Полная версия
Рим – Лацио – Флоренция. Путевые заметки. Книга 4
Рим – Лацио – Флоренция
Путевые заметки. Книга 4
Нина Лефлат
© Нина Лефлат, 2018
ISBN 978-5-4490-9592-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Май, с первого по одиннадцатое, 2012
Полёт на самолёте рейсом Geneva-Fiumicino швейцарской авиакомпанией «Darwin Airlines» занял 1 час 20 минут. С высоты, насколько позволяют просветы в облачности, обозреваем по левому борту береговые очертания западной части воображаемого «сапога», по правому – море. Вдоль побережья видны селения, под нами – холмы, вглубь к востоку – протяжённые горные гряды. Стало безоблачно. Снижение, посадка. И мы на древнейшей земле итальянской провинции Лацио. Ещё полчаса, и экспресс-поезд имени Леонардо-да-Винчи довозит нас от аэропорта Фьюмичино до римского центрального железнодорожного вокзала Roma Termini.
Первые впечатления во время посадки рейса: это непривычный нашему взору равнинный рельеф окрестностей Рима и, поддающаяся оценке с высоты, удалённость «вечного» города от моря. Как известно, такое месторасположение Рима не являлось случайностью.
При въезде в пригородную зону и до самого вокзала обращают на себя внимание граффити: им расписаны по всему пути все вертикальные поверхности, каждое некогда свободное пространство: стены придорожных построек, мостов, примыкающих зданий и даже все вагоны региональных поездов. Пожалуй, бесконечные граффити – это наиболее характерная особенность всего современного облика Рима. Заранее говорю, что они будут встречаться всегда и по всему городу, и по всем путям следования пригородных поездов.
Замечу, что сей документ являет собой путевые заметки, поскольку они похожи по стилю изложения на мои предыдущие книги о путешествиях по Европе (Книги 1—3). Но в этот раз мы не пожелали путешествовать на автомобиле из-за длинного пути и во избежание поиска парковок в городах Италии. Описания увиденного и впечатлений последуют не в хронологии десятидневного пребывания. Постарась дать справки информационные, связанные с достопримечательностями, прогуливаясь по объектам античности. На обложке данной книги – памятник Гаю Юлию Цезарю у форума Юлия в Риме.
Колизей, Рим
Рим древний и современный
Наверное, у каждого, кто ещё не побывал в Риме, есть свои мечты, представления о городе. У нас же, кроме представлений, были и личные причины посетить, и понять этот город, а также «увидеть» его по навеянным следам телесериала «Рим». Хотелось ощутить атмосферу эпохи Цезаря, расположение холмов Палатин, Квиринал и других, непременно посетить Авентин. Особое желание было соприкоснуться с Градом Ватиканом.
Нам удалось охватить многие уникальные и монументальные объекты антики, современного Рима и Ватикана. Осмотрели окрестности города и много интересного в провинции Лацио. Узнали места, описанные в литературе Дэном Брауном. Полюбовались фонтанами, старыми районами, убранством соборов и церквей. Ну и вновь насладились итальянской кухней. Надо отдать должное римлянам и всем итальянцам, так бережно cохраняющим своё историческое наследие. Реально, в Риме три четверти площади застроек внутри городской черты составляют и оставлены под археологические памятники. Просто удивительно, как эти раскинувшиеся древние руины занимают много-много места в центральной части большого города, «уживаясь» и вписываясь в современный облик! А ведь в городской агломерации проживает ныне почти 3 миллиона человек. Туристический сервис города, если внимательно выбирать, даёт туристам много привилегий для осуществления своих ежедневных намеченных целей (см. справки с пометкой «i»).
На момент публикации данной Книги-4, стоимость билетов в музеи и археологические объекты, карт проезда, может незначительно отличаться от цен, представленных в информации в пометкой «i».
Колизей и Палатин
Первый объект, к которому мы прогулялись пешком, был, конечно, Колизей. Мы пока не спешили попасть вовнутрь, тем более пристраиваться к длинной очереди за билетами.
Colosseum/ лат., или Colloseo/ ит. – самое монументальное строение из всех сохранившихся памятников Рима. Colosseum буквально означает «громадный, колоссальный». Первое его название амфитеатр Флавиев – происходит от фамилии императоров династии Флавиев, строивших его в 72—80 гг. н. э. Колизей расположен в низине, между холмами Эсквилин, Палатин и Целий. Представьте, что ранее в этой ложбине был пруд, являвшийся частью дворцово-паркового комплекса Золотого дворца на склоне Палатина. Золотой Дом Нерона, известный как Domus Aurea, начали строить после римского пожара 64 г. н. э. У дома был позолоченный купол, во внутреннем дворе – пруд, окружённый строениями; поворотные плиты потолка; вращающаяся круглая палата; бани, где текли солёные и серные воды. После гибели Нерона, дворец, отягощавший содержанием, был заброшен, а потом и вовсе сгорел в пожаре при Тите.
Colosseum; справа – внутренняя часть с ареной
Немногим позже мы посетили внутреннюю часть Колизея. Продолжим: на строительство и отделку Колизея были применены: травертин, мрамор, бетон, железо, кирпич. Всю арену покрывал навес, укреплённый канатами через металлическую окружность в центре. Колизей вмещал около 73 000 зрителей. Вход был свободным, но регулировался строгим социальным распределением по секторам.
Колизей стал местом зрелищ, увеселений и проведений гладиаторских боёв, пока гладиаторские бои не запретили к 404 году по настоятельному требованию христианской церкви. Колизей претерпевал пожар и реставрировался, а в 248 году в нём даже праздновали тысячелетие Рима; служил крепостью при нашествии варваров в средние века. В течение многих столетий Колизей буквально «растаскивался» на строительные материалы. Лишь в XVIII веке папа Бенедикт XIV взял его под защиту, освятив и установив алтари. Последующие папы занимались реставрацией амфитеатра, пока не передали его под охрану итальянского правительства. То, что представляет собой Колизей изнутри, лучше посмотреть на фотографиях (ниже), сравнить руины с рисунками, запечатлевшими этап постройки и сцену ожидания зрелищ народом. Ныне, в качестве экспонатов, на этажных пролётах Колизея выставлены статуи, экспозиции и прочие артефакты.
Строительство арены и сцена ожидания
зрелищ народом (графика)
i: В Колизей билет лучше покупать в кассах Палатина, очереди нет /или длится пару минут. Билет (с иэображением Колизея) даёт право на посещение Колизея, Палатина и Романского Форума, стоит 12 €, действует 2 дня, по желанию – аудиогид (мы не брали). Для посещения этих же объектов можно воспользоваться картами Roma Pass или Roma Archeologia Card (см. ниже).
Вход на Палатинский комплекс расположен со стороны Arco di Costantino. Триумфальная трёхпролетная арка Константина, очень хорошо сохранившаяся, стоит на древнейшей улице – Via Triumphalis. Построена арка в 315 году, посвящена победе Константина в гражданской войне 312 года над Максенцием в битве у Мильвийского моста.
Древний Рим, по преданию, возник на Палатинском холме, датой основания считается 753 год до н. э. Название Palatium связано с именем богини Pales, охранительницы скота. Палатин был религиозным центром пастухов, совершавших там жертвоприношения. На Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, и Ромул заложил город. Здесь находились: домик Ромула (casa Romuli); храм Юпитера Статора (Jupiter Stator), основанный Ромулом; шалаш Фаустула (tugurium Faustuli), сохранявшиеся ещё в IV веке н. э. На Палатине Геркулес тащил разбойника, огнедышащего людоеда Какоса (сына Гефеста-Вулкана), укравшего быков и телиц. С этими легендами находят взаимосвязь (как хочется верить), археологические находки, датируемые 1000 годом до н. э. Артефакты обозначены на указателях. К руинам ведёт вверх Палатинская дорога – Clivus Palatinus, протоптанная в грунте. Далее, правее – нужно подниматься по ступеням к площадке, где расположены небольшие смотровые точки. Неподалёку находится Палатинский музей с артефактами от протоистории X в. до н.э. – до Римской империи; макет хижины Ромула и другие ритуальные принадлежности; скульптуры, древние фрески школы Перуцци.
Осмотр руин (и их идентификация): Первый комплекс мощных развалин в западной части холма – это вилла и сады Фарнезе XVI века. Вилла была построена на аркадах дома Тиберия (Domus Tiberiana). В конце республиканского периода на холме было построено 5 дворцов. К северу от дома Тиберия и ближе к форуму – располагался дворец Калигулы, от которого шёл мост, соединявший Палатин с Капитолием. Древняя мостовая просматривается и ныне. Если спуститься чуть ниже, то можно увидеть руины храма Magna Mater (Кибелы) со статуей сидящей Великой матери – III в. до н. э. Примерно этим временем датируются и остатки храма Виктории, расположенного с восточной стороны холма. А рядом находятся «куски» туфа от хижины Ромула и др. предметы, связанные с легендами.
В центре холма – Domus Augusti, ныне – развалины внушительных размеров с крепкими толстыми стенами в два этажа. Это был первый мраморный дворец на холме, резиденция императора Августа. Проёмы окон дома не разрушились, усел лишь их свод. К дому Августа примыкает Casa di Livia (дом Ливии, его жены). В нём хорошо сохранились стены; фрески, изображающие гирлянды из фруктов и подвальные помещения. Стоявшие рядом храмы Апполона и Весты, не сохранились.
Арка Константина
Вид на Палатин;
Императорская лоджия, стадион Домициана
В юго-восточной части холма, рядом с дворцом Domus Augusti (80—92 гг.), высился Domus Flavia — ныне это руины Дворца Флавиев, возвигнутого Домицианом на фундаментах более старых построек. К Domus Flavia относились: базилика, тронный зал, зал для аудиенций, колонный зал, зам Юпитера; ко дворцу примыкал стадион. Ныне стадион Домициана (160 м х 48 м) раскинут в Палатинском комплексе. На стадионе находятся остатки колон; обломки статуй, окружавших фонтаны. Вдоль стадиона проходят большие участки сохранившихся стен бывшего многоэтажного дворца, выделяются развалины императорской лоджии. В этой же части Палатина – руины дворца и терм Септимия Севера — Domus Severiana. Его украшал фонтан в семь этажей, устроенный на колоннадах. В северной части холма – трёхпролетная арка, Arco di Settimio Severo, хорошо сохранившаяся. А Domus Augustana, вернее мощные руины дворца династии Августов в три этажа – лучше осмотреть позже с юго-востока Палатина, от большого цирка – Circo Massimo, занимающего и поныне громадную площадь. Также сохранились целыми улицами – множество развалин домов богатых патрициев. К Палатину выходит и наземная часть акведука Клавдия, он хорошо виден с подножия холма. Многие строения Палатина осматриваются сверху вниз, т.к. за 2,7 тысячелетия древние мощные каменные строения глубоко усели в грунт. Раскопки ведутся и поныне.
С северной части Палатина, с местечка Бельведер – открывается панорамный вид на современный Рим, представляющий из себя чередование зданий, куполов соборов, колонн, античных руин на фоне огромных крон пиний. На ближних видах – мощные руины Романского форума, красивейший белокаменный Витториано, Колизей. Дорожка к выходу из комплекса Палатин проходит через сад и розарий, а далее выводит через однопролётную арку – Arco di Tito. С погодой нам очень повезло, было ясно, около 23° C и безветренно! Не пылило от грунтовой поверхности.
Для того чтобы хорошо представить себе Рим и расположение в нём памятников архитектуры, во второй день пребывания, мы совершили экскурсионную прогулку на двухэтажном автобусе «Roma Cristiana» с открытым верхом (выдаётся аудиогид на разных языках, в т.ч – на русском). Сначала приобрели карту Open Roma, в придачу с картой города и маршрутом следования. В автобус можно садиться на любой остановке, обозначенной на карте. От вокзала Roma Termini (Термини, ост. №5) движение следовало в сторону Колизея, потом по кругу: запад-юг, вверх вдоль Тибра, через мост к Ватикану – до Piazza San Pietro. Обратный путь – через Витториано к Колизею. Здесь мы вышли, прошли к Венецианской площади. На следующий день мы вновь воспользовались автобусом, возвращаясь из Собора св. Петра, и закончили экскурсию у вокзала.
Наш отель находился рядом с вокзалом Termini, что создавало удобство при совершении лучевых поездок по окрестностям. Отель выбирали на проверенном нами сайте. В сервис нашего отеля не входили завтраки, о чём мы не пожалели. Повезло, что окна номера выходили во двор, никакого шума. Wi-Fi предоставлялся 2 часа в сутки бесплатно. В остальном – обычный недорогой отель, как и множество других вокруг, на одном из этажей исторического здания.
Центральный вокзал Roma Termini расположен в самом центре Рима, но исторический и современные центры находятся западнее: между Марсовым полем (в сторону Тибра), холмами Капитолий, Квиринал и Виминал. Всё очень близко, в пределах пешей прогулки. Можно воспользоваться метро, основные линии А и В пересекаются на вокзале Термини (есть ветки лёгкого метро).
i – Open Roma, она же – Open Bus, является транспортной проездной картой, стоит 26 €, действует 3 дня (фактически 4 дня). Включена обзорная экскурсия на открытом автобусе красного цвета Roma Cristiana. Условия проезда по карте на общественном транспорте – аналогичны Roma Pass (см. ниже). По карте Open Roma мы ездили к морю, дальше остановки Лидо, до конечной станции электрички. Карту нужно всегда прокатывать через турникет. А 4 дня получилось именно из-за проката карты через турникет на второй день, в первый день автобусной экскурсии дата посадки была отмечена «от руки».
Площадь Венеции. Форумы. Пантеон
Piazza Venezia – площадь Венеции в центре Рима, получившая название от дворца Palazzo Venezia, где располагалось Венецианское посольство. В 1660 году было построено палаццо Мишьятелли, переименованное в палаццо Бонапарте, когда там обосновалась «Мадам-мать» (т.е. мать Наполеона Бонапарта)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.