bannerbanner
Дзуки
Дзуки

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Тем не менее, купец не сдался и поступил мудро. В 1790 году Шелихов создает Предтеченскую и Уналакшинскую дочерние компании, а новым управляющим СевероВосточной торговой компании становится его сподвижник Баранов. При новом руководителе было сделано много полезного для освоения Русской Америки. Привлекательность новых земель рождает новые компании.

Организовываются Курильская, Иркутская и Североамериканская торговые компании. Они развивались бы стихийно, если бы не случай.

В 1796 году на Российский престол взошел Павел-I. О нем мало сказано, и еще меньше правды. Однако многие поступки, не похожего на своих предшественников императора, замалчиваются напрасно. Павел-I подписал указ по объединению всех восточных торговых организаций в единую. В 1799 году создается Российско-Американская компания с монопольным правом промысла, торговли, строительства и установлению торговых связей с другими государствами. Компания имеет исключительное право привлекать на службу офицеров флота. При этом служба в компании засчитывается как стаж в действительном флоте. Зять Шелихова, Рязанов, становится доверенным лицом компании при императорском дворе в Петербурге. Сам Шелихов, наряду с Барановым, назначается императором одним из четырех директоров Российско-Американской компании.

Торговый оборот и влияние компании в Русской Америке стремительно растет. Собственный капитал на 1 января 1800 г. составлял почти 3 миллиона рублей. При Александре-I компании трижды выдаются значительные ссуды. Из Кронштадта перебрасываются крейсера и закладываются новые корабли. Через несколько лет компания имела свой торговый и военный флот для охраны, а так же, утвержденный высочайшим указом, флаг. Именно тогда зазвучали имена Лазарева, Нахимова, Крузенштерна. Благодаря литературной обработке названия кораблей «Юноны» и «Авось» навсегда остались в памяти народной.

Русские стремительно осваивают западное побережье Северной Америки. Они ставят форт Росс в Калифорнии и основывают гарнизон на острове Гавайи. В 1809 г. Главное Управление Российско-Американской компании обращается к Александру-I с предложением основать колонию даже на Гавайском архипелаге. Император отказывает. Через девять лет руководство компании вновь подает прошение на высочайшее имя с предложением приобрести Гавайи. Александр-I вновь отказывает, хотя к тому времени на архипелаге уже построены три русские крепости.

Влияние Российско-Американской компании в Северной Америке становится весьма значимым. В 1824 году Россией были подписаны договора с правительством США и Англией, которыми были на государственном уровне определены границы русских владений в Северной Америке. Накануне Крымской войны Российско-Американская компания самостоятельно заключила сепаратный пакт о нейтралитете с британской Компанией Гудзонского залива. Это спасло Русскую Америку от разорения англичанами в период войны 1853–1856 гг. Позиция компании упрочатся, когда Романовы становятся ее акционерами, а главного правителя Российско-Американской компании император производит в контр-адмиралы. Постепенно из торгового акционерного общества компания превращается в государственную структуру. Все ключевые посты занимают морские офицеры. Один из директоров уже не избирается акционерами, а назначается из кабинета Министерства иностранных дел. Власть деловых людей в компании теряется, несмотря на то, что крупные пакеты акций все еще находятся в руках купечества.

Постепенно чиновники наводят свои порядки, и это сказывается на доходах компании. Содержать удаленные поселения становится невыгодно. Государство начинает ежегодно датировать по 200 000 рублей на поддержание баланса Российско-Американской компании. Долго так продолжаться не может. Первой жертвой становится форт Росс, расположенный в 70 милях от Сан-Франциско, недалеко от реки Славянки. Начало строительства крепости совпало с Бородинской битвой в Отечественной войне 1812 г. Почти за 30 лет поселение разрослось, а с построенной верфи сошло 6 судов. Появились прочные связи с аборигенами. В православной церкви батюшка крестил детей от совместных браков.

Одна из копий страницы церковной книги форта Росс утверждала, что 1836 году на свет божий появился Владислав Шитиков. Дэн перечитал этот документ. Значит, Трофим остался на Аляске в ту экспедицию, и род рыбаков из поселка Каменка нашел свое продолжение в Калифорнии. Остатки остывшего зеленого чая не смогли успокоить вспыхнувшее возбуждение. Не понимая почему, Данила вдруг ощутил удивительную гордость за Шитикова. Даже восторг. Будто это он, Некрасов, как-то причастен к этой удивительной истории. К экспедициям на Аляску, к тяжелым переходам по неизведанному побережью Северной Америки, созданию русской колонии на Гавайях и, наконец, строительству форта Росс. Там родился Шитиков – тезка убитого Влада у метро «Волгоградский проспект». Тесен мир. Как переплелись эти судьбы. Почему документы попали в руки Дэна, было совершенно непонятно. Только Данила чувствовал, что все это не случайно. И теперь он непременно во всем разберется. Он найдет стрелка из синего «Форда» выпустившего пулю в затылок Влада Шитикова. Найдет и покарает. Это стало личным делом Данилы Некрасова.

Размяв немного застывшие мышцы, Дэн вновь начал читать документы, собранные мужчиной, который до вчерашнего вечера был совершенно ему не знаком, но теперь становился все ближе. Исторические справки стали приобретать особые оттенки. Из безликих они превращались в личностные. За ними виднелся Трофим Шитиков и его потомки в Русской Америке. Наверное, поэтому договор о продаже форта Росс был воспринят Данилой, как предательство. В 1841 году некоему Джону Саттеру администрация уступила форт с пятью окружавшими его поселками и действующая верфь за 42 тысячи рублей. Правда, новый владелец заплатил только 37 тысяч. Это была пощечина всем русским, положившим столько сил и жизней на освоение новых земель. Их дома, постройки и даже церковь продали за копейки. Все перешло в руки человека даже не говорившего по-русски, но история отомстила.

В 1848 г. Калифорния вошла в состав США, а годом позже там началась золотая лихорадка. Неподалеку от лесопилки того самого Саттера на берегу Русской реки нашли самородок. Вскоре новый штат было не узнать. Около 300 тысяч прибывших старателей добыли в Калифорнии более 4 тысяч тонн золота. Самый большой самородок весил 88, 5 килограммов. О русских остались лишь воспоминания. Река Славянка до сих пор называется Русской, а местные барышни и поныне распевают на праздниках казачьи песни, нарядившись в яркие сарафаны. Судя по фотографиям, аккуратно собранным Владом в папки, он побывал в форте Росс. Возможно, улыбающиеся люди в русских одеждах, с удовольствием позировавшие фотографу, были его дальними родственниками. Оторваться от чтения документов, собранных Шитиковым, Дэн уже не мог.

Упущенное золото не произвело впечатления на русского императора и царскую семью. В декабре 1866 г. Александр-II на совещании в узком кругу принял решение о продаже всего имущества Российско-Американской компании, включая саму Аляску и Алеутские острова. Поверенный российского посольства в Вашингтоне барон Стекль в марте следующего года начал переговоры о продаже с госсекретарем Северо-Американских штатов Сьардом. Договорились быстро, остановившись на 7 миллионах долларов золотом. Поскольку договор должен был ожидать ратификации Конгресса, сумму увеличили на 200 000 долларов в качестве компенсации за отсрочку платежей. 18 октября 1867 г. в далеком Новоархангельске русские и американские солдаты прошли торжественным маршем по центральной площади, где были спущены два трехцветных флага. Российский и Российско-Американской компании. У него, в отличие от государственного флага, нижняя полоса была красной, средняя – синей, а верхняя, более широкая, была белой с двуглавым орлом. Аляска стала независимым федеральным округом США.

По иронии судьбы почти через тридцать лет началась золотая лихорадка на реке Клондайк, неподалеку от границы между Аляской и Канадой. За последующие 20 лет там было добыто золота на 200 миллионов долларов. Россия продала Аляску по 4 цента за гектар. Причем, втайне от руководства компании, жителей в зарубежных поселках, да, и всей общественности огромной страны. Кто-то, из живших в Америке русских, вернулся на Родину, но большинство попросту не смогли. Одни стали гражданами новой страны, другие остались верны присяге на веру продавшему их Отечеству.

Две фотографии из американской папки Шитикова остались в памяти Дэна навсегда. На первой высокий мужчина с открытым славянским лицом счастливо улыбался на фоне деревянной церквушки с православным крестом на маковке. Вторая запечатлела его же с пацаном лет пяти на руках. У малыша были чуть раскосые глаза на широком, почти круглом лице и светлые курчавые волосы. Они не были похожи друг на друга, но название фотографии говорило о каком-то родстве. «Два Иваныча». Данила долго рассматривал лицо Влада. До этого он видел его мельком на записи видео регистратора черного джипа. Постепенно образ неизвестного высокого мужчины с пулей в затылке сменился на жизнерадостного Владислава Шитикова с умными глазами и шикарной шевелюрой прямых светлых волос.

Глава VI

Звонок офисного телефона прервал размышления Данилы.

– Дэнчик, – ласковый голос секретарши звучал взволнованно, – Ашот приехал с каким-то перцем. Тебя требует. Срочно.

Заперев в сейф свой ноутбук, Дэн поспешил к директору. Все уже привыкли к быстрым сменам настроениям шефа. Сухой деловой тон общения с сотрудниками не обещал им ничего хорошего. За сдержанными короткими фразами начальника обычно следовали истеричные вопли и угрозы, которые часто заканчивались увольнением провинившегося менеджера. Хозяин не терпел забывчивости и не прощал ошибок. За небольшую промашку выгонял без всяких выплат. В назидание оставшимся. Поэтому любой сотрудник, неожиданно вызванный к шефу, с опаской перебирал в уме возможные огрехи в своей работе.

Войдя в кабинет директора, Данила не успел произнести и слова. Ашот жестом оборвал все формальности и поманил админа к столу. На массивной полированной столешнице лежал солидный смартфон и записка. «Проверь». Шеф многозначительно взглянул на админа, и тот все понял. Без лишних вопросов парень взял аппарат и кивнул. Направляясь к двери, Дэн окинул взглядом гостя. Тот сидел, ссутулившись за столиком с нардами. Пухлые ладошки с короткими, поросшими черными волосками пальцами, были сложены домиком. Он машинально встряхивал кости перед броском. Очевидно, Ашот уже что-то успел рассказать своему гостю о вирусе в его коммуникаторе, поскольку на хорошо выбритом лице незнакомца застыл испуг.

Едва админ вышел из кабинета директора, как наткнулся на немигающий взгляд секретарши.

– Я позвоню, – отмахнулся от ее вопросов Данила.

Аля обиженно поджала накрашенные губки. Она очень не любила оставаться в неведении хотя бы короткое время. Ее профессия и характер просто требовали, все обо всем знать. Сегодня получалось иначе. Пятница вместо привычного радостного ожидания беззаботного расслабления приносила одни волнения. Большинство офисных сотрудников столицы жили по строгому расписанию. Вечер пятницы отводился на развлечения, которые должны были снимать накопившуюся нервную нагрузку. Если организм обманывали, не давая послаблений, он всячески протестовал.

Данила был настолько погружен в навалившиеся на него проблемы, что даже не вспоминал о пятнице. В своей коморке админ быстро подключился к чужому смартфону и начал просматривать его содержимое. Надо сказать, что деловые люди часто не жалели денег на дорогие гаджеты. Правда, они ленились что-то изучать, поэтому не знали, как использовать весь потенциал электронных новинок. Однако, щеголять модными вещицами любили все. Это становилось неким атрибутом успешных бизнесменов, как роскошный автомобиль или длинноногая манекенщица.

Гость Ашота не был исключением. Кроме контактов и каких-то документов электронные папки его смартфона хранили только стандартные настройки. Он не пользовался ни фотокамерой, ни будильником. Поэтому файл со знакомым вирусом отыскался в течение двух минут. Правда, его размер был несколько больше, чем тот, что Дэн обнаружил в планшете рыжей Нины. Админ решил посмотреть, что из себя представляла программа «трояна». С помощью служебной программы он преобразовал тело, загруженного в память смартфона вируса, в текст. Беглый взгляд опытного специалиста выделил интересную деталь. Чужая программа не только шпионила за хозяином, но и подчинялась командам, присланных в SMS. Если сообщение начиналось со слова «Наутилос», то следующая за ней фраза интерпретировалась, как программный код. Для человека логики никакой, а вот аппарат выполнит. Причем, после этого полученное сообщение удалялось и никаких следов в памяти смартфона не оставалось. Задумка хакера понравилась админу, и он скопировал на свою флэшку хитроумную шпионскую программу.

Подготовившись к демонстрации возможностей обнаруженного на смартфоне «трояна», Данила позвонил секретарше и попросил передать шефу, что квартальный отчет готов. Любопытная Алевтина тут же почуяла подвох, но он надавил на нее, ссылаясь на срочное распоряжение шефа. Через несколько минут админ, молча, показал Ашоту и его партнеру забавную шутку. Дэн выключил аппарат гостя, и положил его рядом с нардами. Сам сел за переговорный столик в углу большого кабинета и застучал по клавишам принесенного ноутбука. Оба бизнесмена терпеливо наблюдали. Минуту спустя коммуникатор Ашота замурлыкал мелодию, сообщавшую о принятом сообщении. Заинтригованный босс быстро открыл электронное послание и стал его рассматривать.

Несколько секунд на полном лице директора было выражение удивления, которое сменилось яростью. Было видно, что он сдерживается. Глубоко вздохнув и покачав головой, Ашот медленно протянул свой коммуникатор гостю. Тот, увидев изображение на экране, резко отпрянул, словно неожиданно столкнулся со смертельной опасностью. Оба переглянулись. Они не проронили ни слова, но их лица стали наливаться густым багрянцем. Глазки сузились до щелочек, откуда готовы были извергаться молнии. Гость схватил со стола свой аппарат и, вскочив, резко замахнулся, чтобы разбить смартфон о сену. Ашот остановил его, и с усилием вырвал аппарат из рук. Хитрый директор приложил пухлый пальчик к своим сомкнутым губам, и медленно выдохнул. Что-то вроде зловещего шипения пронеслось по кабинету.

Хозяин усадил взволнованного гостя обратно в кресло за столиком с нардами, и положил рядом свой коммуникатор. На экране высвечивалась таблица с цифрами. Что это были за данные, админ не знал. Он выбрал первый попавшийся документ в аппарате гостя и отослал его на номер Ашота. Без разрешения владельца, конечно. Это произвело впечатление. Решив проверить свои подозрения, незнакомец взял свой смартфон и с любопытством повертел в руках. Он, действительно, был выключен. Админ опять застучал по клавишам своего ноутбука.

Коммуникатор Ашота вновь проиграл мелодию, сообщая, что есть непрочитанное принятое сообщение. В этот раз оба «знатока» современной электроники одновременно припали к коммуникатору директора. На его экране высветилась фотография удивленного гостя, рассматривающего свой выключенный аппарат. Они натянуто рассмеялись и посмотрели на админа. Тот застучал по клавишам ноутбука, и смартфон гостя чудесным образом включился, заиграв приветственную мелодию. Это было так обыденно, что напряжение бизнесменов сменилось простым любопытством.

– Виски? – неожиданно спросил приятеля Ашот. – Настоящий «Джони Вокер».

– Со слезой Патрика? – заученной фразой откликнулся тот.

– Сурэн, ты хочешь меня обидеть, – Ашот уже доставал из стенного шкафа бутылку и стаканы. – Святой Патрик плакал вместе со мной. Мамой клянусь.

Они чокнулись и разом выпили. Хозяин снова наполнил стаканы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4