bannerbannerbanner
Правда о Боге, мире и человеке
Правда о Боге, мире и человеке

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Правда о Боге, мире и человеке,

записанная в дневнике протоиереем отцом Иоанном Ильичом Сергеевым (Кронштадтским). Извлечения из нового дневника за 1894 – 1899 годы


Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-316-2306



1. О грехе

(Грех – от диавола)


Бесплотные враги непрестанно усиливаются охлаждать, леденить сердца наши к Богу и правде Его, отчуждая от Него наши помыслы, желания, стремления и направляя их, к плоти и ее вожделениям и страстям, к миру и его минутным наслаждениям. Так, во время молитвы или вне молитвы они внушают людям скверные, лукавые и хульные помыслы, располагают к лености душу и тело, наводят сон, заставляют делать поблажку плоти – через неблаговременное сидение, приклонение к стене или какой-либо вещи и проч.; при совершении таинств или участии в них наводят сомнение, совопросничество нелепое – там, где нужно совершенное доверие Начальнику веры нашей спасительной и всеистинной. В неправославных христианских обществах достиг враг того, что у одних лишил мирян причастия Крови Христовой, которою мы спасены и спасаемся через питие ее (у католиков), а у других (лютеран и англиканцев) и совсем лишил Тела и Крови, исторгнув у них веру в пресуществление хлеба и вина в Пречистое Тело и Кровь Христову. Так-то враг старается всячески противиться намерениям и повелениям Христа Спасителя нашего через ереси и расколы, не допуская людей до признания всецелой евангельской истины и искажая ее ложными мудрованиями и оставляя их растлеваться неверием истине Христовой, лжемудрованиями и разными страстями. Если мы ближе присмотримся к себе и вникнем в свой внутренний духовный мир, то найдем, что враг почти непрестанно усиливается действовать злотворно в наших сердцах и помышлениях, в намерениях, предприятиях, словах и делах, направляя все существо наше – душу и тело – к отчуждению от Бога. Сам будучи чуждым Богу – духом злым, лукавым, – он и человечество усиливается сделать чуждым Богу во всех помышлениях, желаниях, намерениях, во всем складе их жизни. Этого он особенно удачно достигал в древнем языческом мире, отвратив людей от Бога и вринув их в идолопоклонство и принимая в идолах поклонение самому себе; легко достигает и в мире современном – христианском – через нелепые учения и страсти человеческие. Боритесь же, братья-христиане, с врагами спасения и всячески усвояйтесь Христу Богу – правою верою, молитвою, размышлением, созерцанием, воздержанием, чистотою и деятельной любовью.



За грехи людей диавол ужасно посмевается над ними через их же собственные страсти, борет и низлагает их собственным оружием: посмевается их близорукому уму, их многострастному сердцу, их развращенной, необузданной воле, заставляя их творить безрассудные, вредные дела; измышлять нелепые учения, вносить в семейства неверность мужа и жены, непокорность детей, или страсть к вину, или к играм, или вообще к каким-нибудь легкомысленным, праздным и бесплодным делам; или внушая иным брюзгливость и гнушение всеми, или наводит на человека боязнь людей или чего-то неопределенного; или заставляет повторять одни и те же молитвы без толку, внушая, что они не говорены, или неправильно говорены, – словом, омрачением вражеским в людях нет конца.



Первый сотворенный дух, начальствовавший над всеми духами, и первый, который внес растление и скверну греха в мир Божий, бывший денница мысленного Солнца – Бога, а потом ставший диаволом и сатаною – отступником из отступников и противником Божиим и врагом, – усиливается вот уже около восьми тысяч лет всячески растлевать разумно-словесное создание Божие – человека, ставшего непрестанной его мишенью, в которую он направляет все свои вражеские огненные стрелы, и прежде всего он старается растлить его ум и сердце превратным, искаженным понятием о Боге, или совершенным неверием, или безбожием, или многобожием и идолопоклонством, что он и делал весьма успешно до пришествия в мир Христа Спасителя до и после Него, возмущая нетрезвенные и блуждающие умы и сердца людей разными ересями и расколами, или разными бреднями философских умов Средних веков, равными или многобожию, или безбожию, а ныне разными безбожными или скептическими учениями и сектами; а затем он крайне усиливается осквернить и растлить в организме человеческого тела те (бытейские) органы, посредством которых бывает сеяние и восприемлемость человеческого семени и развитие и возрастание его в человеческий организм, заключающий в себе его бессмертную душу. Эти органы он всячески старается через скверные помыслы и дела унизить, поругать, осквернить, растлить, сделать хуже всякой нечистоты и грязи – через неразумное, незаконное, прелестное, страстное влечение одного пола к другому: или – мужчины к мужчине и женщины к женщине, или – тайным, ручным, тлящим, сладострастным действием над детородными членами. Также всемерно враг-диавол старается растлить умы и сердца людей разными бесчисленными страстями: самолюбием, ненавистью друг к другу, завистью, лукавством, недоброжелательством, зложелательством, злопамятством, обидами, злословием, осуждением, самочинием, неповиновением родителям и властям, превратною привязанностью к земным вещам и удовольствиям, к деньгам, разным сокровищам земным, скупостью, жестокосердием, нелюбовью к ближнему, ложью, обманом, воровством и хищением чужой собственности, или тоскою, унынием, отчаянием, или беснованием, разными болезнями, уродством и проч. и проч. Велика и разнообразна физическая и нравственная область врага в человеческом роде, и его пагубные действия смотрительно попускаются от Бога – или для борьбы и научения и укрепления людей в вере и добродетели и в любви и преданности к Богу, или для наказания людей за грехи, или для увенчания борцов веры и добродетели нетленным венцом бессмертной и блаженной жизни в Боге. Земная жизнь – время борьбы, обучения вере и добродетели и приготовления к соединению с Богом на всю вечность. Каждый внимай себе и доброю борьбою с врагами, при помощи Божией, уготовляй себе путь на небо.



Первый ангел, или денница, извратил, исказил, изуродовал свою светлую, чистую, безгрешную природу и стал вместо ангела, или денницы, сатаною и диаволом, и в этом направлении зла и всякой нечистоты продолжает безмерно развиваться и усиливаться в своей злобе и нечистоте и в пагубных действиях в роде человеческом, который он борет всячески на зло, по попущению Божию, стараясь всячески его растлить, сквернить, возмущать, уродовать в уме, в сердце и воле, в душе и теле. Впрочем, от Господа Вседержителя даны и добрые ангелы людям – народам и племенам, если они верующие, и – каждому отдельному человеку, если он христианин; и они хранят и защищают людей от бесовских козней в известной мере, насколько люди сами внимательны к себе, к своему душевному состоянию и врожденному голосу совести; иначе, если бы то есть не было ангелов хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть Господь попустил им делать, что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов. Итак, каждый человек берегись всемерно диавольского растления в уме, в чувствах, в воле, во всем существе, – в душе и теле. – И так праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще (Откр. 22, 11).



Зачем во мне непрестанно спешится враг незримый, смущая, тесня, нудя меня к различным грехам? Что во мне значит этот мысленный дождь, эти мысленные, быстрые реки, подмывающие мысленный дом души моей и угрожающие потоплением и погружением в них? Что эти мысленные ветры, эти бури, эти ураганы, нападающие на мою мысленную храмину, усиливающиеся совсем сдвинуть ее с места и разметать по воздуху? Во всех нас деется тайна беззакония видимо и невидимо, и от всех требуется бодрствование, крепкая вера, сильная борьба с нападающим со всех сторон грехом, сильным, недремлющим, во всеоружии всяких прелестей, соблазнов, ложных учений явных и подпольных, ересей, расколов; нужно мужество, терпение, упование на всесильную помощь Божию. И сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). Она победила нечестие, безверие, соблазны, ереси, расколы, и победит своею истиною, своею внутреннею силою и пособием Божиим.



Враг Бога и рода человеческого (сатана), растливший и осквернивший себя измышленным им грехом многообразным, непрестанно усиливается растлевать человечество больше и больше всяким образом: через скверные, лукавые, хульные, гордые, злые помыслы, через плотские и мирские суетные вожделения, через самолюбие, честолюбие, гордость, суетность, корыстолюбие, сребролюбие, сластолюбие, – и особенно через растление (бытейских) жизнородящих членов человеческого тела у мужчины и женщины, и в этом последнем его действии он особенно вредит человечеству, пользуясь естественными половыми побуждениями и наклонностью нашею к сладострастью и неге и дружбою к плоти, которую Господь заповедал нам распинать с ее страстями и похотями (см.: Гал. 5, 24). Здесь враг старается всеми силами распалить воображение и плоть человека, представляя ему грех в самых прекрасных, заманчивых и сладострастных образах, или через представление взору картин сладострастия в материальных художественных образах – скульптуры и живописи, или отлитых из металла образах женщины с ее обнаженными формами. И ныне современный человек боготворит эти формы ваяния, живописи, пластики и ставит их на виду в своем жилище или восхищается ими на подмостках театральных и рукоплещет им в страстном увлечении. Человечеству надо трезвиться, бодрствовать над собою и обуздывать всячески страсти свои и похоти и стараться творить волю Божию, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1). Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14), говорит апостол.



Всякий грех, как нарушение закона Божия, ведет к тлению, осквернению, омрачению, расслаблению души и тела человека согрешающего. Он есть дыхание, наука и дело падших духов, измысливших и приведших в исполнение свой грех, упорно усвоившие его себе, умершие через него для Бога и Царства Его и уготовавшие через него себе вечную муку; по злобе своей на Бога и по зависти к человеку, созданному по образу и подобию Божию, они всеми силами стараются склонить и человека к подражанию им, злым демонам, и действуют на человека искушением, прелестью, прелестным наслаждением греха. Действуя в человеке через разные страсти плоти и духа, они удаляют его от Бога дальше и дальше, лишают его света умного, покоя, свободы, делают его суетным, мертвым для Бога и уготовляют ему вечную муку вместе с собою. Поэтому крепко нужно воевать со всяким грехом, противиться ему, побеждать его с призыванием имени Божия, ненавидеть его, плевать на него, каким бы сладким он не представлялся, – хотя природа наша, научившись греху, любит его, следует ему, как раба, и неохотно распинает его.



Стремительно подпускает враг бесплотный яд греха и в чресла, и в зрение, и в осязание, и в помыслы и вожделения; избави нас всех от него, Боже наш, и дай нам Крест Твой всегда носить и одолевать супостата врага, борющего сладострастием и от Тебя удаляющего неосторожных и невнимательных.



Непрестанно мы изменяем Богу нашему, Творцу и Законодателю, по действию прелести внутри нас, изменяем в богопротивных, суетных помыслах лукавых, скверных, хульных, изменяем в разных плотских и мирских суетных вожделениях и пристрастиях вместо того, чтобы уязвлять свое сердце и душу чистым, духовным уязвлением любви Божией и вечной красоты добродетели и вечной жизни, вечного блаженства, уготованного на небесах возлюбившим Бога и добродетель и предвкушаемого здесь на земле всеми истинными боголюбцами.



Каждый день изменяю я Господу Богу моему и бываю неверен Ему в помыслах, чувствах, вожделениях, в словах и делах. Где строгость к себе? Где уважение, благоговение к закону Божию? Где соблюдение во святости сердца своего? О, кто даст очесем моим источник слез, да плачу день и нощь о грехах моих?



Бесплотные враги наши оказывают в людях свою пагубную деятельность с крайней настойчивостью и насилием в бесчисленных страстях человеческих. Так как грех во всяких видах назойлив и насильствен, то невозможно христианину не принуждать себя ко всякой добродетели и крайнему противлению грехам, и нужно руки свои сжедневно приобучать на ополчение духовное и персты своя на брань (см.: Пс. 143, 1), чтобы быть искусным в духовной брани и побеждать свои страсти. Царствие Небесное нудится, говорит Господь, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцом Моим на престоле Его (Откр. 3, 21), говорит Подвигоположник наш Господь Иисус Христос.



На всякий грех человек весьма скор и грешит непрестанно разными видами греха: мыслью, чувством, воображением, желанием, намерением, словом, взглядом, вкусом, осязанием, движением своих членов, всякими страстями, поступками, поползновениями; а на всякую действительную добродетель – медлен, неподвижен, если не приучил себя к ней и не навык ей; падать, согрешать ежедневно и каждый час все люди склонны и порывисты весьма, весьма; а восставать, исправляться, преуспевать во всякой добродетели – без Бога не можем, все чувствуем нужду крайнюю в сверхъестественной помощи или благодати Божией – для восстания, исправления, отчуждения от греха, столь к нам близкого, свойственного, увлекающего и насилующего нашу душу; между тем веры достаточной для отражения греха многие не имеют, молитве искренней, сердечной, дерзновенной, несомненной не научились, и многие-многие совсем не умеют молиться, в церковь не ходят или бывают в ней без внимания и сердечного участия и потому, в случае борьбы со страстями, борющими всякого человека, бывают безоружны, бессильны, беспомощны: путаются, увлекаются, раболепствуют им и погибают. На грех мастера нет, – всякий, даже ребенок, умеет быстро согрешать и скоро научается греху, особенно когда явится еще и учитель на грех; так без Бога ни до порога. И на всяком шагу, на всякий час и минуту нужна нам помощь Божия, чтобы избавиться от грехов, чтобы познать их безумство, нелепость, гибельность; чтобы возлюбить искренно добродетель, держаться ее, стоять за нее, чтобы устоять в борьбе со страстями, искушениями, соблазнами. А без живой, крепкой веры в Бога, в Его близость, в Его благость, скоропослушество, всемогущество, без искреннего покаяния во грехах нельзя получить помощи свыше. Просите, сказано, и дастся вам; ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7–8). Како убо призовут, в Негоже не вероваша? Како услышат без проповедующаго? (Рим. 10, 14 15). Итак, всякому нужна помощь Божия, нужна вера в Господа, нужна молитва непрестанная, потому что грех непрестанно льстит, влечет к себе, насилует душу, губит всякий час.



Грех есть извращение порядка бытия в мире духовном и физическом, – нелепость, безумство, бессмыслие, призрак, мираж, греза, бред; пристрастие к тлену, гною, дыму и пару исчезающему: ибо жизнь здешняя – дым и пар скоропреходящие (см.: Иак. 4, 14).



Грех – величайший глупец, величайшее зло, потому что он есть противление заповедям Божиим, а заповеди Господни – премудры, святы, благодетельны и животворны. Грех – глубочайшая тьма, потому что есть лишение Света Божественного, животворного, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (см.: Ин.1, 5, 9). Грех – величайший прелестник и насильник, ибо не имеет в себе никакой правды и истины, он берет человека в плен обманом, лестью и насилием, принуждая ко греху, – а потому человек желающий устоять в правде, как Иосиф целомудренный, должен противиться всячески греху, призывая в помощь Господа, без Которого нельзя быть победителем греха. Грех – величайший мятежник и тиран лютейший, и убийца душ и телес.



Какая разбойничья ватага страстей лукавых во мне действует рано и поздно, – утром и вечером и днем, да и ночью еще в разных грезах! Какой вертеп мысленных разбойников – моя душа! И как неусыпны в своей злобе эти мои мысленные разбойники! Как растленно мое сердце! Как искажен во мне образ Божий! Сколько мне предстоит труда с самоуправлением, самообразованием! Сколько борьбы упорной, постоянной! Какая война мне предстоит со своими страстями! Господи, Сердцеведче, Ты помоги мне в сей войне, всесильный Вождь Своих воинов! Без Тебе не могу творити ничесоже (Ин. 15, 5).



Восьмую тысячу лет поет в нас диавол на тысячу ладов свою старую песню, называемую грех, действительно старую и ветхую, растлевающую всего человека, песню безумную, глупейшую; и люди следуют этой песне, поют ему в унисон, скачут и пляшут по его дудочке и уродуют себя на все манеры, бозобразят, губят себя, Господа прогневляют. От чего это безобразие, это бессмыслие? От неверия, духовного невежества, невнимания к себе, самоволия, самолюбия, плотоугодия, гордости ума. Внемлите же себе, человеки! Веруйте, смиряйтесь, кайтесь, распинайте плоть. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).



При искушениях ко всякому греху надо верить, знать и помнить твердо, что к нам приступает и приступил невидимый враг-диавол, начальник греха, борец и насильник, и что мы сами против него бессильны, чтобы устоять против него, – устоять в добре и не поддаться греху или злу, с которым мы свыклись, потому что и зачаты и родились и живем в грехе, и что нам нужен всякую минуту сильный Помощник против греха, именно нужен Спаситель Христос Бог, Который для того и снизшел и пришел к нам во плоти, чтобы всегда спасать нас, помогать нам, защищать нас от врагов и грехов наших по вере в Него и ради призывания имени Его. Он Сам говорит: Призови Меня в день скорби твоей, Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15).



Грех ставит всю жизнь нашу вверх дном, наизнанку, – всего человека извращает, искажает, омрачает, дурачит, гадит, позорит, мучит, – жизнь одиночную, семейную и общественную.



Виновник каждой страсти есть диавол и каждая страсть есть диавольская прелесть: ты одержим злобою или гордостью – в тебе бес гордости, злобы; ты завидуешь ближнему – в тебе бес зависти; ты блудник – в тебе сидит бес блуда; ты привык воровать – в тебе бес воровства; ты лжешь и обманываешь – в тебе бес лжи и обмана; и все вообще грешники, так или иначе согрешающие, – суть чада диавола и творят его похоти и с ним пойдут в муку вечную, если не раскаются: не льстите себе: ни блудницы… ни прелюбодее… ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы… Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9, 10).



Тебя, сатана, умучит Господь, когда будет конец мира и настанет вечность, – в геенне огненной со всеми бесами твоими, и теперь Он вас мучит и Сам и через Своих избранников, а тогда совсем умучит, свяжет совершенно и лишит вас всякой возможности делать кому-либо зло, – что теперь составляет торжество ваше, – и тогда – о ужас, мучениям вашим не будет конца и меры. Подобает Христу Богу царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима. Последний же враг испразднится смерть (1 Кор. 15, 25, 26). А теперь праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще, – а скверный сатана да сквернится еще на свою голову и муку, – также и люди скверные да сквернятся еще, и неправедный… да творит неправду еще. Се, гряду скоро и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его (Откр. 22, 11–12), глаголет Господь.


2. О силе греха и средствах для победы над ним


Грех, сущий в нас, спешит и усиливается каждый час и минуту расширить круг своих пагубных действий и завоевать наше сердце и помышления и обессилить нашу волю для мышления, чувства и делания добра, – для веры, для молитвы, для чтения слова Божия и исполнения его предписаний, чтобы держать нас постоянно в рабстве и в плену, постыдном и пагубном. Потому Господь наш Иисус Христос заповедал нам, да и апостолы Его, – постоянно бодрствовать, трезвиться и молиться на всяко время духом (Еф. 6, 18) и быть готовыми на всякое искушение и борьбу с грехами, или с миродержителями тьмы века сего (Еф. 6, 12); в противном случае легко пленят нас враги наши невидимые разными помыслами и страстями, дурными привычками и наклонностями и погубят нас, как и действительно губят множество людей всякого звания и состояния и делают их добычею геенны и огня вечного. Сколько коснеющих во грехах смертных! Сколько пьяниц, прелюбодеев, до смерти пребывающих непокаянно и неисправимо, сколько корыстолюбцев, трясущихся над своими сокровищами, не уделяющих ничего или крайне мало бедным! Сколько самоубийц и убийц самых наглых и отчаянных!



Наблюдая внутренним оком за движениями своего духовного мира – за помыслами, чувствами, вожделениями различными, сердечными и волевыми наклонностями, – что мы замечаем? Замечаем сильное движение греха в самых разнообразных видах: то в виде неприязни, вражды, озлобления, раздражения, самолюбия или эгоизма крайнего, то в виде зависти ближнему, или презорства к нему, то в виде нечистых вожделений, или в виде нечистых представлений греха, воображения греховного, то в виде уныния и отчаяния, то в виде лукавства, лжи, обмана, притворства, лицемерия, недоброжелательства, зложелательства, злорадства, то в виде корысти, лицеприятия, то в виде сна и лености. Замечаем, что грех необыкновенно в нас живуч, стремителен. И неосторожные, маловерные, невнимательные к себе непрестанно впадают в сети греховные и пута ются, и погибают – таковы особенно пьяницы, блудники, завистливые, гордые, злые. Потому надо постоянно христианам быть на страже своего сердца и помышлений. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8).



Вера Православная дает все силы благодатные для победы над грехом и тлением, плодом греха: 1) в самом православии или чистом исповедании веры от смысла чиста, в неповрежденности Божественного Откровения веры и его спасительности; 2) в таинствах веры, совершаемых доселе в той силе, истине и полноте, в какой совершались они апостолами; 3) в спасительных учреждениях, как-то: богослужении, постах, почитании святого креста и святых икон; 4) в управлении христианского жития по Правилам святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. Эти средства ко спасению и для победы над грехом и исполнению всякой добродетели христианской суть самые верные, испытанные, дознанные как таковые: на деле они привели ко спасению бесчисленное множество душ христианских. У католиков же правой веры нет, а вера у них неправая, поврежденная ложными мудрованиями западных учителей; таинства совершаются неправильно, особенно таина Святого Причащения – на опресноках, и мирянам не преподается Пречистая Кровь Христова. У лютеран же и таинств нет, кроме Крещения; причащение же не действительно, ибо нет пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Посты уничтожены, как бы ненужные, священство уничтожено, и каждый лютеранин есть сам священник; таким образом, нет у них и не может быть благодатных средств к искоренению греха – они уничтожены реформацией, мудрости и силы к борьбе с грехом и мудрейшим змием у них нет, по отпадении от истинной веры и Церкви, и они не могут бороться со змием, с древним человеко-убийцей, делаясь вполне его пленником. Вот сколь необходима и спасительна вера Православная и Церковь со своими учреждениями спасительными и как пагубны ереси и расколы для душ христианских. Вера облекает нас во всеоружие и для борьбы с врагами спасения и для соделания спасения нашего и других, а неправославные вероисповедания лишают этого оружия своих членов.

На страницу:
1 из 2