bannerbanner
Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ
Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ

Полная версия

Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Цифровое общество середины XXI в.

Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ


Ростислав Рафкатович Мурзагулов

© Ростислав Рафкатович Мурзагулов, 2023


ISBN 978-5-4493-0101-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

РЕЦЕНЗИЯ:

профессор А. В. Манойло

(Профессор кафедры российской политики факультета

политологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Доктор политических наук.)


Современное нам глобальное человеческое общество трансформируется, переходит на новую стадию цивилизационного развития. Анализ современного общества позволяет выявить тенденции развития, что в свою очередь позволяет составить некоторые кратко- и среднесрочные прогнозы развития человеческого общества. Важность такого рода прогнозов определяет актуальность рецензируемой работы.

Несмотря на значительную теоретическую разработанность поднятых в монографии вопросов автор предлагает своё оригинальное видение будущего, основанное на изложенных им в предыдущих работах категориях «коммуникационного капитала» и «коммуникационной элиты».

Объектом исследования является цифровое общество середины XXI в.

Предметом – процессы, протекающие при формировании и функционирования общества ближайшего будущего.

Целью – проведение социально-философского футурологического анализа цифрового общества середины XXI в., нового этапа цивилизационного развития.

Автор развивает традицию, заложенную представителями технического детерминизма 1950—1980 гг. Такие авторы как Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс достаточно широко описали как современное им общество, так и возможные варианты развития тенденций в будущем. Отличие труда Р. Р. Мурзагулова в том, что в его исследовании большее внимание уделяется прогнозам трансформации экономических, политических, социальных процессов в общество, нежели предполагаемым новинкам науки и техники. Автор лишь экстраполирует современные ему технологии, предполагая их дальнейшее развитие. Картина «цифрового общества» складывается как прогрессирующее развитие современных тенденций развития электронного правительства и электронного общества, описанных в его более ранних работах.

Несмотря на то, что в монографии затронуты различные сферы жизнедеятельности общества будущего, наибольшей интерес представляют разработанные автором модели государственного устройства. Предлагаемые автором прогностические модели «цифровой диктатуры» и «цифровой демократии» являются аргументированными и логически обоснованными путями развития общества. Являясь специалистом по социальной философии автор, с нашей точки зрения, мало внимания уделяет политическим процессам описываемого им общества будущего. Сосредоточившись на вопросах разрешения фундаментальных проблем взаимодействия власти и элит общества, что является основной темой исследования автора в течении многих лет, Р.Р.Мурзагулов практически не рассматривает проблемы социальной структуры будущего общества, политического устройства мира середины XXI века, вопросы международных отношений, взаимодействия различных политических течений и др.

В целом монография представляет собой актуальное и глубокое научное теоретическое исследование, имеющее большое прикладное значение. Издание этой монографии привлечет внимание научного сообщества, а также будет полезно для обучающихся социальным наукам, а также тем, кто занимается практической политической деятельностью.

РЕЦЕНЗИЯ:

профессор А. Ю. Дорский

(Доктор философских наук, профессор кафедры

рекламы Санкт-Петербургского государственного университета)


Рукопись Р. Р. Мурзагулова посвящена теме, лежащей на перекрестке магистральных направлений современной мысли: размышлений о будущем цивилизации и современной цифровизации. Книг, статей, заметок и иных текстов на эти темы такое количество, что перечислить даже лучшие из них в короткой рецензии нет никакой возможности. Однако Ростислав Рафкатович умеет выделиться на фоне бескрайнего словесного моря, и рецензент убежден, что голос Мурзагулова не заглохнет в информационном шуме, а привлечет внимание заинтересованного читателя. Чем обусловлена эта убежденность?

Прежде всего, в рецензируемом исследовании применена оригинальная методология, разработкой которой автор занимался на протяжении ряда лет и успешно опробовал в своей диссертационной работе. Речь идет об информационно-коммуникационном подходе, в котором социум предстает как сеть коммуникационных единиц, связанных информационными каналами. Такой социум есть не объективная данность, а предзаданность, реализуемая через развитие цифровых технологий, и – по мысли Р. Мурзагулова – имеющая перспективу возникнуть к 2060—2080 гг. Разумеется, к этому подходу можно предъявить ряд претензий (например, в редукционизме – а какая последовательная методология им не страдает?), но нельзя не признать и его глубокую укорененность в известных научных традициях, и эмпирическую обоснованность, и эвристическую ценность.

Во-вторых, текст Р. Мурзагулова – не просто продукт умственной деятельности кабинетного ученого. В снятом виде здесь представлен многолетний политический опыт автора. Около трети исследования посвящено политической сфере общества будущего – цифрового общества, как оно именуется в работе. И к этим страницам невольно проникаешься особым доверием. Оптимизм, который испытывает Р.Р.Мурзагулов по поводу политической системы нового мира, не просто приятен читателю (рецензенту, во всяком случае), он методологически строго обоснован: «цифровой тоталитаризм» просто противоречит заявленному в начале работы пониманию общества и потому возможен лишь как временное явление, не способное радикально изменить пути развития человечества.

Последнее достоинство рукописи, которое хотелось бы отметить (но вообще отнюдь не последнее ее достоинство), – это авторский язык. Ростислав Рафкатович – философ, чей профессионализм признан во всех надлежащих в современной России инстанциях. Однако в его тексте нет ни следа высокой научной темноты или пыльной академической скуки, которую Л. Шестов считал приговором философии. Исследование написано легко, доступно для любого прилежного студента. Оно наполнено отсылками к интересным и порой просто занимательным фактам. И вместе с тем оно глубоко и содержательно, существенно для самых «продвинутых» коллег Р. Мурзагулова. Такой стиль – признак тонкого ума и всерьез продуманных идей.

Таким образом, рукопись Р.Р.Мурзагулова «Цифровое общество середины XXI в. как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ» заслуживает скорейшего опубликования и распространения как в научной среде, так и для широкого читателя.

Аннотация

В данной научной работе автор утверждает, что в связи с достижениями научно-технического прогресса в ближайшие 50 лет человечество вступит в новую стадию цивилизационного развития – цифровое общество.

В мире уже совершен ряд открытий, которые приведут к резкому ускорению научно-технического прогресса. Цифровая революция не просто способна избавить человечество от голода, болезней, бедности, преступности, но принести свободу общения и передвижения, новые доступные источники энергии, новые виды удовольствий и новый уровень комфорта. Цифровая эра лишит человечество необходимости следовать своим примитивным инстинктам. Человеку больше нечего будет бояться и нечего желать.

Автор считает, что на этой исторической развилке мы можем сделать гигантский шаг в своем развитии, что приведет к наступлению эры креаторов, талантизма, и расцвету цивилизации. Но есть и другая вероятность. Человечество может проиграть сражение за будущее реакционным силам, которые уже сейчас ведут борьбу за мировые ресурсы, и прийти к цифровому тоталитаризму, когда общество будет находиться под жестким контролем правящего класса.

Abstract

In the present research study, the author states that due to the achievements of technological progress in the nearest 50 years the mankind will enter a new stage of the civilization development – digital society.

Some discoveries that lead to sharp acceleration of the scientific-technological progress have already been made in the world. Digital revolution could not only save the mankind from hunger, diseases, poverty, and criminality but also provide the freedom of communication and movement, new available sources of energy, new types of enjoyment and new level of comfort. Digital era will release the mankind of the necessity to follow primitive instincts. The humans will have nothing to be afraid of and nothing to desire.

The author considers that we can make a giant stride in our development that will lead to the era of creativity, talented people and the golden age of the civilization. But there is also another possibility. The mankind can lose the «fight for future» to the reactionary forces, which already fight for the global resources, and come to digital totalitarianism when the society is under strict control of the governing class.

Ключевые слова

Цифровое общество, информационное общество, индустриализм, пост-индустриализм, футурология, эпохи цивилизационного развития, научно-технический прогресс, меритократия, элитаризм, Рэй Курцвейл, Элвин Тоффлер, Юваль Ной Харари, постинформационное общество, талантизм, креативность, мегатренды, блокчейн, криптовалюты, аутопойетическая система, социальные сети, Homo deus, Homo digitalis, нетократия, прекариат, социальный кредит, социальный капитал, коммуникационный капитал, краудфандинг, публичная сфера, политика, сетевая делиберация, государство, демократия, тоталитаризм, цифровая демократия, цифровой тоталитаризм.

Благодарности

Спасибо вам, дорогие учителя, коллеги, родные и близкие люди:


Андрей Юрьевич Дорский (д. филос. н.) – за критический анализ черновика;

Анна Григорьевна Качкаева (проф. НИУ ВШЭ) – за мудрые советы;

Сергей Николаевич Семенов (проф. БашГУ) за первое приглашение прочесть лекцию, которое все изменило;

Гафур Губаевич Салихов (проф. БашГУ) – за научное руководство;

Михаил Григорьевич Бреслер (доцент БГПУ) – за дружеские споры и советы;

Светлана Михайловна Поздяева (проф. БашГУ) – за конструктивный разнос на предзащите;

Рушана Хусаиновна Лукманова (проф. БашГУ) – за так нужные подсказки;

Валентина Тимофеевна Балашова – за то, что она мой учитель, корректор и мама;

Светлана Геннадьевна Галкина, Ева Ростиславовна Мурзагулова, Фёдор Ростиславович Мурзагулов, Василий Ростиславович Мурзагулов – за то, что позволяют тратить время на научные изыскания;

Шамиль Римзилевич Валеев – за приободрение, когда это необходимо;

Радий Фаритович Хабиров (к.ю.н.) – за лояльность к отвлечению от красногорских проблем;

Дмитрий Андреевич Федорищев (директор филиала РАНХиГС) – за приглашение поработать в РАНХиГС;

Sean Safford (prof., Sciences Po) – за прививку западного научного мышления;

А также студентам, всякий раз устраивавшим мне серьезнейший тест на профпригодность.

Введение

Разбудит вас какой-то тип

И впустит в мир, где в прошлом войны, вонь и рак,

Где побеждён гонконгский грипп.

На всём готовеньком ты счастлив ли, дурак?

(В. Высоцкий, 1973 г.)

Строки, вынесенные нами в эпиграф, были написаны выдающимся поэтом около 50 лет назад для фильма о будущем. В семидесятые годы эта тема была не менее популярна, чем в наши дни, когда мы в этой монографии составляем прогноз смены цивилизационных стадий развития человечества на последующие 50 лет.

Примечательно, что уже тогда обсуждалась перспектива (и это понятно даже из приведенного четверостишия) избавления общества от смертельных болезней, войн и экологических бедствий.

Скептики по этому поводу скажут, что избавления от всех проблем человечество за прошедшие полвека так и не получило. Однако им можно возразить, что продолжительность жизни человека неуклонно растет, что количество насильственных смертей снижается, что качество жизни сейчас и 50 лет назад – несоизмеримо (готовые с этим спорить, пусть предложат моей супруге стирать вручную, а мне – многократно перепечатывать все это на «Ундервуде»). Если бы мы рассказали Владимиру Высоцкому об экстракорпоральном оплодотворении и о мобильной связи, он удивился бы не меньше, чем те, кто удивляются сейчас прогнозам Рея Курцвейла.

Технический прогресс неизбежен. Коллега из США мог бы в этом месте добавить американизм: «неизбежен, как смерть и налоги». Однако те, кто имеет представление о последних прогнозах футурологов, знают, что эти два термина потеряют свой зловещий смысл уже достаточно скоро. Все открытия, позволяющие появиться упоминаемым нами ниже техническим новациям, уже сделаны. Их внедрение – лишь вопрос времени. Подробнее мы обсудим это чуть ниже. Вкратце: человек определенно сможет в ближайшем будущем жить дольше и с большим комфортом, получит практически полную свободу общения, передвижения, а главное – впервые в своей истории получит свободу от первобытных страхов, таких как голод, болезни, физическое насилие, внезапная смерть.

Нас не слишком волнуют организационные детали получения человеком этих благ. Гораздо более важно, что станет с внутренним миром человека.

«На всем готовеньком ты счастлив ли», наш потомок из будущего?

Многократно упоминаемый ниже в этой работе ученый Юваль Ной Харари приводит статистику самоубийств в странах третьего и первого миров. Причем некоторые страны совершили переход со дна в авангард планеты буквально за пару десятилетий. Статистика неумолима и для подобного, и для всех других случаев: когда люди живут в грязи, нищете и безысходности, лишь один из ста тысяч заканчивает жизнь самоубийством. А когда те же обитатели Земли живут на полном соцобеспечении, без малейших шансов умереть от холода и голода, с полной предсказуемостью на дальнейшую сытую жизнь, этот показатель вырастает в десятки раз.

Ведя сытое существование, человек начинает с остервенением искать смыслы жизни. Ничем иным сейчас не занимается и автор монографии, которую вы в данный момент читаете. При этом автор еще во Введении честно признаётся вам, что четких ответов на эти вопросы он, разумеется, тоже не найдет. Многих эта парадигма ввергает в трагическую степень уныния.

Впрочем, строго говоря, нас больше интересует все же не 10—30 самоубийц из ста тысяч, а подавляющее большинство тех, кто продолжает жить.

Как именно они будут жить? Кто будет придумывать для них правила? Кто будет контролировать их выполнение? Будут ли существовать государства, президенты и парламенты? Или коммуникации позволят каждому активному гражданину напрямую высказываться о любых волнующих его вопросах? Возможно, но кто будет принимать и обобщать эти обращения? Сеть? Искуственный интеллект? Не слишком ли много власти в таком случае Он получит над нами? Не сделает ли искуственный интеллект в своем искуственном мозгу (возможно, с группой людей-сообщников) логичный вывод, что они вполне могут обойтись вообще без всех этих миллиардов нахлебников, плодящихся не в меру и засоряющих пространство Высшему Разуму?

Что будет с отношениями между людьми и группами людей? Будут ли элиты становиться все более аррогантными, оторванными от остальных групп? Насколько будут подвержены остальные группы манипулятивному воздействию элит? Или, напротив, элиты в цифровую эру будут настолько прозрачны, их циркуляция настолько своевременной, а критерии для успеха настолько меротократическими, что представители crème de la crème впервые в истории почувствуют ответственность и станут, наконец, как завещал Конфуций, «отцами» для народа? Легко ли уступит свое место уже нарождающейся новой цифровой элите элита нынешняя, индустриальная, представители которой, по мнению Маркса, не остановятся ни перед каким преступлением ради хорошей прибыли?

Что будет с семьями и общинами? Останется ли хоть что-то от былых домостроевских времен в цифровую эпоху, когда помощь от семьи больше не будет нужна, более того, женщины, дети и старики перестанут зависеть от «кормильцев»? Как будут люди общаться, когда разговор с помощью средств связи будет более информативным и простым, чем встреча в «оффлайне»? Не уйдут ли полностью в виртуальное общение? А как они будут размножаться в этом случае?

Что будет с экономикой и деньгами? Бумажных денег в обороте уже сегодня находится не более 10 процентов, очевидно, что «виртуализация» средств оплаты продолжится. Насколько далеко зайдет эксперимент современного Китая по внедрению «социального капитала», когда гражданин получает блага от социума за свое активное участие в общественно-полезных делах? Какая экономическая деятельность останется востребованной, если физический труд полностью будет выполняться техникой, расчеты также автоматизируются, организация производства значительно упростится, источники энергии станут почти безграничными? Станет ли общество более творческим, настанет ли эра «талантизма», о которой сегодня многие мечтают?

Было бы слишком самонадеянным заявить сейчас, что в данной работе мы дадим ответы на эти и другие вопросы. Скорее, мы можем лишь поставить эти вопросы и обозначить возможные варианты развития событий.

Мы считаем, что в ближайшем будущем станем свидетелями смены цивилизационных эпох и окончательного ухода в прошлое парадигмы индустриализма.

О методологии исследования мы поговорим в Главе 1 данного исследования.

Глава I.

Наш мир. 50 лет спустя

Приступая к этому футурологическому, но по прежнему научному исследованию, мы традиционно начинаем с описания использованных методов и подходов. Метод данного исследования, а именно информационно-коммуникационный подход к рассмотрению структуры и функции предмета нашего исследования, является развитием методологии, примененной автором в диссертационном исследовании.1

Информационно – коммуникационный подход предусматривает оценку рассматриваемых процессов с точки зрения механизмов взаимодействия (коммуникации) элементов общей структуры. Речь в данном случае идёт об обществе, и, соответственно, мы рассматриваем элементы структуры общества, вырабатываемые обществом знания, а также информацию, как пригодную к обмену форму знания.

Современное информационное общество своей основой имеет информационный обмен между людьми. Общество будущего – «цифровое общество» неминуемо столкнется с процессом взаимодействия людей и неживых предметов, наделенных искусственным интеллектом (ИИ), создаваемым изначально для помощи человеку, но способным ограничивать те действия, которым человек может нанести вред самому себе и окружающим. ИИ и самообучающиеся нейронные сети создают материальную базу «общества контроля» Ж. Делёза о котором мы подробно будем говорить ниже.

По нашему мнению, цифровое общество будет сформировано в период 2060—2080 гг. Придерживаясь стадиальной парадигмы, мы продолжаем логику смены стадий цивилизационного развития человеческого общества предложенную Д. Беллом.2 Даниэл Белл утверждая первичность смены производственных сил, меняющих производственные отношения, представлял историю человечества как смену доиндустриальной – индустриальной – постиндустриальной (именуемое также «информационным», в том числе в более ранних работах автора данной монографии) эпох развития общества, где в центре – индустриализация, как наиболее значимый фактор смены цивилизационных эпох.

Однако на смену термину «постиндустриальное (информационное) общество» мы вводим новый – «цифровое общество», поскольку наступление цифровой эры принесет обществу как минимум не меньшие перемены, чем произошедшая несколько столетий назад индустриальная революция, что, вероятнее всего, приведет к появлению в дальнейшем новой триады: доцифровое – цифровое – постцифровое общество.

Перемены будут настолько кардинальными, что мы считаем вполне уместным употребление в данном контексте термина «цифровая революция». Так же как индустриальная революция в свое время, революция цифровая полностью изменит личность и общество. Более того, цифровая революция способна полностью изменить само естество человека, его поведение, устремления, желания, эмоции.

Философы, начиная с Платона и Аристотеля, с разной степенью успешности неизменно пытались прогнозировать будущее. Одному из них – Элвину Тоффлеру удалось в своей книге «Шок будущего» (1970) сделать особенно точное предсказание колоссального влияния, которое окажет на человечество в ближайшие десятилетия научно-технический прогресс.

Э. Тоффлер анализировал существующие научные открытия и оценивал перспективы их внедрения. Таким образом, ему удалось предсказать наступление той эры, в которой мы действительно начали жить в XXI веке. Исследователи впоследствии назвали эту эпоху информационным обществом.

«Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок»3, – писал Тоффлер в то время, когда не было еще ни интернета, ни мобильной связи, ни много другого, что действительно сделало нашу жизнь переполненной стрессами ввиду перенасыщения информационными потоками.

Идеи Э. Тоффлера были подхвачены и развиты многочисленными последователями, которым удалось в результате предсказать появление интернета, мобильной связи и т.п., а также те изменения сознания человека, которые с этим связаны.

Однако мы смеем предположить, что новый шок будущего, который несет нам следующее пятидесятилетие, будет настолько силен, что указанные выше перемены покажутся нам не слишком значительными.

Ближайшие полвека способны сделать бессмысленными основные инстинкты человека, лишить его основных мотиваций и страхов.

Технические разработки продвинулись настолько, что мы можем ознакомиться с многочисленными прогнозами с точностью до года, с будущим графиком внедрения изобретений, которые полностью изменят нашу жизнь.

Согласно наиболее признаваемому в научном мире прогнозу научно-технического развития человечества Реймонда Курцвейла, систематизированному в многочисленных публицистических источниках4, мы можем с высокой долей вероятности предположить, что в течение пятидесяти-ста лет (или ранее) случится и будет доступно подавляющему большинству жителей планеты.


На уровне отдельного человека:

• вместо нынешнего смартфона появится небольшой прибор с экраном на сетчатке глаза или помещенный в головной мозг имплантат, которые позволят человеку мгновенно и полноценно обмениваться информацией любого масштаба или формата. Проводимость каналов связи возрастет многократно, и человеку не нужно будет ехать в офис, магазин, чтобы сделать какую-либо работу или купить товар, так как он будет способен видеть в режиме онлайн (или в записи) своих собеседников и любые другие предметы в максимально возможном разрешении. Офис перестанет быть местом для умственного труда, вся физическая работа будет выполняться машинами

• человек практически перестанет болеть, станут возможными анализ и исправление генома на ранних стадиях формирования плода, замена больных органов новыми, «напечатанными» практически в домашних условиях. Появятся методы сохранения гомеостаза организма на биофизическом уровне

• благодаря развитию генной модификации продуктов проблема голода будет разрешена раз и навсегда

• человек сможет перемещаться в пространстве значительно быстрее, без усилий, навыков вождения и, вероятнее всего, без дорог, т.к. эффективные источники энергии сделают более удобным перемещение по воздуху (прообраз этих средств передвижения – современные дроны)

• получение удовольствия от созерцания, обладания, потребления не обязательно будет связано с наличием материальных предметов. Виртуальная реальность станет такой же реалистичной, как действительность

• персональный робот-ассистент, способный на любые сложные физические действия, выполняемые ныне человеком, будет не менее распространен, чем современные бытовые приборы.


На уровне общества в целом:

• компьютерные системы будут мгновенно принимать безошибочные решения для человека, группы людей, а также для развития и защиты общества в целом

• ввиду развития общественных средств коммуникаций преступления, подобные совершаемым ныне, не смогут оставаться незамеченными, кроме того, самообучающиеся нейронные сети будут учитывать все потенциально опасные поступки человека, предоставляя возможности, либо ограничивая человека, в зависимости от его действий.

На страницу:
1 из 2