bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Надо сказать, что часы-куранты – самая большая достопримечательность Спасской башни. Сейчас они занимают целых три этажа башни из десяти. Если смотреть на куранты снизу, то их величина воспринимается не особенно сильно, однако следует заметить, что и минутная, и часовая стрелки значительно превышают человеческий рост. Часы состоят из трех узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Куранты приводятся в действие тремя гирями, вес которых составляет 160–224 кг. Точность хода часов обеспечивает маятник весом 32 кг.

Часы, похожие на куранты, изготовил для одной из белокаменных кремлевских башен монах Лазарь Сербин еще в 1404 г. Однако Спасские куранты Христофора Галовея были поистине незабываемыми: вокруг их единственной стрелки вращался дивной красоты циферблат, разделенный на 17 часов. Его небесно-голубой фон украшала роспись, изображающая звезды, солнце и луну. Луч солнца являлся указательной стрелкой.

Механизм часов, которыми гости могут любоваться в настоящее время, был изготовлен известной фирмой «Бутеноп» в середине XIX столетия. Об этом свидетельствует надпись на часах: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве». Этот механизм состоит из десяти четвертных колоколов (вес каждого равен 320 кг) и часового (весом 2160 кг). Колокола украшает орнамент с надписями, одна из которых гласит: «Сей колокол для битья четвертей Спасской башни вылит в 1769 г., маия 27 дня. Весу 21 пуд. Лил мастер Семен Можжухин». Все колокола размещены на десятом ярусе Спасской башни в открытых звонах под шатром.

Куранты можно назвать говорящими часами, поскольку они бьют и играют музыку. В разное время Спасские куранты даже «разговаривали» по-разному.

Первое изменение во внешнем облике часов произошло благодаря Петру I. Царь издал указ, по которому с 1 января 1700 г. летоисчисление должно было происходить от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как это было принято на Руси. В это время средневековый циферблат заменили новым, двенадцатичасовым. В 1770 г. часы исполняли песенку «Ах, мой милый Августин», которую в середине XIX столетия сменил гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». После Октябрьской революции куранты пели «Интернационал» и «Вы жертвою пали…». С 1996 г. со Спасской башни звучит государственный гимн и мелодия из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Бой старинных колоколов раздается каждые 15 минут, и этот мелодичный звон придает всему путешествию по Кремлю ни с чем не сравнимую торжественность.

Вес этих часов равен 25 т, диаметр циферблата составляет 6 м 12 см. Длина минутной стрелки равна 3 м 28 см, часовой – 2 м 97 см. Высота цифр на циферблате – около 72 см. Колокола-куранты изготовили в XVII–XVIII столетиях русские кузнецы-часовщики Ждан, его сын и внук. Тринадцать колоколов для перечасья изготовил литейщик Кирилл Самойлов. По курантам Спасской башни сверяет время вся страна, поскольку подземный кабель соединяет часы с контрольными часами, которые находятся в астрономическом институте.

Нижний четверик Спасской башни украшал пояс из арок, декорированных белокаменными узорами, похожими на кружева, а также причудливыми башенками, пирамидками, изображениями диковинных животных. На углах четверика красовались пирамидки из белого камня с позолоченными флюгерами.

Аркатурный пояс прорезали ниши, в которых стояли «болваны» – белокаменные статуи. Документальные источники свидетельствуют, что царь Михаил Федорович распорядился сшить для них однорядки – специальную одежду, чтобы прикрыть их неприличную для того времени наготу. Эти статуи погибли в пожаре 1654 г.

Нижний четверик обладает двойными внутренними стенами. Между ними располагаются обходные галереи и лестницы между ярусами.

С верхней площадки нижнего четверика вздымается двухъярусный четырехгранник несколько меньшего размера, декорированный белокаменными деталями и колонками по углам. Кроме того, здесь находятся часы – удивительное техническое новшество для того времени. Выше часов четырехгранник венчается восьмериком, где сделаны открытые арочные звоны. Наконец, на самом верху башни расположен восьмигранный кирпичный шатер, покрытие которого исполнено из черепицы.

В 1658 г. Фроловская башня получила название Спасской, поскольку над ее въездными воротами появилось изображение Спаса Нерукотворного в белокаменной раме. Эти ворота народ называл святыми, а мимо них никому нельзя было не только ходить с непокрытой головой, но и проезжать верхом на лошади, даже царям.

Большой ущерб Спасской башне причиняли пожары. Не раз ее приходилось ремонтировать. Особенно большие восстановительные работы проходили после изгнания из Москвы полчищ Наполеона, а также во второй половине XIX столетия.

В 1946–1950 гг. реставраторы восстановили на башне белокаменные детали и облицовку, покрыли позолотой флюгера и медью – шатер. Высота башни составляет 67,3 м.

Рядом со Спасскими воротами можно увидеть строение с типично классическим портиком. На этом месте с XIV столетия стояли два крупнейших московских монастыря – девичий Вознесенский и Чудов. К сожалению, они были взорваны в 1929 г. Обе эти обители играли виднейшую роль в жизни Русского государства.

Вознесенский монастырь был основан в 1389 г. великой княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского. Здесь же она обрела упокоение. Затем в Вознесенском монастыре хоронили великих княгинь, княжон, царевен и цариц. Некрополь захоронений правящих особ был достаточно велик – около сорока. Это жена Ивана III Софья Палеолог, жены Ивана IV Грозного от Анастасии Романовой до Марии Нагой, матери царевича Дмитрия. Здесь покоились жены царя Алексея Михайловича: Мария Ильинична Милославская, Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра I. Перед свадьбой с Лжедмитрием I в монастыре несколько дней проживала Марина Мнишек. По своему статусу Вознесенский монастырь считался первым среди прочих женских обителей России. На его территории располагалось множество памятников старинной культуры, в том числе церковь, выстроенная Карлом Росси, единственная в Москве.

Чудов монастырь сыграл значительную роль в становлении личности великого русского поэта А. С. Пушкина. Сюда его срочно вызвали из ссылки в Михайловском по императорскому приказу в 1826 г. Как раз перед этим Пушкин написал «Бориса Годунова», одна из знаменитых сцен которого происходит как раз в келье Чудова монастыря. Это тот момент, когда старый монастырский летописец Пимен дает наставления своему ученику, монаху Григорию, будущему Лжедмитрию:

«Описывай, не мудрствуя лукаво,Все то, чему свидетель в жизни будешь…»

Через некоторое время Григорий мысленно обращается к царю Борису:

«А между тем отшельник в темной кельеЗдесь на тебя донос ужасный пишет:И не уйдешь ты от суда мирского,Как не уйдешь от Божьего суда».

Правда, у монахов-летописцев не существовало цензоров, кроме собственной совести, и он излагал события, представая только перед лицом Бога. В то же время российский император Николай Павлович сам назначил себя пушкинским цензором. Это произошло в Чудовом дворце, и интересно, что первым произведением, подвергнутым критике царя, стал именно «Борис Годунов».

Чудов, или Николаевский, дворец располагался на месте архиерейского дома. Это строение также принадлежало к владениям Чудова монастыря.



И. Глазунов. Борис Годунов


Вспомним знаменитое произведение Ивана Шмелева «Лето Господне». Писатель рассказывает о своем герое, в трудную минуту приехавшем на Воробьевы горы, чтобы взглянуть на знаменитые московские святыни: «Отец смотрит на Москву долго-долго. И будто сам говорит с собой: «А там Донской монастырь, розовый… А вон Казанская наша… а то – Данилов… Симонов… Сухарева башня… А Кремль-то наш… ах, хорош! – говорит отец. – Успенский, Архангельский. А где же Чудов? Что-то не различу»». Сразу же после этих слов герой замечает и Чудов монастырь. Однако наш современник, к несчастью, больше не сможет разглядеть с Воробьевых гор ни Чудов монастырь, ни Сухареву башню.

Чудов монастырь, уничтоженный большевиками в 1929 г., имел древнюю и славную историю. Его основал в XIV столетии святой митрополит Алексий по обету, данному во время пребывания в Золотой Орде. Благодаря Алексию поддерживалось равновесие в отношениях между Москвой и Ордой. Этот человек воспитал Дмитрия Донского.

В 1357 г. митрополита вызвали в Золотую Орду к жене хана Узбека Тайдуле. Несчастная женщина ослепла три года назад, и однажды ей привиделся пророческий сон, будто сможет ее исцелить русский митрополит Алексий. Летопись повествует о чудесном исцелении Тайдулы. После молебна митрополит окропил жену хана святой водой, и женщина немедленно прозрела.

Это событие произошло в праздник Чуда архангела Михаила в Хонех, и Алексий дал обет после благополучного возвращения в Москву основать мужскую обитель, тем более что татары, обрадованные чудесным исцелением, подарили Алексию земли на территории Кремля, где у них располагался посольский двор.

Монастырские здания разместили на Ивановской площади, напротив колокольни Ивана Великого. Неподалеку находилась женская Вознесенская обитель. Чудов, или Николаевский, дворец был выстроен гораздо позже. Главный соборный храм монастыря во имя Чуда архангела Михаила в Хонех являлся самым древним сооружением на территории обители, его выстроили на месте старой деревянной церкви в 1503 г.

Эта святыня посвящалась чудесному спасению архангелом целебного источника в Древней Фригии и христианскому храму, воздвигнутому при этом источнике. По преданию, язычники направили воду двух рек на уничтожение источника и храма, но вмешался архангел Михаил, который изменил течение воды и направил ее в расселину – хоны. Так был спасен и святой источник, и христианская церковь.

Соборный храм Чуда архангела Михаила в Хонех явился зримым воплощением памяти о святом митрополите Алексии. В 1378 г. Дмитрий Донской и все духовенство решили похоронить Алексия в этом храме.

В конце XV столетия в монастыре была возведена Алексеевская церковь. После этого при большом стечении народа святые мощи митрополита Алексия были перенесены на новое место. Этот храм был единственным в своем роде в Москве: сюда строго воспрещался вход женщинам. Сейчас мощи митрополита Алексия покоятся в Благовещенском Елоховском соборе.

Время от времени в Чудов монастырь отправляли в заключение людей, неугодных властям. Например, в XV столетии по приказу великого князя Василия Темного в монастырскую келью был заключен митрополит Исидор. Он был вероотступником: на Флорентийском соборе подписал документ о воссоединении православной и латинской церкви. Когда весной 1441 г. Исидор возвратился из Италии, перед ним несли католический крест. Совершив литургию, отступник-митрополит во всеуслышание прославил имя Папы Римского. По тогдашним временам эта акция являлась серьезным преступлением. Исидор отправился в темницу, а унию православный русский народ все равно отказался принять.

В начале XVII столетия монахом Чудова монастыря насильно сделали царя Василия Шуйского. В Смутное время узником монастырской темницы стал святой митрополит Гермоген, пострадавший от захвативших власть поляков. Несмотря на свою старость и немощь, митрополит стал душой русского ополчения. Даже в заключении он не прекращал борьбы против интервентов: по всей России летели его грамоты с призывом не подчиняться новой преступной власти и встать на защиту Отечества. Поляки требовали, чтобы Гермоген отменил восстание российских городов, но безуспешно. Враги перестали кормить старца: давали ему в неделю сноп овса и совсем немного воды. Не вынеся этих нечеловеческих условий содержания, Гермоген скончался. Как раз в это время к Москве уже подходили дружины из 25 городов России.

В 1666 г. произошел раскол Русской православной церкви. В церкви Благовещения в Чудовом монастыре собрались Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, чтобы совершить суд над патриархом Никоном. Публично огласив прегрешения патриарха, иерархи лишили Никона сана и сняли с него клобук и панагию. Тем не менее реформы Никона в России были признаны правильными.

В конце богатого событиями XVII столетия в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи дед Петра I Кирилл Нарышкин. А до этого в монастыре крестили Петра, будущего императора России. Вообще в этой обители часто крестили царственных младенцев: детей Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, отца Петра I, будущего императора Александра II, отменившего крепостное право.

Часто русские государи делали богатые вклады на нужды Чудова монастыря. Так, по приказу первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, в память об отце, патриархе Филарете, был отлит большой колокол, который установили на монастырской колокольне.

В 1812 г. в Чудовом монастыре расположился главный штаб Наполеона. Старинная обитель была осквернена и разграблена иноземцами. При отступлении французский император намеревался взорвать монастырь, но произошло самое настоящее чудо: неожиданно хлынул проливной дождь и загасил уже зажженные фитили, к тому же подоспели жители столицы и загасили то, что оставалось.

И вот уже приближается к концу история монастыря. В 1918 г. новое, советское, правительство перебралось из Петрограда в Москву, разместив свои семьи на территории Кремля. Впервые за 800 лет своего существования ворота Кремля наглухо захлопнулись. Монастырь чрезвычайно раздражал новых кремлевских обитателей. Первый большевистский комендант жаловался: «Более всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах. Жили они в кельях Чудова и Вознесенского монастырей, приткнувшихся возле Спасских ворот». Через несколько лет обитель уничтожили, а монахов изгнали из Кремля. На этот раз чуда не произошло.



Сенатская башня


Одна из древнейших кремлевских башен – Сенатская – находится в северо-восточной части Кремлевской стены, между Спасской и Никольской башнями. Ее возвели в 1491 г. для защиты Кремля со стороны Красной площади. По внешнему облику это сооружение напоминает Набатную, Комендантскую и Оружейную башни. В 1680 г. башня была надстроена каменным шатром, и такой вид сохраняет до настоящего времени. Название эта башня получила от здания Сената, располагавшегося рядом с ней в Кремле. Здание Сената было выстроено в 1776–1788 гг. архитектором М. Ф. Казаковым, после чего безымянная башня и получила свое название.

Перед Сенатской башней расположен гранитный Мавзолей В. И. Ленина, построенный в 1930 г. по проекту А. В. Щусева. За Мавзолеем находятся могилы государственных деятелей советского периода. По обе стороны Сенатской башни в Кремлевской стене замурованы урны с прахом, а также располагаются братские могилы. Высота Сенатской башни составляет 34,3 м.

Никольская башня расположена на северной стороне Красной площади. Ее построил Петр Антонио Солярио в 1491 г., одновременно со Спасской башней. Свое название башня получила по иконе Николая Чудотворца, которая находилась над проездными воротами отводной стрельницы. Отсюда на север шла и Никольская улица. В XIV–XV столетиях на этом месте стоял монастырь Николы Старого, или Николы Большая глава, который в свое время играл значительную роль в политической и церковной жизни государства.

От Никольской башни отходит отводная стрельница. Отсюда из ворот через ров опускался подъемный мост. И мост, и его подъемный механизм были разобраны в XVIII столетии. Эта башня вошла в историю России тем, что в 1612 г., в период борьбы с польской интервенцией, народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским в результате тяжелых боев ворвалось в Кремль через Никольские ворота. В XVII в. через Никольские ворота люди проезжали к боярским и монастырским подворьям, расположенным в Кремле. В это время на башне красовались часы, но последнее упоминание о них датируется в 1614 г.



Никольская башня


До конца XVIII столетия Никольская башня сохраняла свой древний облик без изменений. В 1780 г. ее надстроили высоким шатровым верхом. В начале XIX в. капитальной перестройкой башни занимался архитектор А. И. Руска. Он надстроил Никольскую башню верхом в готическом стиле и высоким шатром, украшенным белокаменными ажурными деталями.

В 1812 г. шатер и часть башни разрушили французы, отступавшие из Кремля. Восстановлением сооружения занимался архитектор О. И. Бове. Своеобразие архитектурному облику Никольской башни придает белокаменное кружево готических фасадов и четыре высокие башенки, украшающие углы нижнего четверика.

В 1917 г., во время октябрьских волнений, башне был нанесен серьезный ущерб от артиллерийского обстрела. Через год строение восстановил архитектор Н. В. Марковников. Высота этой башни составляет 67,1 м.

Угловая Арсенальная, или Собакина, башня расположена напротив Исторического музея. Эта мощная башня, глубоко ушедшая в землю, имеет высоту 60,2 м, толщину стен – 4 м. Ее нижнюю часть составляют 18 граней. Сильно расширенное основание придает всему сооружению значительную устойчивость. В верхней части находятся навесные бойницы – машикули.

В древности башня называлась Собакиной по имени бояр Собакиных, которые проживали в Кремле рядом с этим строением. Возводил башню «над Неглинною с тайником» Петр Антонио Соляри в 1492 г. С тех давних времен в нижнем ярусе башни сохранился родник. Вероятно, когда-то в этом месте из Неглинной под Кремлевскую стену заплывали ладьи. Во всяком случае, из башни существовал выход к реке, имевший важное стратегическое значение при обороне города от неприятеля.

Название Арсенальная башня получила в XVIII столетии, когда в Кремле началось строительство Цейхгауза, или Арсенала, и это здание можно увидеть сразу за Кремлевской стеной: оно занимает все пространство от Угловой Арсенальной до Троицкой башни, по границе Верхнего Александровского сада. Когда Петр I готовил Кремль к войне против шведов, по царскому повелению узкие бойницы Арсенальной башни растесали в широкие окна: чтобы было удобнее устанавливать в них пушки.

В 1812 г. взрыв Арсенала и Никольской башни повредил и Угловую Арсенальную башню: с нее сорвало верхний шатер с вышкой, а все сооружение покрылось трещинами. Восстановлением сооружения занимался О. И. Бове. С тех пор башня подвергалась капитальной реставрации в 1946–1950 гг. Высота Угловой Арсенальной башни составляет 60,2 м.

Средняя Арсенальная башня высотой 38,9 м, расположенная непосредственно за Угловой, была возведена в 1495 г. на месте угловой башни кремлевских укреплений, выстроенных во времена правления Дмитрия Донского. Название башня получила от расположенного рядом Арсенала, а до того времени именовалась Граненой.

Эта башня по своей сути – промежуточная боевая, подобно, например, Сенатской или Набатной. Сейчас строение выглядит точно так же, как в конце XVII столетия.

В 1821 г. происходило устройство Александровского сада. В это время у подножия башни устроили увеселительный грот «Руины», созданный О. И. Бове и существующий поныне. Этот грот представляет собой дорические колонны, словно вырастающие из земли. На колоннах как будто беспорядочно сложены камни с площадкой для оркестра, по бокам которой установлены каменные львы, смотрящие в разные стороны. Рядом с гротом возвышается серый обелиск, ранее располагавшийся неподалеку от входа в Александровский сад.

Его воздвигли к трехсотлетнему юбилею дома Романовых, отмечавшемуся в 1913 г. Обелиск украшали имена всех русских государей от Михаила Романова. Однако после революции 1917 г. Ленин приказал преобразить обелиск и сделать его памятником революционным.

В результате первый памятник рабоче-крестьянской власти украсился именами Плеханова, Сен-Симона, Кампанеллы, Чернышевского, Прудона и прочих деятелей подобного рода.

Между Угловой Арсенальной и Средней Арсенальной башней, слева от входа в Александровский сад находится мемориал «Могила неизвестного солдата», сооруженный в 1967 г. в память о воинах, погибших при защите Москвы в 1941 г., и всех, кто ценой жизни завоевал победу в Великой Отечественной войне. Прах неизвестного солдата был доставлен с 41-го километра Ленинградского шоссе. Над могилой воина горит Вечный огонь как символ вечной памяти, а на гранитных плитах высечена надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В блоках из темно-красного порфира находятся капсулы с землей из городов-героев. Эту композицию создавали скульптор Н. Томский и архитекторы Д. Бурдин, В. Климов и Ю. Рабаев. В. Климов так выразил идею памятника: «Не бурная река, где человек подобен песчинке в безостановочном потоке, а тихие аллеи, где каждый может предаться своим мыслям и переживаниям. И тут же рядом – Кремлевская стена, выдержавшая столько вражеских осад, но по-прежнему мощная и несокрушимая, как символ могучей матери-Родины».



Троицкая башня


Самая высокая башня Кремля – Троицкая, ее высота равна 76,35 м. Ее постройкой в 1495 г. Алевизом Фрязиным завершилось возведение укреплений на северо-западе Кремля со стороны реки Неглинной, в настоящее время – Александровского сада. Через Троицкую башню можно было проехать к резиденции патриарха и к палатам цариц и царевен. Отсюда выходило духовенство, торжественно встречая правителей, возвращавшихся из военных походов, и сопровождая их до Спасских ворот. Через Троицкие ворота войска Наполеона в радужном расположении духа вошли в Кремль в 1812 г. Через несколько часов после этого небо над Москвой окрасилось заревом пожаров, и дальнейшее пребывание в Кремле стало небезопасным, а потому через те же Троицкие ворота французский император покинул столицу России, правда, теперь его настроение оставляло желать лучшего.

В 1918 г. Троицкий мост принял машину, везущую Ленина. Ворота Кремля захлопнулись и оставались в таком состоянии вплоть до 1955 г.

С наружной стороны к башне пристроена отводная стрельница, ворота которой соединяются мостом со сторожевой Кутафьей башней. В давние времена Троицкую башню венчали зубцы и четырехскатный деревянный шатер. Документы свидетельствуют, что в 1585 г. строение украшали часы.

В 1685 г. башня была надстроена многоярусным верхом с белокаменным декором и высоким кирпичным шатром, подобно тому, что красуется на Спасской башне. Через год на Троицкой башне поместили новые часы. Под шатром в звонницах находились часовые колокола. В пожаре 1812 г. эти часы погибли и с тех пор не восстанавливались. Высокий каменный верх украсил и отводную стрельницу. Он был разобран в XVIII столетии.

Эта башня насчитывает шесть этажей. Кроме того, в ней существуют двухэтажные глубокие подвальные помещения, которые обнаружились только в 1851 г.

Скорее всего, в древние времена эти подвалы использовались для военных целей, а в XVI–XVII столетиях являлись местом заключения мятежников.



Кутафья башня


Сначала башня сменила несколько имен – Богоявленская, Знаменская, Куретная.

В 1658 г. после специального царского указа башню переименовали в Троицкую, по Троицкому монастырскому подворью, располагавшемуся в Кремле.

Каменный мост через Неглинную, соединявший Троицкую башню с Кутафьей, был выстроен в 1516 г.

Историки утверждают, что он стоял на месте первого каменного московского моста XIV столетия. Тогда на северной стороне моста существовали плотины, приспособленные для поднятия уровня воды в Неглинной; отсюда шло заполнение рва на Красной площади.

Когда началась закладка Александровского сада, к мосту приделали пандусы – пологие сходы – и пристроили лестницы для выхода в сад. Эти лестницы и пандусы просуществовали до 1901 г. Их разобрали и восстановили мост в его первоначальной форме.

Башню с необычным названием Кутафья, что предположительно означает «неуклюжая», выстроили в начале XVI столетия. Тогда эту башню окружал ров, через который опускались подъемные мосты. И сейчас на одном из фасадов сооружения можно увидеть следы щелей, сквозь которые проходили рычаги подъемного механизма. Свою оригинальную ажурную бело-красную корону с декоративными деталями башня приобрела в 1685 г.

В 1868 г. в башне проходили ремонтные работы, и через нее устроили сквозной проезд на Троицкий мост, при этом старинные боковые ворота пришлось заложить кирпичом. Еще один раз боковые проезды открыли в 1901 г., в 1930 г. опять заложили, и в таком виде можно видеть сооружение и в настоящее время. Со стороны города высота башни составляет 13,5 м.

Южнее Троицкой башни находится Комендантская башня, возведенная в 1495 г. Сначала она именовалась Колымажной по названию одного из кремлевских дворов, где содержались царские возки и кареты.

На страницу:
3 из 4