Полная версия
Римская болезнь. Поэма. Часть 2. Эвристики. Порабощение (без нарушений современного УК)
Римская болезнь
Поэма. Часть 2. Эвристики. Порабощение (без нарушений современного УК)
Деметрий Паскаль
© Деметрий Паскаль, 2018
ISBN 978-5-4485-8478-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Когнитивные искажения (эвристики)
Жизнь идёт вперёд, но понимаем мы её с опозданием…
Сёрен Кьеркегор
От эволюции ко искажениям
Если исследовать вопрос о причине возникновения римской болезни, то придётся разбираться в понятии дегенерации; когда ты поймёшь, что такое дегенерация, как она проявляется и почему существует, возникнет вопрос, почему при всей её естественности однажды она выходит из-под контроля. А ответ состоит в том, что сами люди позволяют ей размножаться, поскольку со временем, всё больше развиваясь внешне, удаляются от природного мышления, теряют способность обнаруживать настоящее зло и потворствуют ему, ибо познание человеческое не совершенно. Система таких ошибок, в совокупности и составляющих дефект познания, называется когнитивными искажениями.
ЧеловекВ процессе эволюции достиг ступени таковой,Когда без общества уже мог изрядно проживать векСвой.Наличие сознанияДа здравая компания,Ортодоксальность1Да универсальность —Всё это помогло ему других животных превзойти,Но от смерти людям не уйти!Эволюция, жизнь в обществе верховенство человеку подарили,Но вместе с тем и слабости внедрили —Внедрили в людское сознаниеНарушения в познании,Или когнитивные искажения —Вот в чём заложен корень умерщвления!***Уж нет компьютера того,Что по мощности своей мозг человека превзойдёт,Но временамиУсердно техника используется нами —Почин есть у сего!Ведь по вине утлости2 рассудка своегоЧеловек не далеко уйдёт.Простейший калькулятор быстрее человека исчисляет,И, последнему впротиву, ошибок он при сём не совершает;Мозг человечий соперничать не в силах с ним,Так как в оном слишком много воспоминаний мы храним.Обрывочны они, изменчивы да субъективны,И при вычислениях своих обращаться с ними мы активны;Информация, что поступает к нам извне,Усвоена не может быть вполне:Подвержена её обработкаОбилию всяких помех —Когнитивным искажениям, нарушениям в познании —От них со многим соглашаемся мы кротко,Посему свободы нет в деяньях наших всех,Ведь эвристики3, природное наследие сие,Широкое имеет бытованиеВо всякой человеческой главе.Дел много предок наш имел,Но для исполненья этих делВремени ему уж не хватало —Эволюция в мышление его искажения разнообразные заклала,Дабы мыслительные стези4 до крайней меры сократитьИ время дорогое сохранить.Эвристики, конечно, принимать решения нам быстро помогают,В трудных жизненных ситуациях спасаютНередко, да ещё и безупречно,Но зачастую предаёмся оным мы беспечно,При решении проблемы зацикливаемся на одной лишь её грани,Не можем трезво восприять природу,То есть в процессе эволюции человек заране,Найдя союзника в житье, потерял свою свободу.В дальнейшем привожу свои сужденияДа исходящие из оных умозаключенияО том, как когнитивные искаженияЛюд доводят до порабощения.5И. Гончаров «Обломов» (эффект статуса-кво)
Илья Ильич Обломов для смерти был рождён,Ведь при рождении своём обильем благ стал сразу награждён!Долго он среди обломовщины рос,И посему привык слабостям своим всем потакать —Не желал Обломов замечать угрозНеизменного желанья вечно беспробудно спать,Да лени постоянной, иль апатии,Да всякой перемены неприятии.***На Выборгскую строну он не захотел переезжать,Хоть и очевидна была выгода сего,Отмазки мигом стал искать,Потому что в своей жалкой жизни ничегоИлья Ильич не порывался изменять.Сказал, что скучно будет на иной квартире,Что несносно далека от центра та,Но в яви ему просто было противна суета,В яви центр совсем не нужен был ему —Обломов просто не стремился ни к чему,Старался только вечно спать в своём беспеременном мире.Отмазку вскоре и ещё одну нашёл,Дабы переезд свой исключить,Дабы всякий уговор на оный не прошёл, —Какая же морока! Всю утварь в новую квартиру волочить!***Откладывает Обломов всё назавтра;Мечтает о любви сухой, но нескончаемой зато,Когда жена будет стряпать,Детей растить да в доме убирать,А мужу остаётся лишь обжорствовать и спать.ПочтоНе раем быт такой назвать?..***В Обломовке его роднойВсё дышит безмятежным сном,Везде и всюду царствует покой.Никто не мыслит ни о чём ином,Помимо утопанья в грёзах,Да наслаждения едоюДа обсуждения вестей,Что с опозданием приходят в этот край.Не ведал этот край о грозах,Ведь не был навещён бедою;И даже никаких страстейНе чаял сейМеланхоличный6 рай.С младенчества Обломов привыкал так жить,Апатия не могла в его главе не укрепиться,И вот, ему уже минуло тридцать два,Ано7 продолжает он одно лишь празднолюбие любить,Но продолжает сторонитьсяПеремен его не привыкшая к работе голова.***Занятиями особыми Илья Ильич свою особу не обременял,Так и слуга его, Захар, отвык в квартире убиратьИ сам стремился беспробудно спать —Стремился проживать,Как барин проживал.***Обломова, конечно, можно завести,Заставить пробудиться и свершать дела,Но стоит неудачу, неприятность понести,И станет жизнь Обломова такой, какой она всегда была.Так, например, друзья его пытались растолкать,Принудить в гулянии очередном участие принять,А Штольц уж смог уговоритьГероя нашего хоть временами в высшем свете быть —В жизнь столичную Обломов попытался влиться,Но жизнь его, увы, на время лишь смогла перемениться…Илья Ильич постиг всю тщетность тратимых усилий,Всю свою далёкость от знати нашей просвещённой,Что в Обломова глазах активностью своей предсталаИзвращённой,И дабы эта жажда жизни его до смерти уж не измотала,Дабы над плотью своей дряблой избежать намеченных насилий,Илья Ильич, как он привык, на изношенный собой диван улёгся,А там он искренне увлёксяСном —Не потому, что вдруг устал, —В целом, об иномЗа свою жизнь Обломов боле не мечтал.***Но вдруг Илья Ильич влюбилсяИ невероятно изменился:Уже с дивана по утрам он начал подниматься,Стал хоть сколь-нибудь писать,Хоть понемногу стал читать,Да вокруг происходящим Илья Ильич стал интересоваться.Знакомые не могут переменой этой надивиться —Сдвинулся Обломов с места! —Но жизнь его, увы, на время лишь смогла перемениться…Обломовщина, коей давеча эта перемена была вместо,Опять нагрянула к нему,Понять не сложно почему:С дачи в город переездНедолгое развитие Обломова изъест.С жизнью он бороться не умел,Не умел имением хоть малость управлять,Мошенников не в силах был разоблачать,Ведь проблемы разрешать по природе был не смел.В квартире новой жить Обломову пришлось,И – всё отчётливей он это понимал —В квартире этой вдруг нашлосьТо самое, что наш герой так долго бессознательно искал:Родной Обломовки среда,Где в счастье мирном и покое совсем не водится нужда.Вскоре жизнь Обломова по своему ритмическому руслу потекла,Трудом бредящая хозяйка домаЕжедневно ему яства всякие пекла —Обломова опутала бессрочная истома.***Пару лет спустя к нему явилсяСтарый друг,Нашёл его таким, каким найти боялся,Ведь Илья Ильич ленивцем прежним и остался,Но Штольц сему не удивилсяВдруг…***Выражение довольства, безмятежной тишины,При коей вовсе не бывает дел,А потребности простейшие с преизбытком все утолены,Илья Ильич успех имелВ укладе жития подобного обжитии,Границу сам поставил он в развитииСвоём,Не мыслил боле ни о чём,Решил, что некуда ему идти,Что ничего затейного ему уж не найти.Практически Обломов не вставал с дивана,Его не отпускала та своеобразная нирвана;Нещадно жиром наш герой заплыл,Недугов целую коллекцию набралДа от инсульта вскоре пал —Не долго сей лентяй прожил…***Илья Ильич Обломов для смерти был рождён,Ведь он обломовщиной порождён!Илья Ильич привык не делать ничего;Пока текла его кровь в жилах,При обстоятельствах любых не смог отвыкнуть от сего;В существовании своём менять что-либо был не в силах.В меланхолии воспитан,Делами с юности не бременился —К летам средним мало в чём он изменился —Стремленьем к постоянству был пропитан…Погиб он по вине эвристики одной,Коей имя есть эффект статуса-кво.Ещё в юности сознание несчастного было мертво,Ведь апатия в главу его внедряласьЧерез Обломовки устрой —На жизнь всю в сей главе обломовщина и осталась.***Погиб Обломов только в книге —Во многих он живёт и по сей день.Людишек многих пожирает лень,Отчего согласны те век коротать при всяком иге.Перемен не любит люд,Решения свои лишь так он склонен принимать,Чтоб изменений всевозможных избежать,Пусть даже от консервативности своейВсе вокруг страдают и гниют —Зато не будем жить дрянней.Мы держимся за серую рутину,Едим лишь то, что мы привыкли есть…И редко среднему кретинуТакая жизнь способна надоесть.Но, даже аже8 надоест,Средний человек спокойно это съест.Не ценим часто мы всех выгод перемен,От них готовы отказаться закостенелости взамен…***Пусть пузо словно пудовик,Пусть пыли слойВ пять сантиметров толщиной,Пусть трещина на потолке, пусть воздух спёртХалат истёрт —Обломов к этому привык.И. Гончаров «Обыкновенная история» (когнитивный диссонанс)
«Предел имеет дольняя9 услада —Невозможно оную умножить,Но можно лишь разнообразить,Дабы иллюзия блаженства нам спокойствие вершила —Легко отвлечься ею от проблем,Как литром жидкости на миг избавиться от глада10,Но плотскими утехами никак нельзя проблему уничтожить.Другое дело жизнь свободой размышления украситьИ тихо мыслить обо том, что ранее страшило,Смекать, что не неволят нас ничем…»11Эволюция главенство нам дала не безвозмездно —Когнитивный диссонанс, к примеру, в рамки нас вгоняет,И посему является причиною кручин,Из коих всякая вседневно нас стесняет,За что стороннее виним мы без причинИ бесполезно.Избавьте же главу от искажений,Абы12 объективность обрести,Не знать страданий боле, сокрушений13 —Обаче14 объективность токмо может успокоить и спасти!***Адуев Александр покинул родину свою,Дабы кем-то в этом мире стать;Отправился он поутруВ Санкт-Петербург к дядюшке, Адуеву Петру,Но начал тот его мировоззрение*15ломать,Опору бытия* племянника вести к небытию.***Потешаться дядя стал над кольцом да прядью,Что Сонечка возлюбленному Саше подарила,Выбросил сие в окно,А Александр дикими враз счёл деяния и фразы дядьи,Так как упомянутая дерзость его ценностей систему подточила;Сознание племянника поступком сим возмущено!Как можно выбросить бесценный знак любви?!Кощунство! Как ни назови!..***Не много времени прошло,А чувство «вечное» ушло;Александр Наденьку бездумно полюбил,А Сонечку совсем забыл.У новой милой начал Александр ежедневно пропадать,О работе даже думать было некогда ему,Хотя Пётр не переставал нисколько уверять,Что и новая любовь глупца не приведёт уж ни к чемуБлагому —К печали – ни к чему другому.Бесчувственный! Как он способен говорить,Что Наденька, богиня, сможет своего милка дурить?!Но дядя оказался прав:Быстро Наденька другого полюбила,О Сашеньке совсем забыла;И Саша получил отставку, от любви одних проблем набрав.***Жизнь главного героя сразу стала безотрадной,Ведь шла не так, как Александр ждал,Была к нему уж чересчур злорадной —Опору бытия герой наш потерял.До упадка духа доведённый,Не хотящий ничего,От всего стал отчуждённый…По вине сознанья своего:Явился мир не тем,Каким он представлялся,Что неизбежно вызывает крахВсяких ценностных систем —Материал губительный для мозга в мозг вселялся,Вызывает непонятный безотчётный страх.***Когда данные, что мы воспринимаем,Противоречат нашим убеждениям,Муками полнимся сплошьИ, ради облегчения,Подчас как правду принимаемДаже самую наигранную ложь.Конфликты разных ценностей, идей,Люди не хотят в своём сознании иметь —И без сего снаружи ждёт их множество плетей —Кто изнутри бичей способен захотеть?Явление сие зовётся когнитивным диссонансом.У Александра оный порождёнТем фактом, что всем сердцем его дядя убеждёнВ верховенстве рационального расчёта и финансов.***Царствует капитализм! Меряется всё деньгами!Общаются по их вине! По их вине становятся врагами!Мир грязен! Нет в нём места для мечтательной любви!Какие чувства?! Лучше денег больше наживи!***Взглянул ребёнок с чистым сердцем, хозяин рыцарской души,На жизнь в её реальном свете,Узрел, что утерялись все его надежды и мечты,Что для счастья места нет на всей планете!Романтика осталась где-то позади —Суровая действительность пред ним предстала,Пора для скуки, безысходности в сознании его настала,Ведь прошлое исчезлоИ будущего нет,Нет счастья и не будет счастья впереди!Так одна мысль в голову романтика залезла —Суицид свершить, погибели сказать «привет»!..***Александр проклял этот град,Где он жизнь свою, мечты похоронил,В родную местность возвратился,Ведь возомнил,Что там лишь будет рад,Что там воскреснет он, что возродится, но и там не возродился…***Адуев Александр былКогда-то чистый и наивныйПровинциал,Идеалист,Грядущее он представлял лишь позитивным,Но, как только в настоящем наш герой едва побыл,В оном пробуждаться спешно сталОмерзительный и низкий фаталист*.Он получил не то, что ждал,Когнитивный диссонанс безотчётную тревогу порождал,Нагнетал сомнения его —Не сумел Адуев выстоять сего.Он сдался,Он сломался,Охвачен был порабощением,И, как бы не пытался,Как бы ни старался,Для такого индивида* неосуществимо воскрешение!..И. Гончаров «Обрыв» (эффект ореола)
Когда поэт, художник, прозаист16,Каким Борис себя считал,Вернулся ко родне своей в поместье —Со младости, артист,Родных не навещал —Вдругорядь17 заболел влюблённости болестью18,Зане19 в сестре узрелПростую жажду жизни, жажду счастья,Нашёл душевную красу,Любовь к всему, что чисто на сём свете —Да простодушна та была – и вскоре вкус20 ко ней запрел21,Зато Борис сестру вторую уж долго видел во розовом цвете —И посему, быть может, донесу,Была ошибка Веры и деля22 Райского несчастьем.***Чем Вера привлекла?Да необычностью своей.Она есть совершенно свежий женский образец23:Ко некой новой жизни рвётся,Не любит деланных24 людей —Со лицедеями25 побывка26 оной не мила —Ей радостно, когда уединение находит наконец;Бездумно да беспечно Вере не живётся —Она душой имеет жажду развиваться —Почти прочла библиотеку братца —Такая умница и ныне вряд27 найдётся!..Она красива ликом и душой,Она изрядно знает жизнь, чем удивляет,Но также и цинизмВо жизни проявляет,Не подчинится ибо бабушкиной вольности28 любой,Однако, может, это нигилизм*?..Борис зело29 увлёкся ею,Увидел в Вере идеал,Хотя благимБлагое лишь наружно называл,Почто30 вдруг всё во ней предстало не таким,Как есть оно на самом деле;Она была смела,Природный ум имела,Ано31 всё равно у ней был ограничен кругозор,Обаче32 ко сему приводит нелюдимости порок, —И пусть читала Вера книги величайшие – не вздор,Да читать лишь мимоходом и умела,Не добиваясь смысла ото строк,Но пробегая лишь слова.И сама Вера во тенёту33Той эвристики попалась —Но не просто, словно Райский, обманулась,Прожила подо любви суровой гнётом,Ано безо чести, глупая, осталась.Уж зря она тогда в саду на Марка низкого наткнулась…***Марк Волохов как будто изъявляет нигилизм,Не уважает всё и всех —И людям только вред,Проблемы лишь приносит,Ано патриархат и крепостничество поносит,Хулит такое рабство, стало что причиной многих бед,Да им самим повелевает боле тяжкий грех,Кой носит имя – аморальность и цинизм.Конечно, Марк характером силён,Во всём настойчив, искренен, – чем привлекает Веру,Чем привлекает так остро,Что нимб мудрейшего имеет —И не будет в глазах девы засрамлён,Зане34 узрела дева токмо нигилизма атмосферу,Но не вредительства типичного нутро —Не замечает,Что тот книги портитьСмеет,Берёт долги, но никогда не возвращает,Ворует яблоки, подделывает вести35И под «любовью, да на срок» скрывает слабость и бесчестье —И позволяет Вера себе жизнь чрезо разврат испортить.Марк протестует против быта,Кой уж давно стал рабским, кой запрел, —Да во протесте не изо теорий политических исходит,До них цинисту нет и не бывает дел —Но просто силу во себе он чувствует, находит,А силе из-за обиходаСвободаВсякая закрыта.Не есть Марк истый нигилистИ демократ,Но есть вульгаризатор36 сих идей,Но есть обычный анархист,Кой отрицает для того морали, нравственности град,Чтобы свободно стать животным поскорей.***Гало-эффект37 имеет местоПри восприятии лицом одним другогоИ состоит во том,Что, ко примеру, негативному заместоМы позитивное найдём в лице другом,Почто38 черты реальные мы не поймём толково.У личности любойЕсть множество сторон —Раз благо есть из нихХотя б в одной,Так, мнится,И во овиих39 сей человек силён —Свят будет в областях иных;Мы не подумаем, что женщина – блудница,Раз та вседневно развивает свою плоть,Зато уверены, что пьяница – плебей,Имеет степень докторскую хоть —И человек красивый, должно, некрасивого умней.***Так Вера привлекла Бориса новизной,Желанием свой разум, душу развивать —И пусть желала лишь,Но не способна была вждати40 во реальность воплощать,Зато была стремящейся, иной, —И деву идеальную, глупец, во ней определишь.И Марк был не таким, как стадо,И посему казался новым человеком, идеальным,Хотя животным просто был —За что и оправдаться было надоВсеобщим рабством, актуальным —Да о своей невольности безнравственный не мнил!..Предвзятость подтверждения
Без труда, почти что сразуСоглашаемся мы теми,Кто скажет нам родную фразу,Чьё мнение об обсуждаемой проблемеСо мненьем нашим совпадает,Кто так же, как и мы, в вопросах неких рассуждает.Мы посещаем сайты те,Где нам близкие воззренияНаибольшее распространениеИмеют;Наши друзья на нас похожи,Тем увлечены,Чем увлечены и мы,О музыке, о животе41Со нами мнят одно и то же;Но долго люди находиться не сумеютСреди условий, что взглядам их не могут не противоречить,Ибо когнитивный диссонанс начнёт сознание калечить.Мы ищем мненияРодные,А остальныеОтвергаем,Слышать не желаем —Сие и есть предвзятость подтверждения.Эффект текущего момента
О будущем мы редко мним,Прогнозы делать очень редко мы способны,И посему,Живому не подобноНичему,Мы трудиться, думать временим,Но наслаждаемся сегодня и сейчас,Как будто сей день лишь, сей часВо жизни нашей является остатним42и одним.Утоляет человек сиюминутные желания,Зная, что во будущем он ощутит раскаяние,Что предвещает это боль,Но всё равно теряет над собой контроль —Он вещи покупаетСлишком дорогие для себя,На недели, годы жизнь своюТаким решением губя,Хотя и понимает,Что житиюЕгоПридётсяСтать бедней,Что жизнь ко прозябанию сведётся,Что боле на себя он не потратит ничего,Долги брать будет у друзей —Пострадает, безусловно, от покупки сей,Но опосля траты, быть может, станет он умней.Эффект текущего момента
Нас сегодня принуждает наслаждаться,Спонтанным жаждам отдаваться,Глупые поступки совершать,Не только не имея аргументаЗА,Но даже зная, что во будущем грозаНас будет ждать.***Бухают люди часто,Зная, что чрез десять летОщущать придётся бухла след,Придётся ощущать страдания от пьянства;Разврату люди предаются,Осознавая, что чрез час о сём будут казниться, —Да не влиянию эвристики поддаютсяЛюди,Совершая грех,Но токмо жажде низменных утех,Животному стремлению напиться,Утопать во блуде.Рационализация
Если бы брошенный человеческой рукою камень мог думать, то он, наверное, вообразил бы себе, что он летит, потому что хочет лететь
Бенедикт Спиноза
Рационализация есть механизм психологической защиты,При коем во мышленииИспользуется информация не вся, но часть её,Из коей вывод можно сделать,Что были мы рациональны во поступках, в поведении —Данные иные для нашего сознания закрыты.Рационализация, как правило, оправляет43 безрассудность,Всякое падение людское и гнильё,Поступок неосознанный в осознанный пытается обделать,Дабы человек не имел трудностьПризнавать себя глупцом, признавать грехопадение своё.Её функцией является попыткаСоздать гармонию между желанным и реальным,Отвратить от человека пыткуПотерять достоинство, кое обязано являться идеальным.Это попытка оправдатьНеудачу, ложный шаг,Агрессию как самозащиту представлять,Похотливость – как нехватку благ,Малодушие44 – просто как нежелание,Иль тупость, например, – во качестве невинного незнания.***Рационализация есть поиск оправдания,Кое убедит других людей и сам субъектВ причинах благовидных принятых решений —Вместо осознанияПред подсознанием неволи,Уразумения свершённых прегрешений,Возможно кои болеНе вершить,Если в психике дефектПризнать, а лучше – даже устранить.***Рационализация, как и эвристики иные,Для общества и человека часто безобидна,Но она бывает и опасна,Когда жестокость оправляет, разврат, пороки остальные,Зане45 ко совести призывы, очевидно,Будут всякому напрасны,Ведь совесть будет подсознанию подвластна.***Порой эвристика сия противоречит логике да фактам,Но, конечно, так бывает не всегда—Главное, что выдаваемый за истину мотив,Как правило, весьма правдив,Да является действительной первопричиной актов,Коя должна вызвать когнитивный диссонанс, ибо психике чужда.Допустим, человек купилЕму не нужный хлам,Зане в бездумье в магазине впал,Ибо не о нужности не мнил,Когда товар сей покупалПод влиянием картинок ярких, духов46 и реклам;Опосля же, домой придя,Купленный товар ненадобным найдя,Будет человек свою ошибку признавать?Нет, напротив, себя и прочих станет убеждатьНаверно47,Что поступил он совершенно верно.Бывает, что человек похоти поддался,Измену совершил,Но будто бы любовью оправдался;Бывает, злобой иль чревоугодием грешил,Затем же ищет трезвые причины,Оправить дабы свою злобу,Невинностью прикрыть на сладость падкую утробу,Рациональностью оправить прочие грехи, кручины.И такойБывает ситуация,Что в качестве примера рационализацииПодходит:Если человека недуг костей иль органов пытает —А ныне, словно пред концом цивилизации людской,Со многими и часто это происходит, —Если женщина урода порождает —Сиречь48 младенца со дефектами врождёнными,Пьянством, похотью отца и (или) мати порождёнными —О связи сей скажу позднее —Чем человек скорееСвоё несчастье оправдает?Экологией иль простой случайностью, конечно!Ведь себя, свои грехиКручин причиной не признает!Ну и что, что жил (живёт?) он грешно?Не поэтому болеет,Его дети не поэтому с рождения глухи,Иную хворь або49 во чём-то недоразвитость имеют!Человек себя с успехом убеждает,Что от токмо обстоятельств он страдает!..