bannerbanner
Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада
Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 12

Там же.

727

Там же. Т. 1. С. 58–9.

728

Там же. Т. 3. С. 239.

729

Там же. Т. 2. С. 232–233.

730

Мы хотим здесь отметить, что Ибн Хаджар не рассказал о единицах измерения, когда он говорил о том, что земля приносила доход в 4200. Мы утверждаем здесь, что это ардебб, так как он был в этот период распространённой единицей измерения. Рассказывали, что ‘Омар б. ал-Хаттаб писал к ‘Амру б. ал-‘Асу и Мисру (в Египет?), что везёт пищу морем, которой достаточно для всех мусульман, так что доставит её к соседнему берегу (бывшая гавань Медины). Он привёз пищу в Кульзум. Затем вёз её морем в количестве 3000 ардеббов на двадцати кораблях (Ал-Йа‘куби. Та’рих. Т. 2. С. 154).

731

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 238, 278, 402, 420.

732

Там же. С. 277, Т. 1. С. 197.

733

См. Ибн ‘Абд ал-Барр. А-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 63.

734

Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 389.

735

Там же. Т. 4. С. 206.

736

Там же. С. 47.

737

Там же. Т. 3. С. 558.

738

Там же. С. 421.

739

Там же. С. 466.

740

Там же. С. 425.

741

Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 541. Гамим – «зелёное пастбище под сухим покровом», место часто упоминается в хадисах, находится вблизи Медины между Рабиг и Джухфа. Есть также другое место между Меккой и Мединой, которое называют Кура’ ал-Гамим. Худайбийа – средняя по величине деревня, названа по находивщемуся там колдцу при мечети аш-Шаджара, то есть Мечети Дерева, под которым Посланник (с) заключл договор. Между нею и Меккой один переход. Между нею и Мединой девять переходов (Йакут. Указ. соч. Т. 2. С. 229).

742

Это Фурат б. Хайаф б. Са‘лаба б. ‘Абд ал-Гази ал-Йашкури, затем ал-Иджли, союзник Бану Сахм (См. Ибн Хаджар. Там же. С. 200–201).

743

Упомянутый мухаджир – Лакит б. Арта’ ас-Сукуни.(См. Ибн Хаджар. Там же. С. 200–201).

744

Причиной битвы при Зи Кард (или Зи Куруд) была атака, которую задумал ибн Хасан ал-Фазари с целью овладеть лошадьми Гатафана, чтобы получить породу молочных овец (лакха) для Посланника Аллаха (с) См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 3. С. 751–752.

745

Там же.

746

См. Ибн ‘Абд ал-Барр. Ал-Исти‘аб (коммент. к кн. «Ал-Исаба». Т. 1). С. 61, 63, 74.

747

См. Ибн Аби Асиб‘а. ‘Уйун ал-анбийа’. Т. 2. С. 23.

748

См. Ибн Джалджал. Табакат ал-аттиба’ ва ал-хукама’. С. 54. Каир, 1955; Ибн Аби Асиб‘а. Там же. Т. 2. С. 13.

749

Ибн Джалджал. Там же.

750

См. Малик. Ал-Маута’. Т. 1. С. 196–197.

751

Приведены слова Посланника (с), когда он остановился в Табуке (См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 75; Т. 4. С. 463).

752

Коран, 9: 97.

753

Рассказывали об ‘А’ише, что она сказала: «Умм Санбала ал-Асламийа принесла молока Посланнику (с) и вошла к нему, но не застала его. Я сказала ей: “Посланник (с) запретил нам есть то, что приносят бедуины”. Затем вошёл Посланник (с) с Абу Бакром и сказал: “Умм Санбала, что это с тобой?” Она ответила: “Я принесла тебе молока”. Он сказал: “Налей, Ум Санбала”. И она подала его Посланнику Аллаха (с), и он выпил. Тогда ‘А’иша сказала: “О, Посланник Аллаха, ведь ты нам рассказал, что ты запретил еду от бедуинов?” Он ответил: “‘А’иша, они не бедуины, они наши кочевники, а мы их оседлые люди. Когда мы приглашали их, они ответили [нам], и они не были бедуинами”».

754

Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 4. С.463.

755

Там же. Т. 3. С. 541.

756

«Те, которые вызывают тебя из комнат позади, большая часть их не разумеет» (Коран, 49: 4).

757

Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 30.

758

Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 373.

759

Там же. С. 593.

760

Там же. С. 7.

761

Там же. Т. 1. С.321; С. 3. С. 50.

762

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 427–428; Т. 3. С. 292; Ибн Хабиб. Ал-Мухбир. С. 110–111; Ал-Балазури. Ал-ансаб. Т. 1. С. 287; Ибн ал-Хаджж. Раф‘ ал-хуфа’. Л. 72.

763

См. Ибн Исхак. Там же. Т. 2. С.435; Т. 3. С. 692; Ал-Вакиди. Ал-Мугази. С. 4–5.

764

См. Ал-Вакиди. Указ. соч. С.11; Ибн Касир. Ал-бидайа ва ан-нихайа. Т. 3. С. 241–248.

765

См. Ибн Касир. Указ. соч. Т. 3. С. 248–252.

766

См. Ал-Исфахани. Ал-Агани. Т. 6. С. 325.

767

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С.855; Ал-Исфахани. Указ. соч. Т. 6. С. 325.

768

См. Ибн Исхак. Там же;

769

См. Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С. 41; Ибн Касир. Ал-бидайа ва ан-нихайа. Т. 4. С. 164–169.

770

См. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 258–261; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 258–261.

771

См. Ибн Са‘д. Там же. С. 258.

772

См. Ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. С.

773

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 26–27.

774

Рассказывали, что ал-Мурбид, который построил мечеть Пророка (с) на своей земле, по которой текла вода из желоба прохода для дождевой воды (ал-мустанджал), направил её (воду) к выходу.

775

См. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 2. С. 426–427; Ибн Касир. Ал-бидайа ва ан-нихайа. Т. 3. С. 221.

776

См. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 2. С. 139.

777

Некоторые из них говорили: «Это люди из племени Салим. Среди них есть те, кто относится к ‘Арина, и те, кто отноится к Баджила» (см. Ат-Табари. Джами‘ ал-байан. Т. 6. С. 206–207).

778

См. Ибн Касир. Ал-бидайа ва ан-нихайа. Т. 3. С. 221. О влиянии заселённости (цивилизации) на оздоровление воздуха Медины говорит также и Аиша: «Мы пришли в Медину, и это была самая заражённая (зачумлённая) земля Аллаха. Там протекал Батхан» (Ал-Матари. Ат-Та‘риф. С. 15). Кажется, озабоченность мухаджиров чистотой Медины заставила их сжигать благовония на воздухе. По этому поводу рассказывали, что ‘Омару б. ал-Хаттабу принесли остатки дерева (бракованное дерево), с которым людям уже нечего было делать. Тогда он сказал: «Сожгите его на углях в мечети», и мусульмане извлекли из него пользу (Ибн Руста. Ал-‘Илак ан-нафсийа. Т. 7. С. 66). Рассказывали даже, что ароматических веществ и благовоний для воскурения с приятным запахом в Медине было в два раза больше, чем в других городах (Там же. С. 59). Например, в Джухве.

Ал-Джухфа – двор вблизи Мекки. Название происходит от слова ал-джахаф, то есть вырывание чего-либо, искоренние. Название ал-Джухфа было дано, из-за того, что поток снёс его жителей или вырвал их и ушёл с ними (Ибн Дурайд. Ал-Ишткак. С. 308). (Также Джухфа – город ок. Медины. – Примеч. пер.)

779

См. Ал-Исфахани. Ал-Агани. Т. 1. С. 3.

780

Там же. Однако это не означает, что на самом деле воздух Медины стал совсем чистым. Рассказывали о том, что в Медине была лихорадка ещё до 9 / 631 г. (см. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 572–573).

781

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 1. С. 354.

782

Там же.

783

См. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 3. С. 641.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
12 из 12