыбалку да по ягоды пошли. У нас так выживают, вы привыкайте, если планируете здесь остаться..
«Выживают», – мысленно повторил Сергей.
– Понял. Ещё раз спасибо, – поблагодарил он незнакомого мужчину и пошёл по карте, возникшей у него в голове.
– Эй, подожди.. – неожиданно окликнули его, – Я Михаил, если что..
– Очень приятно, я Сергей, – пожал он протянутую ему руку.
– Ты обращайся ко мне за помощью, не стесняйся. Я сам, как ты, переехал сюда из большого города. Двадцать лет назад. На Виноградной дом восемь живу. Заходи, в общем, как-нибудь..
– Спасибо за помощь! Обязательно зайду, – обрадованно сказал Сергей.
– Ага-ага.. Удачи, – ответил ему Михаил и направился дальше по своим делам.
Именно тогда, в тот самый момент, когда Сергей пожал протянутую ему руку, он понял, что сделал правильный выбор, покинув столицу.
IV
Прошло ровно семь дней, как Сергей приехал в деревню. По сравнению с тем, сколько событий происходило там, в Москве, каждый час, здесь было безумно спокойно. Но события, несомненно, происходили. Их и невозможно было избежать, особенно в момент обустройства на новом месте.
Можно было сказать, что ему безумно повезло с жильём. В начале года молодая семья решила покинуть деревню и уехала в ближайший городок. Там, мол, и ближе к цивилизации, и ребёнок маленький, да и жить одним своих хозяйством да небольшими подработками было слишком накладно. Уехав, они передали главе сельсовета, что готовы просто так отдать свой небольшой домик кому угодно. Им они не дорожили, это пристанище досталось семье в наследство от далёкой родственницы. Холодной зимой желающих переселиться не нашлось. А к лету про такую возможность попросту позабыли. До момента, когда объявился Сергей.
Дом был самым обычным, самым деревенским. Невысокое крыльцо, в конце его – старая, износившаяся, с облезлой синей краской, дверь. Сразу после неё – не длинный коридор. Слева нехитрая кухня, с газовой горелкой, неработающей раковиной и маленький холодильником «Энергия» шестидесятых годов. Справа от коридора – ещё одна дверь. Утеплённая. Новая. Открыв её, человек попадал в основную часть дома. Здесь были две большие комнаты, одна из них со сквозным проходом. В них стояло четыре кровати, пустые шкафы, тридцатилетний телевизор, ловящий в такую глухомани только Первый канал, государственный. Пол ужасно скрипел под ногами, и ночных воров можно было не опасаться – этот скрип, казалось, было слышно на всю деревню. Сам дом извергал ощущение пустоты, пустоты покинутого корабля. Вернувшись в коридор и пройдя по нему, можно было попасть в небольшую мастерскую, а дальше – ещё одна дверь с выходом во внутренний двор, где кроме покинутого огорода и нескольких пустых сараев ничего не было.
Дом был далеко от центра деревни, но расстояния были совершенно другие – 10 минут очень неспешного хода и ты был у здания администрации и почты в одном лице. Именно тут, неделю назад, Сергей нашёл для себя будущее, которое всё ещё было несколько туманно. Но крыша над головой уже была, и это не могло не радовать.
Бывшему городскому жителю казалось, что ему дадут от ворот поворот, когда он впервые пришёл за помощью в администрацию, но всё оказалось иначе.
Там его очень приветливо встретил мужчина лет семидесяти и сразу же посадил пить чай, пока решались все вопросы. Этим мужчиной был Альберт Эйзенхартс, герой труда Советского Союза и бывший председатель колхоза, который развалился вместе с СССР давным давно. Вернувшись безработным в родную деревню, он сразу же взял всё под свой контроль и из умирающей деревни, создал вполне себе функционирующий организм. Вся деревня была поделена им на небольшие кооперативы. Кто-то поставлял молоко, кто-то – овощи, хлеб или мясо. Всё было в свободном обмене и многим деньги были даже не нужны. Однако, от пенсий или пособий по безработице никто в этой деревне не отказался.
«Вы, молодой человек, очень верно сделали, что бросили пыльный и гнетущий город и приехали к нам. В деревне – жизнь. Здесь люди действительно живут, а не пытаются пойти по головам, чтобы получить очередную должность в офисе. Мы очень дружная семья – Альберт был очень бодрым стариком и явно радовался гостю, – Но принять вас в семью мы пока что не можем. Вижу по глазам, что вы всё понимаете. Это правильно. Вы здесь человек новый, никто вас не знает, да и вы никого не знаете. Нам неизвестно, чего вы хотите на самом деле, да и вы, опять же по глазам вижу, не совсем понимаете, чего хотите от нас и от своей новой жизни.»
Всё это время Сергей молча слушал собеседника и пил чай. Он был вымотан долгой поездкой и сейчас хотел только одного – спокойно поспать и погулять по чистому, спокойному лесу. Но старик был прав.
– У нас здесь, можно сказать, идеальные условия для вашей ситуации. Вы мне нравитесь как человек, и я не хочу ставить вам капканы. Есть один пустой дом, я вас провожу туда. Можете жить там. Но есть условия. Вы должны будете начать работу в одном из наших кооперативов, я попозже посмотрю, где есть места и поговорю с мужиками, они сами решат, кому нужна ещё пара рабочих рук. Сегодня у нас, вроде бы, четверг.. – задумался он, – значит до понедельника отдыхайте и дайте нам время всё решить. На первое время выделим вам еды. Но немного. У вас есть ещё деньги? – Сергей кивнул, – Отлично. Магазин в соседнем здании. Цены смешные. Купите, всё что вам нужно. Если хотите сходить на рыбалку, либо поохотиться, просто поговорите с соседями, дадут всё что нужно. Я об этом позабочусь. Что ещё…
– Простите, что перебиваю, но есть вопрос. Сколько людей живёт в деревне?
– Чуть больше двухсот человек. А что?
– Интересно, просто. У меня, знаете, в городе, в одном только доме двести человек жило…
– Ха. Неудивительно. Привыкайте теперь. Ладно, вопросы у вас будут, и будет их миллион. Выписывайте их потихоньку на бумагу, попозже отвечу. А сейчас, пойдёмте, провожу вас до нового жилища.
Вторая встреча с деревенским жителем была очень неплоха, думал Сергей. А что будет дальше, никто не знал.
Следующие четыре дня он обустраивал дом, чинил его – во многих местах были заметные щели и дыры, и отлёживался. Нервное напряжение последних недель давало о себе знать. За всё это время, он только единожды вышел из дома, если не считать многочасовых посиделок на крыльце с пачкой сигарет и самым лучшим собеседником – самим собой. То был поход в единственный продуктовый магазин, где на него с плохо скрываемым удивлением смотрели и посетители, и продавщица.
Календарь на стене, оставшийся от прошлых владельцев дома, показывал воскресенье. Сергей начинал беспокоиться, не забыли ли про него? Решив, что пойдёт к Альберту чуть позже, ближе к вечеру, он вновь сел на крыльцо и всмотрелся в округу. По левую сторону от его дома были другие дома, напротив – тоже. Справа стояло всего два дома. Все они были разные, но такие похожие. От них веяло спокойствием и уютом. Своих соседей он видел только мельком, когда они рано утром выходили на работу или приходили на обед в родные стены. Это были разные люди. И старые, и молодые. И мужчины, и женщины. Два раза в день мимо его дома проходило стадо коров. Управляемое, конечно же. Обыкновенно вёл их подросток, словно сошедший со всех возможных стереотипов о деревне: соломенная шляпа, порванные и запачканные шорты, старые кроссовки и мятая футболка. В руках у него непременно всегда была палка, с любовью выструганная из обвалившегося дерева.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.