Полная версия
Казань
В 60-е годы XVI века центром Казани все еще оставался Кремль, со всех сторон окруженный крепкими и высокими дубовыми стенами. Вокруг Кремля размещался посад, площадь которого постепенно увеличивалась начиная с 1560-х годов. Тогда появились многочисленные новые слободы, самая крупная из которых получила название Новой.
Казанский кремль
Старый острог состоял в то время из нескольких слобод: Ямской, Архиепископской, Преображенской (Монастырской). Кроме того, существовали три стрелецкие слободы: прибора Данилы Хохлова, прибора Субботы Чаадаева и прибора Третьяка Мертвого (Стрелецкая порозжа). В границах нового острога находились две слободы: Вешняковская и Новая. За пределами острога появилась еще одна слобода, называемая Татарской.
Значительное место в посаде, как и много десятилетий назад, в конце XVI века отводилось торговым рядам. Там же находились основные улицы и переулки города. Автор «Писцовой книги» рассказывает о 17 улицах, многочисленных переулках и тупиках.
Помимо уже существовавших правительственных, церковных и монастырских построек, находившихся внутри Кремля, в конце XVI века появляются дома правящей верхушки, чиновников и даже ремесленников.
«Писцовая книга» дает описания сооружений города. Значительное место среди всех построек занимают церкви. Всего на территории Казани их насчитывается около 24. Неменьшую площадь занимали и монастыри. Из всего их числа наибольшей популярностью пользовался в то время Спасо-Преображенский, к которому прилегали многочисленные сооружения и даже две слободки.
Помимо церковных и монастырских сооружений, авторы «Писцовой книги» упоминают и о государственных учреждениях. Так, в конце XVI века в Казани существовали два царских двора (один – для «боярина и большого воеводы», а второй – для «святцев… государевых посланников»), дворы архиепископа, воевод, дьячих и стрелецких. Имелись в городе также тюрьмы, житницы и ряд других построек.
Известно, что к концу XVI столетия на территории Кремля появились дворы князей, бояр, боярских детей, стрельцов и сторожей. Кроме того, там же находились дворы зависимого от архиепископа населения. Говорят авторы «Писцовой книги» и о размещенных в Кремле дворах ремесленников (часовщиков, сапожников). Есть сведения об опустевших после осады крепости в 1552 году дворах. Так, к концу XVI века насчитывалось около 33 пустых дворов и 16 мест дворовых. Все они должны были быть проданы в ближайшее время.
Социально-этнический состав населения древней Казани
Помимо топографического описания Казани, авторы «Писцовой книги» рассказывают и о сословном составе населения столицы бывшего Казанского ханства. Кроме представителей господствующего класса (воеводы, князья), в Казани жил трудовой люд. Нужно заметить, что говорить о мирном сосуществовании этих сословий, по-видимому, не приходилось. Об этом свидетельствуют имевшиеся в городе тюрьмы: одна «опальная», предназначавшаяся для политических преступников, и три – для вольнодумцев, «татей», и преступников (одна – женская).
Главой города, судя по «Писцовой книге», был большой воевода П. А. Булгаков. Не менее важными людьми в городе являлись также окольничий воевода М. М. Лыков, воеводы-князья Ф. И. Троекуров, Г. А. Чернов-Засекин и Л. В. Чулков-Ушатов, а также дьяки Кузьма Фёдоров и Омен Васильев. Названы и другие представители правящей верхушки – князья.
В период с 1564 по 1565 год в аппарате городского управления Казани произошли некоторые изменения. В крепости появились князья и дети боярские, «которым государь велел быть в Казани на житье» и которым были отданы белые, то есть освобожденные от тягла, дворы в городском посаде. Среди населения средневековой Казани были и так называемые старые казанские жильцы, новокрещенцы, духовенство, томачи, сторожа церковные, служилый люд, а также «воротники, полатные, избные, житничные», тюремные служители, городовые, пушкари, кузнецы, служилые стрельцы из татар, торговцы и мастеровые.
С точки зрения национального состава население Казани конца XVI века также было пестрым. После осады крепости и присоединения Казани к Руси столицу бывшего Казанского ханства можно было назвать по этническому составу жителей русским городом. Татарам же было разрешено возводить свои жилища за городскими стенами. Впоследствии это поселение получило наименование Татарской слободы.
Некоторым татарам разрешено было селиться и в посаде. Автор сводной таблицы этнического состава населения Казани периода 1565–1568 годов В. Н. Нечаев говорит о существовании в то время внутри города 43 татарских дворов (всего тогда насчитывалось 1853 двора). Большую часть татарского населения составляли так называемые новокрещенцы: служилый люд из татар, торговцы, ремесленники и толмачи (переводчики).
С точки зрения социального положения все население Казани конца XVI – начала XVII столетия можно разделить на три группы: служилые люди, духовенство и церковнослужители и посадские лица.
Основную долю населения составляли служилые люди: 32 князя и 167 боярских детей. В их ведении находились стрелецкие отряды из 626 человек. На государственной службе в то время состояли 13 толмачей, палач, приводивший в исполнение установленные судьями наказания, и городовой таможенник. Второе по количеству место занимал посадский люд, численность которого составляла 765 человек. В их число входили гости (23 человека), трудовой, или тяглый, люд (488 человек), частновладельческие крестьяне (149 человек) и другие. Среди трудового люда выделялись «молодшие» (439 человек, в том числе 6 татар), «середние» (40 человек, в том числе 2 татарина) и «добрые» (9 человек, в том числе 1 татарин).
В «Писцовой книге» имеются сведения, позволяющие определить места иммиграции населения. Так, большая часть эмигрантов Казани прибыла из Москвы (всего 25 дворов). В татарскую столицу приезжали также и из других русских городов: Полоцка (24 двора), Нижнего Новгорода (21 двор), Вятки (17 дворов), Пскова (15 дворов), Костромы (15 дворов), Вологды (13 дворов), Владимира (13 дворов), Рязани (10 дворов).
Города, откуда прибывало русское население в Казань, представляют интерес и с точки зрения социального состава. Так, известно, что стрельцами были в основном эмигранты из Москвы, Вятки, Владимира и Рязани, посадский люд представляли главным образом переселенцы из Вятки и Костромы, гости являлись выходцами, как правило, из Пскова и Вологды, а дети боярские – из Нижнего Новгорода.
Важное место в жизни города занимали так называемые годовалщики, которым было поручено собирать налог – ясак. Годовалщиками могли становиться только князья и дети боярские. Их дома размещались в Кремле. Они приезжали в Казань и жили в городе в течение определенного срока (чаще всего – год). Точное количество годовалщиков городскими властями установлено не было, «а которого году будет их много… казанским дьяком велети годовалщиком прикашивать сена…». Однако нередко случалось и так, что большинство дворов этих государственных чиновников долго оставались пустыми.
Нужно заметить, что после присоединения Казани к Руси царь повелел вести строгий надзор за городом. За порядком там следили специально поставленные им люди – «…четыре прикащика дети боярские казанские жильцы…».
Особенный интерес население средневековой Казани представляет и с точки зрения профессиональных занятий ее жителей. Так, в «Писцовой книге» говорится о представителях 119 различных профессий. Большую их часть составляли ремесленники. При этом только 83 человека из 532 были владельцами своих заведений. В «Писцовой книге» перечислены следующие популярные в то время профессии: калачники (33 человека), плотники (32 человека), хлебники (28 человек), сапожники (27 человек), рыбники (23 человека), скорняки (23 человека), кожевники (21 человек), рыболовы (18 человек), мясники (16 человек), холщевники (14 человек), серебряники (13 человек), пирожники (10 человек) и прасолы рыбные (10 человек). После посадского люда они занимали второе место. Третье место по количеству отводилось архиерейским и монастырским крестьянам.
К концу XVI века Казань стала одним из крупнейших на Руси торговых городов. На территории города существовало около 644 торговых предприятий.
После 1552 года Казань начала расширяться. Часть острожной стены была перенесена на новое место. Таким образом площадь посада увеличилась. Тогда появилась Новая слобода, где жили «посадские люди и дряби полоцкие, которые присланы с Москвы, а написаны в государеву службу в пушкари и стрельцы».
Памятники старины глубокой
Необходимо заметить, что Казань начали восстанавливать еще осенью 1552 года. Тогда город преобразился буквально в течение нескольких недель. За три дня был возведен Благовещенский собор, освященный 6 октября 1552 года. Всего лишь сутки понадобились средневековым строителям для того, чтобы поставить Спасскую надвратную церковь. Столь же быстро вырастали на пустырях дома, предназначенные для представителей городской администрации, бояр, воевод и духовенства.
Масштабные восстановительные и строительные работы начались в Казани с 1556 года. В декабре именно того года Иван Грозный повелел «псковскому диякону Шершилю Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да мастеру Постнику Яковлеву, да каменщикам псковским Ивашку Ширяю с товарищи, к весне в Казани новый город Казань камен делати, прибрати 200 человек псковских каменщиков, стенщиков, да ломцов, сколько будет человек пригожа…».
Артель псковских мастеров появилась в Казани уже весной 1556 года. А руководить строительными работами было поручено известному в то время зодчему, строителю храма Василия Блаженного в Москве Постнику Яковлеву-Барме и артельному мастеру Ивану Ширяю.
Казанский кремль
Строительство в Казани фактически завершилось к 1568 году. Однако только к началу XVII столетия были заменены кирпичными или каменными все деревянные стены Кремля. К тому времени Кремль венчали 13 башен, 5 из которых имели прямоугольную форму и были проездными.
Известны и названия кремлевских башен: Спасская проездная, Юго-западная круглая, Преображенская проездная, Многогранная, Безымянная круглая, Северо-западная круглая, Тайницкая проездная, Северная круглая, Воскресенская проездная, Восточная круглая, Дмитриевская проездная, Консисторская круглая и Юго-восточная наугольная. Впоследствии в разное время архитектурный комплекс Казанского кремля был дополнен и изменен.
План Казанского кремля, выполненный в 1815 году: 1 – Спасская башня; 2 – Юго-западная круглая башня; 3 – Преображенская проездная башня; 4 – Многогранная башня; 5 – Безымянная круглая башня; 6 – Северо-западная круглая башня; 7 – Тайницкая проездная башня; 8 – Северная круглая башня; 9 – Воскресенская проездная башня; 10 – Восточная круглая башня; 11 – Дмитриевская проездная башня; 12 – Консисторская круглая башня; 13 – Юго-восточная наугольная башня; 14 – цейхгауз; 15 – присутственные места; 16 – консистория; 17 – архиерейский двор; 18 – Благовещенский собор; 19 – хозяйственные службы; 20 – башня Сююмбеки; 21 – дворцовая церковь; 22 – государев дворец; 23 – тюрьма; 24 – артиллерийский двор; 25–27 – казармы; 28 – церковное здание; 29 – храм Киприяна и Устины; 30, 31 – храмы Спасо-Преображенского монастыря; 32 – братский корпус
Спасская башня Казанского кремля в настоящее время признана памятником архитектуры Средних веков. Ее построили во второй половине XVI века. Это была невысокая дозорно-проездная башня, состоявшая из двух ярусов, с прилегавшей к ней надвратной церковью. В сечении башня имела форму кубического четырехгранника. А ее стены, в каждой из которых были сделаны бойницы, возводились из белого камня. Башню венчала шатровая крыша с дозорной вышкой. Стены башни, как и положено военному сооружению, почти не имели украшений.
Как уже говорилось, к Спасской башне прилегала небольшая церковь, ширина которой не превышала 6,5 м. Она была выстроена по всей длине дозорной башни. А венчала ее восьмискатная крыша, над которой, согласно традициям псковского зодчества, располагался световой барабан со шлемообразной главой.
Юго-западная круглая башня Казанского кремля
Фрагмент кремлевской стены и Юго-западной башни
Проездная арка первоначально имела коленчатую форму. Въехать в Спасскую башню можно было только с восточной стороны с последующим поворотом внутри нее под прямым углом, затем двигаясь по направлению к арке, установленной в Северной стене, после этого проездной путь шел под надвратной церковью в Кремль.
Юго-восточная наугольная башня Кремля
Судя по данным археологов, въездная арка была защищена прочной кованой решеткой, опускавшейся и поднимавшейся по проделанным в стене желобкам и закреплявшейся крючьями.
После пожара, произошедшего в Казани в 1672 году, жителям вновь пришлось восстанавливать город, Кремль, и в том числе Спасскую башню. Тогда же она была украшена декоративными элементами. Так, башню дополнили двумя восьмигранными ярусами, завершавшимися маленькими шатрами. Если первоначально архитектура Спасской башни более напоминала псковскую, то после реконструкции она приблизилась к традиции московских мастеров. С течением времени город все больше разрастался, постепенно утрачивая свое значение военно-оборонной крепости. Коленчатая въездная арка Спасской башни стала неудобной, поэтому в 1857 году рядом с ней появились новые въездные ворота.
Спасская башня Казанского кремля до XVII века
Нужно заметить, что реконструкция Спасской башни продолжалась и в XIX столетии. Тогда по особому указу градоначальников там была размещена тюрьма. После пожара 1815 года значительные изменения претерпела и надвратная церковь, которая была расширена. Тогда в ней появилось несколько новых окон, алтарь и помещение для лестницы. В период с 1862 по 1863 год рядом с башней велось строительство часовни. В 1910 году там появилась еще одна большая часовня, по стилю плохо гармонировавшая с общей архитектурой башни. Спустя некоторое время ее разобрали.
В 30-е годы XX века в башне был проделан сквозной проезд, ведший во внутренние дворы Кремля. В 50-е годы того же столетия провели ремонт ярусов, расчистили древнюю кладку западной стены, установили золотую звезду, а на месте механических часов появились электронные с золочеными стрелками. Кроме того, в настоящее время башня оснащена специальной аппаратурой, которая контролирует дополнительное освещение постройки непосредственно во время боя часов. Высота башни составляет 46,6 м.
Спасская башня Казанского кремля сегодня
Во второй половине XVI столетия одновременно со Спасской башней была построена и Тайницкая (Никольская) башня. Ее первое название связано с тем, что под постройкой находился тайник – подземный путь к ключу, расположенному на берегу реки Казанки. Именно из этого ключа осажденные татары и брали воду. Тайницкая башня представляла собой одноярусное сооружение, имевшее дозорное назначение. Ее проездные ворота выходили на берег Казанки. Это была постройка, выполненная согласно всем традициям псковских зодчих и обладавшая характерной деталью псковской архитектуры – узким пояском, выложенным из кирпича на ребро.
Тайницкая (Никольская) башня Казанского кремля
В конце XVII века Тайницкая башня претерпела некоторые изменения. Тогда появились еще один ярус и шатровая крыша. В то же время острые зубцы Кремля были заменены ровной стеной с арочными бойницами, украшенной декоративными раскреповками.
Масштабные мероприятия по восстановлению Кремля проводились в Казани в период с 1835 по 1839 год. Тогда разливами Казанки был частично разрушен холм, на котором стоял Кремль. Поэтому градоначальники вынесли решение, согласно которому нужно было, во избежание полного разрушения построек, снести северную часть стены, Северную и Тайницкую башни.
Подъезд к Тайницкой башне
Северную башню и стену разломали. Однако Тайницкую башню удалось тогда спасти. Во многом этому способствовало ходатайство знаменитого казанского архитектора П. Г. Пятницкого, который не раз говорил власть имущим о высокой степени исторической и культурной ценности кремлевского сооружения. Благодаря этому Тайницкая башня и в наше время украшает одну из стен Казанского кремля.
В 1555 году в татарской столице была основана Казанская архиепископия. Тогда в город приехал архиепископ Гурий, а также архимандриты Герман и Варсонофий. Последний знал татарский язык и привез церковные книги и устав будущего Спасо-Преображенского монастыря. Тогда же в городе появились православные книжники и иконописцы.
Благовещенский собор в XVI веке (реконструкция)
В 50-е годы XVI века в Казани началось возведение Благовещенского кафедрального собора. Его строительство велось под руководством известных в то время мастеров Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Материалом для собора послужил белый известняковый камень. Это было пятиглавое архитектурное сооружение с шестью столпами. В стиле трехабсидного храма проявились черты не только псковского, но и владимиро-московского архитектурного искусства. Традиции псковских мастеров ярче всего обнаруживаются в линиях абсид и в орнаментальных украшениях-поясках. Последние гармонично сочетаются с владимирскими аркатурами, соединенными псковскими поясками и расположенными над окнами барабана.
Черты московского зодчества видны в архитектуре стен: килеобразные навершия и закарманные покрытия напоминают такие же детали, составляющие стены московского Благовещенского собора. Кроме того, внутренние столбы казанского храма напоминали колонны, установленные в Успенском соборе Московского Кремля. Отличительной деталью казанского Благовещенского собора стали расположенные с внутренней стороны купола тромпы – элементы восточной архитектуры, заменившие русские парусные переходы.
Возведение Благовещенского собора в Казани было завершено в 1562 году. С того времени он претерпел немало реконструкций. Первая прошла в 1691 году. Тогда значительно увеличили окна. В 1736 году были изменены шлемообразные навершия: форма четырех крайних стала луковичной, а средней – грушевидной граненой. Тогда же у западной стены собора появилась пристройка – одноэтажная трапезная. А три восточные абсиды были дополнены еще двумя.
Со времени возведения шлемообразные главы собора несколько раз меняли свой цвет. Первоначально они были золотыми, затем, в середине XIX века, их перекрасили в зеленый цвет, а в XX столетии четыре главы приобрели синюю окраску с разбросанными золотистыми звездами, а одна – центральная – осталась позолоченной. Несколько раз менялась и отделка внутренних стен. Изначально они были покрыты фресковой росписью. В 1870 году поверх нее легла масляная живопись. И только в 1913 году в ходе реставрационных работ ученым удалось обнаружить под слоем масляной краски фрески, датированные XVII столетием.
В разное время, в период с XVII по XIX век, в архитектуру собора вносились различные изменения: появлялись пятиярусная колокольня, часы с боем, второй этаж над трапезной, парадные лестницы, ведшие в трапезную, крытая галерея.
Последние пристройки были выполнены в чуждом для общей архитектуры сооружения стиле. Памятником былых времен и древнепсковского зодчества остается лишь восточная часть Благовещенского собора.
В заключение рассказа о судьбе храма необходимо добавить, что в начале XX века часть деталей постройки (колокольня, галерея, парадные лестницы, крайние барабаны, главы) была удалена.
Спасо-Преображенский монастырь появился в Казани также в середине XVI столетия. Основал его уже упомянутый ранее архимандрит Варсонофий. А расположился он с юго-западной стороны от Спасских ворот Кремля.
Фрагмент Благовещенского собора
Благовещенский собор. Современное состояние
Появившаяся в то же время и возведенная специально для монастыря церковь Николы Ратного является самой древней в Казани.
Пятиглавый Спасо-Преображенский собор был построен несколько позднее. Строительство его завершилось только лишь в 1601 году. За свою долгую историю он так же, как и Благовещенский собор, претерпел множество изменений, и уже к XIX веку его первоначальный вид был полностью утрачен.
В 1552 году у стен Спасского монастыря возник деревянный храм Киприяна и Устины. Вскоре он был уничтожен пожаром. В 1596 году на его месте появился одноглавый каменный собор. Эти памятники культуры не дошли до наших дней. Судить о них мы можем лишь по сохранившимся документам.
Утрачен и другой уникальный памятник татарской архитектуры. В XVII веке казанский народ еще мог любоваться изящной постройкой многоминаретной мечети Кул-Шариф, славившейся по всему миру не только великолепием архитектурного стиля, но и богатством находившейся в ее стенах библиотеки. Мечеть получила имя ее последнего имама сеида Кул-Шарифа, бывшего одним из руководителей обороны Казани в 1552 году.
После поражения татар и осады крепости мечеть была разрушена русскими воинами. В 1995 году президент Татарстана издал указ о начале проведения восстановительных работ по реконструкции легендарной мечети Кул-Шариф. Результатом конкурсного отбора стало принятие проекта, согласно которому будущая мечеть должна состоять из центрального здания, собственно мечети и двух павильонов. В целом комплекс мечети Кул-Шариф включает в себя здания мечети, музея-библиотеки, издательского центра и управления имама.
В конце XVII – начале XVIII столетия в Казани появилось двухэтажное здание консистории. В результате пожаров оно неоднократно разрушалось. После пожаров XIX века постройка была реконструирована. В том же XVIII столетии с правой стороны от Спасской въездной башни возвели здание губернской канцелярии
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.