Полная версия
От древних греков до наших дней
У Медеи возник план мщения, согласно которому её месть будет не просто страшной, а изысканно чудовищной. Ясон будет не просто страдать, а кричать от боли, рвать на себе волосы и рыдать от бессилия. Удар будет нанесён в самое уязвимое место – по их совместным детям. Но прежде будут убиты те, кто их приютил – царь Коринфа и его дочь…
Всё так и случилось. Медея была ужасна. Словно сам дьявол вселился в неё. И когда всё было кончено, она призвала Ясона… Показала тела малышей, лежащие у её ног в воздушной колеснице… Сверкнула очами и скрылась в лазурной вышине.
А Ясон остался. Один.
Нигде не находил себе места великий герой. Долго скитался. Единственное, что у него осталось – воспоминания. И сожаления. Особенно одно: лучше б они тогда пали в неравном бою с колхидцами. То была бы славная смерть! А он смалодушничал. Хотел власти над Иолком? Но он её так и не получил. Выходит, все его великие подвиги перечёркнуты одним неблаговидным поступком? Справедливо ли это?
Видимо, да. Репутация – ноша тяжёлая…
Конец его был печален. В своих скитаниях набрёл однажды на полуразвалившийся «Арго», прилёг на песок в тени старого друга и уснул. Корма отвалилась и похоронила героя. «Арго» сжалился над своим кумиром и прекратил его мучения. Раз и навсегда.
Эжен Делакруа. «Медея». 1862г.
Калидонская охота
Сквозь густые заросли терновника ничего не было видно. Мелеагр, сын Ойнея, царя Калидона, поднял тяжёлое копьё. Опасность велика! Где-то там, в мрачном ущелье, среди тёмных скал и уродливых деревьев притаился свирепый кабан – огромное дикое животное, словно задавшееся целью извести род людской своими набегами на плодородные нивы и плантации цитрусовых. А всё потому, что проявлено невнимание к одной из главных богинь олимпийского пантеона – Артемиде. Её обошли жертвоприношением! О ней попросту забыли! Можно ли придумать большее оскорбление?
Местным жителям – этолянам – кабан доставлял кучу неприятностей. Ни одно дерево не могло устоять под натиском его страшных клыков: он вырывал их с корнем. Посевы же просто вытаптывал. И делал это с удовольствием, похрюкивая и повизгивая. Что ж, люди должны знать крутой нрав богини. Иначе и порядку не будет.
Беспредел, творимый разошедшимся хряком, заставил Мелеагра взяться за оружие. Надо же как-то противостоять злобному поедателю желудей! Кстати, появилась возможность проявить лучшие качества эпического героя.
С кабаном необходимо было кончать, и как можно скорее. Но как это сделать? Одному не справиться. Нужна помощь таких же героев, как и он.
И Мелеагр кликнул клич.
Желающих поохотиться набралось немало. Какие только герои не бросили свои дела и не поспешили на зов… По случаю охоты закатили роскошный пир, продолжавшийся девять дней. Мог продолжаться и дольше, но решили: хватит! Всё-таки собрались не просто так, а для борьбы со зверем. Парнокопытный же времени не терял и окончательно затерроризировал местное население. Герои отправились на врага.
***
Справа от Мелеагра замерли спартанцы Кастор и Полидевк, слева – Тесей из Афин и Ясон из Иолка. Чуть поодаль прижались к земле Пейрифой из Фессалии и Пелей из Фтии. Остальных героев не было видно по причине их умелой маскировки. Руки сжимают мечи и дубинки, топоры и копья, луки и стрелы. Все на взводе, все готовы обрушить на противника шквал смертоносных ударов.
Наконец, собаки унюхали толстокожего монстра и погнали его на засаду. Мелеагр дал команду – и кабана встретила стена из стрел, копий и камней. Но ничто не могло остановить взбесившееся животное: кабан хрюкнул и пошёл на прорыв.
И встал Мелеагр, и размахнулся пошире, и метнул своё страшное копьё в набегавшего мастодонта. И другие встали, и тоже метнули… Кабан отчаянно завизжал и со страшным треском сминаемых деревьев исчез в зарослях напротив.
Такого никто не ожидал. Неприятность заключалась в том, что зловредная тварь скрылась на территории соседнего региона, подконтрольного городу Плеврону. И жителям этого региона – куретам – вряд ли могло понравиться, что теперь будут вытаптывать их посевы и вырывать с корнем их деревья. А то, что так и будет, сомнений не вызывало. И куреты объявили этолянам войну.
Необходимо отметить: куреты были не совсем правы в оценке сложившейся ситуации. Кабан ещё никак себя не проявил. Зализывал раны. Но куреты ничего не желали знать. Мысль, что в их краях скрывается животное, с которым не справилась целая группа героев, приводила в исступление. Почему куреты должны страдать из-за легкомыслия этолян? Начались боевые действия.
Война шла с переменным успехом. То куреты опустошат соседнюю территорию, то этоляне ответят симметрично. Сражения следовали одно за другим, потери становились катастрофическими. Уже никто не помнил, с чего всё началось. Кабан же так и не объявился. Поговаривали, что его вернула к себе Артемида. Мол, погулял – и хватит. Дело-то он сделал, наказал за несвоевременное жертвоприношение.
С Мелеагром же вышла грустная история. Воевал на стороне этолян и даже однажды спас родной Калидон. Но не простили ему боги междоусобицу. Им ведь совсем не по нраву кровавые распри, голод, экономические трудности и прочие катаклизмы. В такой ситуации о жертвоприношениях можно не вспоминать. Что ж в этом хорошего?
Осерчал Аполлон на великого героя, разозлился до такой степени, что взял свой серебряный лук, вложил в него золотую стрелу, натянул тетиву и… поразил Мелеагра в самое сердце, отправив душу незадачливого охотника в царство теней. Боги не любят неудачников.
Калидонская охота. Рельеф римского саркофага. Мрамор. 190—200гг. Рим, Палаццо Дориа.
Ксут и Креуса
А всё так хорошо начиналось…
Креуса, дочь афинского царя Эрехтея, гуляла у стен Акрополя, собирала цветы и радовалась жизни. Здесь-то её и увидел бог Аполлон, увидел и полюбил. И она его полюбила – златокудрого и ясноглазого. И родился от той великой любви сын. Только побоялась Креуса известить о появлении ребёнка Эрехтея. Тот был нрава крутого и ему могло не понравиться, что так вышло. В общем, Креуса решила: плод любви лучше убрать куда-нибудь подальше. Положила в корзиночку, приложила кое-какие вещички и отнесла в укромное местечко. Им оказался грот, в котором малыш, видимо, и должен был провести свою только ещё начинавшуюся жизнь.
Это называется понадеяться на милость богов. Собственно, а кто ещё должен был побеспокоиться о судьбе сына, как не его отец? Тем более, что это – прекрасноликий Аполлон…
Расчёт оказался верным и сребролукий и далекоразящий, прознавший об оставленном ребёнке, с помощью Гермеса переправил своё чадо к себе поближе. Видать, присматривал за Креусой: как она там, не скучает без него? Корзинка с младенцем очутилась при входе в храм Аполлона в Дельфах, где её и заметила пророчица-пифия, прибывшая для исполнения своих обязанностей. И что-то подсказало ей: надо за мальчонкой приглядеть. Ну, она же пророчица!
В общем, малыш оказался в хороших руках и рос в благости и спокойствии: бегал за бабочками и жуками, слушал пение птиц, подкармливал лесных животных. Когда подрос, чистого душой юношу избрали хранителем сокровищ храма, что само по себе характеризует его моральный облик. Так он и жил, не ведая о том, что ухаживает за жилищем своего отца. А Аполлон всё помнил и однажды решил: пора юноше вернуться к матери. Но с этим возникли проблемы.
Креуса к тому времени вышла замуж за Ксута, героя и сподвижника Эрехтея в его нелёгкой борьбе с халкодонтами. И всё было хорошо у супругов, кроме одного – не было у них детей. С этим надо было что-то делать и супруги решили обратиться к богам: каковы дальнейшие перспективы их совместной жизни? Ждать им потомства или не стоит?
Поехали в Дельфы, к Аполлону. Однако, по пути в святилище Ксут надумал заскочить ещё в одно место, к оракулу Трофонию, славящемуся точностью своих предсказаний. Креусе Трофоний доверия не внушал и пути супругов ненадолго разошлись: она сразу направилась в Дельфы, а Ксут сделал небольшой крюк.
Трофоний-то и сообщил Ксуту замечательную весть: у него уже есть сын, с которым он вернётся из Дельф. Неизвестно, стала ли данная новость для Ксута такой уж неожиданностью, но он очень обрадовался. Впрочем, на его месте любой бы прыгал от счастья.
Креуса тем временем оказалась в непростой ситуации. На тропинке, ведущей к храму, она столкнулась с юношей, участливо поинтересовавшимся её самочувствием. Видно, прихлынувшие воспоминания отразились на её лице. Завязался разговор, но ни юноша не узнал свою мать, ни она – сына. И так бы и разошлись их пути-дорожки, если б не планы светозарного бога, чей храм она надумала посетить. Разлука в его планы не входила.
В разгар беседы появился Ксут и спешно проследовал мимо. Не терпелось ему встретиться с сыном. Только как его узнать? Единственный, кто мог помочь в этом вопросе, был, конечно же, Аполлон.
Бог подсказал Ксуту, как узнать своего ребёнка: кто встретится первым по выходе из храма – он и есть. Первым оказался юноша, вежливо общавшийся с супругой. Отозвав молодого человека в сторону, Ксут сообщил ему приятную для обоих новость. Тот засомневался, но не игнорировать же волю того, кому прислуживаешь:
– Ладно, сын так сын. А кто мать?
На этот вопрос Ксут ответить не смог. Подобные вопросы частенько ставят в тупик отцов, незнакомых с ситуацией. Поэтому с матерью решили не торопиться, да и об отцовстве помалкивать. Пусть юноша побудет… гостем, а там как-нибудь разберёмся…
– Кстати, тебя как зовут? Никак? Интересно… Я тебя буду звать Ион. Запомнил? Ион!
Юноша пожал плечами. Ему было всё-равно: Ион так Ион. На том и порешили.
***
Не каждый день у афинского царя (а Ксут к тому времени уже сменил на троне престарелого Эрехтея, геройски павшего от руки самого Посейдона) обнаруживается сын, радующий своей покладистостью и сообразительностью. Такую удачу грех не отметить. Вот и пусть Ион организует пиршество для местных жителей, а Ксут тем временем принесёт жертвы богам.
Мужчины занялись делом, а Креуса, так и оставшаяся в неведении относительно счастья, постигшего её супруга, ступила, наконец, на ступени храма. Помимо всего прочего, её теперь сильно интересовало: что же такое услышал от Аполлона её благоверный, ставший вдруг таким суетливым.
Служанки долго не решались открыть тайну божественного откровения. Но бесконечно так продолжаться не могло: уж очень новость-то была захватывающей. Наконец, одна не выдержала:
– Госпожа, у тебя беда! Твой муж в твою сторону больше и не взглянет! Бог подарил ему сына и вся любовь теперь достанется ему одному! А тебя ждут уединение и смерть!
– И кто же он?
– Тот юноша, с которым ты разговаривала…
– А мать?
– Неизвестно…
– А что сказал по этому поводу Аполлон?
– Ничего… Твой муж об этом не спросил. Сорвался, как ошпаренный, и побежал к выходу…
Мда-а-а-а, вот уж новость так новость… Не спросил… Интересно, почему? Может, потому, что знает, кто она? Кстати, ею может быть кто угодно, даже какая-нибудь служанка. И что тогда делать ей, единственной представительнице рода Эрихтония? Не будет у неё власти, как не будет и сына… Но у кого бы уточнить? Может, у старого слуги?
– Эй, любезный!
– Да, госпожа!
– Знаешь ли ты кого-нибудь, с кем мой муж мог… того… Ну, сам понимаешь…
– Как не знать? Была у него рабыня… Очень симпатичная…
– Ну, и…
– А потом куда-то исчезла…
– И…
– Говорили, не случайно… Вроде, господин её куда-то отправил… Чтоб никто не видел…
– Может, в Дельфы и отправил?
– Может, и так. Здесь хорошо: горы, воздух, боги неподалёку… Да, пожалуй, сюда и отослал.
Креуса побледнела. Это было уже слишком! Сын рабыни будет ею командовать? Не бывать тому!
Старик, внимательно наблюдавший за женщиной, всё понял:
– Есть один выход, госпожа: напиток богов… Тот самый… Сама знаешь…
Ещё бы не знать! Капля крови ядовитой горгоны. Похлеще любого цианистого калия! И пир очень кстати. Вот уже и столы сдвинули…
Однако, в последний момент всё сорвалось. Уже и кубок был наполнен отравленным вином, и тост соответствующий произнесён… Только вдруг кто-то из присутствующих, без всякого на то повода, выразился нелитературно и тем самым оскорбил слух Иона, не привыкшего к подобным нарушениям божественной гармонии. Понял юноша – не к добру это – и вылил кубок на землю. Глупый голубь подскочил, клюнул – и издох.
Стало ясно: это покушение. Но кто покушавшийся? Последний, кто касался кубка – старый слуга. Но он, явно, всего лишь исполнитель. Нужен заказчик…
Старик долго отпирался, но, наконец, не выдержал и указал на Креусу. Это Иону сильно не понравилось. Казнить её! Со скалы сбросить!
Однако, распорядиться судьбой отравительницы могли только старейшины. Пришлось их уговаривать. Уговорил…
Вся эта волокита отняла довольно много времени, но когда вердикт был всё же утверждён, бедной Креусе только и оставалось, что молиться Аполлону о смягчении своей участи. Всё это время она пребывала на жертвеннике дельфийского храма. Бога уговорить не удалось и Ион лично примчался в Дельфы, дабы привести приговор в исполнение.
Вот вам и праведное воспитание.
Но недаром Аполлон слыл не только насквозьвидящим, но и далекоглядящим. Спешащий за своей жертвой Ион неподалёку от храма нос к носу столкнулся… со своей воспитательницей-пифией, шедшей исполнять служебные обязанности. В руках у неё – корзиночка. Та самая, в которой когда-то и оставили подкидыша. Что-то ей подсказало: пришло время отдать вещички воспитаннику, чтобы он с их помощью разыскал свою мать. Впрочем, мы уже поняли: подсказал ей тот, кому вся эта мура с отцами и матерями порядком надоела – Аполлон.
Встреча с Креусой грозила стать последней. И слава богу, что к этому моменту в руках Иона оказалась корзиночка с детскими вещами. Креуса сразу её узнала. Ну, а отсюда недалеко и до окончания истории. Ведь всем стало ясно: Креуса и Ион – мать и сын. Правда, что теперь делать Ксуту? Отцом-то Иона он, получается, быть не может. И как Аполлон будет выходить из данной ситуации? Скажет: «Я пошутил»?
Впрочем, богу вопросы лучше не задавать. Может и разгневаться. И тогда – беда…
Мать нашла своего сына и это главное. Спросите, почему? Да потому, что править Афинами должен прямой наследник Эрехтея, а не какая-нибудь сомнительная личность. Тут даже нравственные страдания Ксута отходят на второй план. Но ничего. Он же мужчина! Как-нибудь справится.
Эрисихтон
В лесу раздавался топор дровосека. И это был не простой дровосек, а царь Эрисихтон, самолично расправляющийся с вековым дубом, красующимся в священной роще богини плодородия Деметры.
С чего бы такая ненависть к природе? Дело в том, что огромная раскидистая крона с гигантским количеством желудей притягивала к себе кабанов, превративших окрестности в подобие перепаханного поля. В результате стало невозможно ходить. А царь любил прогуляться по лесу и постоянные препятствия выводили его из себя. Виновным было признано дерево и его было решено срубить.
Казалось бы, дай соответствующую команду – и дубу конец. Однако, не всё так просто…
Эрисихтон относился к богине Деметре без подобающего её статусу почтения. Возможно, потому, что развитие земледелия и связанное с ним массовое уничтожение лесов и лугов вело к нарушению экологического равновесия – пересыханию рек, заболачиванию почв и, как следствие, распространению вирусных инфекций. Уж лучше пусть всё остаётся по-прежнему, как в старые добрые времена, когда ни пахать, ни сеять не было никакой необходимости: всё росло само собой и как правило – на деревьях.
Лично взять в руки топор заставило то обстоятельство, что слуги откровенно динамили уничтожение дерева, ибо боялись гнева Деметры. Поговаривали, что в дубе, подлежащем сносу, живёт одна из её любимиц – дриада. А с лесной нимфой, покровительницей деревьев, лучше не связываться. Выгнав её из жилища, рискуешь встретиться с ней уже на узкой тропинке в тёмном лесу. И каковы будут последствия – одному богу известно.
А ведь возможен ещё и такой вариант: в вашу дружную семью под личиной сыновней невесты пробирается эта самая дриада. Она же ничем не отличается от человека, даже одеждой! И что вы будете делать? Ждать, когда она расквитается с вами за утраченное имущество?
Нет уж, пусть лучше Эрисихтон сам всё и сделает. Он смелый, ничего не боится…
Все эти рассуждения могут показаться странными, но когда последний раз царь посылал слуг для ликвидации дуба, сломали пять топоров, а результат – нулевой. Дерево как стояло, так и стоит. И кабанов только прибывает. Поэтому на этот раз было решено не пускать дело на самотёк и поприсутствовать на процессе.
Один из слуг взялся за топор. Взмах… Удар…
– Ну, кто так бьёт? Дай сюда, бездельник…
Слуга охотно передал рубящий предмет и отошёл в сторону. Эрисихтон со знанием дела попробовал лезвие ногтем, покачал головой:
– А точить кто будет? Вы бы ещё палками стучали! Только кабанов привлекаете! Вон сколько желудей добавилось. Дай другой топор! Да не этот. Этим будешь себе дрова колоть… Если сможешь… Боевой дай! Да-да, тот самый, которым я вам головы рублю, коли заслужите. Вот, другое дело! Поберегись…
Топор описал широкую дугу и смачно впился в дерево. Раздался тяжёлый вздох, похожий на стон, и от кроны отделилась тень. Как зачарованные, все смотрели на колебания воздуха, в которых угадывались очертания женской фигуры. Тень переместилась в сторону лесной чащи и скрылась за деревьями.
Эрисихтон проводил дриаду взглядом и выдернул топор:
– Что дрожите, клоуны? Ничего не умеете!
Снова нанёс мощный удар… Ещё… Дерево загудело, застонало, заскребло ветками по воздуху… Раздался треск и ствол накренился… Со страшным грохотом рухнул на землю. Всё! Пусть кабаны ищут себе другое место! А то ишь, разбегались!
***
Когда Деметра узнала, что сотворил с жилищем её любимицы Эрисихтон, её возмущению не было предела. Мало того, что этот жлоб игнорирует жертвоприношения богам, он ещё и на нимфу поднял руку! Это ему даром не пройдёт!
После недолгих размышлений способ отомстить был найден. У богини плодородия была хорошая приятельница – богиня голода. Жили они душа в душу, подменяя друг друга на время отсутствия. Сейчас богиня голода пребывала в скифских степях. Там о Деметре и не слыхивали. Распахивать целину – дело хлопотное. Проще куда-нибудь переместиться. Местные жители так и делали: мигрировали с места на место. Но вечно так продолжаться не могло.
Деметра призвала подругу на помощь. Та с готовностью откликнулась. План мщения был следующий: раз Эрисихтон совсем страх потерял, пусть узнает, почём фунт лиха. Пусть его всюду преследует и постоянно гложет неутихающее чувство голода. Пусть ест всё подряд и пусть ему будет не в коня корм!
На том и порешили. И очень скоро стало ясно, какую зверскую кару они придумали. Только женщины на такое способны! Отныне Эрисихтон ел… ел… – и наесться не мог. Утром и вечером, до завтрака и после, перед обедом и по его окончании, до ужина и отправляясь в постель. Видели царя и жующим во сне. Но что характерно – не толстел! Организм всё переваривал.
Богиня голода, наблюдавшая за непрерывным и удручающе безрезультатным процессом насыщения, была несколько озадачена. Ей-то, чтобы держать себя в форме (что выражалось в очевидной малоупитанности, если не костлявости), приходилось во всём себе отказывать! А этот… Ест всё подряд – и хоть бы хны! Придётся ужесточить наказание.
Эрисихтон уже не раз пожалел, что связался с Деметрой. Ему бы принести ей жертву и вымолить прощение. Но где там! Бык, приготовленный для богини, был съеден им самим, овцы – тоже. Нездоровый аппетит привёл к быстрому истощению запасов продовольствия. Началась распродажа имущества. Но и оно было не беспредельно. Царь начал приторговывать собственной дочерью. Не в смысле житейском, а в чисто коммерческом. Дочь обладала способностью превращаться в разного рода живых существ. Купит её кто-нибудь за немалые деньги, а она фьюить – и улетела, превратившись в птичку. И так много раз. Но с какого-то момента и это не спасало.
Эрисихтону ничего другого не оставалось, как приняться за самого себя. Как он это делал, мы описывать не станем. Чтобы не портить аппетит. Но напоследок скажем: не обижайте богинь, не рубите деревья и не гоните кабанов. Будет себе дороже…
Ян Стен. «Эрисихтон продает в рабство свою дочь». 1650—1660. Рийксмузеум, Амстердам.
Эак
Эгинский царь Эак был сама справедливость. Как так получилось? Наверно, боги об этом позаботились. Им ведь в бесчисленных тяжбах тоже нужен был кто-то, кто расставлял бы точки над i. Одного Зевса на всех не хватало, к тому же у него были любимчики. Родственные предпочтения ещё никто не отменял, а Зевс в плане созидания потомства не знал себе равных. Эак же был нейтрален. Ведь он даже богом не был, а только лишь сыном Зевса и дочери речного бога Асопа. Так что лучшего варианта третейского судьи, пожалуй, и не найти.
Но однажды у царя Эака возникли проблемы. Причина их ясна не вполне, но можно предположить, что каким-то из своих решений он задел интересы кого-то из правящей верхушки. А этого не рекомендуется делать нигде и никогда, ибо такое не проходит безнаказанным. Мало ли, что судья? Знай своё место и всё будет хорошо.
Богиня Гера по праву считалась одной из авторитетнейших олимпиек. Ещё бы! Жена Зевса не может быть малозначащей фигурой ни при каких раскладах. А принимая во внимание её должность – покровительница брака и семейных уз – можно с уверенностью сказать: тут не до шуток. Даже Зевсу приходилось несладко в спорах со своенравной супругой, имеющей доступ к громам и молниям наравне с ним. Так что с этой дамой лучше не связываться.
Что там произошло, на какой почве случился конфликт – никто точно не скажет. Только возненавидела Гера Эака до такой степени, что наслала на его царство туман – густой, непробиваемый. Видимо, одно из судейских решений, вынесенное царём Эгины, показалось ей именно таким: неясным, неопределённым, полным двусмысленностей и разночтений, к тому же, страдающим как грамматическими, так и синтаксическими ошибками. И всё на почве редкостной предвзятости и однобокости. Так, во всяком случае, ей почудилось. Речь шла о разделе имущества одного из старожилов Олимпа, а это дело кляузное и скандальное. Эак не сориентировался вовремя и оплошал. Бывает…
Туман сделал своё гиблое дело, поспособствовав усиленному размножению всякого рода пресмыкающихся. И когда через несколько месяцев он рассеялся, поверхность острова кишела ядовитыми змеями, уничтожавшими всё живое.
И остались на острове лишь Эак и его сыновья. Грустно им стало. Гады же и до них доберутся! Вспомнил Эак о своём родстве, закричал:
– Зевс, слышишь ли ты меня? Если ты мой отец – сделай что-нибудь! Не жить же мне среди этих тварей? Я же третейский судья, мне по статусу положены хорошие условия! Иначе как я буду принимать решения? Меня же можно будет купить за понюшку табаку! И угомони, пожалуйста, мою мачеху. Если её что-то не устраивает – пусть скажет. Я учту. Зачем же травить мой народ всякой дрянью?
Повисла многозначительная пауза, прерванная громом среди ясного неба и молнией. Видимо, Зевс прислушался, надо продолжать:
– Верни мне моих подданных! И пусть их будет… их будет…
Посмотрел по сторонам, поднял глаза к небу. Не за что зацепиться! Внезапно почувствовал, как кто-то кусает в щиколотку. Муравьи! Рыжие, пронырливые… То, что надо!
– Пусть их будет не меньше, чем муравьёв в муравейнике. И пусть они будут столь же трудолюбивые…
Грохнуло так, что в ушах зазвенело. Сверкнула ослепительная молния, земля содрогнулась, запахло жареным. Зевс принял сыновнюю просьбу и передал по инстанции. Осталось дождаться результата.
На следующее утро Эак выглянул в окно и удивился: всюду копошились его новые подданные. Подчиняясь какому-то неведомому инстинкту, они сгребали и уносили мусор, изгоняли ядовитую живность, чистили реки и водоёмы и вообще – вели себя как трудолюбивые насекомые. Эак пригляделся и обнаружил в них определённое сходство с муравьями. Вышел на улицу.
Утренний ветерок холодил ноги. Однако, привычного покусывания в районе щиколоток не случилось. Вгляделся в землю под ногами. Муравьёв не было. Ни одного! Значит, все они превратились в людей? Но это же прекрасно! Отныне никого не нужно заставлять что-либо делать! Всё будет исполнено без понукания! Люди-муравьи, мирмидоняне… Спасибо, отец! Век тебя не забуду!