bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2


М. В. Нестеров. «Труды преподобного Сергия».

Часть триптиха, 1896–1897


С 1355 г. в монастыре был введен новый устав общинножития. До этого в Московской Руси монастыри были в основном особножительные (келиотские), где монахи жили в кельях и сами владели своим имуществом. Такие монастыри основывались князьями и боярами.

Монастыри общежительного типа основывались на полном отказе монахов от собственности и существовали на принципах равного участия всей братии в монастырских службах и хозяйственных работах.

Первым общежительным монастырем стал Киево-Печерский, но иноки этой обители вернулись впоследствии к келиотскому образу жизни. Поэтому общежительный устав, разработанный преподобным Сергием, стал примером для других обителей.

Монахи, жившие ранее отшельниками в своих кельях, теперь должны были вместе питаться, вести общее хозяйство и участвовать в монастырских работах. В обители были построены общая Трапезная, Пекарня, Поварня и другие сооружения.

Интересно читать в Троицком столовом обиходнике XV в. (более ранние не сохранились) о ежедневном рационе питания братии в монастырской Трапезной: «В неделю: каша гречневая или с горохом, да пиво обычное. В понедельник: каша овсяная. Во вторник: каша гречневая. В среду: горох или каша цеженая. В четверток: каша с горохом. В пяток: лапша или каша с соком. В субботу: каша овсяная, да пиво обычное, а в вечере: яйца или сыры или молоко; а коли корм тогда каша. В говейно сельди немецкие.

Месяц сентябрь.

1. Память Преподобнаго отца нашего Семиона Столпника. Ясти братии в трапезе: рыба, да пиво сыченое…

7. Предпразнество Рожества святей Богородице. Ества обычная, да пиво обычное.

8. В Рожество святыя Богородицы: сковороды, да колачи до изъеда, да по чаше меду…

12. В отданье Рожества святей Богородицы: яства обычная, да пиво.

13. В препразнество Воздвижениа и обновлениа (храма) Христова Воскресения: рыба, да пиво сычено.

14. Воздвижение честнаго креста: икра или сущь, да колачи, да по три меры меду…

20. Память Князя Михаила Черниговскаго: рыба, да пиво сычено.

21. В отданье Здвижению: яства обычная, да пиво…

23. В зачатие Иоанна Предтечи: рыба, да пиво сычено.

25. В Сергиеву память. Корм великаго Князя: четвера рыба, да по шти (шести) мер меду.

26. Наутриа Иоанна Богослова: рыба, да по три меры меду…

28. Харитона исповедника: рыба, да пиво сычено».



Монастырь в XIV в.


Перестройка монастыря проводилась по плану преподобного Сергия. Церковь и общественные здания находились в центре. Кельи, огороды, поля с рожью и пшеницей располагались вокруг. Вся площадь обители представляла правильный прямоугольник и была обнесена новой оградой – деревянным тыном из заостренных дубовых бревен.

Слава о деятельности преподобного Сергия дошла до Константинополя. В 1372 г. патриарх Филофей прислал игумену параманд (4-угольный плат с изображением Страстей Христовых), крест с частицами мощей мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, казненных в Литве, и схиму вместе со своим благословением.

Филофей одобрил общинный устав, введенный Сергием в его обители, и советовал строго соблюдать его. Со временем этот устав был принят и в других православных монастырях.

В Троицком монастыре распределили обязанности между монахами. Были назначены келарь, повара, хлебники и прочие. Сергий потребовал от всех неукоснительного соблюдения главной заповеди устава: «Ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать». Не всем монахам пришелся по душе новый устав. Недовольные покинули монастырь.

Имя игумена Троицкого монастыря было известно во всей Руси. Преподобный Сергий Радонежский обладал удивительным даром воздействия на людей. «Тихими и кроткими словами» он мог прекратить многолетнюю вражду между людьми, примирить их ожесточенные сердца.



Крест-мощевик – благословение Сергию Радонеж-скому от патриарха Филофея Константинопольского


Сергию удавалось остановить междоусобицы русских князей и уговорить их подчиняться московскому князю. Именно при помощи преподобного Сергия великий князь Дмитрий Иванович сумел объединить всех князей и дать решительный отпор татарскому хану Мамаю.

Сергию Радонежскому первому из русских святых являлась сама Пресвятая Богородица. Как гласит предание, однажды вечером, когда преподобный Сергий закончил свою молитву, перед ним в ярких лучах света возникла Царица Небесная. Сергий упал ниц, а она произнесла: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя; услышана молитва твоя об учениках твоих, посмотри же, сколько иноков собирается в твою обитель». Сергий увидел множество прекрасных птиц, поющих ангельские песни. А Царица продолжала: «Не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего…» (Житие).

Древняя Русь еще не знала подобных чудес. Весть о необыкновенном видении троицкому игумену быстро распространилась по всей земле Русской. Народ расценивал это событие как весть о покровительстве Руси Божьей Матери.

«Время общественных бедствий – есть его время… Когда все уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий…» (Житие).

Собираясь на битву с татарскими полчищами в 1380 г., Дмитрий Иванович приехал к Сергию Радонежскому, помолился вместе с ним и получил благословение преподобного. Сергий предсказал великому князю победу и спасение от гибели. Он отправил с ним на битву двух иноков, обладавших богатырской силой и прославившихся до пострига своей воинской доблестью – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

8 сентября 1380 г., когда русское войско подошло к Дону, великий князь получил от преподобного Сергия грамоту, где он советовал как можно быстрее начать нападение на татар. «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени» (Житие).

Поддержка преподобного придавала силы воинам. Битва на Куликовом поле началась поединком богатыря Пересвета и татарского великана Телебея. Верхом на конях сшиблись они копьями со страшной силой и упали замертво.

Во время битвы преподобный Сергий собрал всю монастырскую братию в храме на молитву и усердно просил Всевышнего о победе русского войска. За сотни верст от поля Куликова Сергий, вглядываясь вдаль, одного за другим называл павших и читал им заупокойные молитвы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2