bannerbanner
Философия в стихах
Философия в стихах

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Владимир Николаев

Философия в стихах

К читателю

Пользу большую даёт философская школа,Но одолеть её – подвиг для многих тяжёлый.Тот и пытаться не станет, а этот бы рад,Но дотянуться не смог, и решил: зелен де виноград!Профессора же, стремясь к упрощению логики,Сводят порой философию к идеологии;Но для познания мира тут проку не больше,Чем крокодилов в Днепре или айсбергов в Польше.Кто ж не осмыслил свои основные пути,Может совсем не туда, куда надо, зайти.То применимо и лично к тебе самому,Но ещё больше – к общественному уму:Не сознавая всеобщих законов, народЧасто куёт себе счастье наоборот.Нынче несладко приходится нашей державе,А я хочу, чтоб мы счастье своё удержали,И чтобы люди во всех регионах ЗемлиНас уважать за развитие наше могли.Вряд ли один помогу я тут очень уж крепко,Но ведь и мышка нужна, чтобы вытащить репку.Не добываю я нефть, не валю я тайгу,А вот сознание наше улучшить могу.Стих привлекая на службу делам философии,Не задавал я в поэзии цели высокие,Лишь об одном я при этой работе мечтал:Чтоб каждый понял и главное каждый узнал.Мысли записывал коротко, просто и кучно,И обещаю: читать тебе будет не скучно.

I. Введение

Цель философии – самое общее знаниеИ углублённое сути вещей понимание.Функции две у неё основных: построение методологии,То есть познания истины ищет пути она строгие;И разработка конструкций мировоззрения,То есть на мир и людей обобщённого мыслью воззрения.Есть соответственно две основные проблемы,И в философии с ними столкнёмся везде мы.Первая: может ли быть абсолют – нечто очень на свете особое;Ну а вторую зовут «основной вопрос философии».Чтоб осознали проблемы те общие проще мы,Надо привлечь и понятия самые общие.Главные здесь – бытие и его отрицание,И становленье меж ними – обоих обмен и мерцание.Тут понимать бытие надо просто как существование!Кто добавляет значение «всё, что вокруг существует»,Сильно напутать в познании мира рискует.Места тогда не останется вовсе небытию,И сможет всякий подсунуть в науку нелепость свою.Нет вокруг нас ничего беспредельного вроде,К небытию всё причастно, согласно природе.Правда, и разница в этом бывает огромная:Есть океан, есть и малая капелька скромная;Есть индивиды конечной природы отдельные,Есть также виды и роды, почти беспредельные.Ближе стоит океан или род к бытия полноте,Ближе ещё – олимпийские боги, в античной мечте;Только ведь каждый из них всё равно ограниченный, частный.Но, может, есть и предмет, вовсе к небытию не причастный?..Должен он всё обнимать, должен он господином быть людям!Принято этот предмет называть абсолютом.Кто признаёт абсолют (неизвестный, конечно, для физики),Тех называют философов метафизики.Кто видит в мире одни лишь мерцанья игристые,Тех называют философов релятивистами.В свете науки, узки эти взгляды до скуки;Но философия масс не дозрела ещё до науки,Многим роднее как раз эти скучные муки.В мире действительном нет самого абсолюта,Но не случайно и кажется, есть он как будто.Ведь постоянство и сходное всюду встречается,В этом всеобщая связь всех вещей проявляется.Вещи своими чертами друг друга снабжают,И, размножаясь, подобных себе порождают,И выделяются часто из одного,Вместе наследуя общее от него.Общее тоже не вечно, ход времени всё размывает. –Этот научный подход диалектикой называют.Стили мышления тем же решеньям подобны.По метафизике, вещи для нас неизменны и дробны,Ибо их связь и судьбу задаёт абсолют,Коего наши науки не познают.Всё-таки в частных науках, где правит анализ,Эти идеи с успехами применялись.Для диалектики мир есть единство в борьбе и открытие,Тел и явлений природная связь и развитие.В общих науках, в истории это существенно,И диалектику там применять нам естественно.Ну а в самой философии без диалектикиБьются и лучшие мыслью как эпилептики,Иль сокрушаются вечно над жизнью как нытики,Или становятся просто рабами политики.Релятивист видит вещи неуловимо текучими,Дескать, они лишь в уме обобщаются сорными кучами;Значит, идеи науки – всего лишь условности,Не принесет, мол, она нам хорошие новости.Два прежних стиля дают некий метод познания,А релятивный всегда отражает страдания.Это на нём ведь учение Будды стоит,Будто весь мир из страдания состоит.Всё ж этот стиль не отправишь навеки в забвение,Ибо страдание значимо в жизни не менее,Чем созидание, знание и умение.Тут выступает на сцену мировоззрение,И основной в нём вопрос, что волнует любого от века:Место на свете меня самого, человека.Если ж учесть, в чём особенность видим свою,Это вопрос: как относится мысль к бытию?(Тут бытие понимают как всё существующее!Запоминайте различие это на будущее)Он же – вопрос отношения духа к природе,Или – сознания к материальной породе,Необходимости – к нашей любви и свободе.И в философии назван он основным:В ней направленья важнейшие связаны с ним.Идеалисты считают, что дух есть источник природы.Но тут бывают решений различные роды:Или тот дух словно бог – объективен, от нас не зависит,Или же он субъективен и есть наши общие мысли.Крайний подход – солипсизм[1]: мол, реален лишь свой индивидуй,Прочее – сон, так что спи и богам не завидуй!Слеп да ту слип[2] и солип – сходство в звуках, пожалуй, случайное,Но хорошо поясняет оно то ученье отчаянное.Наоборот утверждают любые материалисты:Мы из природы, и мысли от праха не чисты.Только одни говорят, что всё в мире материальное,А вот другие считают, что в психике есть идеальное.Значит, для первых материя – по существу абсолют,То есть они метафизику преподают.А диалектика учит, что из самой же материиДух порождается – сложно, но без мистерии.Есть дуалисты ещё: для них двойственность изначальна,Дух и природа живут себе врозь беспечально,А в человеке друг друга зачем-то находят;Часто к блужданиям такие воззренья приводят.Есть плюралисты: у них что ни вещь, то монада[3],Ей про другие де вещи и знать-то не надо.Есть и эклектики, что собирают коллекциюМыслей, пригодную только украсить им лекцию.Можно ещё бестолковей воззренья найти,Если обследовать все боковые пути.Раз уж настолько по-разному мир мы себе представляем,То и по-разному судим, насколько он познаваем.Версия здравая, трезвая и привычная:Знаем не всё, познаём же – неограниченно.И лишь агностик[4] твердит: только чувствуй телесно да числи,Сущность, вещей глубина, недоступна для мысли!Так рассуждают обычно релятивисты,Ну а за ними всегда словно тень – солипсисты.Прочие крутят познания сущностей призму,Тоже нередко сдаваясь агностицизму;Материализм лишь диалектическийЕго отвергает систематически.Вот только молод он исторически,А первый блин ведь бывает комом.Долго политикой был он влекомым,Местами требует исправления.Но в целом верное направление,И уже много в его активе,А ещё более – в перспективе.Ныне в толпе его мало кто чтит,Но в мире истины он победит.Он же всегда признаёт, что сама философия –Та же наука, но по строенью особая,В силу того, что единственная всеобщая;Этим и слабая, этим же и всемощная.Правда, что в частных науках конкретнее знание,Но философия больше даёт понимание.Знание нужно бывает порой, иногда,А понимание нужно везде и всегда:Главная польза везде – от прогресса ума,Хоть для попов и чиновников это чума.Но понимание сложно сравнить иль измерить,И простакам в философию трудно поверить.Часто она от насущных забот далека,Пользы для брюха в ней – как от быка молока.Но у быков поважнее есть функции в стаде,И в порожденьи коров, и в коровьей сердечной отраде.Сонм весь наук философия породила,И в их развитии действует как бродило.Частной наукой готовятся исполнители,А философской – ценители и правители.Частные – средства для дела дают с инструментами,А философия правит их внутренними моментами:Методов знанием, цели поставить умением,Ценностей всех осознаньем и изменением.И всё равно, в какой сфере трудиться я буду,Знания эти – основа стратегии всюду:«Кто ж не осмыслил свои основные пути,Может совсем не туда, куда надо, зайти».

II. Логика и диалектика

Есть у людей и у многих животных мышление образами,Но среди всех лишь одни «изъясняемся прозой»[5] мы,То есть владеем понятием, словом и мыслим логически.Лишь потому изменяем мы мир исторически.В этом мышленьи две силы являются разом:Твердый рассудок и гуттаперчивый разум.Каждый из них – то последует, то ведёт,И всё добытое другу передаёт.Знает рассудок понятия все, применять он умеет приёмы,Разум – другие куёт, расширяя познанья объёмы.Строит рассудок железные силлогизмыИ совершенствовать может он всякие «измы».Формой рассудок силён, его выводы строгие, ясные;Но где важна новизна, там они зачастую напрасные.Сам же открыл он, что этим путём невозможноВсё доказать, что бывает на деле не ложно.Математически вывел приятель Эйнштейна Курт Гёдель:Чтоб отразить содержание, метод подобный негоден.В мире ведь есть не одни лишь формальные связи, –В формалистическом что ж забываться экстазе?Разум тогда выступает носителем правды космической,С логикой творческой, сложной, диалектической.Первый в ней принцип – единство противоположного,Недопустимое вроде с позиций в рассудке возможного.Всё же тут нет против логики явной вины,Так как в реальности стороны разведены.Есть у любого предмета и левый, и правый бока, –Цел же предмет, середина бытует пока.Атом – единство протонов и электронов,Но лишь пока их пространство разъединяет.Если ж сольются они, в нарушенье обычных законов,Каждый из них обязательно погибает.Значит, формальная логика там лишь верна до конца,Где организм превращается в мертвеца.В жизни ж борьба и единства противоположностейНам освещают любые сплетения сложностей.Верен сей принцип для всех, кто и что ты ни будь!Ну а сторон разведенье – развития всякого суть.Но разведенье всегда происходит на общей основе;Стало быть, нет ничего, что совсем уже было бы внове.И никогда окончательно связь меж частями не рвётся,Но обязательно в общем она остаётся.Значит, предметы всегда друг на друга влияют –Даже когда ни волной и ни телом не ударяют.Иначе тел и явлений всеобщая связьВ цепях причинности скоро бы прервалась:Для удалённых на световые векаСвязи прямые исчезли бы наверняка.Связь «безударную» эту зовут нелокальной,И по значенью бывает она радикальной.Это особенно явственно в квантовом мире,Но проявляется много важнее и шире:Не только в квантовой телепортации,Но и в привычной всем гравитации,В дальних предвиденьях без профанации[6],В житейской по Юнгу[7] «синхронизации».Есть и другое, но многое в этом темно,Ибо пока что изучено плохо оно.Что ж не признали тех связей учёные-физики?Им помешали философы-метафизики.Ведь метафизик уверен, что связи везде лишь такие,Как у шаров на бильярде под действием кия(Этот для мысли тупик и ума катаклизмПосле назвали «лапласовский детерминизм»).Ньютон великий открыл – тяготение действует сразу,Но под влиянием Локка[8] изрёк он лукавую фразу:Мол, объяснить не берусь, не поскольку не понимаю –Просто я гордый такой, что «гипотез не измышляю».Релятивисты влияют на квантовых физиков чаще,Но их разлапистый хрен той же локковой редьки не слаще.Крайности сходятся тут, как бывает всегда,И получается в мыслях абсурд и бурда.Тоже всё к чувствам и к опытным формулам сводят,А смыслового порядка для микрочастиц не находят,Так как причины везде признают лишь локальные.И не решают проблемы свои кардинальные,Вроде единства полей или квантовой гравитации;Только с апломбом читают «профанам» нотации,Что де для здравого смысла нет в физике места…Это оладьи из солипсистского теста.Все же надежду на правду даёт нам сейчас синергетика,То есть ученье Пригожина о самоорганизации[9].Мыслит она нелинейно, как диалектика,И в современной науке весьма высоки её акции.Как диалектика, видит она нелокальныеСвязи в системах, и местные, и глобальные,Видит стремление в мире к разнообразию,Знает процессы творения скачкообразные;Невозвращенье открыла к тому, что когда-либо пройдено:Признак развития, времени сущность и родина!Чтоб эффективно освоить законы развития,Надо понятия знать, одного маловато наития.Слово «количество» значит делимость на части;«Качество» – место в системе, в процессах участье;«Мера» – предельное расстояниеМеж двумя качественными состояниями.Если достигнет в развитии мера предела,Сразу, скачком изменяется качество тела:Прежде – в породу свою же, хоть внешне в другое,Ну а потом и в иное, уже по природе чужое.Лёд, и снежинки, и пар суть всё та же вода,Лишь изменения формы находим тогда.Но если пар свыше меры своей нагревается,Он неизбежно на атомы распадается;Если ж до степени плазмы нагрев доберётся,То от воды уже признаков не остаётся.Так же и сущность природы материальнаяМожет, скачок за скачком, порождать идеальное.Там, где в прогрессе скачки наблюдались уж ранее,Властен закон отрицания отрицания.Сложного нету в основе его ничего.Он вытекает из двойственности всего,Из колебаний, повсюду в борьбе неизбежных,Но с невозможным повтором всех частностей прежних.Двойственна сущность, и борются стороны в ней,Чтоб доказать, что сегодня сильней и важней.Форму одна задаёт, что сейчас побеждает.Первый этап этот тезисом называют.Но победившая – сущности лишь половина,А потому отрицанию тоже повинна.Значит, возврат будет в следующем отрицанииСнова к тому, что цвело в бытии уже ранее, –Только возврат не зацикленный! Новое тожеВ очередной тот продукт отрицания вхоже.Тезис, исчерпав себя, новой формой сменяется,Что антитезисом в логике называется.Правит опять половинка, и ясно, конечно,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

От лат. solus – единственный, Ipse – я сам; крайняя форма субъективного идеализма.

2

Англ. to sleep – спать.

3

От греч. monos – единица, единое; тут – независимая сущность.

4

От греч. gnosis – знание, a – отрицательная приставка.

5

Крылатая фраза из комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

6

Напр., знаменитые предсказания Мишеля Нострадамуса, XVI в.

7

Карл Юнг, известный психолог и философ, XX в.

8

Джон Локк – философ-метафизик, приятель И. Ньютона.

9

И. Р. Пригожин, Г. Хакен (автор термина синергетика) и др.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу