
Полная версия
Мои воспоминания
Род "Масра" в округе был самым сильным, известным, влиятельным и многочисленным. Мы отличались строгой дисциплиной и трудолюбием, вели мирный образ жизни. За это нас уважали и ценили. Принадлежать роду "Масров" было очень почетно и гордо. Стараясь сохранить чистоту рода, семьи образовывались внутри своего родственного круга.
Схема родословной Исхакова Ильгиза Мухаррамовича

Например, наша линия, смотрите схему родословной. У нашего с вами общего предка Давлетбая было 2 сына Кашап и Исхак (мой прадед) от первой жены Хасбиямал.
А в 66 лет у него от 2 жены Хадии родилась младшая дочь Минибадар (моя будущая бабушка). И в том же 1880 году от сына Исхака родился внук Исмагил (в будущем мой дед). Через какое-то время они поженились. (На схеме они помечены желтым цветом.) Исмагил был сыном родного брата, то есть племянником Минибадар. Жили они хорошо и дружно, у них родился мой отец Мухаррам. Но это ещё не все тайны нашего рода. Когда Мухаррам вырастет он возьмет в жены свою троюродную сестру Минигаян, дочь Бадретдина – внучку Кашапа. (На схеме – розовым цветом). Таким образом, у моих родителей Мухаррама и Минигаян – один прадед Давлетбай. Мало того, он и мой прадед – отец моей бабушки Минибадар. (На схеме – мы на одной горизонтальной линии троюродных братьев).
По родословной схеме видно, Мухаррам приходится двоюродным братом Исмагилу, так как они сыновья родных брата и сестры. В то же время, Мухаррам и Исмагил – отец и сын!
Вот такие родственные хитросплетения. Чтобы стало понятнее – рассмотрите внимательно схему! Внуки, сохраните ее – будете знать своих предков до 9-го колена. Мои дорогие племянники! Я уверен, Вы по аналогии с моей схемой, без труда составите свою линию, со своими родителями.
Вот такие мои предки! Как они жили, любили, воспитывали детей, как сложилась их судьба, я попытался рассказать Вам то, что сам знаю. А вы, я надеюсь, расскажете своим детям и внукам.
Глава 11. Мои заметки
В эту книгу кроме воспоминаний вошли мои заметки, которые в разное время были опубликованы в газете «Вечерняя Уфа». В газетном жанре заметки бывают одноразовые и многоразовые. Одноразовые – освещают события сегодняшнего дня. На завтра они устаревают, и их больше никто не читает. Многоразовые – посвящаются какому-то событию, интересному случаю, содержание может иметь воспитательное значение. Они надолго остаются в памяти читателя. У меня около 200 заметок разного жанра. В эту книгу я включил те, которые могут быть интересны моему читателю.
В погребе мне не понравилось
Это случилось четыре года тому назад 31 декабря 1995г. 31 декабря на работе до обеда был обычный день. Формально, во время обеда встречали Новый Год. В 14 часов я позвонил жене домой и сообщил о поездке в сад за соленьями. Обещал вернуться к 17 часам. Что тут сложного: сад в Шакше, есть электричка, автобус… Тихая, морозная погода. Под ногами снег блестит. Не заметил, как прошагал 3 км по сугробам от вокзала до сада. Окна закрыты на ставни. В доме – темно. На зиму электричество отключается. Быстро переоделся, надел поверх костюма старый плащ, на голову – кепку бейсболку. По привычке нащупал ногами прибитые к стенке металлические скобы, тихонько спустился в погреб. Зажег спичку. Я – мужчина самостоятельный, хозяйственный. Собрал все необходимые продукты без предварительно составленного женой списка. С осторожностью поднял наверх банки, выбрал самую большую, тугую белокочанную капусту на голубцы и кинул через люк. Вот тут я совершил непоправимую, непростительную ошибку. При броске наверх она угодила на упор, который поддерживал крышку. Над моей головой захлопнулась тяжелая металлическая крышка люка. Освободиться из подземелья без посторонней помощи было невозможно. Головой толкал крышку, кричал. Бесполезно. Сырость, нехватка кислорода… Время от времени смотрю на часы, чтобы не прозевать Новый год.
Перед глазами домашний празднично накрытый стол, семья. Какие переживания им преподнёс? Время подошло… Несколько раз повторяю: "С новым Годом, с новым счастьем!".
Долгое моё отсутствие обеспокоило жену. Не дожидаясь наступления Нового года, она подняла двух мужчин с праздничного стола и приехала на такси в Шакшу. Когда увидела настежь открытую дверь садового домика, ей стало плохо. Тут я и услышал топот ног, голоса мужчин. Стал звать на помощь. Я вылез! Мы обнялись, целовались. Поздравляли друг друга с Новым Годом. Пробыл я в погребе 10 часов. Дома за стол сели в 5 утра…
Ильгиз Исхаков. 30 декабря 1999 года.
Закрашенные квадратики
Наверное, многим жителям нашего микрорайона хорошо известен детсад – ясли N 215 со своеобразным названием "Голосок". Он расположен в тихом квартале Проспекта Октября в доме N 117/2 и принадлежит тресту "Башнефтехимремстрой". Территория очень уютная, чистая. Со вкусом покрашены веранды и беседки.
Мне хочется рассказать о том, что отличает этот детсад – о логопедических группах.
– Какие родители не желают, чтобы их ребёнок говорил правильно, понятно, без дефектов. Этому мы и учим здесь ребятишек, – рассказывает заведующая Раиса Фёдоровна Никитина, 30 лет работающая на ниве дошкольного воспитания.
Я зашёл в подготовительную логопедическую группу N12. Ничего лишнего здесь нет. У входа красиво оформлен стенд "Для вас, родители". Можно узнать из него полезные советы, ознакомиться с методикой воспитания дошкольников. На стене висит "Экран успеваемости", где четко квадратиками отмечены имеющиеся дефекты в речи каждого ребёнка. Напротив многих фамилий квадратики частично или полностью закрашены. Это свидетельствует о том, что у многих детей дефект речи на стадии исправления или уже исправлен. Основная нагрузка в этой сложной, гуманной работе принадлежит педагогу логопеду детского сада Розе Ибрагимовне Туктаровой.
Занятия Роза Ибрагимовна начинает с артикуляционной гимнастики, которая способствуют развитию подвижности челюсти, губ и языка. Она внимательно, индивидуально занимается с каждым ребёнком. Строго следит, чтобы фонетические упражнения выполнялись правильно и чётко.
Роза Ибрагимовна считает важным в воспитательной работе знания родительского мнения о своем ребёнке, как живут дети вне стен детского сада. Влюблённая в свое дело, она всегда находит для каждого дошкольника тёплые слова, приласкает младших, обсудит дела со старшими. К концу занятия каждый ребёнок получает индивидуальное задание на дом для обучения развития речи.
Коммунист Р. И. Туктарова ведёт большую общественную работу. Она отличный пропагандист в системе комсомольской полит. учёбы. Кроме того, она народный заседатель Орджоникидзевского районного народного суда.
Сколько, сорока, на твоих золотых?
В нашем саду на своем участке сосед Салимжан бабай ещё 1985-м году посадил три яблоньки. Две вымерзли, а третья превратилась в большое красивое дерево, оказавшееся, правда, дикой ранеткой. И вот весной налетела на яблони целая стая сорок, устроили они настоящий базар, скрипели на своем языке: "Ше-ке-ре-кек! Ше-ке-ре-кек!" Возня эта не нравилась бабаю, но, увидев, что птицы сообща строят гнездо для молодой пары, разгонять их не стал. Через несколько дней сороки улетели, оставив после себя своеобразное архитектурное сооружение с крышей и двумя отверстиями. На яйцах сороки сидели вдвоём, глядя в противоположные стороны.
По окончании весенних работ появились два птенца. Кормили их родители разной пищей, иногда яйцами и птенчиками, украденными из гнёзд других птиц. Увидев однажды такую неприглядную сцену, моя внучка Айгуль сказала: "Я сорок больше не люблю". Много повидавший на своём веку Салимжан бабай объяснил это так: "Аллах создал одних существ как пищу для других. Это закон природы". К середине лета сорочата вылетели из гнезда, «поблагодарив» на прощание хозяина своим скрипом.
Летом к дедушке приехали зять с внуком из Сибири. Дед поделился, с ними наблюдениями. И внучку так захотелось рассмотреть поближе гнездо, что он уговорил деда разрешить ему заглянуть туда хоть одним глазком. Каково же было удивление всех, когда из гнезда мальчик достал горсть мелких стекол, чайную ложку и дедовы наручные часы, загадочным образом, исчезнувшие в начале лета! Интересно, простят ли воровок, если на будущий год они вновь вернутся в родное гнездо?
И. Исхаков 3.12.1998г.
О том, как бабушка долго – долго внука встречала
Моя однокурсница посадила своего пятнадцатилетнего сына Арсена на поезд Сургут – Самара и отправила к бабушке – в г. Салават. Предупредила проводницу, что он едет до Уфы. Дальнейшую дорогу до города Салавата Арсен знал хорошо: каждый год на каникулах гостил у бабушки. Все равно мать вложила бумагу с адресами и подробным описанием маршрута в карман сына.
Дальше происходило как в кино. С утра до позднего вечера, до самого последнего рейса, она встречала автобусы, но внука так и не дождалась…
Позвонила дочери в г. Сургут. Понятно их состояние… И мы, получив тревожный звонок однокурсницы, всей семьёй ломали голову: как быть, в каком городе, на какой станции его искать? Обзвонили многие службы: линейное управление внутренних дел МВД РБ, бюро несчастных случаев и так далее. Но мальчик с названной нами фамилией и указанными приметами нигде не значился. Это в какой-то мере обнадёживало. Мы продолжали поиск.
Итак, в Уфу поезд прибыл без опоздания. Доехал ли Арсен до Уфы? Может быть, проехал свою станцию? Ответ на этот вопрос мог дать только проводник вагона, в котором он ехал. Позвонили в Самару. Но вся бригада по прибытии двое суток отдыхала. Пока круг замкнулся.
Мы не успевали отвечать на телефонные звонки. Звонили из г. Сургута и г. Салавата, из линейной милиции. И, наконец, вот и он, долгожданный самый главный звонок! Майор Степанов из привокзальной железнодорожной милиции города Уфы сказал: "Приезжайте за вашим Арсеном. Жив он, жив! Находится у нас в отделении. Ждём!"
А случилось с мальчиком вот что…
На вокзале в Челябинске Арсен вышел на перрон, купил бутылку газированной воды. В вагоне обнаружил: нет кошелька с деньгами. Либо выронил, либо у него украли деньги. Хорошо ещё, что билет на поезд был у проводницы. Арсен прибыл в Уфу и оказался один на один в чужом городе без гроша в кармане, а ехать ещё аж до Салавата!
"Я стал думать, – объяснял он нам потом, – зайти в переговорный пункт, попросить разрешения позвонить маме в город Сургут? Пойти в милицию, рассказать о случившемся?" В переговорном пункте ему наотрез отказали. Обращался к бригадиру, начальнику смены. Его и слушать не хотели. Пошёл в отделение милиции и изложил все подробно. Но, увы, и здесь ему посоветовать ничего не смогли. Кроме как сказать: "Сиди в зале, нигде не шатайся". Он никуда и не отлучался. Две ночи провёл в зале ожидания. Все думал, как найти денег, чтобы добраться до Салавата. Решил собрать пустые бутылки и сдать их. Но операция сорвалась. Оказалось, что и здесь все схвачено. Действуют "свои люди", свои "постоянные санитары". Арсену предстояло провести третью ночь на вокзале. Он пытался заснуть, но голод не пускал. Вечером на него, засидевшегося юного пассажира, наконец-то обратил внимание дежурный милиционер и отвёл его в отделение. Вот тогда и вспомнили о нашем тревожном телефонном звонке, о том, что потерялся мальчик. Мы забрали Арсена к себе домой. Утром посадили в автобус. Поехал он в Салават к бабушке на пироги, которые уже давно остыли.
Оказывается, подобные случаи бывают очень часто. Рассказывали нам о том, как военнослужащий, потеряв воинское требование на приобретение билета на проезд, долго искал выход из этой ситуации. А том, как трое суток кантовалась пожилая женщина на Северном автовокзале, потому что у неё выкрали деньги, и так далее.
Как же быть людям в таких случаях? В какие службы обращаться? Есть ли в городе служба по оказанию помощи таким пострадавшим? Говорят, есть междугородний переговорный пункт, где оплату производит не заказчик, а ответчик. Может, читатели поделятся своими знаниями, своим опытом? А если в подобную ситуацию попадает несовершеннолетний, то до преступления всего один шаг. Арсену ещё повезло…
Человек пенсионного возраста
Каждое утро со всеми, уходящими на работу, выходит во двор и старший по нашему дому по улице Российской 17/1 Марк Абрамович Киселевич. Боясь нарушить утреннюю тишину, вполголоса здоровается с соседями. Ему спешить никуда не надо. Человек на заслуженном отдыхе. Марк Абрамович уже успел сделать обход вокруг дома, выключить дежурное освещение в подъездах и полить газон.
После такой ежедневной утренней разминки он со свёртками свежих газет направляется в ЖЭУ– 52 Октябрьского района. Общительный, эрудированный, он давно завоевал авторитет и уважение среди работников жилищно – эксплуатационного участка. Не ошиблись коммунисты микрорайона, предложив ему проводить полит информации. Слушатели всегда остаются довольны его содержательной беседой. Полит информатор Киселевич, с чувством ответственности относится к своему партийному поручению. Много интересного намечено у него в плане и в этом учебном году.
Марк Абрамович организует субботники в жилмассивах, занимается досугом детей. Его можно было увидеть вместе со всеми, когда мы сажали во дворе деревья, он приложил свои старания и в благоустройстве детской площадки.
Квасная лужа
На площади у центрального рынка, около кафе "Уныш", сразу из двух рядом расположенных ЦТР идёт бойкая торговля квасом. И вокруг – не высыхающие квасные лужи. Они появляются из-за негерметичного соединения водопровода, подведённого для мытья стаканов, и пополняются за счёт недопитых покупателями остатков кваса.
У администрации кафе "Уныш" есть простой выход из создавшейся ситуации: всего-навсего уплотнить соединения трубопроводов и около цистерны поставить пустую тару для недопитого кваса…
У входа в булочную N 62 Уфгорхлебторга, что по улице Революционной стоит киоск. Ещё издалека меня привлекла красивая вывеска "Мороженое". Но, к моему удивлению, мороженого здесь не оказалось. Администрация булочной используют этот киоск как склад для хранения макулатуры. От пола до потолка он забит разобранными картонными коробками. Конечно, похвально, что коробки не уничтожаются, но, неужели, администрация не нашла более подходящего места для хранения макулатуры? Разбитой витриной этот киоск "смотрит" на прохожих.
Вот такие наблюдения я сделал в центре города.
И. Исхаков, внештатный корреспондент газеты "Вечерняя Уфа".
В ответ на реплику "квасные лужи", опубликованной в газете "Вечерняя Уфа" 6 августа 1986 года, сообщаем, что киоск по улице Революционной во дворе магазина N 62 снесён, территория убрана и приведена в порядок. Р.Шабаева. Директор Горхлебторга.
Большинство моих заметок опубликованы на татарском языке. В основном, это перевод солдатских писем с арабского языка на татарский. Письма, написанные прямо из окопа, прощальное письмо воина перед атакой. Статья о возвращении без вести пропавшего солдата. Все они опубликованы в республиканской газете "Кызыл Тан", "Туймазы хабарляры", в газете "Маяк" Илишевского района. К сожалению, Вы не умеете читать на татарском языке, поэтому их здесь нет. Они хранятся у меня в архиве.

Заключение

Спасибо, Вам, мой читатель, что нашли время, не поленились, прочли "Мои воспоминания". Мои воспоминания имеют автобиографическую основу. Я не ставил перед собой цель написать очерк или книгу. Просто выделил из своей жизни военный и после военный период жизни. Именно в эти годы были нищета и болезни, что уж скрывать, было трудно, холодно и голодно. Они оставили в моей памяти неизгладимый след. Поэтому на них я обратил ваше внимание, и они стали основной частью моего произведения. Я упорядочил, пройденные мной жизненные события и решил довести до вас. До сих пор не было ни книг, ни генеалогического древа рода Исхаковых.
Как видно, удивительного произведения я не создал. И в голову приходит мысль: а нужно ли было трогать давно упокоенные души, как воспримут мои воспоминания люди, испытавшие на себе эти невзгоды и мучения? Подумал и решил написать. Пусть это останется маленькой историей для моих детей, внуков, родных и близких. Хочется, чтобы они знали и не забывали о своих предках. Если я причинил вам боль, поселил грусть в ваших сердцах, разбудил память о давно прошедших временах, напомнил забытые случаи из жизни ваших близких родственников – приношу свои извинения. Я буду чрезвычайно рад, если моя весьма скромная работа поможет Вам правильно оценить историю нашего рода, нашего клана, наших предков и нашей семьи.
Я вижу много талантливых продолжателей моего рода. Кто-нибудь из вас продолжит начатое мной путешествие в нашу семейную историю и напишет большую книгу обо всех нас.
Выражаю огромную благодарность моим помощникам: дочери Гузель Ишкилдиной и любимой жене Зугре Исхаковой. Считаю своим долгом выразить искреннюю признательность всем вам, дети, внуки, родные и всем кто прочитал «Мои воспоминания». Извлеките поучительные моменты и примените в своей жизни. Примите мои самые наилучшие пожелания.
Не хочется, но пришло время прощаться. А напоследок, строки из моей любимой песни:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!

Ваш Ильгиз Исхаков.



















