Полная версия
Памятники Древнего Египта
Сэр Уильям Мэтью Флиндерс Питри, один из самых известных и знающих египтологов, писал в своей книге «История Египта» (издание 1894 года), что «первые три династии не оставили ничего, если не говорить о материальных памятниках. Для нас это всего лишь миф или литературная традиция, как цари – основатели Рима или первые короли Ирландии… О первых трех династиях до нас дошло только несколько записей придворного летописца, и то сделанных лишь три тысячи лет спустя, и мы должны рассматривать их как таковые, не более, ибо никаких материалов того периода уже тогда не сохранилось».
Однако уже спустя четыре года египтолог располагал новыми предметами старины, найденными при раскопках. Современным исследователям, археологам и ученым удалось на основе имеющегося материала составить относительно верную хронологию тех лет и проследить развитие культуры. Со времен Питри прошли многие десятилетия, и у археологов появились новые красноречивые доказательства и свидетельства. Исследователи относят к этому периоду зарождение искусства и науки в Египте, а царям приписывают авторство многих созданных в то время популярных книг, которые были широко распространены не только на территории Египта. Одно из древних стихотворений показывает, как в Египте ценили книги и восхваляли их авторов:
Мудрые писцыНе строили себе пирамидИ надгробий из бронзы…Их пирамиды – книги,Их дитя – тростниковое перо.И память о том, чтоНаписано в книге, вечна.Создание письменности разделило общество на сословия: наукам и письму обучались лишь избранные, поскольку существовало два вида письменности, один из которых тщательно скрывался от простолюдинов. В это время возникло также искусство бальзамирования трупов умерших, но, чтобы понять смысл данного ритуала, необходимо обратиться к верованиям древних египтян. Ведь и Геродот, и Плутарх в своих трудах, посвященных описанию Древнего Египта, утверждали, что эта страна – «самая религиозная из всех земель».
Египтяне верили в бессмертие, и, чтобы обусловить жизнь после смерти, необходимо было сохранить все элементы, составляющие человека: тело, душу и духа-двойника («ка»). Первый элемент – «ба», вероятно, являлся духом покойного. После смерти этот «ба» отделялся от тела, но его дальнейшая судьба зависела от сохранности последнего. По поводу элемента «ка» ученые до сих пор ведут споры. Одни считают, что это дух-двойник, другие, что дух-покровитель, а третьи полагают, что «ка» являлся воплощением некоторых отдельных абстрактных качеств человека, которые непременно должны были пригодиться после смерти. Египтяне свято верили, что только нетленность тела позволит сохраниться этим духовным элементам, без которых ни о какой загробной жизни и речи быть не может. По словам известного английского популяризатора археологии Л. Котрелла, «вера в необходимость материального сохранения тела лежит в основе всей египетской религии».
Царский писец Каи. Саккара. Скульптура. Середина III тысячелетия до н. э.
Поэтому создание специального бальзамирующего вещества явилось поистине победой египтян над тленом человеческим.
В ранние периоды из тела умершего удалялась часть внутренностей, затем подготовленное таким образом тело оборачивалось в просмоленные и пропитанные гипсом ткани. Позже тела почивших проходили все более и более сложную обработку, а сама процедура растягивалась на более длительный срок и занимала около 70 дней. Изъятые внутренности подвергались бальзамированию особыми средствами и помещались в отдельные сосуды (канопы). Сердце после этой процедуры иногда вкладывалось обратно, но чаще на его место помещался особый амулет (например, скарабей – символ перерождения). Специальные амулеты вкладывались во все части тела, где производился разрез.
Постепенно техника мумификации достигла такого совершенства, что многие из обнаруженных в наше время мумий не утратили эластичности своих тканей. Вполне сносное состояние тканей позволило современным медикам и биологам провести различные исследования, в результате которых порой появляются даже сенсационные заявления. Так, из клеток ткани маленького принца, современника Птолемея I, была выделена ДНК, благодаря чему ученые теперь могут воссоздать (теоретически) настоящего младенца – живого египетского фараона.
В разные эпохи процедура мумификации несколько видоизменялась: у некоторых мумий голова была отрезана, а затем пришита к туловищу, что, возможно, отражало более ранние обычаи; были и такие мумии, у которых отрезались стопы и вкладывались в грудную клетку – таким способом можно было предостеречь усопшего от осквернения пола загробного судилища. Довольно часто мумию (или части) одного человека находили в гробнице другого, что, вероятно, тоже являлось следствием сложного ритуала.
А дальнейшее воздвижение пирамид стало своеобразным памятником победе древних египтян над смертью. Великие пирамиды подарили имя всему этому периоду. Таким образом фараоны сохранили о себе память в потомстве и через тысячелетия донесли до нас свои фундаментальные знания, выраженные в камне.
Но вернемся к истории и проследим развитие Египта от его зарождения до момента завоевания вначале персами, а затем римлянами. В период объединения номов на всех рельефных изображениях фараон выступает в двух коронах: цари того времени носили белый венец (верхнеегипетский) поверх красного (нижнеегипетского).
Венцы были вставлены друг в друга. Двуединство отражалось и в самом титуле фараонов – они именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта».
Слияние двух ведущих культур можно увидеть и в архитектуре: колонны, увенчанные капителями в виде лотоса (стволы колонн – изображение в камне пучка цветочных стеблей, стянутых наверху шнуром), символизируют одну половину страны; каменные соцветия папируса – другую.
Круглые колонны храма Амона. Луксор. XV век до н. э.
Характерные для Верхнего Египта валики на порталах каменных храмов (ученые полагают, что это память о плетеных циновках, которые сворачивались валиком над входом в дом, храм или дворец) появляются и в архитектуре объединенного государства. А наклоненные внутрь наружные стены, которые также появляются в это время в гранитной форме, явно пришли из традиций Нижнего Египта. Именно там все монументальные сооружения вначале строились из необожженного кирпича, а наклонная форма для такого строительного материала была наиболее устойчивой, если к подножию строения подбиралась вода неожиданно высоко разлившегося Нила.
Таким образом, архитектура Египта изначально складывалась на основе сплава двух традиций, двух культур. Неслучайно символический знак жизни египтян – ангх – одновременно похож на крест и на узел. Он тоже двуедин, хотя несет и другую символику.
По всей видимости, инициатива объединения всей страны исходила от правителей Верхнего Египта. Столица этого государства – Мемфис, основанный на границе Верхнего и Нижнего Египта, стал своего рода свидетельством произошедшего единения. В период правления фараонов I династии здесь возвышалась крепость Белые Стены (Инбу-хедж). Позже город стал называться по имени пирамиды и столицы Пиопи I (царя VI династии). Город являлся культовым центром, здесь почитался бог Птах. Один из творцов мира и олицетворение созидательной силы, Птах был богом-покровителем искусства. С момента возникновения первой столицы объединенного государства Египет начинается эпоха Раннего царства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.