Полная версия
Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).
Когда большой зверь изображает маленьких детишек, это уже смешно. А когда этот зверь – медведь, очень похожий на человека… Похожий – а не человек. Словно кто-то нарисовал на человека карикатуру, рисунок, показывающий смешные черты человека. Ученые медведи представляли, как солдат идет с ружьем. Медведю давали палку, и он маршировал, словно с ружьем. А чтоб медведь шел, как солдат на параде, вожак бил на барабане марш. А чтоб было совсем смешно, в комедии участвовал еще один артист. Точнее, артистка, – Коза. Хотя все-таки – артист. Во-первых, женщины-артистки в этих представлениях не участвовали: медведь – зверь серьезный и опасный. Не женское это занятие – медведя по городам и деревням водить. А во-вторых, Козой наряжали молодого и ловкого мужчину, плясуна и певца. Иногда Козой были мальчики, но все равно, они должны были быть очень ловкие. Медведь во время представления словно передразнивал людей. Он показывал, как девицы перед зеркалом красятся и румянятся. Или как старушка печет блины, а блины-то у нее все горят. Или как толстый-претолстый купец чай из самовара пьет, и целое ведро выпивает.
Медведь передразнивал людей, будто говорил им:
– Смотрите: вот вы какие!
А артист, наряженный Козой, передразнивал медведя. Но только ведь медведь все делал очень серьезно. Он все-таки зверь, хоть и похож на человека. И медведю очень не нравилось, что его дразнит Коза.
Люди, когда их дразнят, смеются. Но совсем не то звери! Звери очень сердятся, когда кто-нибудь изображает их повадки. Звери понимают, что их дразнят, а посмеяться сами над собою не могут. Даже очень умные звери. Этим они и отличаются от людей.
А если сердится медведь, то только уноси ноги! Поэтому Козой наряжали всегда только очень ловкого человека. Наряд Козе делали из большого мешка с дыркою наверху. Артист просовывал в дырку голову, а на голову надевал деревянную маску. Эта маска была похожа на козлиную морду, и делали ее их двух дощечек. Артист дергал за веревочку, и дощечки щелкали и выбивали ритм для медвежьей пляски.
То есть это только говорится, что медведь плясал, а на самом деле он очень сердился. Коза скакала вокруг него, бодала деревянными рогами и выщелкивала дощечками ритм для особой песни, которую вожак и Коза пели для медвежьей пляски:
Ну-ка, Миша, попляши,У тебя ножки хороши!Тили, тили, тили-бом,Загорелся козий дом:Коза выскочила,Глаза выпучила,Таракан дрова рубил,В грязи ноги завязил.Ах, коза, ах, коза,Лубяные глаза!Песня пелась очень бойко. А мастерство медвежьего вожака и Козы было в том, чтобы всячески сердить зверя, чтобы он то приседал, то вставал на дыбы, то старался ударить Козу-барабанщика лапой. И все-таки нельзя было слишком уж рассердить медведя. С ним не справился бы тогда даже очень опытный медвежий вожак. Медвежья потеха появилась очень давно. В древние времена славяне считали, что люди произошли от медведей, и поэтому очень уважали и почитали этих животных. И конечно, никому бы тогда и в голову не пришло водить медведя на цепи, дразнить его и смеяться над ним. От тех давних времен остались очень уважительные народные обращения к медведю: «Михайло Потапыч» или «господин Топтыгин». Но в X в. славяне стали христианами и выяснилось, что медведь – сам по себе, а человек – сам по себе. Хотя они и очень похожи друг на друга. С тех пор и появилась медвежья потеха.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.