bannerbanner
Стихии песни. Сборник стихов
Стихии песни. Сборник стихов

Полная версия

Стихии песни. Сборник стихов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Стихии песни

Сборник стихов


Иван Александрович Тимофеев

© Иван Александрович Тимофеев, 2018


ISBN 978-5-4493-0842-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Символизм в поэзии (от автора)

Поэзия полна символизма. По сути, она и есть символизм. Символы в поэзии – как пятна Роршаха в психологии, они отражают сознание не только автора, но и читателя, соучастника.

Конечно, каждый поэт использует и общепринятую систему символов и свою личную. Например, фраза «замок на сердце» – понятна всем и многими воспринимается подобно, но сам «замок» у каждого свой, как и причина, по которой он оказался «на сердце». Но вот уже чтобы понять «пеликана и ежа с огнеметом» нужно быть хотя бы отчасти знакомым с Ветхим Заветом.


Конечно, многие символы и знаки довольно самодостаточны в том смысле, что они более определяют направление мысли, чем другие. А некоторые позволяют довольно свободно ассоциировать. Но в контексте стиха нам важны не только сами символы, будь они старинные или новые, важна их связка, совокупность, что и вызывает те или иные размышления и эмоции.

Символы связаны нитью повествования, которая и есть «ситуация», на которую автор нанизывает свои символы и знаки. Автор может взять за основу нить вымышленную, искусственную, а может и настоящую, реальную. У меня, например, нить-ситуация почти во всех случаях реальная, происходившая именно со мною. Нить может быть окрашена любыми красками, что так же является символом, но может быть и обесцвечена. А может быть порвана. И тогда символы, знаки могут казаться непонятной кучей, нагромождением образов. Но чаще всего это не так. Нить-ситуация есть, и она изначально заложена автором даже в кажущийся обрыв.


Как знак-символ является многослойной, многоуровневой реальностью, так и нить-ситуация может быть сколь угодно множественной.

Любой человек по-своему воспринимает искусство. Даже прозу, даже картину. Тем паче, что поэзия с одной стороны ласкает слух и сознание, но с другой стороны всегда есть опасность проскользить по поверхности символа. Символы, знаки, ситуации рисуют различные образы в сознании и на подсознании одновременно и, неподготовленная мысль, не может сходу справиться и проследить все изгибы, повороты и линии автора. Для восприятия стиха необходима культура, упражнение, как и в любом другом деле. Чем богаче внутренний мир читателя, тем более множественные ассоциации вызывает стихотворение.

На самом деле, это же очень любопытно: символы, нанизанные на ситуацию. Тем более что бусы, четки, ожерелья стиха могут «висеть спокойно», могут «валяться», причудливо переплетясь, а могут быть и «сжаты в руке» так, что даже сразу и не видно – соединены они нитью или нет. Бывает, что и нет.


У хорошего стихотворения всегда есть своя мелодика, свой мотив и, музыка, звучащая в нем – есть одновременно еще один символ и, возможно, цвет нити.

Нужно понять, что в стихотворении для более полного восприятия важно все. Стих – не проза, в стихе обычно обдумано и выверено, тщательно отобрано и оставлено каждое слово, каждая форма, каждый знак препинания, каждая новая строка, каждые начало и конец строфы. Всё. И не важно, как оно родилось – потоком или муками – это дело автора. Но важно всё. Это факт.

Часто так бывает, что на слух красиво, но когда видишь глазами на бумаге и оно воспринимается более полно – возможно все иначе, не так.

Мне кажется, что правильнее всего стихи вначале читать самому, а затем уже слушать. С песнями несколько наоборот. Возможен вариант, что первична музыка, и она то и является основным символом повествования, тем, что автор первым хотел донести до читателя-слушателя. Возможно, голос. В тембрах, ударениях и интонациях тоже есть свой символизм.

Ритмика стиха – еще один «символ внутри». Связана она более всего с мелодикой, но это несколько иное. Ритмика – это место соединения «знака» и «нити». Их совместное движение. Щелчок четок, скольжение бус.

В стихе важен даже его внешний вид. То, как он прорисован, то, как выглядит на бумаге. Длина строк, разбивка на строфы, физическая форма произведения. Это тоже символ, который хотел дать вам автор.


В итоге, если воспринимать поэзию, как символизм, что, отчасти, всегда так и есть, то для лучшего «чтения» и понимания символики автора лучше все же не останавливаться на одном его произведении, а прочесть их хотя бы несколько. Так картина, набор, возможности автора полнее откроются читателю.

Так что же «хотел сказать автор»? Это, конечно, важно… для автора. Но гораздо важнее личностное восприятие произведения читателем, ибо это и есть итог творчества и смысл символа.

Все знают теорию о том, что нас окружают и с нами говорят в жизни (пусть не всегда ясным языком) множество символов, сигналов и знаков. Так вот стихи, по моему мнению, это самый сложный и интересный рукотворный символ, который встречаем мы на своем жизненном пути. С его помощью, как в зеркале, можно увидеть и рассмотреть себя и окружающий мир. Осознать и задуматься, а может получить предупреждение или подсказку. Не зря ведь сказано, что поэт – больше чем поэт. Пусть автор дает лишь первичные символы, пусть его сознание рисует словом на холсте бытия, он все же помогает проникнуть мыслью глубже, выше и дальше.

Ведь даже простой символ-слово «ты» – многосложен, как и любое местоимение. К кому автор обратился? Мы точно не знаем, можем лишь догадываться. Ко мне? К Богу? К любимой? К другу? К прохожему? А может к облаку? Решать для себя читателю.

Поэзия как символизм – это и срез сознания, и состояние автора в тот или иной момент его жизни. Произведение живет лишь в диалоге с читателем. Прозвучит ли оно в унисон с вашей душой? Если да, то полнее откроется мир символов и знаков, помещенный автором на нить ситуации. А мы сможем лучше понять и его и самих себя, ведь стих – это и притча, и мысль, и пророчество, и история, и, конечно же, символ.

Отчасти, поэтому и не стоит объяснять поэзию – каждый должен открыть ее для себя сам.

стихотворения

Вдохновение

(Молитва поэта)

Подай мне, Боже, силу вдохновеньяПусть правится Тобой моя строка!Нет смысла у смертельного забвенья…Пусть, Господи, легка моя рука!Пусть хоть разок я напишу удачноПусть будут все намеренья чисты!Пускай порой светло, порою мрачноИспишутся и перья и листы.Пусть на немного зацветут улыбкиРассеется удушье и дурман…Но, чу! Стучится кто-то у калитки?!А! Это новых строчек ураган…

Наилучший стих

Я один среди пустыни,Город мой притих.Буду я искать отнынеНаилучший стих.Песню я спою, а завтраСтих свой расскажу.Ты под песню будешь сладкоСпать, а я сижу.Я сижу и созерцаюКрасоту твою.Завтра снова будет вечер,Снова я спою.Песня тихая, ты лейсяГрозам всем назло.Расскажу я только другу,Как мне повезло.

Вот мой уставший зверь

Вот мой уставший зверь,Свернувшийся внутри…Ты странно на него,Родная, не смотри.Не то проснётся он,Сощурясь, зарычит.Пусть лучше он поспит,Пусть дремлет и урчит.Ты зверя лаской словПокрепче усыпи,А то подскочит он —Поди, останови.Признаюсь: я и самСлегка боюсь его…Кто знает, что теперьКормёжка для него?Вот мой уставший зверь,Свернувшийся в клубок…

«Перо упало на ладонь…»

Перо упало на ладонь,Мне улыбнулась ты.О, эти дивные словаИ чудные мечты.

«Полузабытая ласка…»

Полузабытая ласкаПеред уходом начала.Тёплые дни обещалаДревняя, вечно поющая,Сказка.

Яблоневый цвет

Так прекрасно мерцает,Сияет, но нам непонятнаУдивлённо нас всех поджидаетЗакрытая книга.Уезжаем, летим, расстаёмсяИ дальние далиТомно манят куда-то…Зачем? Почему? Непонятно.Уезжая, спеша, оставляемДрузей и надежды.И в душе наступаютРазлуки, слезинки и осень.Очень трудно забытьНаши краткие, дивные встречи.Улыбаюсь, лежу, вспоминаю —Засыпаю под утро.Средь дождей и туманных дорогВспоминаю весну я.Посреди грёз-тревогМудрый ветер подует.Упадет лист седой и немойМне на плечи.Вспомню мягкий рассвет,Что меня так ревнует.И, как яблони цвет,Пусть безудержно нежно и чистоВ сердце рвётся куплетНедосказанной вовремя сказки.И теперь душу ночь успокоитЗвёздным лучом.Вот напев оборвался хлыстом…Дальше, с ливнем течём.

«Друзей провожают в дорогу…»

Друзей провожают в дорогу,Любимые смотрят вослед.Легонько вздохнём:«Слава Богу!»Звезда подмигнёт:Нам – привет.

«Открывая новое дыхание…»

Открывая новое дыханиеПод полётом пенящим стрелы,Впитываю новые названия,Раненый осколками звезды.Перемена мест, покой воззванияВосклицают, мыслями журча.Новые, прекрасные созданияНа песке мы строим, не шутя.А ещё песок – жилище сосен,А еще – прадедушка стекла.Смыслов же бывают сотни сотен,Милая моя, а жизнь – одна.

Южное окно

Смотрюсь я в южное окно,А ветер всё сильней.Зима – печаль (давным-давно)И вьюга у дверей.От северных высоких скалИ ледяной водыПокой души я обретал.Гуляли явью сны:Тревожат горы вышинуНебесных чистых струй.И, обретая красоту,Шептал я ветру: «Дуй!»Когда же говорил: «Постой!»,Мой Ветер затихал…Иль это он, забыв покой,Со мною всё играл?

«…Но я верю, момент придёт…»

…Но я верю, момент придётИ закатится символ страданий,Вековая усталость пройдёт,Мир встряхнётся от предначертаний.Разольют мириады цветовСимволисты графической формы;Мир окрепнет от Дара Даров,Прекратя устанавливать нормы.

Август

Август. В тёмном море НебаСыплет искор хоровод.Август. В мрачном небе бредаПохоронный ход.И полёт души на Север,К островам, в грозу.К чайкам, волнам…Мечет песня слёзку-бирюзу.

«Пройдёт печаль печатью плена…»

Пройдёт печаль печатью плена,Взметнутся стаи на крыло;На дно нас тянет не измена,На дно нас тянет торжество.Толкает мир в лицо разлукой,Моралью бьёт до тошноты;Зазорны домыслы и слухи,Мы лицемерия полны.Частенько мы втыкаем точкуНа середину важных слов,Вбиваем гвозди в шатку кочку,А мир стенает от ослов.Нас тянут за ноги соседиИ тянут за руки друзья…Плюёмся, ржём (как на комеди),Трагедиями жизнь полня.Погоня смысла за мечтоюПрицельно бьёт нас прямо влёт,Ну а красавица с косоюОдна нас постоянно ждёт.

«Пусть водопадом чувств…»

Пусть водопадом чувствИграет рифма,Пусть облаками словЛетят года.Порою, кажется,Слышна молитва.Порою мнится,Что шипит молва.Бывает, чудитсяГора седая,Бывает, снитсяРаспрекрасный сон.Но чаще смотритВ душу вьюга злая,Но сердце успокоитЧистый звон.

Мысль о разлуке

Клубится дымка, солнце застилая,Пугает нас.Но яркая звезда опять пылает,Лаская глаз.

Зимняя песня

Уезжая, милая улыбалась:Не на век она со мной распрощалась.От души трещал мороз, от души.Целовались от души. Напиши.Мы по разным сторонам разъезжались,Поезда в мороз и в ночь разбежались.Не порвать бы тонку нить при разлуке,Не гулять бы и не пить мне со скуки.Вьюга, ночь. Тоска скрежещет морозом,Да узор ведёт февраль по откосам.Прикатил холодный день, накатил.На сердечко падать, тень, прекрати.Взять перо, ударить звоном по струнам —Выйдет солнце жарким тоном по рунам.Расцветут весной подснежники ярко, —Я любимой подарю – мне не жалко.

«Как часто в голове…»

Как часто в головеРевели буриИ гром гремел,И ливень бушевал,Но это я назвалПрипадком дури,А как назвать душиДевятый вал?Или седьмой… Хотя,Что толку в цифрах?Печаль склонилаНа плечо главу.Ищу я утешеньеВ строках-рифмах,Не слишком озираясьНа молву.

«Тишь воды призывно дремлет…»

Тишь воды призывно дремлет,Розовея по утру.Мне б попить водицы чудной,Надышаться на ветру.По нутру звезды мерцанье,Плеск волны.Да – стальное фехтованьеБез игры.Быстрый ход, немеют тени.Вой часов.Нам достались объясненьяМертвецов.Полудурочным мотивомЕдет стих.Уж навряд ли я докончуСвой диптих.И трилогию уж вряд лиДопишу.Что успею – только милойПокажу.Торопливо в окна бьётсяБелый снег.Да весёлым, звонким плачемКружит смех.Дым рукой отодвигая,Я лежу.Суть во сне осознавая,Вскрикну – задрожу.Через смутные куплетыПознаю себя.Эх, друзья, порой прекрасноЖить, любя.

Романс

Милая, ты – звук покоя,Нежный, добрый трепет свечи.Милая, словно ветер с луною,Мы беседуем до зари.Милая, отзвук молчанья,В предрассветных сумерках дым.Милая, простим обещанья,Что не сможем выполнить мы.Милая, я нынче с тобою:День и ночь, закат и рассвет.Милая, улыбнись мне звездоюИ пришли свой тихий привет.

То, что люблю

Люблю я смотреть,Как закат догорает.Я слушать люблю,Как скворец умолкает.Люблю говорить яСлова ветру в поле.А петь я люблюЛишь тебе, лишь на воле.Люблю я смотреть,Как небо трепещет;Как волны шальныеПо палубе хлещут.Я слушать люблюНесмолкающий ливень,А гром в небесахМне так сладок и дивен.И реки люблю,И моря, и озёра.И чаячий крикВ поднебесье простора.А голой скалойЯ любуюсь не меньше,Чем соснам в бору,Где шатается леший.Люблю я глухиеБолота и топи.И дерева скрип,И звериные вопли.Мне любо смотретьНа паренье орла.Мне очень приятныДевичьи глаза…И, в общем, наверное,Я радуюсь доле.Но вот не люблюЯ любить поневоле.

«Так манят тёмные колодцы…»

Так манят тёмные колодцы,Синеющие глубиной.Волнует дум отображеньеПолёт, оборванный стрелой.Влекут печальные напевыИ будоражит взлёт весны.Я слышу: плачет королеваИ тикают песком часы.Зануда-боль не покидает —Трезвит, ударами звеня.Капелью ручки умываетМоя прекрасная заря.Прискорбны долгие раздумья:Печать ложится на чело.Хотя… постойте… я не умер!Ещё летит моё перо.Катает волны дым суждений,Порою разбивая круг.Туманы звёздные виденийВливаются в объятья рук.

Ночная

Приходит ночка пеленой нетленной,Уют и непокой даря.И укрывает ручкой сокровенноИ города и дальние моря.Далёкий лес неразличим уж боле.И соловьи смолкают над рекой.Сливается во тьме дорога с полем,Уже почти не видно мостовой.Но я не сплю, я ночку созерцаю;Я не ложусь – приятна тишина.Я старые мотивы вспоминаю,По-прежнему я ночку пью до дна.Мерцают в небе звёздочки-сестрицы,Спокойно ветер бродит надо мной.А мысль моя к любимой мчится птицей,Нет милой на прогулке над рекой.Она уж спит – свернулася клубочком,Совсем не улыбается сейчас.Так будь же доброй и хорошей, ночка:Улыбку подари ей хоть на час!Приходит ночка нежно, сокровенно;То холод, то тепло даря.Лишь звёздочки смеются откровенно,Во тьме небес, мигая и горя.

Прогулка

На дорогах вечереет:В гости соберусь.Может, сердце потеплеет,Посмеюсь чуть-чуть.Посмеюсь и выпью чаю,Если будет чай.Ворох новостей узнаю,Зайка, не серчай.На дорогах всё темнеет,Скоро в путь пора.Лишь луна пятном белеетЗа стеклом окна.Лишь апрель бредёт неспешноВ лето и тепло.Кто-то скажет: «Ты беспечный».Засмеюсь незло.

«Отражают мир глаза…»

Отражают мир глаза,Мысли – стих.На лугах блестит роса —Мир утих.На щеке блестит слеза,На твоей.Хлещет по руке лоза,По моей.Скоро свидимся мы вновь,Без гостей.Изогнёшь дугою бровь.Не жалейНи минуток, ни часов,Что вдвоём.До озёр и до лесовДобредём.А не хочешь – будем домаСидеть.И в глаза друг другуМолча смотреть.

Первый дождь

Дождик чуткими рукамиОсторожно бьёт карниз.По окошечку слезамиОн бежит-стремится вниз.Первый в этот год, весеннийДождик моет небосклон.Друг проверенный и верныйПринимает мой поклон.Раньше часто мы гулялиПо иссушенной траве.Помню: бредил в ожиданье,Что вот-вот придёшь ко мне.Временами я ругалсяНа бескрайность тяжких туч.Ты не слушал и старался,Умывая солнца луч.Ночью ты пришёл, как странник,Постучась в моё окно.Ты моей судьбы избранник,Ведь знакомы мы давно.Вместе с ветром приходящий,Ты даруешь мне покой.Ты спокойной и бодрящейПоддержал меня рукой.Дождь весенний, дождик первый,Сердце мой и небосклон.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу