Полная версия
Уловки невидимых врагов
Алексей Фомин
Уловки невидимых врагов
© Фомин А. В. Составитель,2015.
© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2015
* * *С того времени, как преступлением вошло зло, дьявол возымел свободный вход в душу, чтоб ежедневно с ней разговаривать, как говорит человек с человеком, и предлагать ей нелепое.
Св. Макарий ВеликийПредисловие
Сегодня против Бога и человека идет необъявленная война противника, который тщательно маскируется и который даже объявил себя несуществующим. «Главный заговорщик всех времен – не выдумка. Это диавол. И в его заговоре против Бога у него есть агенты в мире людей»[1].
Многие люди, услышав что-нибудь о диаволе и его кознях, принимают это за сказку. Но что бы ни говорили и ни думали о диаволе, он есть на самом деле. Диавол существует, его пагубные действия проявляются повсюду в мире. Величайшей победой диавола было то, что он смог внушить людям, будто его нет.
Да и результаты этой войны уже налицо. В настоящее время в современном обществе нам слишком открыто и напористо навязывается терпимость ко греху.
Произошла нравственная революция. Она давно уже подготавливалась, а сейчас открыто вышла наружу.
Сегодня как никогда актуальны следующие слова: «Все враги Бога ныне соединяются и нападают на верующих со всевозможным оружием, равнодушные, которые предаются светским удовольствиям и для которых слишком скучно было слушать о Христе, объединяются теперь, терзаемые совестью, с атеистическими мирскими мудрецами и хотят посредством их учения заглушить угрызения совести. С другой стороны, эти последние открыто отрицают все то, чего нельзя видеть глазами, Бога и всякое «загробное» существование, и тогда само собой разумеется, что они всего выше ставят этот мир с его плотскими наслаждениями, с обжорством, пьянством и развратом. Это худшие язычники, которые ожесточились и сами довели себя до упорного отрицания Евангелия… Это… открытая явная вражда… противников Христа. Но те, у кого есть глаза для того, чтобы видеть, пусть видят и не ослепляются потому, что теперь не время для сна и оговорок, когда знамения времени свидетельствуют так ясно, когда следует обращать на них внимание и вникать в смысл пророчеств, которые не напрасно даны нам… С обдуманным богохульством… они… проповедуют свои сатанинские учения… увлекая за собой бедную молодежь, чтобы ввергнуть ее в глубочайшую бездну ада и смерти. Искушение неслыханным образом усилилось, и невозможно, чтобы Господь допускал это без особого намерения… Мы должны раскрыть глаза и смотреть вокруг: время грозное и следует бодрствовать и молиться, чтобы мы не впали в искушение и чтобы Господь, Который придет, как тать в ночи, не застал нас спящими…»[2]
Падшие ангелы
Кроме Бога есть силы, которые в христианстве называются падшими ангелами, демонами, бесами. Эти силы, сами давно уже сделавшие свой выбор в пользу богоборчества, стремятся склонить к тому же и людей. Тех, кто соблюдает законы Божии, выраженные, прежде всего, в Его заповедях, Бог бережет, но тот, кто отвергает эти заповеди, прежде всего образом своей жизни, ценностями, положенными в ее основу, тот сам себя лишает этой защиты и становится легкой добычей бесов. Эти люди отвергают Божию защиту, и Бог, уважая их свободную волю, оставляет их наедине с их выбором. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о бесах: «…всякий порок придуман ими и нечистые страсти. И нападать на человека им позволено, но заставить кого-либо насильно они не в состоянии, ибо от нас зависит выдержать нападение или не выдержать»[3]. Человек, лишенный Божией защиты, сделавшись добычей бесов, которым безразлична наша свободная воля, становится одержим демоническими силами. Воля таких людей становится подконтрольна бесам, а сами они превращаются в их марионеток.
Питанов В. Ю., научный сотрудник Православного института религиоведения и церковных искусствБесы рядом с нами
«Психологически понятно то неверие, которое испытывают некоторые люди при словах «дьявол», «сатана», «бесы», «демонические существа» и прочее. В наше время космических полетов и компьютеров современному человеку нелегко верить в то, что существуют некие таинственные и злые существа, оказывающие воздействие на человека. Все необъяснимое, темное и таинственное приписывается глубинам нашего подсознания или непознанным феноменам.
Тем не менее Церковь всегда утверждала присутствие и активное действие в нашем мире злых демонических сил… Всякий ведущий внимательную духовную жизнь непременно заметит, что в его жизни действительно присутствует некоторая злая направленность, вдохновляемая как будто извне, кем-то посторонним»[4], – пишет священник Константин Пархоменко.
«Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, – говорит святой Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, – что, когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума – мои собственные». Дьявол, существующий рядом с человеком, бдителен, как «рыкающий лев» (1 Пет. 5, 8). И когда человек дает повод, дьявол проникает в человека и действует в нем. По словам святого Антония Великого, демоны сами не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления.
Демоническая реальность существует, зло существует как темная сила, как присутствие, не только как отсутствие. Точно так же, как нет любви без любящего, т. е. личности, которая любит, так не может быть и ненависти без того, кто ненавидит. Если высшая тайна добра заключена в личности, в Боге, то и высшая тайна зла должна также иметь личный характер. Носителем темной, иррациональной силы зла должна быть личность или личности. Должен существовать личностный мир тех, кто выбрал ненависть к Богу, к свету, кто выбрал быть против Бога и против добра.
Владимир Старковский (из книги «Оправдание веры»): «Рациональное сознание не признаёт религиозно-нравственную модель мира, но охотно принимает на веру абсолютно нелепые воззрения неоязычников: разного рода пророков, экстрасенсов, астрологов, магов, колдунов, целителей, мистиков, и других «специалистов» по сверхъестественному.
Рациональное сознание убеждено в том, что знание всегда прогрессирует в сторону достоверности, а потому самые свежие взгляды всегда представляются рациональному сознанию самыми верными, особенно если их толкование сопровождается околонаучной терминологией.
И если какой-нибудь экстрасенс с дипломом заявит, что НЛО – это энергоинформационные сущности, выпавшие из астрала, то рациональное сознание поверит ему безоговорочно, даже ничего не поняв из такого «объяснения»».
А если священник скажет, что это бесы искушают человека технологическим спасением, то рационалист пошлет его в другое место сказки о нечистой силе рассказывать, и это несмотря на то, что за плечами священника многовековой опыт человечества в познании мира, а за плечами экстрасенса, в лучшем случае, лишь ускоренные курсы экстрасенсорики.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, Откровению Божию. Господь пришел на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие Сына Божьего было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни Святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов…»
Клайв Льюис: «Кто-нибудь, возможно, спросит меня: «Не хотите ли вы в наше просвещенное время вновь представить нам старого приятеля, дьявола, с рогами, копытами и всем прочим?» Я не знаю, при чем тут просвещенное время, и меня не особенно интересует такая деталь, как рога и копыта. Но в остальном я ответил бы: «Да, именно это я собираюсь сделать». Я не утверждаю, что мне что-либо известно о его внешности. Если кто-то действительно желает узнать его получше, такому человеку я скажу: «Не беспокойтесь. Если вы в самом деле хотите познакомиться с ним поближе, то непременно познакомитесь. Понравится ли вам это – другой вопрос»».
Диакон Андрей Кураев: «…хочу рассказать вам один профессиональный анекдот. Представьте, что православный миссионер выступает перед образованной, интеллигентной университетской аудиторией. И по ходу своей речи он приходит к необходимости употребить «неприличное» слово – «бес». Миссионер не первый раз общается с подобного рода аудиторией, знает ее привычки и вкусы, знает и немощи. Он понимает, что эта публика еще слово «Бог» как следует не научилась понимать. В постсоветской «образованной» среде вместо этого непонятного слова принято использовать что-нибудь попроще, скажем «биоэнергоинформационное поле вселенной». И понятно, что если в этой аудитории слово «Бог» норовят подменить каким-нибудь якобы синонимом (то «ноосферой» назовут, то «космосом», а то и вообще звучит так: «мое высшее Я»), то уж слово «бес» тем более гарантированно вызовет возмущение просвещенной публики. Миссионер знает, насколько прав Д. Мережковский: «Черт хитер: он делает смешными тех, кто на него показывает».
И тогда миссионер решается выразиться попонятнее, т. е. на жаргоне своих слушателей. И говорит: «И вот в эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентально-персональное онтологически-ипостазированное тоталитарное зло…» Тут бес высовывается из-под кафедры и переспрашивает: «Как-как ты меня назвал? Повтори, а то я не расслышал!»».
www.azbyka.ru/dictionary/15/padshie_duhi-all.shtml«Любителю истины» о бесах
Ты говоришь, что веришь в Бога, но не можешь поверить в существование бесов. Есть притча об одном страннике, который, придя в Египет, имел большое желание искупаться в Ниле, чтобы потом было что вспомнить. Местные жители предостерегали его о том, что в Ниле водятся крокодилы, отговаривая заплывать на глубину. Но он не верил «бабьей сказке» о крокодилах и, как хороший, уверенный в себе пловец, заплыл далеко в мутные нильские воды. Вдруг крокодил набросился на пловца и вонзил в него свои зубы. При жизни храбрец не захотел поверить в существование крокодилов, а перед смертью не осталось у него на это времени.
Отрицая существование бесов, ты отрицаешь многие евангельские истины. Отрицаешь, что диавол искушал Христа, что Христос изгонял бесов из людей и что Он разрушил власть бесов над людьми. Потому что любимый ученик Господа святой Иоанн утверждает, что Христос пришел на землю, чтобы низвергнуть бесовскую власть, говоря, что «для того пришел Сын Божий, чтобы обличить дела сатаны» (1 Ин. 3, 8). Великий поэт Шекспир писал: «Есть многое на свете… что и не снилось нашим мудрецам». Ты отрицаешь существование бесов не по своей, а по их воле. Был ли ты на войне? Знаешь ли ты, как в военном деле важно искусство устраивать засады и скрываться, для того чтобы неприятель полагал, будто армии противника не существует? Для любого полководца радость – узнать, что враг о его армии не подозревает. Некогда бесы открыто являлись людям и уловляли их в свои сети. Ныне они изменили свою тактику и прибегают к лукавству: главное для них удовольствие, когда люди отрицают нечистую силу и думают, что бесов не существует. Но я боюсь, что никто не стоит к ним так близко, как тот, кто утверждает, что их нет.
В этом мире мы на поле битвы, в борьбе с противником тайным и явным. Тяжко нам придется, если мы отрицаем тайного врага. Что нам пользы от победы над волками и медведями, если нас ужалит змея в траве?
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. – М., 2014. – С. 304–305.Дьявол – это реальная личность
Митрополит Антоний (Сурожский): «У меня нет сомнения, что существует дьявол, что это реальная личность, а не просто как бы разлившаяся по миру зараза. Я не верю, что зло может быть иначе как личное, потому что если оно не личное, то оно сотворено Богом, нет другого выхода. Это падшая тварь. Для меня совершенно нет в этом проблемы, просто потому, что пережил лично раз или два с такой силой, что никакого сомнения нет. Когда лет в пятнадцать я впервые обнаружил, что Бог существует, и начал молиться (мне подарили молитвенник, который я с большим трудом читал, потому что по-славянски не умел читать), я стоял на коленях, и был такой ужас: я чувствовал, что надо мной вот так висит присутствие сатаны и что-то мне говорит (знаете, как в гоголевском рассказе о Вие): не оглядывайся, только молись… Это же я переживал, уже став священником, когда ежегодно в течение нескольких лет совершал панихиду по одному определенному человеку, который действительно был погружен в зло. Всякий раз, что я совершал эту панихиду, было чувство, что вот-вот накинется, и что-то мне говорило: молись, не поворачивайся, не думай ни о чем, только совершай панихиду… Поэтому у меня лично как бы кровно есть убеждение в том, что существует дьявол, а не то неопределенное зло».
В вагоне метро
Ежесекундную работу бесов проиллюстрируем отрывком из книги Андрея Десницкого «Записки Балабола». Повествование здесь ведется от лица беса:
«Мы перенеслись в вагон столичной подземки, и я начал инструктировать своих подопечных, как много могут нам дать повседневные бытовые ситуации. Даже не обязательно провоцировать ссоры, драки, карманные кражи… Вот стоит старушка, и никто ей не уступает место. Мелочь? Да, мелочь, но пусть она станет началом чего-то большего. Внушите бабушке: как распустилась современная молодежь, сплошные секс да наркотики, ничего святого. И виноват в этом кто угодно, только не она сама, всю жизнь предпочитавшая воспевать великие стройки коммунизма, а не воспитывать собственных детей.
А вот сидит напротив нее молодая дама и читает… ого! Как же вы говорите, что ничего святого? Как раз о божественном и читает. Да так читает, что ничего вокруг себя не замечает, разве что толкнет ее случайно эта старушка, прошипит негодующе: «Гос-сссподи!» (приятно все же, когда с такой злобой упоминают имя Врага), и дамочка пусть с негодованием отвернется от богохульницы, пусть даже лучше промолчит, не уронит своего тщательно лелеемого достоинства, отпустит про себя пару анафем в адрес бабки, но место уступить и не подумает.
А кто это там, справа? А, бизнесмен средней руки, машина в ремонте… Замечательно! Вот, вот, бабушка, кто жирует на твои сбережения советской поры. Вот, вот, дамочка, кто распродает Русь Святую оптом и в розницу, кто готовит пришествие мирового правительства, как и предсказано. А ты, бизнесмен, тоже вокруг оглянись. На бабку эту стервозную, на девицу полоумную с книжкой дурацкой в руках. Видишь, среди какого дикого народа жить тебе приходится? Нет, никогда и ничего в этой стране не будет, так что рви отсюда когти, а не можешь – так по крайней мере наслаждайся сегодняшним днем…
А что это там за мамаша с маленьким шалуном? Замечательная мамаша. Сидит и трясется, не бомба ли вон у того дядьки кавказского вида в его большом бауле. И как это только кавказцев пускают в наш город? Куда милиция смотрит? Пересажать их всех! Все они террористы и убийцы, все торгуют наркотиками! Подвинься ко мне, мой маленький; мужчина, вы что, не видите, вы ребенку мешаете, и ничего он вас не пачкает своими ботинками, понаехали мне тут! Вот какая славная мамочка, она и не догадывается, что сама работает на террористов, и даже прямиком на нас, распространяя вокруг себя запах страха, подозрительности и злобы.
А ты, гордый гость с Кавказа, видишь, как к тебе тут относятся? Да разве может нормальная женщина говорить такое мужчине? Она вообще вставать должна при твоем появлении! Все они тут девицы легкого поведения, так что правильно ты позавчера с той обошелся, они только того и заслуживают… Тут ведь деньги на дороге валяются, только подбирай, не ценят они их и себя не уважают. Так что давай, греби рубли, срывай цветы удовольствия, вера твоя далеко, она дома, здесь тебя никто не видит.
О, какая нищенка живописная по вагону пошла! «Извините граждане, что мы к вам обращаемся…» О-па, что это у нее из кармана выпало? Комок смятых купюр, тыщ этак на… Ну вот и отлично! Это же на операцию… Ага, знаем мы эти операции! Вот и объединим всех пассажиров в ненависти к этим шаромыжникам, все они за легкими деньгами гоняются, даже старики и инвалиды, все они одна мафия, гнать таких в шею!
А, дамочка наша с книжечкой божественной подала-таки… Ну ничего, зато как подала! Скривившись от презрения, бросила рублик в ладонь, так, чтобы не коснуться случайно, ведь заразная наверняка. Подала, потому что она праведница, не то что эти грешники неприкаянные, она и явной пропойце подаст, чтобы на том свете зачлось. Копеечками от нас отделаться думает – вот и славненько, вот и пусть себе в это верит. А бабка пусть на нее пошипит немножко, у бабки-то пенсия кот наплакал, а она побираться не ходит, она гордая.
Видите, какой веселый вагон метро получается? А вы говорите. А что это за рекламка висит на стенках? Обои рекламируют? А почему девочка голенькая нарисована? Не просто так, дорогие мои, и не для подростковых фантазий только предназначено. Пусть народ привыкает: красивое женское тело – товар, как и обои, только раскупается лучше. А выводы правильные народ сам сделает.
И вот еще чудненькое объявленьи-це – новый блокбастер о борьбе сил света с силами тьмы. Правильно, правильно, лучший способ бороться с тьмой – на широком экране, долби сар-раунд, попкорн в руках, добро всегда побеждает. Вы не видели этот блокба-стер? Я тоже еще нет. Но, судя по всему, силы добра и силы зла там различаются, как черные и белые фигуры на шахматной доске – чисто условно. Цель одна, правила игры одни, так что разницы на самом деле никакой. Добро должно стать таким же, как и зло, чтобы его победить. А еще лучше – должно быть тщательно охраняемое равновесие добра и зла. Светлые смотрят, чтобы темные не пакостили сверх отведенных квот, темные – чтобы светлые не слишком благодетельствовали. Все при деле, все на своих местах, а главное – добро договаривается со злом. Публично, на экранах, чтобы все видели. Эх, нам бы и в самом деле такое не помешало… но ботве человеческой скормим и это. А потом, когда окажутся у нас, пусть попробуют с нами договориться.
Видите, как много может дать простая толпа в вагоне метро? А вы говорите… Только… Что это было? Опять эти вспышки света? Кто-то улыбнулся кому-то незнакомому? Кто-то сказал доброе слово? Кто-то начал тихо и просто повторять про себя молитву? Да, мы слишком отвлеклись на плакаты, в нашем деле нельзя расслабляться…»
Андрей Десницкий. Записки Балабола. – М., 2007. – С. 24–28.Кто такие бесы
Из Святого Писания мы знаем, что давным-давно самый красивый ангел – гордый Денница (Люцифер) захотел быть таким, как Бог, чтобы все другие ангелы поклонялись ему, и восстал против Творца. Вместе с частью других ангелов Денница был изгнан Богом от Себя и образовал свое царство, ставшее местом зла и всего плохого, мрака и ужаса, именуемое адом. С тех пор Люцифер является не ангелом, а сатаной, диаволом, а часть ангелов, которые последовали за ним, стали демонами, или, другими словами, бесами, которые не любят Бога и все доброе. Крылья у них почернели, и сами они сделались черными-пречерными.
Вблизи каждого из нас находится злой дух-искуситель. Если человек-враг может причинить нам много зла, то тем более зла приносит злой дух.
Сколь неравная брань предстоит нам! Мы, плотские, должны сражаться с духами. Сражение это подобно тому, какое бывает между зрячим и слепым. Первый поражает мечом в самое сердце, а второй – машет мечом и бьет воздух. Духи для нас невидимы – как же мы будем направлять против них удары свои? Духи бессмертны – что же мы выиграем, если успеем поразить их? Они не едят, не пьют, не предаются сну, а нам, сражающимся с ними, нужно есть и отдыхать. Злые духи от Адама и до настоящего времени стоят на поле ратном, а мы недавно родились и скоро умрем, следовательно, мы – воины, сравнительно с ними, самые несведущие и неопытные, а они – ратоборцы давно уже привычные и искуснейшие.
Находясь в таком опасном положении, находясь постоянно на войне и под сверкающим кинжалом нашего злейшего врага – дьявола, который, подобно хищной птице, высматривает с высоты свою добычу, нам необходимо знать этого врага в подробностях, чтобы противопоставить ему должное сопротивление, чтобы оградить себя во всех отношениях. Без такого познания очень легко остаться в общении с дьяволом, не замечая этого, так как дьявол может принять образ светлого ангела.
Узнав врага, мы можем, исходя на брань, должным образом вооружиться, и так как у Бога все возможно, то мы можем одержать полную победу. Победа наша тем более возможна, так как в нашей борьбе с духом злобы принимают фактическое участие наши старшие братья – ангелы добрые, которым Бог заповедует сохранять нас во всех путях.
В житии преподобного Нифонта рассказывается, что однажды после молитвы Бог показал ему большое поле, на котором стояло множество бесов, разделенных на полки. И вот один из чернейших эфиопов, как бы приготовляя полки к сражению, пересчитывал воинов и говорил: «Смотря на меня, не бойтесь ничего, ибо сила моя будет с вами». Некоторые же из бесов принесли множество разного оружия и раздавали полкам. Когда преподобный Нифонт смотрел на это, был к нему голос: «Обратись, Нифонт, к востоку и смотри». И он, обратившись, увидел чистое поле, на котором вдвое более, чем бесов, стояло белоризцев, готовых к сражению. Потом пришел некоторый муж, видом светлее солнца, и сказал: «Так повелевает Господь Саваоф: идите во всю землю, помогая христианам и охраняя их» (Четьи-Минеи, 23 д.). Итак, при таких помощниках брань наша с темными силами вполне благонадежна; но ангелы – только помощники наши, а вести борьбу мы должны сами…
Если бы дьявол, достойный сам по себе всякой ненависти, сразу открывал себя, то все бы гнали его. «По этой причине он прячется и прикрывает себя, принимает на себя личину правды и этим средством изливает яд в своих последователей»[5], – обличает обманщика игумен Марк.
Искушение во время Божественной литургии
Священник Константин Пархоменко: «Многократно убеждался в несомненности того, что лукавый искушает нас особенным образом во время Божественной литургии. А священников – во время ее совершения. Года полтора назад я служил литургию и во время служения чувствовал невероятную сонливость. Сколько ни прогонял сон, даже, умылся холодной водой – не помогало. Я спросил себя: «Отчего ты так хочешь спать, ведь лег спать вовремя и проспал довольно – часов семь? Неоткуда взяться сонливости!» И тут догадался, кто ее вдохновитель. Тот, кто хочет, чтобы литургию я прослужил в полусне. Я сказал: «А, лукавый, хотел одурачить меня? Но я понял, что это твои козни». И стал молиться дальше. Вдруг, через несколько минут, ловлю себя на мысли, что сонливость как рукой сняло – нет ее совершенно! Обрадовался. И вдруг захватила навязчивая мысль, которая настолько овладела мной, что взволновала и захватила внимание: «Что я буду делать, как буду жить, если Лиза умрет?» (Она была на самом деле близка к этому, лежала в больнице). Как только я понял, от кого этот навязчивый помысл, он ушел. Закончил службу, удерживая внимание на молитве. С тех пор много раз (и сегодня) во время службы приходили беспокойные мысли на разные темы. Но стоило от всей души обратиться к Богу и попросить, чтобы Он удалил диавола, и они проходили».
www.azbyka.ru/parkhomenkoДиавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы
Диавол – искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной литургии скверный по-мысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. «В такой-то, – говорит он, – книге о Божественной литургии написано то-то». Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. «Вот это да! – скажет человек. – Озарение пришло во время Божественной литургии!» – тогда как внутрь уже встревает диавол. Человек начинает собеседовать со своим помыслом и, только услышав, как священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» – понимает, что Божественная литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней. Да вот и здесь, в храме, когда монахиня идет зажигать свечи на паникадиле, я замечаю, что даже людям немолодым искуситель переключает туда внимание и они глазеют на то, как сестра возжигает свечи. Это же совершенное детство! Подобные вещи только ребятишкам на радость. «Зажгла!» – говорят они. Малым детям есть в этом оправдание, но взрослым людям? Или, тогда как во время Божественной литургии до́лжно избегать движений, искуситель может подтолкнуть какую-нибудь из сестер перелистывать в священный момент книгу на аналое, создавать шум и отвлекать других молящихся, которые слышат шелест и спрашивают: «Что это такое?» Их ум уходит от Бога, а тан-галашка рад. Поэтому следует быть внимательными, чтобы во время богослужения из-за нас не отвлекалось внимание других. Мы вредим людям и не понимаем этого. Или проследите за каким-нибудь чтением в храме; как только чтец дойдет до самого священного момента, от которого люди получат пользу, то сразу что-нибудь произойдет или ветер сильно хлопнет дверью, или кто-то закашляется… Внимание людей оторвется, и пользы от читаемых священных слов они не получат. Так делает свое дело тангалашка.