Полная версия
Царь Соломон и Русь
Страна, где правит Соломон, названа Руськая земля Светорусьскоая, земля Русьская, Сьвятая Русь.
Василий говорит в отношении царя Соломона: «Фу-фу, Маринка, что это меня руськой дух по носу ударил?», «Фи-фу-фу, руським духом пахнет. Кто пришел?».
Соломон говорит в отношении своей страны: «Со сьвятой у мня Руси, сь Ерусалима, славна города»
Торокашко сын Заморенин сообщает о Руси, как царстве Соломона.
Ишше говорит-то Торокашко сын Заморенин:«Я ведь кольки не бывал по разным городам,Ай, по руським бывал и по неверным я,Я видал, видал везде да красных девушок,Не видал луцьше царици Соломанихи».«Вставал-де Мишка Пивоваренин,По прозванию вор Торокан да сын Заморенин…«Я бывал в земле Русьскоей,В Руськой земле Светорусьскоей:У Соломана-царя да у премудрого…А третей корабь – которых в России нет.И дай мне людей.Побежу я тремя кораблями в землю Русьскую,Стану я на пристань корабельною,Станут заходить ко мне покупать товары разныи…Тогда Михайло отправилса за синё морё.Прибежал в землю Русьскую,На пристань корабельнюю,Заевился к царю Соломану…».Известно, что юг Руси и Болгария в 7—9 веках были в составе одного государства.
Болгария в 700 г.
Болгария в 900 г.
Историки предпологают, что часть Руси могла составляеть единое целое с Болгарией не только при Симеоне, но и его потомках.
Болгария в 1000 г.
П.Г.Гайдуков, В.А.Калинин пишут: «В «Сводном каталоге» описано 5 сребреников с именем Петрос, из которых один не разыскан и известен только по архивным материалам. Три монеты происходят из Нежинского клада 1852 г., одна из Митьковских курганов в Брянской обл. На всех пяти дошедших до нас экземплярах принято следующее прочтение: ПЕТРОС ПЕТРОС – ОГЕОС ПЕТРОС, т. е. Петр, Петр, святой Петр.
Изображение сидящего бородатого святого; в широком и длинном складчатом одеянии; вокруг непокрытой курчавой головы нимб; правой рукой держит крест, наискосок прижатый к правому плечу; левая – на груди. Колончатая надпись по сторонам фигуры святого: ПЕТРОС ПЕТРОС. Вокруг двойной точечный ободок.
Изображение княжеского знака в виде двузубца, левый зубец увенчан крестом. Сверху между зубцами значок в виде развернутой зеркально буквы Ъ. Колончатая надпись по сторонам фигуры святого: ОГЕОС ПЕТРОС+. Вокруг двойной точечный ободок.
В «Сводном каталоге» описано 12 сребреников с именем Петор, из которых три не разысканы и известны только по литературе и архивным материалам. Девять монет происходят из Нежинского клада 1852 г.
Прочтение надписей, как и на монетах с надписью «Петрос», доставило нумизматам много хлопот. Уверенно читается только слово ПЕТР. В спорной легенде лицевой стороны исследователи предлагают, как и на монетах предыдущего типа, видеть АГИОС ПЕТОР (святой Пётр). Однако сопровождает надпись изображение князя, а не св. Петра. Колончатая легенда по сторонам княжеского знака на оборотной стороне отличается большим разнообразием вариантов, но они не поддаются прочтению. Судя по имеющимся данным, все эти монеты не выходили за пределы Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств.
Исследователи затратили немало усилий для расшифровки надписей на рассматриваемых сребрениках. Княжеский знак на сребрениках с именем Петрос (двузубец с крестом на вершине левого зубца) аналогичен знаку на монетах с именем Святополка. На основании единства знака В. Л. Янин в 1956 г. предложил относить эти сребреники к чеканке Святополка, а композицию лицевой стороны (изображение св. Петра и пояснительную надпись)». (Древнейшие русские монеты. «Русь в IX – X веках. Археологическая панорама». «Древности Севера». РАН. Институт Археологии. Москва-Вологда. 2012.)
Большинство ученых считает, что эти монеты чеканил Святополк Владимирович. Некоторые исследователи пытались связать их со Святополком Изяславичем и Ярополком Изяславичем, но что на лицевой стороне монеты написано «ЦАР ПЕТЪР». Царем Петром, мог быть любой властитель на Руси носивший такое имя, но также и Болгарский и Ромейский царь Петр Симеонович.
Страна, где правит Василий, названа – Туреция Цареградская, земля Турецкая, Золотая Орда, Золотая Ёрда, Греция. Рахлинское царство с полуцарствием.
При этом ее население – «люди православные» и «тотаровя».
Интересно, что былины не связывали Золотую Орду со степями, а только с Цареградом. Такое ее расположение объясняет поездки в Золотую Орду вассальных князей и священников константинопольского патриархата для утверждения на троне и получение ими ярлыков, а также исключительно латинскую (а не греческую) церковную терминологию, заимствованную как полагают в 13—15 веках.
В русских текстах Рахлинское царство связано с «Чудом Георгия о Змее», которое в латинских источниках привязывается к Бейруту в Сирии, Гевалу в Палестине, Каппадокии, или римской Ливии. В 8—9 веках это были территории, находившиеся под контролем Константинополя или правителей мира из Багдада. Царство – Иран, а полуцарствие – диоцез Анатоли.
5
Соломон использовал в походе против Василия летающую конницу, как и в арабских сказаниях, Соломон прилетел в Царьград, а потом улетел из него:
«Туто Соломан царь Давидович собирал свою силушку великую, кони, люди как крылатые, собрал он силушку несметную, полетел он за славно синё морё.Прилетели они за синё морё, оставил он силушку по край моря…Как налетела тут сила великая, которы люди, кони крылатые.…И полетел Соломан в свою сторону».Но в большинстве вариантов Соломон доплыл до Царьграда.
«Снарядил Соломон нов черлен карабль, набрал своих казаков преудалыих, двенадцеть добрых молодцев и двенадцеть коней добрыих»«Снаредил сё три карабля черленыя, он берёт ноньце людей ноньце робоциих, он берёт с собой дружину всё хоробрую, хоробру-де дружину, заговорную, побежал тут Соломан за синё морё. Прибегал да ка за морё за синёё».«А тут стал, где Соломан снарежатисе, он и брал с собой, где силушку-рать великую, он отправилса с силой за синё морё. А ёму пала поветерь способная – а счесливо перешол он через синё морё».«А ише тут-де Соломан да сын Давыдовиць а ише стал набирать силы охоцёе, а нагрузил он как силой тут три карабля».«Хватилсэ тут царь Соломан-от: он собралсэ-де да своей силою, он на те же на своих черных караблях – и отправилса где нонь да за молодой женой».«А собиралсэ Соломан на черлен корабь, а он брал он себе силушки-армеи.
А переходил Соломан за синё морё».
«Он и брал с собой, где силушку-рать великую, он отправилса с силой за синё морё. А ёму пала поветерь способная; а счесливо перешол он черес синё морё».«А ише тут-де Соломан да сын Давыдовиць, а ише стал набирать силы охоцёе, А нагрузил он как силой тут три карабля, а пошол где во цярсьво дай в Золоту Ёрду».«А собиралсэ Соломан на черлен корапь, а он брал он себе силушки-армеи —А переходил Соломан за синё морё».«Хватилсэ тут царь Соломан-от, он собралсэ-де да своей силою он на те же на своих черных караблях».Или пошел с войнами по суше.
«Да охвочую силу да не невольнюю и отправилса с силой да сухопутою, как с своей же со силой да с превеликоей».«Он собрал вооруженную армию и поехал отнимать свою эту жену, в Грецию».«Набирал Соломан-цярь собе товаришшов, ишша двадцеть петь богатырей; и поехал он с товарышшами».«Уж вы гой еси, дружина-я хоробрая! Уж вы оседлайте своих добрых коней».А как дружина не ослышилась; а седлали, уздали добрых коней, а скакали они да на добрых коней, а поехали они к Царюграду».«Он собирал свою дружиночку же храбрую, он поехал с ей скоро да в чисто поле, во чистополе, в широкое в роздольицо, и поехал он скоро да во Царь же град».«И отправилса с силой да сухопутною, как с своей же со силой да с превеликоей».Поход на кораблях по морю и возможно конницей по берегу напоминает походы Руси на Ромею. Обычно на хеландии-усии был экипаж в 108 чел., хеландии-памфиле экипаж в 120 чел., на дромоне экипаж в 220 чел. В 929 году тунисец Сабир на четырех кораблях совершил третье нападение на Италию. Встретившись на море с греческим стратигом с семью кораблями и обратив последнего в бегство, Сабир высадился в Калабрии, взял в плен 12000 женщин и детей и с богатой добычей возвратился в Африку. Калабрия полчинилась фатимидскому халифу.
Расстояние между столицами Соломона и Василия также обозначено в Былинах. Трое суток хода под парусами с гребцами при попутном ветре.
«Заводил Торокашка на черлен карабльВсех своих удалых добрых молодцев.Стали отправлятца во синё морё:Поклали сходенки дубовые,Вытегали якорьки булатные,Роспускали паруса канифасные —Побежал Торокашка тогды за морё.Деничёк бежит он до вечера,Бежит тёмную ночь до бела света,Второй день бежит он до вечера,Бежит тёмну ночь до бела света,Третий день бежит он до вечера,Бежит тёмную ночь до бела света.Выходил Торокашка на черлен карабль,И смотрит он в трубочку подзорную:Завидел он город царя Соломона.Подбежали они к гавани корабельной,…Они согнали тогда слуг с черлена карабля.Он торопит свою команду подручную:Обирают сходенки дубовые,Вытягивают якори булатные,Роспускали паруса канифасные —Побежал Торокашка и за море.Бежат они денечек до вечера,Бежат темную ночь до бела света,Второй день бежат они до вечера,Бежат темную ночь до бела света,Третий день бежат они до вечера,Бежат темную ночь до бела света —Видно стало турецкий град».«А ёму поветерь пала да всё великая.А спала тут цариця да двои сутоцьки,А на третьи-ти сутоцьки пробужаицьсе…А приходят во цярьсво да в Золоту-й Орду,А приставают тут в гавань да в городовуюА к той же стены да белокамянной».«Уж как дай ты мне удалых гребцов-добрых молодцов!..»«Отправилсэ ведь он да за синё морё,А за то же за морё за ТурэцькоёДа во то же во царсьво во Ерусолим-град.Ёму пала ведь тишина способная,Поветёрна-та пала да всё хорошая…Подымал он ведь парусы полотняны.Ёму пала поветёрна-та способная —Он пошол ли ведь здраво за синё морёКак во славну во главну да Золоту ОрдуКо прикрасному Василью сыну Окулову.Ёму пала повётёрна-та хорошая —Приходили во славну главну Золоту ОрдуКо прикрасному Василью сыну Окулову».«А пошли они здраво за синё морё.Ёму пала тут ведь поветерь способная;Поднимал паруса белы полотнянны,Он здраво перешол через синё морё.Он приходит во чарьсво в Ерусолим-град;Становицьсе он на пристань карабельную,Опускал он паруса белы полотняны…Он выкатывал якори булатныя,Поднимал он паруса белы полотнянны.А ёму пала поветерь способная;Он отправилса здраво за синё морё».«А подымали паруса белы полотняны.А им ведь поветерь пала да всё великая,А великая поветерь й-удобная.А приходят ко царю они ко Соломану»«Ёму пала тут веть поветерь способная, —Поднимала паруса белы полотнянны:Он здраво перешол черес синё морё.Он приходит во Чярьсво в Ерусолим-грат…Поднимал он паруса белы полотнянны.А ёму пала поветерь способная, —Он отправилса здраво за синё морё».«А подымали паруса белы полотняны.А им веть поветерь пала да фсё великая,А великая поветерь юдобная…А подымал паруса белы полотняны.А ёму поветерь пала да фсё великая.А спала тут цариця да двои сутоцьки,А на третьи-ти сутоцьки пробужаицьсе,От великой-то хмелинушки просыпаицьсе».Известно, что в 17—19 веках скорость кораблей обычно составляла не свыше 2—3 узлов. При идеальных условиях (сильный ветер в фордевинд, чистый и исправный корпус, медная обшивка, умелый экипаж, хорошо поставленные мачты, отличная парусина и т.п.) скорость поднималась до 7 узловь. Драккары благодаря парусу и веслам на коротких дистанциях могли развивать скорость до 10 узлов. Средневековый ромейский корабль в среднем достигал скорости хода под парусом в 5 узлов. Римская триера при полной выкладке гребцов могла достигать хода до 7. Реально от парусного судна можно ожидать скорости 4 узла.
То есть скорость судна похитвшего жену Соломона достигала 7—12 км. в час. Путь от столицы Соломона до гавани Цариграда без остановок занял трое суток (72 часа). То есть корабли прошли расстояние от 505 км. до 865 км. Но не известно шли ли они вдоль берега или в открытом море.
Если плаванье шло на юг от Царьграда, через Дарданеллы, то могло быть только каботажным, но тогда оно было в Греции. Если же шло на север, то до Крыма, могло быть и в открытом море.
Расстояние от Стамбула (Царьграда) при плаванье через море до Севастополя (Херсонес) 535 км., до Керчи (Боспор) 810 км. При каботажном плаванье от Стамбула до Констанцы (Томы, столица Малой Скифии) 503 км., до Белгорода 820 км., до Одессы 865 км., до Фессалоник 635 км.
Так как рядом со столицей Соломона в былине были местобитания на лебедей, гусей, уток, т.е. водоплавающих птиц, то предпочтительнее рассматривать Томы, к северу от которых имеются болота устья Дуная.
Кроме того поездка Соломана на теплые источники также возможна около Томм. На побережье Черного моря, в 44 км. расположены термальные источники у озера Мангалия.
Возможно это порт Преслава – Варна. Поскольку в указанное время скорость обычного флота была 90 км. в сутки. Во время войны с ромеями арабский флот выступил из Сузской бухты у Суса (Туза) и Кайревана в Африке 14 июня 827 года и через три дня 17 июня достиг ближайшего сицилийского пункта, города Мазары (Mazara) (в 266 км. от Суза). Это расстояние от Стамбула (Царьграда) до устья до Варны (269 км.).
6
Во всех вариантах армия осталась на берегу моря, недалеко, в 7 верстах от столицы Василия, сам город был пройден незаметно на короблях.
«Пробежали мимо города турецкого, подняли паруса канифасные, нашел он себе местицё удобное».«Не дошол он до славной главной Золотой Орды, как по-нашому, по-руському, ровно за семь вёрст, а по-ихному, богатырьскому, за семь попрыщов».«А оставлял свою силу да он по трём местам, а по трём-де местам да нонь по трём руцьям. А сам он пошол да в Золоту-й Орду, в Золоту где-й Орду сам, прокляту землю».«А он становицсэ где не поблизку – выходила ёго ведь силушка на землю, становила шатры белополотняны».«А становил он черлен корабь не на пристань же. А выпускал-де он силушку по-за городу».«И поехал он скоро да во Царь же град, ко прекрасному царю к Ивану же Микульевичу, оставлял же он дружиночку же храбрую, во чистом поли оставлял да во роздольици».«А становил он черлен корапь не на пристань же, а выпускал-де он силушку по-за городу».Если казнь подразумевалась за стенами города, но не далеко от дворца, то местом массового скопления жителей Царьграда, мог быть район у Цирка и Влахернского дворца.
Если в городе, на Ипподроме у Священного дворца. На Ипподроме (Большом круге) зачитывались указы, и возводись на трон императоры, после казни Василия Окуловича Соломон мог быть возведен на престол Царьграда.
Дружина Соломона могла располагатся у рек в районе Гюзель-тепе.
В большинстве вариантов казнь врагов Соломона проходит за стенами города. В некоторых Соломон занимает Царьград, где производит резню сторонников Василия Окуловича.
«Заезжали ти-то молодцы во Царь-от-град, а скакали через стену городовую».«А его дружиночка же храбрая, а и она наехала во Царь же она во град же всё, а она рубила-то до старого да малого всё, не оставляла она да их на семена».«Заскоцил царь Соломенной на добра коня, брал тут да саблю вострую, нацал юрзов-мурзов всех покашивать: куда махнет, туды – улоцка, поворотитца -туды переулочек. „Вы, косы-мурзы, вам сказано было, что моя смерть вам страшна будет“. Так оно и было».Во Влахернах Феодосиевы стены смыкаются со стенами собственно Влахерн. В 1453 году турки ворвались в город через ворота Цирка, которые непосредственно примыкают к дворцу. При прорыве в районе Влахернского дворца армия Соломона захватила всю верхушку Царьградских властей и могла ее перебить, затем никто не мешал устроить резню в городе. Обычная практика – три дня на разграбление.
Правда, Льву Мудрому никогда не приписывали резню, но это было приписано деяниям Льва I Макеллы.
Лев I (457—474 г.), известный под прозвищами Великий и Макеллес («Мясник»), был фракийцем, стал императором в 457 г. По слухам, в молодости он торговал мясом вместе со своей женой Вериной, позже он начальствовал над отрядами войска и правил Силимбриею (город Силима, Селия-город) в 70 км. к западу от Константнополя. Полководец Аспар возвел Льва на престол. С присущей случаю пышностью константинопольский патриарх возложил диадему на нового василевса. Лев стал первым императором, которого глава Церкви венчал на царство, этот обряд стал затем обязательным.
В 463 г. Лев призвал исаврийских федератов и назначил магистром армий Востока и Египта их полководца Трасикодисса (Тарасикодиссу) Русумвладеста, которому он дал имя Зенон и за которого в 468 г. выдал свою дочь Ариадну. (Скорее всего, позднее вставка – Тарас из Одиссу Русум владеста. Одессос – город Варна, в 10—14 веке относился к русским городам: Селина-Килия, Констанция-Томы, Калиакра, Каварна, Карна, Варна, Дичина, Месемврия).
В 467 г. ему удалось посадить на престол Западной империи своего наместника-полководца Прокопия Анфимия (Антемия). Лев I организовал крупную экспедицию армии и флота против вандалов и потерпел неудачу из-за происков готов. Но ему удалось отразить набег гуннов (хунгаров) на Дакию в 468 г.
В конце 471 г. готский кесарь был убит в императорском дворце. Возмущенные готы подняли мятеж и осадили Константинополь. Однако быстро подошедшие верные императору войска отбили нападение. После этого император вырезал готскую партию среди военных и чиновников.
Император с помощью доносчиков против состоятельных лиц выдвигал обвинения об участии их в заговорах против государства, людей казнили или ссылали, а имуществом осужденных обогащалась казна.
Историк Малх Филадельфиец охарактеризовал Льва I следующим образом: «Римский царь Лев Макелла был счастливейшим из бывших до него царей. Он был грозен как подвластным, так и самим варварам, до которых дошел слух о нем; такова слава, которую он оставил в массе людей. Но я не думаю, чтоб это было счастье – похищать имения у подвластных, вечно содержать доносчиков по этому предмету, в случае недостатка других доносчиков быть самому обвинителем, собирать золото со всех концов земли и копить его у себя, лишая города прежнего их благосостояния они уже неспособны вносить те налоги, которые прежде платили».
Благодаря этому обстоятельству, а также своей жестокости, Лев I, кроме официального наименования «Благочестивый Христолюбивый Богонареченный Триумфатор и Август Леон» или «Самодержец Цезарь Леон Благочестивый Победитель Триумфатор, Всегда Чтимый Август», получил прозвище Мясник (Макелла). Хотя такое же прозвище носил Гуго I (722 – 30 г.) и основатель династии Капетиногов – Гуго Великий (923—56 г.), по дним версиям потму-что был главой цеха мясников в Париже или Лионе, по другим за резню своих противников в столице, Некоторые источники связывали резню в Лионе с Варфоломеевской ночью (1572 г.).
То же самое могло произойти при прорыве стен Византия в районе Золотой палаты и прохода на Ипподром. На Ипподроме, вмешавшем 100 тысяч человек, где собирались все взрослые жители Царьграда, показывали трофеи и пленных царей, вновь вступивший на трон император впервые обращался к народу.
7
В истории Ромейской империи имеются похожие события. Известно два царьградских императора с именем Василий – Василий I Македонянин и Василий II Болгаробойца.
Василий I правил в 867—86 г. Официально Василий умер вследствие несчастного случая на охоте 29 августа 886 года. По Табари несколько времени спустя после смерти Василия известие о перемене правления в Константинополе дошло до двора халифа через Язамана, послы котораго, явившись из Тарса, передали сведения о том, что «три сына тирана греков напали на него, убили и избрали одного из них царем над собою». В другом месте под 270 годом (11 июля 883—28 июня 884 г.) Табари говорит: «в этом году был убит царь греков, известный под названием сына Славянина».
Указание на то, что Соломон ранее был пастухом, могло относиться не к Давиду, а Василию. Ромеи обычно считали Василия I происходящим из македонских пастухов, но затем была создана царская генеалогия. Характерно, что Константин Багрянородный, придумывая царских предков Василию, тем не менее, не называет по имени ни его отца, ни матери.
Генеалогия Василия II известна, он считается сыном Романа II и Феофано. Василий II родился в 954 г. или 958 г. или 962 г.
Тогда Василий I – Василий (Иван) Окулович (Окулов, Охулович, Викулович, Никульевич, Микульевич, Попович) и по происхождению – попович, или же сын гвардейца из Македонии Николая (Славяна).
Соломан-царь Давыдовичь – Симеон Мудрый Борисович, крестный сын Михаила III. Однако у Михаила III, по мнению историков, имелся еще один сын – Лев Мудрый.
Известны иконы с надписью «св. Давид царь болгарский». В. Златарский высказал мнение, что Давид Болгарский – это комитопул Давид, старший брат царя Самуила, который, возможно, на короткий срок в интервале 971—979 г. был царем. В Истории иероманаха Паисия Хиландарского (1762 г.) о Давиде Болгарском сообщается, что он добровольно оставив царство брату Самуилу, ушел в монастырь. Давид стоит 3-м в списке болгарских святых. В. Златарский пришел к выводу, что источником для иероманаха Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена. 1741 г.). По свидетельству хроники Иоанна Скилицы и ее дополнениям, сделанным епископом города Девола Михаилом, Давид вместе с братьями боролся за независимость Болгарии, но был убит в начале восстания, в 976 году, что исключает возможность провозглашения его царем. Самуил принял царский титул только в 997 году. Болгарские историки считают, что Давид не был канонизирован, а, подобно мнимым болгарским святым, ошибочно попал в Зографский помянник 1505 г., а после 1762 года и в церковный календарь под 26 июня, в день памяти преподобного Давида Солунского.
Скорее признать святым могли крестителя Болгарии – отца Симеона, царя Бориса. Тем более считается, что полководец Феоктист был современником св. царя Давида. Известно, что во времена императора Михаила III (842—867 г.) полководец Феоктист подчинил обитавших в районе гор Тайгет езерцев и милингов ромейской власти.
Василий I, сын крестьянина из округи Адрианополя, был возлюбленным Феклы, дочери императора Феофила и сестры Михаила III. Михаил III женил Василия на своей любовнице Евдокии Ингерине. Затем убит брат императора Феофила кесарь Варда (21 апреля 866 г.), усыновлен и провозглашен соимператором Василий I (26 мая 866 г.). 23 сентября 867г. император Михаил Аморийский был свергнут и императором стал Василий Македонский (Сакалиба, «склавы», «сакалибы» – «грубые шерстяные мундиры», возможно, что так, в отличие от кавалеристов, называли пехоту), в 869 г. он назначил соправителем своего сына Константина.
У Василия I было четыре сына: Константин, Лев, Александр и Стефан. Константин родился в 859 г. от первой жены Василия – Марии, с которой Василий I развелся по настоянию Михаила III. Остальные три сына – дети от Евдокии Ингерины. Впрочем, что касается Льва (родился в октябре 866 г.), то в отношении отцовства Василия I существуют определенные сомнения. Не исключено, как об этом сообщает Продолжатель Георгия, что отцом Льва был царь Михаил, не прервавший отношений со своей возлюбленной даже после того, как отдал ее в жены своему фавориту.
Ромейские хроники сообщают, что Евдокия (Ингерина) была возлюбленной Михаила III. Мать молодого императора Феодора и его дядя Феоктист женили царя на Евдокии (Декаполитиссе). Тем не менее, Евдокия (Ингерина) оставалась возлюбленной Михаила и после его женитьбы. Возможно, имеется в виду одна и та же законная супруга императора, захваченная Василием I.
Даты рождения Василия I спорны, по одним источникам Василий родился в 812 г., но дата его рождения часто относится к более позднему времени, вплоть до 836 г. Некоторые авторы именуют его в момент восшествия на трон юношей.