bannerbanner
Как написать электронную книгу-бестселлер
Как написать электронную книгу-бестселлер

Полная версия

Как написать электронную книгу-бестселлер

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Если вы блогер и э-книга предназначена, например, для ваших подписчиков, и вы дадите в ней все, что им когда-либо может понадобиться, то какой для них будет стимул возвращаться к вашему блогу?

Поэтому стоит определить, какие аспекты волнует вашу аудиторию больше всего. Сосредоточьтесь на них. Если у вас много хороших идей – отлично! Храните их в укромном месте и используйте для своей следующей э-книги.

О том, что вы непреднамеренно упустили что-то важное, можно узнать благодаря обратной связи с читателями. В таком случае стоит добавить новый раздел или главу.

Отсутствие специализации

Ошибка, которая часто допускается при написании не только э-книг – отсутствие специализации. Если вы опасаетесь, что ваша тема слишком узкая, чтобы заинтересовать потенциальных читателей, то можете решить, что лучше выбрать более широкую тематическую область.

Проблема заключается в том, что в таком случае вам придется сидеть между двух и больше стульев, что само по себе достаточно сложно. Чем более общий характер носит информация, тем меньше у вас возможности выбрать правильные акценты.

Поэтому, как правило, лучший вариант – найти более конкретные идеи э-книг.

Например, плохо: «Зарабатывайте деньги на веб-сайте», лучше: «Зарабатывайте деньги на партнерской ссылке»; плохо: «Советы для отдыха на лето», лучше: «Идеальный отдых с детьми в Сочи».

В результате целевая группа может оказаться меньше, но будет больше возможности достичь лучших результатов. Кроме того, ваша э-книга будет отличаться на фоне сочинений конкурентов.

Отмечайте даже небольшие успехи

Завершение романа – это всегда огромное удовлетворение. Но если ваш процесс написания очень затянулся, вы можете периодически вознаграждать себя какими-то небольшими подарками, чтобы поддерживать стимул к творчеству.

Какие же награды можно использовать? Во многом это зависит от вас. Постарайтесь найти баланс, не вознаграждая себя чем-то, что не имеет для вас достаточной ценности. Плитка шоколада или бокал вина вполне могут стать поощрительными призами, но если вы намерены не употреблять лишние калории или пытаетесь сократить потребление алкоголя, то стоит выбрать другой вид вознаграждения. Точно так же многие люди любят вознаграждать себя, покупая какую-то вещь, но это может оказаться дорогостоящим для семейного бюджета, особенно если вы вынуждены контролировать свои расходы. Некоторые вознаграждают себя несколькими сериями своего любимого сериала или передачами, записанными на DVD. Для женщин может подойти принятие ванны в компании с хорошим романом. Вы сами лучше знаете, что вас мотивирует.

Ориентируйтесь на какие-то контрольные точки в своем произведении или количество написанных страниц, в зависимости от того, что вам больше нравится. Удостоверьтесь, что они расположены достаточно далеко друг от друга, чтобы вам нужно было прикладывать определенные усилия для их достижения, но все же не настолько далеко, чтобы вы утратили интерес к такой игре. Если каждую неделю или две пересекать небольшой рубеж, то это будет хорошим интервалом.

Вы также можете назначить себе вознаграждение за работу с издателями с целью публикации своего романа. Составление списков подходящих издательств для отправки вашей рукописи или ее краткого описания может быть утомительным и трудоемким процессом, поэтому он заслуживает вознаграждения.

Кроме того, стоит иметь в виду, что наградой должен быть и сам прогресс в написании. Попытайтесь рассматривать процесс написания, как путешествие к месту назначения.

Пишите только в том случае, если это вам нравится

Если ваша э-книга не является для вас высокоприоритетным проектом, то может оказаться действительно трудно выкроить время для регулярной работы над нею.

Можно пописать несколько часов, чтобы начать, а затем прерваться на несколько дней, чтобы заняться решением насущных проблем, которые не терпят отлагательства и никогда не заканчиваются, а потом уже никогда не возвращаться к своей э-книге.

Возможно, вам захочется попробовать метод «Помидора», чтобы эффективно использовать свое время.

Любой может настроиться на то, чтобы каждый день писать на протяжении всего лишь 25 минут.

Если вы знаете, что у вас есть проблема с тайм-менеджментом, то уже сейчас начинайте решать данную проблему и это окупится на долгие годы.

Может ли кто-то другой написать книгу?

Итак, вы решили нанять кого-то, кто напишет за вас. Это вполне допустимо для э-книги с нейтральной темой. Если речь идет о маленьком пособии для распространения с нишевого сайта, то неважно, кто его написал.

Многое также зависит от типа сочинения. Гостевые статьи, советы экспертов или интервью часто могут быть написаны третьей стороной.

Аутсорсинговая книга, конечно, будет лишена своего собственного стиля, и вы не сможете представить свой личный взгляд на вещи, поделиться опытом и привести примеры, что, конечно, сделает ее гораздо менее нестандартной и самобытной.

Поэтому если вы хотите создать себе имя, представить свое ноу-хау, то вам придется самому написать книгу. Кроме того, вам также не обойтись без этого, если вы хотите достичь определенного уровня писательского мастерства.

Австралийская писательница в стиле фэнтези Труди Канаван после выхода бестселлера «Трилогия черного мага» стала одним из самых читаемых авторов в Великобритании, Австралии и США. Только на Британских островах было продано более 600 000 экземпляров первой части трилогии.

Как и многие авторы фэнтези она считает, что все свежее и неожиданное уже было написано, а дальнейшая работа – только наследование старых идей: «Все уже когда-то было изобретено, но не было исчерпывающе описано в той же комбинации. А созидание на основе того, что уже было когда-то написано, создано (особенно в жанре фэнтези) несет в себе и проблемы, и радости».

Правовые аспекты собственной э-книги

Юридические факторы также играют определенную роль. Есть темы, которые чувствительны к ним, например медицинская информация.

Следует заранее уточнить, не будет ли данная книга содержать потенциальных юридических подводных камней. Если возникают сомнения, то лучше обратиться к юрисконсультанту.

Авторское право

Одной из наиболее важных для писателя юридических категорий является авторское право. Разумеется, оно, прежде всего, касается содержания книги. Следует помнить, что нельзя использовать произведения, охраняемые авторским правом, без согласия их владельца.

Это касается, например, фотографий или изображений, автором которых вы не являетесь. Соответственно, можно фотографировать в общественных местах и использовать такие фотографии в коммерческих целях. Если на картинке есть узнаваемые люди или человек находится на переднем плане, то вам понадобится его согласие на публикацию снимка.

Если вы хотите использовать в вашей э-книге рисунки, фотографии, графику, тексты, фрагменты текста и т. п. чужого авторства, то вы должны получить письменное разрешение, а также пометить такие объекты в э-книге соответствующим образом.

Выходные данные

Как и любой другой печатный труд э-книга требует выходных данных.

При издании каждой книге присваивается ISBN, то есть международный стандартный номер книги. Это книготорговый идентификатор, который юридически фиксирует факт издания книги, что может использоваться в случаях, когда необходимо подтвердить авторские права на книгу.

Согласно ГОСТу, индексы УДК и ББК являются обязательными элементами выходных сведений издания. Что они обозначают и для чего нужны?

УДК (Универсальная десятичная классификация) – система классификации информации. Ее используют во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. По индексу УДК можно определить, даже не читая книгу, к какому виду литературы она относится.

ББК (Библиотечно‐библиографическая классификация) – система библиотечной классификации изданий, предназначенная для организации библиотечных фондов, систематических каталогов и картотек. Это сочетание цифр и чисел, обозначающих, к какому разделу относится издание.

Используя специальную таблицу, работники библиотек и специализированных учреждений определяют (опять-таки даже не читая книгу), в какой отдел передать издание.

В э-книгах в принципе допускается возможность использования псевдонима. Однако если вы хотите приобрести персональную известность или у вас уже имеется неплохая репутация, которая поможет вам продавать свой интеллектуальный труд, то лучше публиковаться под своим собственным ФИО.

Корректура

Профессиональная корректура позволит значительно улучшить качество э-книги. Она имеет разные стадии. Базовая корректура направлена на правописание и грамматику, ее необходимо использовать в любом случае, если вы не являетесь экспертом. В случае если читатели э-книги будут постоянно натыкаться на какие-то ошибки, это будет их очень раздражать.

Если вы сами не имеете богатого опыта писательской работы, то также имеет смысл заказать лингвистическую правку у специалиста. Но нужно помнить, что чужое вторжение в текст может ослабить ваш собственный стиль.

Если ваш труд узко специализирован, то нужно все взвесить насчет необходимости глубоко вторгаться в текст литредактору, который не является профессиональным экспертом в данной сфере.

В отличие от статьи в блоге, вы не можете быстро и легко что-то изменить в продаваемой книге. Поэтому нужно убедиться, что большинство ошибок были обнаружены и исправлены до появления э-книги в продаже. Но если вы проходите пятую вычитку и тратите десять минут на выяснение того, нужна или нет в конкретном предложении запятая, то вы зря теряете время.

Если вы работаете самостоятельно несколько месяцев, то может оказаться непросто заметить ошибки: начиная от дефектов в иллюстративном материале и заканчивая мелкими деталями, такими, как отсутствующие слова или неуместные знаки препинания.

Если вам нужно выполнить корректуру в одиночку, то открою небольшой секрет: не проверяйте свою э-книгу в той же среде, в которой вы ее написали. Измените стиль и размер шрифта, распечатайте книгу или прочитайте ее на планшете. Вы будете удивлены тем, сколько ошибок обнаружится.

Иногда даже в книгах, выпущенных крупными издательствами, можно найти ошибки. Возможно, что вы никогда их не замечали, потому что (как и у каждого читателя) у вас нет привычки дотошно изучать каждое слово.

Чтобы не бродить бесконечно по кругу корректуры нужно определить для себя крайний срок завершения данного этапа и принять тот факт, что 99% ваших ошибок не являются смертельными.

Не мучайте себя из-за того, что кое-где может закрасться опечатка. Читатель вряд ли заметит ее. А если кто-то укажет вам на особенно вопиющую ошибку после публикации – просто обновите э-книгу.

Редактирование

Важность редактирования

Хотя вы, скорее всего, не будете тратить столько же времени на редактирование, сколько потратили на написание, но данный этап чрезвычайно важен, поскольку во время его прохождения формируется самая важная – текстовая составляющая вашей э-книги.

Бывает, что автору удается создать поистине высокоценный контент, но из-за небрежного или недостаточно профессионального редактирования э-книга производит впечатление дилетантской писанины. А, как известно, первое впечатление часто оказывает решающее влияние на отношение к чему-либо.

Но не нужно слишком спешить с редактированием, чтобы ваша работа не застопорилась на этапе черновика. Некоторые авторы, не сформировав четкого видения окончательной композиции своего произведения, сразу ныряют в фазу редактирования, а потом долго не могут свести концы с концами, чтобы выстроить логические связи.

Подготовка к редактированию

Если вы пишете регулярно, и вам удается сконцентрироваться на работе, но при этом прогресс идет медленно, то вы, вероятно, одновременно пытаетесь редактировать свои записи.

Возможно, что вы набрали пару абзацев, а затем передумали и удалили их или же останавливаетесь на каждом предложении, чтобы внести незначительные изменения. Такая методика работы будет серьезно истощать вашу писательскую продуктивность.

Если вы начнете редактирование, ища незначительные опечатки, то упустите гораздо более серьезные проблемы, например «глава 15 слишком коротка» или «главы 7 и 12 дублируют дуг друга», «в главе 5 не раскрыта тема» и т. д.

Пусть ваша э-книга «отлежится», по крайней мере, пару дней, а предпочтительно и всю неделю, прежде чем вы начнете ее просматривать и редактировать. Таким образом, вы приведете свои мысли в порядок и, окинув свое произведение свежим взглядом, сможете увидеть, где получилось хорошо, а где еще нужно немного доработать. Приступая к редактированию, вы должны оценить свою работу с точки зрения читателя, а не писателя.

Чтобы отредактировать собственный роман, попробуйте выполнить следующие действия.

Редактируйте свой роман на свежий глаз

На каком-то этапе ваша первая версия будет готова, все главы – заполнены контентом. После того как вы завершили написание, пришло время снова проработать текст, что целесообразно сделать, по крайней мере, два раза. Во время первого этапа нужно сосредоточиться на содержании: зафиксировать ошибки, закрыть пробелы, некоторые места сформулировать более четко и т. п. Другими словами, нужно сосредоточиться только на технических моментах и также оценить текст с точки зрения целевой аудитории.

Поэтому перед началом редактирования необходимо прочитать всю э-книгу, предпочтительно в формате PDF, на бумаге или на планшете. Другими словами, читайте ее в формате, в котором вас не будет подстерегать соблазн вносить небольшие изменения. Такой подход поможет вам сосредоточиться на более широкой картине. Возможно, вам будет полезно использовать полноэкранный текстовый редактор с отключенной функцией «рецензирование правописания», то есть без отвлекающих красных и зеленых завитушек в тексте, что позволит максимально сосредоточиться на работе.

Когда вы проходите книгу во второй раз, нужно обратить внимание на правописание и грамматику. В зависимости от того, будет ли профессиональная корректура выполняться на более позднем этапе, к этому отрезку работы можно отнестись более или менее скрупулезно.

Периодически давайте себе перерывы. Не опасайтесь потерять импульс. Если вы дадите себе время для перерыва, то вернетесь к работе обновленным.

Даже если вы делаете недельный перерыв в работе над своим проектом, ваше подсознание все равно будет продолжать работать.

Важное значение имеет оценка своего физического состояния. Эрнесту Хемингуэю приписывают слова: «Пишите пьяным, редактируйте трезвым». Даже если вы считаете, что это плохой совет (если, конечно, воспринимать его буквально), то он все же имеет смысл как метафора. То есть когда вы созидаете нужно, чтобы ваше бессознательное заполнило страницу без «трезвого» внутреннего цензора.

Напишите вопросы для лучшей организации процесса

Если вы пришли к заключению, что нужно переделать целый абзац или раздел, оставьте его в том виде, как он есть и внесите пометку о своем намерении в рабочую тетрадь (или файл), а также отметьте все, что необходимо исправить, например главы в неправильном порядке, повторяющаяся информация и новые разделы, которые вы хотите добавить.

При повторной вычитке может оказаться, что все работает отлично.

Сделайте контрольный список вопросов, которые вы хотите изучить в ходе своего романа. Некоторые из ваших пунктов будут специфичными для выбранного жанра. Например, если вы пишете романтическое произведение, то ваша история любви должна развиваться непрерывно. Если вы пишете детектив, убедитесь, что ваши подсказки надлежащим образом размещены в тексте и достаточно понятны для читателя. Если вы пишете научную фантастику, то вам нужно убедиться, что ваше миростроительство выглядит вполне реальным.

Вот некоторые из вопросов, которые вы можете задать себе.

• Ваша история хорошо структурирована? Если вы следуете трехчленной структуре, то имеет ли она удовлетворительную форму?

• Имеет ли смысл ваш сюжет? Как обстоят дела с побочными сюжетными линиями? Они взаимодействуют с основным сюжетом или отвлекают от него, или делают книгу насыщенной событиями?

• Хорошо ли показаны ваши персонажи? Создается ли у читателя впечатление, при прочтении книги, что они состоят из плоти и крови? Соотносится ли то, как они ведут себя, с тем, как они характеризуются в предыдущих сценах?

• Каков ваш сеттинг? Полностью ли он реализован? Может здесь понадобится больше или меньше деталей? Является ли он неотъемлемой частью истории?

• Есть ли в книге места, где повествование затянуто? Можете ли вы определить, почему?

• Вы предоставляете читателям правильную информацию в нужное время, избегая информационного хлама?

• Каков ваш язык? Являются ли ваши предложения грамматически правильными?

Но это только начало. Позже у вас появятся свои собственные вопросы, которые вы захотите рассмотреть.

Редактирование как структурированный процесс

Редактировать намного легче, когда у вас есть представление о даном этапе работы, как о структурированном процессе. Прежде чем приступать к редактированию главы, прочитайте ее. Исправьте незначительные ошибки (опечатки и орфографические ошибки), но также обратите внимание на все более масштабные погрешности (например, несоответствия сюжета), которые могут повлиять на развитие сюжета в других местах вашей книги.

1. Организуйте управление документами

Рекомендуется сохранить каждую главу вашего романа как отдельный документ и сохранять новые изменения при помощи дублирования файлов. Таким образом, вы можете легко вернуться к предыдущим версиям и убедиться, что в окончательном варианте не упущено ничего важного.

2. Организуйте все исходные источники

Когда вы редактируете свой роман, используйте словарь, тезаурус и любые другие источники, которые могут вам понадобиться. Если вы предпочитаете онлайн-версии таких источников, то сохраняйте закладки в своем браузере. Таким образом, вы сможете быстро получить к ним доступ, когда захотите найти более подходящий синоним или проверить факт.

3. Организуйте фактический процесс

Создайте краткое, трех- или четырехстрочное резюме того, что происходит в каждой главе (или каждой сцене), чтобы основные персонажи и развитие сюжета в каждом отдельном разделе находились в центре внимания во время редактирования. Таким образом, вы не будете забывать делать сокращения или изменения, которые обозначат ключевые сюжетные точки и не позволят сбиться с курса.

Напишите схему редактирования

Так же, как вы написали схему для своего романа, составьте ее для вашего редактирования. Подумайте о том, какие инструменты могут вам помочь.

Вы можете использовать многоцветные индексные карточки или липкие стикеры, электронные таблицы или блокнот, разделенный на разделы разными цветными ручками для различных примечаний по пересмотру (например, один цвет для примечаний по разработке персонажей, другой – для изменений описания).

Ваша система редактирования может быть как формальной, так и неформальной. Например, вы можете отметить все фрагменты, где темп повествования кажется вам медленным, определенным цветом (например, синим) и возвращаться к каждому из них последовательно, как к определенной части процесса редактирования. Самое главное, чтобы используемая вами система редактирования помогала вам, а не мешала.

Проанализируйте, какими словами и фразами вы любите злоупотреблять

Если вы обеспокоены тем, что у вас есть слова или фразы, которыми вы неосознанно злоупотребляете в своей книге, используйте функцию «найти» вашего текстового редактора, чтобы обнаружить их и изменить.

Функция «найти и заменить» в текстовом редакторе также полезна, если в вашей книге должно измениться описание персонажа или места. Например, вы изобразили крепость фантастического злодея как железную, но потом во время редактирования осознаете, что поскольку вы описали в своем романе доиндустриальные времена, то нужно выбрать другой материал (например, камень). Остается быстро найти и заменить любые фразы с указанным словом, такие как «железная цитадель», на «каменная цитадель».

«Краткость – сестра таланта»

Избавление от малосодержательного контента сделает вашу финальную рукопись лучше. Итак, как можно добиться ясности и краткости в процессе редактирования?

Убирайте лишние слова или фразы, которые рассказывают читателям обо всем, что делают персонажи. Например, лишние слова в нижеследующем примере выделены жирным шрифтом.

«Я увидел странный свет, исходящий из дома, на который я наткнулся в лесу. Я подумал, что было бы глупо подойти и подергать за ручку двери. Но мне стало любопытно, что внутри».

Сравните со следующим.

«Странный свет исходил от дома, на который я наткнулся в лесу. Было бы глупо дергать за дверную ручку. Но мне захотелось узнать, что внутри».

Второй пример более короткий и ясный, и мы видим то, что видит персонаж, а не слушаем то, что он рассказывается. Лишние слова – это не всегда плохо, но если они не имеют решающего значения для понимания смысла, вырежьте их.

Удаляйте удвоенные слова и избыточные модификаторы. Удвоенные слова – это слова, которые означают одно и то же и используются вместе (например, «базовые основы»). Когда два слова означают одно и то же, выберите из них одно, если нет веских оснований для избрания более сложного варианта.

В вышеуказанном примере «основы» – это основные правила, а значит слово «базовый» не нужно.

Сокращение слов в вашей рукописи не обязательно должно быть радикальным. В действительности вычеркивание целых сцен часто больше вредит, чем помогает, потому что вы убираете нечто существенное.

Если же вы твердо решили избавиться от всего лишнего, то сокращение словесного балласта не представляет большой сложности.

Обычная «слишком длинная» рукопись – 120 000 слов, примерно 480 страниц (на основе традиционного формата 250 слов на страницу). Вы можете вырезать 4800 слов, если удалите всего десять слов на странице. Десять слов – это в большинстве случаев одно предложение, и даже в «отполированных» и опубликованных романах все равно найдется одно предложение на странице, которое можно вычеркнуть и при этом ничего не потерять. Если сократить двадцать слов на странице, то «уйдет» почти 10 000. Если роман состоит из 150 000 слов, то 600 страниц (6000 или 12 000 слов) можно убрать. Сократите тридцать слов – 18 000 слов исчезнет.

Если аккуратно обрезать весь роман, то такая работа представляет меньше сложности, чем когда необходимо сократить только определенные разделы.

Шаг 1. Решите, сколько вы хотите вырезать

Вы можете взять фиксированное число, например 90 000 слов или от 80 000 до 90 000 слов. Вы также можете сокращать поэтапно, достигнув половины цели, а затем перечитать рукопись, прежде чем идти дальше.

Шаг 2. Решите, где нужно сокращение

Иногда сокращения требуются не по всему тексту, а лишь в каком-то одном месте. Глядя на структуру романа, можно легко определить, где находятся лишние слова.

Используя основную трехступенчатую структуру, запишите количество слов в каждой ступени. Не стесняйтесь использовать любую структуру, которую вы предпочитаете, и просто корректируйте объем сокращаемых слов в соответствии с ней.

Первые 25% вычеркиваемых слов – это первая ступень, следующие 25% – до середины второй ступени. Третьи 25% – снижение повествования с середины второй ступени, а последние 25% – третья ступень. Итак, если ваша рукопись составляет 100 000 слов, у вас будет четыре куска по 25 000 слов. В конце каждой ступени у вас будет основной поворотный момент.

Данные рекомендации не обладают стопроцентной точностью, но если (используя вышеприведенный пример) вы обнаружите, что в первой части нужно сократить 35 000 слов, а дальше сокращений не требуется, то это значит, что изначально имеются проблемы с первой частью вашей повести. Тогда ее нужно переделать.

Цель сокращения объема состоит в том, чтобы провести диагностику и выявить потенциальные проблемные области, а не для того, чтобы ваша рукопись соответствовала конкретному шаблону.

Шаг 3. Сократите рукопись

Если вам психологически сложно сокращать свое произведение, то нужно действовать следующим образом.

На страницу:
4 из 5