bannerbannerbanner
Мир как воля и представление
Мир как воля и представление

Полная версия

Мир как воля и представление

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2015
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

§ 3

Главное различие между всеми нашими представлениями сводится к различию между интуитивным и абстрактным. Последнее образует только один класс представлений – понятия, а они на земле составляют достояние одного лишь человека, и его способность к ним, отличающая его от всех животных, искони называется разумом.

Эти абстрактные представления мы рассмотрим потом особо; сначала же будем говорить только об интуитивном представлении. Оно объемлет весь мир, или совокупность опыта вместе с условиями его возможности. Как было сказано, очень важным открытием Канта является то, что именно эти условия, эти формы опыта, то есть самое общее в восприятии его, всем его проявлениям одинаково свойственное, – время и пространство – сами по себе, независимо от своего содержания, могут быть предметом не только абстрактного мышления, но и непосредственного созерцания. И такое созерцание не есть полученный из опыта путем повторения образ фантазии, но оно настолько независимо от опыта, что, напротив, последний надо считать зависимым от него, ибо свойства пространства и времени, как их a priori

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Книга первая из труда «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vorstellung»), пер. с нем. Ю. И. Айхенвальда.

2

Пропедевтика – предварительное обучение, вводный курс. – Здесь и далее прим, ред., если не указано иное.

3

Здесь – необходимое, само собой разумеющееся следствие чего-либо.

4

«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

5

В настоящее издание не вошло.

6

Платон (428/427—348/347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

7

Веды – памятники древнеиндийской литературы (конец второго – начало первого тысячелетия до н. э.).

8

Упанишады – заключительная часть вед, основа всех религиозных и философских систем Индии.

9

XIX век.

10

Намек на Фридриха Якоби (1743–1819), немецкого философа, твердого приверженца теизма и противника философии Канта.

11

Рефлективно-абстрактного – здесь: способного познавать самого себя.

12

Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.

13

Джордж Беркли (1685–1753) – английский философ, епископ. Сформулировал и развивал идею разделения бытия на объекты (наблюдаемые явления) и субъекты (наблюдателей).

14

Вьяса – древнеиндийский мудрец, считающийся составителем и, возможно, автором Вед и других древних индийских текстов.

15

Сэр Уильям Джонс (1746–1794) – британский филолог, востоковед, переводчик.

16

Веданта – одно из ортодоксальных направление индуизма.

17

Эмпирическая реальность – мир явлений как отражение объективной реальности в сознании человека.

18

Трансцендентальная идеальность – целостность человеческого сознания как единство чувственного восприятия и рассудка.

19

Объект в себе (по Шопенгауэру) – уточнение понятия вещь в себе (по Канту) с учетом неразрывности связи объекта и субъекта.

20

Поскольку органическое тело служит исходным пунктом для созерцания всех других объектов, следовательно опосредует их, я назвал его непосредственным объектом. – Прим. авт.

21

«О четверояком корне закона достаточного основания: философский трактат» («Uber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde: eine philosophische Abhandlung», 1813).

22

Причинно-следственная связь физических явлений, примитивные рефлексы у растений, мотивированное поведение животных, связность человеческого мышления.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2